Пределы трансформации личности и виды ума
Собственно все мировые религии и духовные учения о достижении человеком состояния некогда утраченной целостности и телесно-духовного совершенства исходят именно из этой высшей цели и задачи достижения человеком состояния духовного безсмертия, которое и есть символичное “спасение” души, как тела энергии, в Логосе, как духовной вселенной, куда и входят после смерти физического тела все души, как когнитомы, имеющие тончайшую метасеть сознания – ту когнитивную основу, которая не умирает, в отличие от нейросети мозга и гиперсети разума вместе со смертью физического тела.
Собственно главная цель всех духовно-аскетических практик разных мировых религий и учений, направленных на выход с помощью молитвы, медитации, калмания, трансовых практик и т.п. из состояния рационального эго ума и мышления 3-го слоя осознания, как раз и преследует цель смещения ФОКУСА СОЗНАНИЯ для приближения ума к более высоким уровням и орбитам Логоса выше 12-го слоя с которых и открывается знание о вселенной Логоса.
Для чего же нужен подобный опыт изменения фокуса и локуса сознания у практиков посредством временного СДВИГА фокуса сознания и символичного “схождения” на время с уровня повседневности рационального ума и мышления 3-го слоя ?
Вне сомнений, подобный опыт нужен уму именно для расширения сферы восприятия и осознания, причём, не просто расширения во всех возможных направлениях, а расширения именно в нужном направлении по духовной вертикали Логоса через канал духовного сердца с возможностью переживания состояния “духовного инсайта” при котором личность человека получает уникальный трансцендентный опыт и возможность саморефлексии и оценки себя со стороны и как бы из-за пределов рацио и эго.
Подобный трансцендентный опыт интроспекции и наблюдения себя со стороны и более высокого (глубокого) уровня и слоя осознания используется практически во всех духовных культурах и традициях мира в виде символичных ритуалов ОБРАЩЕНИЯ к духам и ОБЩЕНИЯ с духами и духовным миром, доступ к которым как раз и открывается из более высоких (глубоких) слоёв, орбит и уровней осознания.
Можно сказать, что все мировые религии по существу “позаимствовали” у древних языческих культур этот специфический трансцендентный опыт изменения уровня и орбиты осознания для инстроспекции и самонаблюдения (“religere”), приведя этот опыт к более цивилизованным, управляемым, культурным и социально приемлемым формам в виде тех же церковных таинств, обрядов, и ритуалов под наблюдением и контролем пастыря, как символичного “жреца” и посредника между миром материальным и духовным.
В своём изначальном и традиционно языческом виде, данный магический и шаманский опыт трансценденции сознания был СОЦИАЛЬНО НЕПРИЕМЛЕМЫМ, поскольку с одной стороны выглядел очень экзотично и часто пугающе использованием специфических ритуалов и психоактивных веществ (кактусов, грибов, курительных смесей, настоек и т.п), а с другой стороны подобный трансцендентный опыт изменения сознания был не всегда контролируем с точки зрения последствий глубокого смещения фокуса осознания.
Массовые религии эффективно решили обе эти задачи, создав на основе этого “магического” и “шаманского” опыта трансценденции своего рода более ОКУЛЬТУРЕННЫЕ, БЕЗОПАСНЫЕ и СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ формы трансценденции в виде религиозных служб, обрядов и церковных таинств, которые в отличие лот языческих были красивы, просты и понятны и вместе с тем совершенно безопасны для ума и сознания.
Тем не менее, несмотря на то, что в окультуренном и социально приемлемом религиозном варианте трансцендентный эффект изменения уровня осознания был фактически потерян (уменьшен в разы), общая цель и задача данного эффекта осталась прежней – ИЗМЕНЕНИЕ уровня осознания адепта с помощью церковных таинств, религиозных ритуалов, обрядов и практик из которых важнейшей практикой является молитва.
