Кшесинская в роли Кшесинской
Матильда Феликсовна Кшесинская сыграла историческую роль не только в Петербургском, но и в русском балете. Она появилась на сцене в то время, когда, как писали критики «для возбуждения интереса к зачахшему балету дирекция приглашала знаменитых итальянских балерин, которые завладели репертуаром и сердцами балетоманов». Публика, и сами артисты были убеждены, что без итальянок нет отечественной сцены, что Италия останется вечным поставщиком балерин для столичных театров.
И вдруг появилась совсем юная Кшесинская и за несколько лет категорически опровергла эту теорию. Талант ее так начал быстро распускаться, и так пышно расцвел, что привычное обаяние итальянок заметно потускнело. Дирекции театров решили более не прибегать к их услугам, довольствуясь молодыми русскими танцовщицами, а главным образом возлагая надежды на счастливую звезду Матильды Кшесинской.
С первых шагов М. Ф. Кшесинской на сцене и до прощального ее спектакля, т. е. более двадцати лет ее талант развивался и эволюционировал. Кшесинская с каждым годом шла вперед, настойчиво работая и совершенствуясь. Она сумела красиво, смело уйти со сцены, унеся с собой славу, не дожидаясь тех мрачных для артистов дней, когда слава начинает ускользать от них. Пережить свою славу мучительно для настоящего таланта, но Кшесинской об этом рано думать. Она обязана выступать хотя бы изредка, напоминая о себе, обязана, потому что любит свое искусство, потом у что зритель любит ее искусство. Осень этого искусства еще далека! Вот почему хочется повторять без конца: «до свиданья!» С уходом Кшесинской, в балетной труппе образовалась брешь. Временами редко, редко, как солнце пригревает и освещает Петербург, талант А. П. Павловой.
"Кшесинская и Павлова — писал А. Плещеев, — яркие противоположности, несравнимые между собой. Это две самые яркие звезды, которые видел балет за последние годы. Одна похищена от нас заграницу, другая спряталась! Есть, разумеется, еще даровитые артистки, но творчество их, не настолько многообразно, а скорее одностороннее. Одна привлекает на редкость правильными танцами, другая — женственностью, грацией, лиризмом. Драматическое вдохновение, глубокий внутренний облик, большие пламенные чувства, — вот что давала нам Кшесинская, помимо ее превосходных, художественных танцев. Такой богато-одаренной драматической балерины я больше не вижу и горюю за Терпсихору. Пусть чарующая муза вернет нам Кшесинскую, и мы, все мы, любящие балет, порадуемся".
М.Ф.Кшесинская - Аспиччия в балете "Дочь фараона" Ц.Пуни (с автографом). Спектакль: «Дочь фараона». Постановщик: Петипа Мариус Иванович. Премьера: 21.10.1898. Мариинский театр. Период создания:1912-1917. Номер в Госкаталоге:22292515. Номер по КП (ГИК):СПбГМТМИ ГИК 17937/516. Музей театрального и музыкального искусства.
#Кшесинская #Петербург #Гоген #Мариинскийтеатр
Свидетельство о публикации №225030201431