Каждый хочет иметь и невесту, и друга

Очень жаль, что нашу современную "женскую прозу" представляют рассказики Виктории Токаревой, эти куски пошлости. Большую часть её творчества составили ненависть в СССР и истории супружеских измен. Но, как я уже писала здесь, на Прозе ру, в СССР, вследствии войны, мужчин на всех желающих не хватало. Но в фильмах о "советских любовницах" героини уже просто дурили.
Но есть всё-таки у Токаревой рассказы, скажем так, с потенциалом. И один из них - "Полосатый надувной матрас".
Этот рассказ уже исторический, и в этом его ценность. Действие происходит в 1993 или 1994 году. Но скорее, всё-таки, в 1994, потому что приметы времени - охота за одинокими людьми с недвижимостью, сериалы и продажа книг в бакалейном отделе гастронома.
Приватизация и продажа квартир была разрешена в 1993 году (ваучеры). В начале 90-х стали массово издаваться самопальными издательствами, всякими АО и "совместными предприятиями", тогда ещё любимые народом книги, - Марк Твен, любовные романы, А. Дюма, вышло даже полное собрание сочинений Ремарка в тонком переплёте, охочусь за таким, но только чтобы муха не сидела. А реализовывались они не через книжные, всякие там "книготорги" и "политкниги", а в книжных отделах продуктовых и промтоварных магазинов.
Ещё движущая сила этого рассказа - сериалы. Надуманным сопереживанием красивым и богатым героям отвлекали тогда население от трагедии страны, нравственного и экономического краха и тех, кто реально нуждается в помощи. Это было мощное переформатирование населения.
Персонажей в рассказе немного. Люся, Нина и Фернандо. А ещё продавщица Лида и уборщица Люся. И массовка из воспоминаний.
А Фернандо - это просто Федя.
Этот рассказ Токаревой - довольно добротный. Это ещё и детектив с совершенно неожиданной развязкой.
Бездетная престарелая Люся уже достаточно давно похоронила мужа. Из близких у неё только жених Фернандо да строгая подруга Нина, директор школы. Но Нина для Люси, что старшая сестра, хотя и на тринадцать лет младше.
Люся у Токаревой - очень живой образ. Дело в том, что сейчас такие придурковатые, инфантильные бабушки растут и ширятся среди всех слоёв, а тогда были только из "богемы". Но Люся честно осознаёт, что без мужа она - "ноль без палочки".
Живой получилась и Нина, надёжная строгая женщина вроде фреке Бок (ведь последняя - очень порядочная).
Я читала этот рассказ несколько раз. В первый раз много лет тому назад, и его развязка была для меня, как удар по голове. Просто была отторопь, зачем такое писать, зачем такое выдумывать.
А спустя годы я воспринимаю его уже спокойно. Молодёжи, на которую у нас всё время ориентируется, конечно, такое будет противно. А сверстникам Люси - может быть, и руководством к действию.
У Люси есть молодой любовник Фернандо, Федя. Люся недалёкое существо, но себя и Фернандо оценивает трезво. Она ценит то, что у неё осталось, - квартира и дача. И Нина, и Фернандо.
Кульминация рассказа - Фернандо делает Люсе предложение, с ультиматумом, что если она не выйдет за него замуж, то он её бросает. Люся в шоке, но рада. Она стыдится неотёсанного Фернандо, который, как и Нина, не её круга. Но тут же решает, что в гости с ним ходить не будет, чтобы не позориться. И вспоминает, что после смерти мужа её никуда уже и не зовут.
Люся хвастается Нине, которую считает дурее и некрасивее себя. Нина её выбор не одобряет, но всё-таки строго спрашивает, что же её останавливает.
"Тогда он узнает, сколько мне лет!"
"А сколько он думает?"
"Ну... шестьдесят".
На самом-то деле Люсе уже семьдесят три, а Фернандо сорок. Это и есть детективная развязка данного рассказа.
Токарева, со свойственной ей еврейской злостью и гадким, издевательским еврейским юмором, хотела написать жестокий, глумливый рассказ как насмешку над человеческим одиночеством. Да, Люся, никчёмная. Но она прежде всего человек, и ей тяжело и страшно. Даже роди она в браке детей, это не гарантия защиты от одиночества. Детям и внукам скучно со своими стариками, они не понимают их и не хотят тратить на них своё время.
Потому что старость - это проклятие рода человечества.
Я была в гостях у одной женщины, которая такая же Люся, и у неё Фернандо, и не один. Ей было 85, и она не из простых. И она не вызвала отвращения, а наоборот, восхищение, что она не гниёт, а живёт. Потому что личную и семейную жизнь, даже стандартную, не стоит выставлять на всеобщее обозрение, её непременно захотят изгадить.
Я уже писала на эту тему, рассмотрев фильм Фассбиндера "Страх съедает душу".
Нина не одобрила этот брак, сказав строго, что Фернандо "пасёт богатых старух". Люсю она называла "нищей миллионершей" из-за квартиры и дачи.
Финал рассказа - открытый.

Каждый хочет любить,
И солдат и моряк,
Каждый хочет иметь
И невесту, и друга.

Приложение
Но Токарева решила закончить свой рассказ, как Лев Толстой заканчивал свои романы. Она оставляет Люсю наедине со своими воспоминаниями. И Люсе вдруг пришёл на память полосатый надувной матрас, который её отец привёз ей из-за границы.
Тут сразу вопрос возникает. Если действие происходит в 1994 году, а Люсе 73 гола, то родилась она в 1920 - 1921 годах (время действия - зима). И тринадцать лет ей было в первой половине 30-х годов, когда за границу советские люди просто так не сновали. Но, конечно, Люсин отец мог быть и дипломатом, и торговым представителем, и бывать за границей.
Завершение рассказа о жизни необычной одинокой старухи из Москвы воспоминанием о матрасе считаю органичным и логичным. Она просто хочет вернуться в детство, когда у неё всё хорошо и всё впереди.
Но тут же цепляется вопрос, как же Люся пережила военные годы? Ведь её сверстницы вспоминали это с ужасом! Люсе тогда было двадцать - двадцать пять лет, а война её совсем не опалила! Конечно же, её загадочный отец снабжал её консервами, когда соседи голодали.


Рецензии