На примере того же христианства можно фактически прямым текстом говорить о том, что практика молитвы в сочетании с таинствами покаяния, исповеди и причастия, стала СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОЙ и БЕЗОПАСНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ целого ряда традиционных “языческих” (шамано-магических) практик духовной трансценденции и изменения уровня и орбиты осознания, только без магических практик и психоактивных веществ.
При этом несмотря на то, что в религиозном формате эффект глубокой трансценденции сознания был фактически полностью утрачен, тем не менее часть этого эффекта всё же сохранилась в виде переживания состояния благоговения и экзальтации, выдаваемого религией за посещение “благодати”, хотя в реальности это и есть эффект ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ и перехода ума на следующий слой осознания.
Таким образом и древние языческие практики магии и шаманизма и обряды, ритуалы и таинства современной религии используют по сути один и тот же трансцендентный эффект, связанный с возможностью изменения уровня осознания адепта при помощи неких ритуальных действий и практик (калмания, транса, медитации, молитвы и т.д.), способствующих расширению осознания в нужном направлении.
Для чего же и язычеству и религии был так нужен этот эффект трансценденции и расширения осознания в нужном направлении ?
С точки зрения психологии Логоса данный эффект был нужен именно с целью достижения и последующего развития “ТЕЛА ЭНЕРГИИ” или души, которая находилась на очень глубоких (высоких) уровнях и орбитах осознания и до которых уму нужно было буквально дорасти через расширение в нужном направлении.
Именно поэтому подлинной целью и языческих практик и религиозных было не просто расширение осознания, а достижение “ТЕЛА ЭНЕРГИИ”, как второй утраченной части телесно-духовной целостности и это достижение “тела энергии” или души было возможно только по духовной вертикали Логоса или через канал духовного сердца.
Таким образом, скрытой задачей и язычества и религии было стремление заставить горизонтальный ум человека, зафиксированный на одном слое рационального ума и мышления, начать расширяться и расти ВОВНУТРЬ СЕБЯ в направлении канала духовного сердца, что и означало соединение ума с сердцем, как МЫШЛЕНИЯ с духовным СОЗНАНИЕМ.
В чём же состояла принципиальная разница расширения осознания в языческих практиках и религиозных ?
Эта разница состояла в первую очередь в ГЛУБИНЕ ТРАНСФОРМАЦИИ человеческой личности в процессе глубокого изменения и расширения осознания. Если в языческих практиках требовалась практически полная трансформация личности через достижение “тела энергии”, обладающего сверхъестественными свойствами и качествами, то в религии столь глубокой трансформации личности не требовалось и было достаточно только первичной и сугубо МОРАЛЬНОЙ трансформации для сохранения социализации.
Именно по этой причине массовая религия изменяла и повышала уровень осознания своих адептов дозированно и ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, причём, до определённого социального потолка 9-го слоя, как уровня социальной НОРМЫ нравственно-религиозного разума, тогда как языческие практики магии и шаманизма, несмотря на имеющиеся риски необратимого повреждения сознания, действовали намного более эффективно и ГОРАЗДО БЫСТРЕЕ давали эффект повышения уровня и орбиты осознания вплоть до высших слоёв малого логоса, т.е. до 17-го слоя с которого открывается прямой вход в Логос и духовный мир.
При этом отличительной особенностью религиозных практик было целенаправленное удерживание адептов на уровне социальных отношений в пределах моральной нормы 9-го слоя осознания, тогда как языческие практики и методологии намеренно ИГНОРИРОВАЛИ слои и уровни социального ума и мышления (нравственно-религиозного разума) с 7-го по 11-й, а были изначально нацелены на слои высшего духовного ума выше 13-го слоя, связанные с метасетью духовного сознания.
Проще говоря, если массовая религия изначально стимулировала расширение нейросети мозга и гиперсети разума только до уровня и слоя СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ, который разрушается при смерти, то магия и шаманизм стимулировали расширение осознания гораздо глубже до самого Логоса и 17-го слоя, минуя социальную норму, а стимулируя полное схождение с рационального ума и достижение “священнобезумия” духовного сознания.
