Кощей Трипетович Бессмертный - попытки расшифровки

Кощей Трипетович Бессмертный - попытки расшифровки его имени, отчества и фамилии

Немного о самом Кощее Трипетовиче Бессмертном.

Он нам по сказкам лишь известен!
Умел красавиц разных красть!
Из знатных княжн, иль царевен.
Да в разны тюрьмы помещать.

Кого - в подземны казематы,
Кого - в болота или в топь.
Их делал страшными, однако.
Коль поцелуешь, прежня - вновь.

Дружбан первейший Бабы Ёжке,
Которую Ягой зовут.
Сам он в чернющей из одёжек
С Драконом вместе - очень лют.

Он для бессмертья предназначен:
Не доберёшься, чтоб сломать иглу,
Которую в яйце он спрятал.
То - в утку, в зайца, в сундуку.

Сундук на дерево повесил
С названьем дуб - на острове Буян.
Он там висит столь много осень,
Которые никто не сосчитал.

Буян не сыщешь ты на свете.
С недавних пор - в Руси он есть!
На картах даже он отмечен.
Но сказочен он или нет?

Кощ не бессмертен, каждый знает,
Коль Смерть его живёт в игле.
Лишь царь Иван иглу сломает,
И нет Кощея! Умирает!
   И исчезает в Ада мгле.
    (МНС) 01.03.2025


Вариант замены буквы "О" на "А" в имени Кощей.

– Кощей – так в русских сказках первоначально называли Кощея
  Трипетовича Бессмертного.

  Но, начиная с 18 века, его почему-то стали называть Кащеем, даже А.С. Пушкин
  в "Руслан и Людмила".
  Еще одним плюсиком "в ту же колонку" служат:
  - название советского фильма-сказки Александра Роу - "Кащей Бессмертный";
  - опера Римского-Корсакова озаглавленная точно так же - "Кащей Бессмертный";
  - картина «Кащей Бессмертный» В. М. Васнецова, 1917–1926;
  - Кащей Бессмертный - имя персонажа иллюстрации к сказке «Марья Моревна»
    Ивана Яковлевича Билибина;
  - персонажи "Кащей Бессмертный" в фильмах:
       - «Там, на неведомых дорожках», 1982, в роли Кащея Бессмертного А. Г.
         Филиппенко;
       - «Последний богатырь», 2017–2021г. г., в роли Кащея К. Н. Лавроненко,
         и др.)
   - в мультфильмах и в анимационных фильмах с таким же названием.


  Однако если мы откроем записи русских народных сказок, сделанные в XIX веке
  известным фольклористом Александром Афанасьевым, то обнаружим в сборнике,
  выпущенном в свет в 1855 году, текст под названием "Кощей бессмертный".
  Причём в самой сказке это имя звучит в варианте - Кош!

  "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было
  три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унёс Кош Бессмертный".

  И тогда все становится ясно. Да, в безударном положении, перед ударным слогом
  буквы "а" и "о" в русской транскрипции неотличимы. Поэтому могла возникнуть
  такая путаница, особенно после столетий устных пересказов.

  Однако в варианте "Кош" буква "о" не просто отчетливо читаема. Она ещё и
  поставлена под ударение, благодаря чему спутать её с "а" просто невозможно.



Имя: Кощей. Рассмотрим несколько вариантов его происхождения.
 
Известно пока только одиннадцать вариантов образования имени Кощей:   
   1 вариант: образовано от слова «кость» и тогда – Кощей означает
     «худой, тощий человек, ходячий скелет.

   2 вариант: образовано от глагола «кастить» – «вредить, пакостить»,
     что злодейскому амплуа вполне импонирует (словарь Даля).
   
   3 вариант: он охранитель, сохранитель казны (кош = кошелёк,  кошель). 
     А жадиной-богачом его сделал около 200 лет назад А. С. Пушкин, сказав,
     что он «над златом чахнет»; а до этого он был добрейшим человеком.

