Творцы советского жанрового кино. Александр Птушко

Сложно себе представить насколько технический гений Александра Лукича Птушко опередил свое время. По сути два его первых фильма " Новый Гулливер " и " Золотой ключик " далекие предвестники трд кино и современных технологий. Сложно поверить пересматривая сейчас эти фильмы что снято это по сути на самой заре кинематографа. К сожалению не состоялся третий довоенный фильм Александра Лукича " Полет на венеру " ( 1938 ) а если бы состоялся то стал бы без сомнения прорывом советской кинофантастики ибо в нем собирались воспроизвести мир населенный динозаврами. Но на стадии производства фильм приказали свернуть гадать трудно но думаю получилось бы что то вроде американского Кинг Конга ( 1933 ) если кто помнит ту часть где герои пересекают остров с динозаврами. " Однако начинал Александр Лукич с чистой мультипликации ещё в двадцатых годах создав серию пропагандистских мультфильмов " Приключения Братишкина " и по сути был одним из зачинателей советской мультипликации. И уже в первом полнометражном своем фильме " Новый Гулливер " ( 1935 ) произвел прорыв, было анимировано более полутора тысяч кукол причем ни одна из них не повторила другую! все практически вручную и к тому же революционное для того времени технология совмещения с живыми актерами! Плюс к этому уникальная мимика каждой куклы американцы говорят увидев фильм пришли в шок! ну культурный конечно. Александра Лукича приглашали работать в Голливуд но он заявил может работать только в России.
Такой же революционной технологией был создан и " Золотой ключик " ( 1939 ) в основе которого сказка Алексея Толстого. В отличии допустим от " Приключений Буратино " ( 1975 ) где куклы сделаны аляповато и топорно в фильме Птушко как не вглядывайся не отличишь где задействована кукла а где играющий её человек. У Птушко извините это практически 3 д технология с поправкой на довоенные года но однако по технологиям прямо полвека вперед. Совмещение дальних и передних планов в сценах с Буратино идеально, фильм Нечаева извините снятый через сорок лет это просто детский сад в сравнении с тем что делал мастер. К сожалению война прервала эти замечательные начинания, во время её в эвакуации Александр Лукич делал комбинированные съемки для военных фильмов и киносборников. " Два бойца " к примеру полностью трюковые и комбинированные съемки под его руководством. Александр Лукич мечтал после войны мечтал вернуться к технологиям объемной мультипликации продолжить эти поиски, однако эту технологию после войны либо свернули либо даже запретили. И тогда сняв первый экспериментальный послевоенный фильм " Каменный цветок " ( 1046 ) где главное достоинство было в новых технологиях применения цвета Александр Лукич окончательно ушел в мир русской былины где его манили размах и масштаб зрелищного кино. Одни за другой вышли масштабные по размаху съемок и массовки " Садко " " Илья Муромец " " Калевала " это в пятидесятые, в шестидесятые Александр Лукич снимал исключительно экранизации " Сказка о потерянном времени " Шварца ( единственная на современном материале ) " Алые паруса " Грина " Сказка о царе Салтане " Пушкина. С " Вием " история отдельная, практически он был призван Пырьевым спасти картину после того как молодые режиссеры сняли этот сюжет изначально в более реалистической манере проигнорировав мистическую составляющую. Александр Лукич развернул сюжет в сторону безумной хоррор феерии с сонмом фантастических тварей результат нам всем хорошо известен. Фильм был закуплен множеством западных стран и до сей поры несет титул самого жуткого советского хоррора и по прежнему любим и популярен. Современные интерпретации Вия даже близко не встали на уровень этого шедевра. К семидесятым Александр Лукич пришел с множеством планов, он очень хотел экранизировать " Повесть временных лет " и " Тараса Бульбу " это была его мечта, но чиновники боясь остроты материала каждый раз тормозили начало съемок. " Руслана и Людмилу " ( 1972 ) режиссер снимал уже больным прекрасно понимая что данный фильм последний, но к счастью он успел. По эпическому размаху и по опять таки революционным спецэффектам фильм этот встал в один ряд с лучшими эпическими лентами Птушко " Садко " и " Илья Муромец " и до сей поры считается лучшей экранизацией Александра Пушкина несмотря на то что режиссер существенно изменил концепт Пушкина. Режиссер умер в 1973 ем году от болезни почек в один год с другим мэтром советского жанра Александром Роу. Потеря для жанрового кино была почти невосполнимой мэтры сказки и былины почти не оставили учеников. Достоверно известно только то что в 1982 ом году лучшие комбинаторы Птушко поработали с Александром Миттой над " Сказкой странствий " и дракон и стихия в финале разрушающая замок злодеев их рук дело. В 1984 ом один из учеников Александра Лукича Александр Захаров снял " Человека - невидимку " и по уровню комбинированных съемок и технологиям действительно угадывается учительство великого режиссера! Позже он ещё снимет " Удивительный мир Александра Птушко " ( 1987 ) где расскажет о своем учителе в манере документально художественного повествования. И в девяностых короткометражку " Волшебная лавка " по Герберту Уэллсу наполненную магией технологий, странно и обидно мало для ученика такого великого человека. В наше время великий режиссер не забыт, о нем снимают передачи и пишут диссертации он пожалуй до сей поры икона для кинорежиссеров что выбрали своим творческим путем жанровое кино.


Рецензии