Писатели об эпидемиях, чуме, ковиде
Эпидемия COVID-19 стала не только глобальным событием, но и источником вдохновения для многих писателей, которые начали осмыслять её через художественную прозу. Вот несколько примеров, как пандемия может быть отражена в литературе:
### 1. Изоляция и одиночество
- В произведениях могут быть описаны переживания персонажей, оказавшихся в изоляции. Это может быть как физическое одиночество, так и эмоциональное, когда герои сталкиваются с невозможностью общаться с близкими.
- Пример: история о человеке, который, находясь на карантине, начинает переосмысливать свою жизнь, вспоминать прошлое и анализировать свои отношения с окружающими.
### 2. Страх и неизвестность
- Пандемия принесла с собой страх перед неизвестностью. В художественной прозе это может быть отражено через внутренние монологи героев, их тревоги о будущем, здоровье близких и собственной безопасности.
- Пример: рассказ о враче, который каждый день сталкивается с новыми вызовами, теряет пациентов и борется с собственным страхом заразиться.
### 3. Социальные изменения
- Писатели могут исследовать, как пандемия изменила общество: дистанционная работа, закрытие границ, новые формы общения. Это может быть как реалистичное описание, так и антиутопия, где мир после пандемии становится ещё более жёстким и контролируемым.
- Пример: роман о мире, где после пандемии правительства вводят тотальный контроль над гражданами под предлогом защиты их здоровья.
### 4. Солидарность и человечность
- Несмотря на трудности, пандемия также показала примеры взаимопомощи и солидарности. В прозе это может быть отражено через истории о людях, которые помогают друг другу в сложных условиях.
- Пример: повесть о соседях, которые, несмотря на социальную дистанцию, объединяются, чтобы поддержать друг друга.
### 5. Философские размышления
- Пандемия заставила многих задуматься о смысле жизни, смерти, уязвимости человечества. В художественной прозе это может быть выражено через глубокие философские диалоги или внутренние размышления героев.
- Пример: роман, где главный герой, переживая потерю близкого человека, начинает задаваться вопросами о природе человеческого существования.
### 6. Антиутопии и постапокалипсис
- Некоторые авторы могут использовать пандемию как отправную точку для создания антиутопий или постапокалиптических сюжетов, где мир после вируса становится совершенно другим.
- Пример: история о выживших в мире, где вирус мутировал и привёл к краху цивилизации.
### 7. Юмор и сатира
- Несмотря на серьёзность темы, некоторые писатели могут использовать юмор и сатиру, чтобы показать абсурдность ситуаций, связанных с пандемией (например, паника из-за туалетной бумаги или странные правила карантина).
- Пример: сборник рассказов о комичных ситуациях, в которые попадают люди из-за карантинных ограничений.
### Примеры произведений:
- "Карантин" (гипотетический роман) — история о группе людей, оказавшихся в изоляции вместе, где их страхи и конфликты выходят на поверхность.
- "После вируса" — антиутопия, описывающая мир, где пандемия привела к тотальному контролю над обществом.
- "Дни изоляции" — сборник рассказов о том, как разные люди переживают карантин, их страхи, надежды и маленькие радости.
Стивен Кинг "Противостояние"
Противостояние Добра и Зла – тема извечная и поднимается едва ли не в каждом произведении. Какой-то человек, возомнивший себя всемогущим, хочет уничтожить группу неугодных себе, подчинить мир, безраздельно властвовать… если не уничтожить его совсем. Зачем? А затем, что так он захотел.
В данном же случае противостояние началось с глупости человеческой. С другой стороны, этот глупец просто хотел выжить. Но, увы, принёс смерть миллионам. На одной из секретных военных баз случилось, скажем так, ЧП. И один из людей невысокого чина успел сбежать, и довольно незаметно, не зная, что сам уже заражён смертельно опасным экспериментальным вирусом. А дальше по цепочке, от одного к другому, пошла смерть от супер-гриппа, который назовут «Капитан Торч».
Но каким-то чудом умирали не все контактировавшие с инфекцией. Кто-то вообще не проявил никаких симптомов. Даже при намеренном введении возбудителя в организм (пусть и помимо их воли). И эти выжившие начали видеть странные сны о старой женщине среди солнечного кукурузного поля и Чёрном Человеке. И, как водится, появились два лагеря, каждый шедший к одному из видимых во сне.
Надо сказать, разношёрстные собрались компании по обе стороны, и часто удивляло, почему одни именно здесь, а не по ту сторону. Но одними двигал страх, другие искали света и, опять же, боялись кого-то из двух, третьи – сомневались и просто искали общества людей. И, возможно, странно, а, возможно, и нет, но лагерь Чёрного Человека, Рэндала Флэгга, как он себя называл, был более организован: здесь быстрее восстановили привычную, цивилизованную жизнь, нарастили военный потенциал, была дисциплина. Но какой ценой? Страх, казни, наказания… как нацисты в 20-м веке. Хотя и Лас-Вегас начала 90-х. В Боулдере же, куда собрались приверженцы матушки Абагейл, негритянки ста восьми лет, царило большее «раздолбайство». Люди больше разглагольствовали, чем делали, но всё же что-то да делали, когда нашлись те, кто смогли организовать. Хотя и в разы медленнее, чем Флэгг.