Чтобы у читателя не сложилось ложного представления о том, что вся массовая религия является полной “профанацией” и “имитацией духовности”, которая не ведёт к духовному совершенству и спасению души, можно сказать о том, что внутри каждой из мировых религий всё же есть те узкие и сугубо духовные течения и направления, которые являются религиозной альтернативой магии и шаманизма в попытках достижения высших уровней и орбит осознания.
В иудаизме – это направление КАББАЛИСТИКИ, как тайной науки для посвящённых об энергетическом устройстве мироздания и сознания человека, представленной книгами Зоар, Багир и Сефер Йецира. В исламе – это направление СУФИЗМА, как священного духовного знания ислама о высшем духовном совершенстве, представленное трудами Фусус аль-Хикам, Ихья; Улюм ад-Дин, Маснави и др. В христианстве – это православный ИСИХАЗМ, как направление уединённого духовно-аскетического подвизания и внутреннего (умного) делания, представленный Добротолюбием, трудами Григория Паламы, Иоанна Лествичника и др. подвижников.
Собственно во всех религиях мира, включая индуизм, буддизм, даосизм и др. есть аналогичное разделение на массовую (профанную) религиозность и узкие сугубо духовные направления священного (посвящённого) духовного знания и делания. Именно поэтому все религии мира в известной степени пытаются следовать древним традициям магии и шаманизма в полноте духовной трансформации человека, но в практическом отношении у религии это откровенно плохо получается в силу СОЦИАЛЬНОЙ зависимости и чрезмерной схоластики (упрощения), профанации и самое главное – УТРАТЫ высшего духовного знания и его живых носителей.
Вместе с тем с точки зрения психологии Логоса можно предпринять попытку исследовать в самых общих чертах всю глубину возможности трансформации человеческой личности в процессе духовного роста и подвизания через призму представления об “утрате” человеческой личности в процессе трансцендентного перехода от тела материи (плоти) к телу энергии (душе).
Для начала следует понять ключевой момент того, что вообще представляет собой духовная ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ и по какой схеме и методологии она идёт.
Под духовной трансформацией личности понимается не что иное, как ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ человека в первую очередь, поскольку это высшая энергетическая и информационная основа человека, которая управляет всем прочим. Кроме того именно сознанием и ничем иным человек контактирует с Логосом (Богом) и духовным миром, тогда как всё остальное в человеке – это лишь вторичные условия и предпосылки для роста и развития сознания, как самого главного для жизни и спасения души.
Таким образом, изменение личности – это суть изменение качества её сознания, включая ум, мышление и мировоззрение и это не просто архи сложная задача – это самая сложная из всех задач с какими сталкивается человек в жизни. В чём же заключается сложность изменения сознания человека ?
Во-первых, человечество и самая современная нейронаука до сих пор не знают что такое сознание как процесс и явление глобального (фундаментального) характера.
Во-вторых, до сознания крайне сложно добраться, поскольку его покрывает не менее 17-и слоёв и оболочек малого логоса, как матрицы человека, и нужно преодолеть все 17 слоёв для того, чтобы добраться от ума и мышления до сознания.
В третьих, путь от ума и мышления к сознанию не прямой, а очень витиеватый и он буквально прерывается 3-мя ЗАВЕСАМИ сознания или когнитивными ПОРОГАМИ, известными как профанный (6-го слоя), священный или парокет (12-го слоя) и порог предстояния Всевышнему (17-го) слоя.
Эти три порога разделяют ТРИ совершенно разных вида ума, мышления и мировоззрения, которые совершенно разные и имеют свои системы ценностей и задач и для достижения сознания нужно буквально пройти через эти ТРИ ПОРОГА (разрыва) и все три типа ума и мышления, что является невообразимо сложной и рискованной задачей.