   4 вариант: он кощун, насмешник; вероятно, отсюда произошло слово 
     кощунство.

   5 вариант: он - защитник от невзгод, так как кощ – навес в адыгейском словаре.

   6 вариант: он управитель мёртвых по (Википедии) И именуется там даже
     Кощеем Меднобородым и прямо зовётся владыкой подземного царства. Он вылезает
     из водной сферы и имеет медную бороду (со ссылкой на польскую и чешскую
     сказки).
   
   7 вариант: Кощей - это петух  или куриный потомок. Основанием для этого
     является то, что русские называют петуха ещё и кочетом или кочем. В
     основе этих слов лежит форма: «Ко-» (характерный звук, который издают
     петухи и курицы). От этого произошли слова: «коко» – яйцо, «кокошь» –
     курица, наседка; «кокотать», т. е. кудахтать. Имена Кочет, Кош, Кощей тоже
     родственны им.

     В связи с этим напрашиваются объяснительные параллели:
     - Кочет – тот, кто ко-кочет,
     - Кош – тот, чья жена ко-кошь,
     - Кощей – ко-коший (наседкин) муж или просто «Коший» («Кощей)».

   8 вариант: он - раб. Таким он встречается в "Слове о полку
     Игореве" (правда, дошёл до нас этот текст в списках только в XVIII веке, но
     это всё равно ещё до рождения А. С. Пушкина).
   
     Там есть такие строки: "Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногат; а кощеи
     по резан;" Обращены они к князю Всеволоду и означают следующее:
     - "Был бы ты, князь, здесь на юге, тогда бы чага стоила не больше
        ногаты а кощей - не больше резани", где:
        - чага - это раба,
        - кощей - раб,
        - ногаты, резани - мелкие монеты.
        {Более крупными монетами были гривны. В гривне было 20 ногат или 50
         резаней, а 2 резани (разрезанные пополам ногаты) составляли одну куну}.
 
     Тюркская этимология имени Кощея имеет то же значение: невольник, раб.

   9 вариант: он - поганый - это пленник.
     В другом месте "Слове о полку Игореве" автор называет половецкого хана
     поганым "кощеем". В тексте говорится, что Игорь пересел «из злата седла в
     седло кощеево», т.е. из княжеского седла (стола, на котором сидел) в «седло
     кощеево», т.е. в седло пленника (стал жить в половецком стане).  Из летописи 
     знаем, что Игорь содержался в плену в большом почёте, так что «седло
     кощеево» было не таким уж «рабским". А было седлом пленника.

   10 вариант: он  - не христианин, кочевник, половчанин, враг русичам (белому
     свету), но только не раб.
 
     Хан Кобяк назван «поганым кощеем»: «стреляй, господине, в Кончака, поганого
     кощея…». Слово «поганый» означает не-христианина. А кощей? Неужели, автор
     просто хулит половецкого хана Кончака рабом за то, что он пришёл разорять
     Русскую землю? Вряд ли. Кончак – половецкий хан, сват и бывший союзник
     Игоря – явно не раб и не пленник; он - не христианин, кочевник, половечанин.
     Кончак = поганый Кощей, следовательно он, как Кощей не христианин, кочевник,
     половчанин.   
     Олжас Сулейменов предложил понимать слово «кощей» как «кочевник».

   11 вариант: он - зимняя стужа. Это название взято нашими предками из
      многолетних наблюдений за погодой и природой.


Говорят, в русские волшебные сказки имя Кощей пришло довольно поздно, в XVIII веке, а до этого соответствующий персонаж носил имя Карачун, т.е. вполне
ханское имя. Но про Карачуна напрашивается совсем другая история.

       Вам решать какой версии слова Кощей придерживаться.



Отчество: Трипетович (очень-очень редко встречается в сказках, былинах, легендах и мифах).

