Из записок о военном детстве

Ирина Баранова(Праздникова): Здравствуйте, Геннадий Григорьевич! Отправляю Вам мамин рассказ  о военном детстве.
«В войну мы с Павликом ездили в лес за дровами на санках. Мне было 11 лет ( за дровами я ездила с 9 лет до 15). Валенок не было, носили ичиги, они скользкие, да еще дырявые, на голове шаль и телогрейка. Ездили в Козлуху или еще ее называли Ключик. Это как небольшой водопад. На него было очень трудно забраться, а там еще на гору надо подняться и по глубокому снегу найти валежник, распилить и разрубить его, сложить на санки и везти. А с горы, чтобы санки не скатились, вставляли клин и потихоньку спускали. По реке  Шилке зимой еще ничего было везти, а вот ближе к весне, тяжело, дорога таяла. Но Павлик был такой трудяга, даже иногда и 2 раза в день со мной ездил. Утром рано такой туман стоит, градусов 30 вот уедем, потом немного отдохнем, поедим картошки или суп постный с квашеной капустой, и опять едем, возвращаемся темно. Мы иногда пропускали уроки, но учителя нас не ругали, понимали. Мы с Павликом учились хорошо. Когда Павлика не стало и пришел папка с фронта, он меня везде брал с собой. В лес за дровами на корове: сшили ей на ноги какие-то тапки, хомут и вот запрягали как лошадь, а понукали: "Зоб- Зобе" .Как вспомню, так мурашки по телу! Сосну станем спиливать, а пила заедает и не пилит, снегу на нее бросишь немного, лучше станет.
   Вот едва спилим, отрубим ветки, распилим, сложим в сани-надо хорошо завязать, а у меня какие силы! Отец злится! Мне его тоже жалко, что с меня требовать! Вот так мы с ним очень часто ездили. А сестра Тамара- она старше меня на 2 года, не ездила, стеснялась, что на корове, убежит в школу пораньше, вот так мне и доставалось! Я и с мамой, и с папой, и с Тамарой, и с Павликом ездила за дровами, за жердями- это тоненькие деревца, ими городили огород, еще тычки- очень молоденькие деревца, они нужны для гороха. Так вот, жерди и тычки мы сбрасывали со скалы и они падали вниз на Шилку. Расскажу, как мы с Тамарой ездили в Кулинду за дровами. Уже возвращались домой с дровами и угодили в речку, которая как называется, кипит т. е. будто замерзла, а на самом деле не замерзла. Мы все ноги промочили, дрова бросили с санок и бегом домой. Добежали до кирпичного завода, у них обогрелись, просушились и домой пришли без дров.»
Примечание : написано Буньковой Анной Киприяновной , 1933 года рождения , моей одноклассницей, скончавшейся в Ангарске в 2017 г.


Рецензии