Какие же три типа ума личности нужно пройти и преодолеть для достижения сознания Логоса ? Согласно психологии Логоса и учения святых отцов о душе – это телесный ум, душевный и духовный, соответствующие трём названным состояниям человека.
«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)
Расшифруем цитату преподобного Никиты Стифата – ученика Семиона Богослова:
1. Телесный ум – это ум телесного состояния человека, который представлен слоями малого логоса с 1-го по 5-й, управляется при помощи доминанты ЭГО (рацио) и ответственен за рациональное мышление и мировоззрение в формах рационального рассудка, разума и интеллекта, который формирует сугубо рациональную картину мира на основе доминант материальных и потребительских ценностей. Более 90% современного человечества являются носителями именно этого типа ума и мышления. По Тетраморфу это уровень Человек.
– Переход от телесного ума 5-го слоя к душевному уму 7-го слоя происходит через профанную завесу сознания и ПОРОГ 6-го слоя первичной религиозной инициации. В христианстве это крещение.
2. Душевный ум – это ум душевного состояния человека, который представлен слоями малого логоса с 7-го по 11-й, управляется при помощи другой доминанты МОРАЛИ (жертвы) и ответственен за нравственно-религиозное мышление и мировоззрение в формах нравственного рассудка, нравственного разума и интеллекта, который формирует сугубо религиозную картину мира на основе доминанты религиозных и социальных ценностей.
Это уже более высокий уровень осознания, который имеют все религиозные люди и духовенство всех религий мира, как приверженцы нравственных, коллективных и социальных ценностей. Менее 9% современного человечества являются носителями этого типа ума и мышления. По Тетраморфу это уровень Вол.
– Переход от душевного ума 11-го слоя к духовному уму 13-го слоя происходит через священную завесу сознания парокет и ПОРОГ 12-го слоя второй религиозной инициации (второго крещения). В православии это постриг в схиму.
3. Духовный ум – это ум духовного состояния человека, который представлен слоями малого логоса с 13-го по 17-й, управляется при помощи новой доминанты СУЩНОСТИ (высшей гармонии и силы) и ответственен за духовное мышление и мировоззрение в формах духовного ума и мышления, которое формирует сущностную (энергийную) картину мира на основе понимания единства Логоса для всего человечества, как высшего Закона движения божественной энергии во вселенной.
Это самый высокий уровень осознания для “ветхого” человека, который имеет мизерная часть человечества из числа истинных духовных подвижников разных религий мира и учений (каббалистов, суфистов, исихастов, йогов, просветлённых и т.д.), как совершенно отречённых от мира приверженцев высших духовных ценностей. Менее 1 % современного человечества являются носителями этого типа ума и мышления. По Тетраморфу это уровень Лев.
Может сложиться представление, что на духовном уме святоотеческая модель, данная преп. Никитой Стифатом и другими отцами как бы заканчивается. Но это далеко не так, поскольку отцы дали трёхуровневую схему состояний только для “ветхого” состояния человека, поскольку “новое” состояние выходит за рамки малого логоса и практически невыразимо.
Именно поэтому в соответствии с древним Тетраморфом существует четвёртый тип самого совершенного ума, которым может обладать человек и который непосредственно связан с сознанием Логоса и может напрямую с ним взаимодействовать. Это высший ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ум, аналогов которому практически нет на земле среди людей.
Интегральный ум – это ум аватаров, пророков, просветлённых и мессий. Интегральный ум, к примеру, был у Христа в момент исполнения Им его высокой Миссии демонстрации человечеству пути спасения души в Логосе посредством “нового” духовного человека, как безсмертного.
– Переход от духовного ума 17-го слоя к высшему интегральному уму и сознанию Логоса происходит через завесу предстояния Всевышнему и ПОРОГ 17-го слоя, как порог полного САМОРАСПЯТИЯ и прохождения смерти “ветхого” человека для восстановления в “новом”.