Но что получилось в итоге? Власть, основанная на страхе, долго не протянет. Найдутся те, кто решит сбежать, чтобы не бояться. Спрятаться в огромном мире, где никто не найдёт. Когда же у людей есть идея, есть стремление к миру, к мирной жизни – именно тогда они готовы свернуть горы. Готовы отдать жизнь ради мира, как бы парадоксально это ни звучало.
Власть, которая основана на запугивании, страхе, подобна колоссу на глиняных ногах: сколь драгоценным ни было ы тело, а глиняные колени не выдержат веса.
Но есть и другое утверждение: порази пастыря, и овцы разбегутся. Какой бы ни была власть: основанная на мире и порядке или же на жестокости и страхе, без лидера, способного вести за собой, люди просто разбегутся.
А как бы сложилась жизнь всех этих людей, не будь эпидемии? Вероятно, многие так бы и жили своей тихой жизнью, не зная, какое начало в них сокрыто, злое или доброе. Кто-то из лагеря матушки Абагейл погубил бы себя, как, например, губил себя певец Ларри Андервуд, погрязая в разгульной жизни и наркотиках, думая только о себе. Такие, как Ллойд Хендрид, вероятно, закончили бы жизнь на электрическом стуле или в перестрелке, так и оставшись мелкими бандитами. А Гарольд Лаудер? Человек со светлыми идеями, но тёмным началом… что было бы с ним в «нормальном» мире? Сложно сказать. Определённо можно сказать лишь одно: такие фанатики, как Мусорный Бак, способны творить хаос как в обычном мире, так и в апокалипсисе.
Эпидемия COVID-19 стала мощным источником для художественного осмысления, и в ближайшие годы мы, вероятно, увидим ещё больше произведений, посвящённых этой теме.
Стивен Кинг посмотрел российский сериал «Эпидемия»: «Спагетти-вестерн, только со снегом»
7 октября в каталоге Netflix появилось несколько российских фильмов и сериалов, включая проект Павла Костомарова «Эпидемия» (или «К озеру», как его назвали для иностранного рынка). Проект занимает четвертое место по просмотрам в рейтинге лучших сериалов платформы (по данным FlixPatrol) и входит в топ-10 в 56 странах мира. Среди прочих «Эпидемию» оценил писатель Стивен Кинг, который похвалил операторскую работу и сравнил проект со спагетти-вестерном, но «только со снегом».
««Эпидемия» — чертовски хороший русский сериал на Netflix. Необходимо знать четыре вещи:
1. Есть чума.
2. Там много снега и холода (Россия, тупица).
3. Все пьют водку.
«Эпидемия» — история о подмосковной семье, которая вместе с другими выжившими спасается от внезапной эпидемии смертельного вируса. Он напоминает симптомами банальный грипп, но от него нет спасения, и любой заразившийся в итоге погибает. Человечество не знает, как справиться с новой болезнью, и цивилизация постепенно начинает разрушаться. Остаётся лишь небольшая территория, населённая доведёнными до отчаяния людьми, чья главная цель — выживание любой ценой.
Мировая премьера сериала «Эпидемия» состоялась в Каннах в рамках основного конкурса международного фестиваля CanneSeries. «Эпидемия» стала первым российским сериалом, попавшим в программу престижного смотра.
Академик Арег Тотолян: «История человечества – это история борьбы с эпидемиями»
Источником необязательно будет человек. Могут быть любые теплокровные или переносчики – клещи, комары.
История человечества – это история борьбы с эпидемиями
– Арег Артёмович, почему пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для всего человечества?
– Любая новая или вернувшаяся старая инфекция становится глобальным вызовом. России повезло в определенном плане, что до конца марта 2020 года у нас была возможность изучить опыт прежде всего Китая и подготовиться. Пример Китая говорил, что будет большая нагрузка на всю систему здравоохранения, что и произошло. Потому что это – новая инфекция, возбудитель с новыми свойствами и население земного шара абсолютно «наивно», то есть не подготовлено, к этой инфекции. Иммунная система отреагировала на него как на нечто совершенно незнакомое. Факторов защиты ни у одного человека на земном шаре не было. Соответственно, такой была и реакция.
– Когда ваш институт начал изучать SARS-CoV-2?
Уже в конце января 2020 года институт получил задание из центрального аппарата Роспотребнадзора, и тогдашний замдиректора Александр Семёнов вошел в состав первой делегации специалистов Роспотребнадзора, отправившейся в Китай, для изучения их опыта и апробирования первой разработанной Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» ПЦР-системы для идентификации вируса SARS-CoV-2.
Потом были ещё подобные поездки. Заместитель директора Института по научной работе Владимир Дедков вошел в число команды экспертов ВОЗ по вирусологии, и они уже ездили в Китай с целью изучения вопроса о происхождении вируса. Когда появляется новая инфекция, то первой задачей является поиск источника и путей передачи, чтобы представлять цепочку реализации. Без этого не разработать противоэпидемические мероприятия. Далее необходимо разработать инструментарий для идентификации вируса, а также для оценки иммунного ответа. И следующая задача – найти средства борьбы с этой инфекцией, включая вопрос неспецифической и специфической профилактики.
