Сказ как связ 9 Водить за нос 10 Выйти сухим из...
9. Водить за нос
Фразеологизм «водить за нос» означает обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Происхождение выражения связывают с ярмарочными забавами, когда дрессировщики водили медведей за кольцо, продетое в нос. Животное покорно следовало за человеком, не понимая, куда его ведут. Со временем фраза стала применяться к людям, которых обманывают или манипулируют, словно послушным медведем.
В селе Кривоносово жил-был мужик по имени Фома Кузьмич. Славился он не только своим длинным носом, но и необычайной хитростью. Не было в округе человека, которого бы Фома за нос не поводил. То пообещает соседу Ивану помочь с сенокосом, да так и не придёт, то уговорит кума Степана продать корову за бесценок, наплетя небылиц о её болезнях.
Однажды приехал в село новый учитель, Алексей Петрович. Молодой ещё, неопытный, но рьяный в делах просвещения. Решил он новую школу для детишек построить, ведь старое здание вот-вот рухнуть грозилось. Да денег не хватало. Прослышал про это Фома Кузьмич и тут же явился к учителю с «благородным» предложением.
— Алексей Петрович, — говорит, — я человек сердобольный, хочу помочь детишкам нашим. Есть у меня сбережения, отдам всё до копейки на благое дело!
Алексей Петрович обрадовался:
— Спасибо вам огромное, Фома Кузьмич! Когда вы сможете пожертвование сделать?
— Да хоть завтра, Алексей Петрович! — отвечает Фома. — Только вот незадача: деньги-то я в лесу закопал, от воров прячу. Нужно мне туда сходить, откопать.
— Так я с вами пойду! — предложил учитель.
— Что вы, Алексей Петрович, — замахал руками Фома, — негоже вам по лесам шастать. Я сам схожу и принесу.
На том и порешили. Прошёл день, другой, неделя — нет Фомы с деньгами. Алексей Петрович уже волноваться начал: не случилось ли чего? Пошёл к Фоме домой, а тот на завалинке сидит, семечки лузгает.
— Фома Кузьмич, — спрашивает учитель, — а как же пожертвование?
— Ох, Алексей Петрович, — вздыхает Фома, — беда приключилась! Пошёл я в лес за деньгами, а там медведь! Еле ноги унёс, даже лопату бросил. Теперь вот жду, пока зверь уйдёт.
Учитель поверил и ушёл ни с чем. А Фома посмеивается в усы: очередного простака за нос поводил.
Но на этом история не закончилась. Через пару дней приехал в село ярмарочный цирк. И был там дрессировщик с медведем. Да не простым, а учёным: зверь и на задних лапах ходил, и на балалайке играл. Увидел это Фома и решил новую хитрость придумать. Подошёл он к дрессировщику и говорит:
— Уважаемый человек! А можно мне с вашим медведем прогуляться? Хочу соседей напугать: больно уж они меня обижают.
Дрессировщик почесал затылок:
— Ну не знаю… Мишка-то смирный вроде как… но всё ж таки зверь дикий.
— Да я заплачу! — предложил Фома. — И недолго: всего-то до леса и обратно.
Дрессировщик согласился при условии сам идти следом присматривать за зверем.
И вот ведёт Фома медведя по селу на поводке и громко кричит:
— Посторонись честной народ! Медведя на прогулку веду!
Сбежались все жители поглазеть на такое чудо. Тут и Алексей Петрович подоспел.
— Фома Кузьмич! — удивился он. — Так вот он какой — ваш лесной медведь!
Фома хитро улыбнулся:
— Точно так! Я его приручил и теперь веду показать место с закопанными деньгами для школы. Пойдёмте со мной: сами увидите!
Алексей Петрович согласился пойти вместе с ними в лес: впереди шёл Фома с медведем на поводке; за ним учитель; а позади дрессировщик наблюдал за всем этим шествием.
Долго ли коротко ли шли они по лесу… Вот остановился Фома на небольшой полянке.
— Вот здесь деньги закопаны! — заявил он уверенно.