4. Интегральный ум – это ум “нового” состояния человека в целостности НОВОЙ ЛИЧНОСТИ, которая выходит из первого внимания мира материи и входит во второе внимание духовной вселенной Логоса (мира энергии). Интегральный ум представлен слоями осознания выше 17-го слоя малого логоса, как слоями Логоса большого, управляемого самим Логосом и высшими доктринами гармонии и совершенства на основе мудрости и безусловной Любви.
Интегральный ум – это предельно целостный и фактически божественный ум, синергийный Логосу, которому в равной степени открыты и доступны и мир материи и мир божественных энергий. Носитель интегрального ума может, как Христос, с каждым говорить на его языке с его уровня осознания по всему спектру слоёв малого логоса с 1-го по 17-й. В православии этот уровень отсутствует (утрачен в 1-м тысячелетии) и сведений о наличии в мире носителей интегрального ума и мышления в настоящее время нет. По Тетраморфу это уровень Орла.
Таким образом в соответствии с этой четырёхступенчатой схемой изменения ума, отвечающей древнему Тетраморфу (Человек, Вол, Лев, Орёл) и происходит вся трансформация человеческой личности на пути достижения высшего духовного совершенства через переход от мышления к высшему духовному сознанию.
В процессе этого сложного и длительного перехода от мышления к сознанию неизбежно происходит не просто глубокое изменение, а фактически ПОЛНАЯ СМЕНА всех прежних ценностей человека и самой личности.
И подобное изменение всех ценностей происходит на всём пути не менее 3-х раз. Эти три этапа смены мышления и мировоззрения с рационального на религиозное, с религиозного на сущностное, а с сущностного на интегральное и есть вся глубина ДИНАМИКИ трансформации человеческой личности, которая подобно птице Фениксу три раза умирает и три раза снова воскресает.
Можно ли сказать, что человеческая личность в ходе этой трансформации и динамики смены умов и мышлений три раза полностью умирает ?
Нет, этого сказать нельзя по той причине, что умирает три раза не сама личность, а только её мыслительная НАДСТРОЙКА в виде конкретного типа ума, мышления и мировоззрения, как операционной системы сознания, а само глубинное сознание и самосознание при этом остаётся фактически прежним и лишь частично изменённым.
Проще говоря духовный подвижник как бы ДРЕЙФУЕТ в жизни по разным типам ума, неуклонно смещая ФОКУС СОЗНАНИЯ (точку сборки) вверх, последовательно проходя все три доминанты, Рацио, Морали и Сущности, сконцентрированные на доминантных слоях: 3-м, 9-м, и 15-м.
При этом сам процесс смены конкретного типа ума и мышления можно напрямую соотнести с расширением гиперсетей мозга, разума и сознания и переходом от одних гиперсетей к другим – более глубоким. Этот процесс очень подобен росту дерева, которое всё более разветвляется по мере роста, расширяя свою крону. Только в случае гиперсетей этот процесс расширения осознания есть процесс уплотнения всех связей всех гиперсетей, что и есть процесс создания и роста тонкого “тела энергии”.
В данной связи возникает закономерный этический вопрос о том как между собой соотносятся два человека – имеющий подвижный фокус осознания, который не привязан к одному слою и уму, и не имеющий такого подвижного фокуса, а привязанный только к одному конкретному слою и уму ?
Это очень не простой вопрос на самом деле, поскольку эти два человека соотносятся как реально СВОБОДНЫЙ от влияния ума, мышления и мировоззрения и НЕ СВОБОДНЫЙ, а жёстко привязанный к конкретному уму, мышлению и мировоззрению. И эта ситуация порождает большинство цивилизационных конфликтов на планете, поскольку абсолютное большинство человечества является заложниками и РАБАМИ совершенно конкретного типа ума, мышления и мировоззрения, включая и лидеров государств, а свободных духовно людей, перешедших от ума и мышления на уровень духовного сознания Логоса катастрофическое меньшинство.