   1 вариант: Кощей Трипетович (или Трепетович) является одним из главных
     действующих лиц в былине «Иван Годинович», в которой он не является сугубо
     отрицательным персонажем - скорее, - пострадавшим. В былине нет никаких
     указаний на то, что Кощей Трипетович - это дряхлый старик. Он просто
     богатырь с экзотическим отчеством Трипетович и предстаёт галантным,
     куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне.
     Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает
     невесту Кощея.

     Отчество Кощея – Трипетович «ещё не подвергалось толкованию»
     (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси) и выглядит совершенно неприступным
     для анализа.

   2 вариант: Трипетович потому, что его папа был Трипет Долгожилин.

   3 вариант: В этой интерпретации Трипетович – значит Трипетухович или третий
     Петухович (третий цыпленок у своих родителей).

     Таким образом, в этом варианте - отчество Кощея Трипетович свидетельствует,
     что он куриный потомок или потомок Кочета.

     А какой смысл имеет приставка «три»?

     На Руси вплоть до начала XX века праздновался загадочный и таинственный для
     современных исследователей праздник «троецыплятницы». Троецыплятницей
     называют курицу, выводившую цыплят три раза. Вот у такой курицы мог и
     родиться Кощей Трипетович.

      

Фамилия Кощея Трипетовича - Бессмертный.
    Эта фамилия прослеживается по многим сказкам, мифам легендам, фильмам и так
    далее, о Кащее.

    Однако Кощей тоже смертен.

    Не смотря на хороший и тщательный схрон иглы (или Смерти Кощея) в яйце, утке,
    зайце, ларце, в сундуке, на неприступном сказочном острове Буян, он всё-таки
    умирает из-за слома его иглы Иваном-царевичем.




– Кощей-падун означает предел жизни или смерть Кощея, где падун –
   это порог, преграда, предел чего-либо.




Вот такие расшифровки имени, отчества и фамилии Кощея Трипетовича Бессмертного
мне встретились в результате обзора сказок, фильмов, картин, статей, а также произведений в прозе и в стихах, о которых очень захотелось познакомить вас, интересующихся русским фольклором читателей.



ИСПОЛЬЗОВАНО И ОБЪЕДИНО В ОДНО ЦЕЛОЕ ИЗ:
А.С. Руслан и Людмила
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кощей
https://vk.com/wall-127152346_59294
https://yandex.ru/search/?lid=2380813&text=былине+
«Иван+Годинович»&l10n=ru&lr=194
https://vk.com/wall-144403710_22933
https://www.b17.ru/article/98185/
http://proza.ru/2018/04/06/353
https://stihi.ru/2019/12/18/1784
https://stihi.ru/2019/12/18/1969
https://dzen.ru/a/ZiZaok_Iy3yp2cxc
https://yandex.ru/search/?text=Кощей+имя+бессмертный-
+фамилия&lr=194&clid=2380813
https://bigenc.ru/c/koshchei-bessmertnyi-a9cf64
https://dzen.ru/a/Z4koX0KySTiC5sCn


Рисунок Кощея взят из свободных ресурсов интернет, спасибо за него его автору.


Рецензии
Евгений, отвечаю на ваш вопрос:
Отчество Соловья-разбойника в былинах может быть разным. Чаще всего встречается «Одихмантьев сын». Но в других версиях былин Соловей становится сыном татарина. Его зовут то Ахматович, то Рахматович, то Рахматов.
http://www.ridus.ru/master-hudozhestvennogo-svista--kem-byl-solovej-razbojnik-
http://www.ridus.ru/master-hudozhestvennogo-svista--kem-
byl-solovej-razbojnik-303725.html
Выбирайте, что вам больше понравилось!😊

Нина Степановна Маслова1   18.03.2025 05:27     Заявить о нарушении
Жаль, что вы своё отчество дарите Соловью!

Нина Степановна Маслова1   18.03.2025 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.