— Так давайте откапывать! — обрадовался Алексей Петрович.
— Сейчас, сейчас… Только вот беда: лопату дома забыл… Может быть… вы сбегаете за ней? — виновато развёл руками Фома.
Учитель покачал головой:
— Ну что ж… Ладно уж! Ждите здесь: я быстро!
Алексей Петрович отправился обратно в деревню за лопатой. А тем временем Фома шепнул дрессировщику:
— Слушай-ка друг… А давай-ка спрячем медведя в кустах? Когда учитель вернётся — выпустим его для сюрприза!
Дрессировщик пожал плечами: ему эта идея показалась забавной шуткой.
Вернулся Алексей Петрович с лопатой, и видит: на поляне только один Фома стоит.
— А где же медведь? — удивился учитель.
— Да вот он! В кустах отдыхает! Сейчас позову его! — ответил Фома хитро.
Фома громко хлопнул в ладоши… И тут из кустов вылез медведь: свободный от поводка и двигающийся совсем по-звериному. Он зарычал низким голосом и сделал шаг вперёд.
Алексей Петрович побледнел:
— Ой-ой-ой!.. Это уже не шутки!.. Я пошёл!
И бросился бежать обратно в деревню так быстро, что лопату выронил на ходу. А Фома стоял да хохотал ему вслед:
— Алексей Петрович!.. Да куда вы?.. А как же школа?..
Прибежал учитель домой запыхавшийся и всем рассказывает про страшного медведя из леса. А тут подоспел сам Фома: ведёт зверя снова на поводке как ни в чём не бывала.
— Вот видите? Всё под контролем! Я его приручил окончательно! Теперь он нам школу строить поможет!
Тут уж все поняли: опять хитрый мужик всех за нос водит. Собрались сельчане всем миром и решили проучить его раз и навсегда.
На следующий день пришли они к дому Фомы всем скопом:
— Ну что ж ты творишь-то?! Хватит нас дурить!.. Либо ты сейчас же отдаёшь деньги для школы… либо мы тебя самого за нос поводим!
Фома понял: выкрутиться уже не получится… Пришлось ему раскошелиться на строительство школы.
С тех пор в Кривоносово появилась поговорка: «Не води за нос!.. А то сам без носа останешься!» Ну а сам Фома хоть притих ненадолго… но всё равно время от времени пытался кого-нибудь провести по старой привычке. Только теперь ему уже никто особо не верил…
Так построили новую школу для деревенских ребятишек; цирковой медведь уехал обратно на ярмарку; а хитрый мужик остался местной легендой как главный любитель «водить за нос».
10. Выйти сухим из воды
Выражение «Выйти сухим из воды» означает избежать заслуженного наказания, оправдаться, несмотря на явную вину. Происхождение фразеологизма связано со средневековым судебным испытанием водой, когда обвиняемого бросали в водоем: если он тонул, считался невиновным, а если выплывал – виновным, так как считалось, что вода, будучи чистой стихией, не принимает грешника. Однако находились ловкачи, умудрявшиеся выплыть и при этом оправдаться, что и породило это выражение.
В 1783 году после Масленицы приключилась в селе Криводырово история презабавная. Жил-был там мужик Прохор Силыч, слывший на всю округу хитрецом да пройдохой. Бывало, как учудит чего, так вся деревня диву даётся, как ему всё с рук сходит. Прозвали его «Прохор-сухоплёт», потому как из любой передряги сухим выходил, словно и не бывало ничего. Прохор не только на выдумки горазд был, но и языком молоть мастак.
Как-то прознал Прохор о заезжем судье в соседнем селе, якобы умевшем правду от кривды отличать, аки Бог на небесах. Решил он поглядеть на такое диво дивное. Пришёл, а там уж народу видимо-невидимо. Судья и впрямь чудной: в парике белом, как сметана, в мантии чёрной, как вороново крыло, а в руках – весы огромные.
— Люди добрые! — возгласил судья. — Кто хочет правду свою доказать?