– Почему начало пандемии было столь тяжёлым в плане течения заболевания?
– То, что происходило в первый год, было вполне прогнозируемо, поскольку, как мы уже говорили, население было абсолютно «наивно» в отношении этой инфекции. По мере формирования не только индивидуального, но и популяционного иммунитета изменялась заболеваемость, но изменялись и характеристики вируса. Если исходный уханьский вариант давал самую выраженную клиническую картину, альфа и дельта тоже тяжело протекали в форме пневмоний, то с омикроном ситуация изменилась. Несмотря на высокую контагиозность, он давал очень легкую форму заболевания, напоминающую ОРЗ. Процент тяжёлых случаев упал до уровня менее 0,5 процента. И за счёт быстрой передачи вируса произошла естественная иммунизация в течение полугода. Этот период совпал с весной 2022 года, когда Минзрав дал нам разрешение на клинические испытания кожного теста для оценки специфического Т-клеточного иммунитета, и мы должны были набрать контрольную группу не болевших и не вакцинированных. В марте и апреле мы с большим трудом набрали 30-40 человек. А к лету 2022 года это уже стало невозможным. Проводя популяцяционные исследования в 2022 и 2023 годах, мы видели, что практически нет или не болевших, или не вакцинированных.
– Насколько вероятно повторение подобной пандемии?
– Вероятность достаточно высокая. История человечества – это история борьбы с эпидемиями. Когда она придёт, ответить невозможно. Но готовыми надо быть. Опыт, накопленный в процессе прошедшей пандемии, с этой точки зрения, является незаменимым. В моём представлении, можно однозначно ответить, что, скорее всего, это будет вирусная инфекция. Потому что таких эпидемий, пандемий бактериального происхождения давно не было. А вирусы гораздо быстрее меняются, бактерии более стабильны, поэтому иммунная прослойка существует. В прошлом году в обиход вошел термин «болезнь икс». Имеется в виду «инфекция икс». Конечно, нет такого диагноза, это некая модель, условность. Источником необязательно будет человек. Могут быть любые теплокровные или переносчики – клещи, комары. Дальше неизбежно должна быть сформулирована задача изучения вируса в плане опасности для человека. Эти инструменты существуют.
– SARS-CoV-2, давший нам пандемию, был все-таки природного или искусственного происхождения?
– Работа международной группы экспертов-вирусологов под эгидой ВОЗ, о которой мы уже говорили, продолжается. В настоящее время нет доказательств того, что вирус имеет искусственное происхождение. Хотя такие гипотезы были. Конечно, нужны дополнительные исследования, и рекомендации со стороны ВОЗ имеются. Что я сам думаю об этом? У меня нет идей относительно происхождения. Я как иммунолог оцениваю его эффекты на иммунную систему и могу сказать, что не так уж много вирусов, которые бы могли блокировать систему интерферонов, они просто выводили ее из игры. То есть, по существу, при этой инфекции развивалась интерферонопатия. Слава богу, это состояние обратимо. Именно это свойство вируса легло в основу дальнейшего иммунопатогенеза и дальнейшего развития инфекции, включая клинические проявления. Сейчас мы видим, что иначе протекают ОРЗ – они стали чаще и длиннее. Это укладывается в наши представления о постковиде.
– Почему проявления постковидного синдрома столь различны?
– С иммунологических позиций – это проявление тех иммунологических дефектов, которые развились в результате перенесенного COVID-19. Эти дефекты носят не только системный характер, но и местный. Вспомните, какое разнообразие клинической картины давал COVID. Аналогичная ситуация с постковидом: клиническое разнообразие очень широкое и зависит от того, какие органы и системы затронуты в части местного иммунитета. То есть бьёт по больному. Слава богу, что развитие иммунодефицитного состояния не является обязательным условием. Если бы это было обязательным условием, нам бы пришлось очень тяжело. В каком проценте случаев происходит – пока мы изучаем это. Но то, что развивается иммунодефицитное состояние на системном или на местном уровне, – это факт. Несколько иначе, включая ОРВИ, могут протекать обычные инфекции или начинается череда непонятных аутоиммунных, онкологических заболеваний. Иммунная система ответственна за всё благополучие организма.
– Каковые основные уроки пандемии?
– То, как справились и санитарные службы, и система здравоохранения, развернуло общественное мнение в сторону медицины и науки. Три ковидных года существенно изменили отношение к эффективности медицины. Отношение к медикам – это очень важный пример. Кроме того, появилось понимание, что необходимо развивать фундаментальную науку. В науку пришли молодые, мы видим формирование команд и преемственность поколений в науке, чего раньше очень не хватало.
– Вы так или иначе изучаете все великие эпидемии столетий. Какая из них впечатлила больше всего?
– Как говорится, в большой семье самый любимый ребёнок – последний.
https://dzen.ru/a/Z8ghG6JGCVUE24fF
Видео в живом журнале https://shersherry.livejournal.com/61295.html
Свидетельство о публикации №225030201007