Тут вперёд выступил мужик здоровенный, Федотом кличут:
— Я хочу, господин судья! Обвиняю вот этого Прохора в краже моего поросёнка!
Прохор аж поперхнулся от неожиданности. И впрямь, свистнул он намедни у Федота хрюшку, да только кто ж его за руку поймал?
Судья велел обоим подойти ближе и приказал слугам вынести огромный чан с водой.
— Вот что, — говорит судья, — будем судить по старинке. Кто из вас в воде не утонет, тот и прав. Ну-ка, Федот, полезай в чан!
Федот, не умевший плавать, как камень ко дну пошёл. Еле успели его вытащить, откачать.
— Ну что ж, — говорит судья, — видать, ты, Федот, и впрямь понапрасну человека обвинил. А теперь твоя очередь, Прохор!
Прохор, хоть и умел плавать, да знал, что коли выплывет, то виновным признают. Тут-то и пригодилась ему вся его хитрость.
— Позвольте, господин судья, — говорит Прохор, — перед испытанием молитву сотворить.
Встал Прохор на колени, руки к небу воздел и давай креститься да бормотать что-то. А сам тем временем потихоньку пятится к чану. И вдруг как подскочит, да как плюхнется в воду!
Народ ахнул, а Прохор тут же на поверхность вынырнул, отфыркивается, да кричит:
— Чудо, чудо! Сама Богородица меня спасла! Невиновен я!
Так и вышел Прохор сухим из воды, хоть и мокрый был с головы до пят. С тех пор в Криводырово повелось: как увидят, что кто-то от наказания ловко уходит, так и говорят: «Ишь ты, сухим из воды вышел, аки Прохор-сухоплёт!»
А Прохор после того случая ещё большим пройдохой стал. То у соседа корову уведёт, то у купца товар умыкнет. И всё ему с рук сходит! Мужики дивятся:
— Как же так, Прохор? Ведь все знают, что ты ворюга, а поймать не могут!
А Прохор только посмеивается:
— Эх вы, простофили! Главное – уметь сухим из воды выходить!
Но была у этой истории и другая сторона. Прохор-то после встречи с судьёй не на шутку уверовал в свою неуязвимость. Стал он всё наглее да наглее. И вот однажды задумал он самое дерзкое ограбление – обчистить дом самого воеводы! Темной ночью пробрался Прохор в воеводские палаты, набил мешок добром, да только на выходе споткнулся о кота и грохнулся на пол. Поднялся шум, сбежалась стража, и вот уже Прохора ведут на суд к самому воеводе.
Воевода, грозно сверкая глазами, спрашивает:
— Ну что, ворюга, попался? Что теперь скажешь в своё оправдание?
А Прохор, не растерявшись, отвечает:
— Ваша милость, не виноватый я! Это всё сон! Приснилось мне, будто я в ваши палаты забрался, вот я спросонья и пошёл, куда сон указал. А мешок этот – так это мне тоже приснилось, будто я его собираю!
Воевода от такой наглости аж побагровел и велел бросить Прохора в самый глубокий подвал, где вода по колено стояла. Три дня и три ночи просидел Прохор в подвале, а на четвёртый день привели его снова к воеводе.
— Ну что, — говорит воевода, — будешь ещё воровать?
А Прохор ему в ответ:
— Ваша милость, да разве ж это воровство было? Это я, вишь, решил проверить, правду ли люди говорят, что я завсегда сухим из воды выхожу. Вот и полез в ваши палаты, чтобы потом в темнице посидеть да проверить – выйду али нет. А теперь вижу – не выходит! Мокрый я, аки мышь!
Воевода от такой выдумки расхохотался и отпустил Прохора с миром. Так и вышел Прохор в очередной раз сухим из воды, хоть и мокрый был с головы до пят. А выражение «выйти сухим из воды» с тех пор прочно вошло в обиход, напоминая о ловкаче Прохоре и, что иногда и самому отъявленному пройдохе может не поздоровиться.
2025 г.
Свидетельство о публикации №225030101850