И было бы пол беды, если бы заложники конкретных типов ума и мышления и в первую очередь рационального и религиозного, составляющие 99% человечества, хотя бы прислушивались к мизерному меньшинству носителей духовного сознания, но большинство человечества не только не прислушивается к духовному меньшинству, но считает его совершенно “БЕЗУМНЫМ” и психически неадекватным, когда в реальности всё в точности наоборот.
Это и есть единственно возможный ответ на вопрос о том, почему этим миром правит ХАОС и вечное ПРОТИВОСТОЯНИЕ эгоизма и морализма через призму такой же вечной и безуспешной борьбы зла и добра в которой почему то всегда в итоге побеждает зло, которое почему-то оказывается сильнее добра.
А как же оно может быть иначе, если всё условное “зло” в мире – это рациональный ум и интеллект ВЫСШЕГО ХИЩНИКА, который имеет более 90% человечества, тогда как всё условное “добро” в мире – это нравственно-религиозный разум РЕВНОСТНОГО МОРАЛИСТА, который имеет менее 9% человечества, причём и один и другой противостоят друг другу всерьёз и не на жизнь, а на смерть.
При этом мало кто понимает, что подлинное добро и благо для мира и человечества – это те самые менее 1% носителей духовного ума, которые ВЫШЛИ из любой борьбы и противостояния всерьёз к единству Логоса в состоянии мудрости и безусловной любви. К огромному сожалению для мира и человечества о них никто не знает из воюющих сторон “зла” и “добра”, поскольку они ничем себя не афишируют и все любых противостояний и конфликтов, но именно их взгляд на мир является единственно правильным и спасительным.
Данный парадокс является практически неразрешимым именно в силу непреодолимой разницы В ГЛУБИНЕ трансформации личности у воюющего рационально-религиозного большинства и катастрофически мизерного духовного меньшинства, которое и достигает полноты духовной свободы и полного РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ с телесно-душевной матрицей “ветхого” человека.
Проще говоря, носитель духовного ума (и интегрального соответственно) гораздо больше СОВЛЕКАЕТ с себя “ветхого” человека, как бы выходя из матрицы малого логоса, привязывающего ум и мышление к миру сему. Но именно этот выход духовного человека из жёстких моральных рамок “человеческой формы” и делает его ДУХОВНЫМ ИЗГОЕМ и отшельником, который совершенно непонятен своими неомирными смыслами и ценностями обычным рационально и религиозно мыслящим людям, как телесно-душевным.
Об этом феномене “духовного безумия” очень хорошо сказано в Евангелие: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно (не телесно и не душевно)”. (1 Кор. 2; 14)
Таким образом любой носитель подлинно духовного ума (и интегрального соответственно) для любого носителя рационального ума и религиозного кажется реально БЕЗУМНЫМ благодаря его неотмирности, непривязанности к каким-то конкретным ценностям и свободе перемещаться по всем уровням осознания без жёсткой привязки к какому-то одному конкретному уму, мышлению и мировоззрению – рациональному или религиозному.
Вот откуда исходит представление о высшем духовном уме, как разновидности “БЕЗУМИЯ”, к которому нужно обязательно делать пометку – СВЯЩЕННОГО безумия, а не клинического, поскольку согласно того же Евангелия – “духовный судит о всем, а о нем судить никто не может“ (1 Кор. 2; 15).
Таким образом одним из способов разрешения противоречия об “утрате” личности в процессе духовной трансформации может быть разделение понятия “утраты” личности на две части:
1. ЧАСТИЧНАЯ утрата прежней личности осуществляется исключительно в рамках матрицы человека и малого логоса, как процесс последовательной смены трёх состояний (телесного, душевного, духовного) и трёх типов ума и мышления (рационального, религиозного, сущностного).
При этом сам процесс частичной утраты осуществляется непосредственно при переходе через ДВА когнитивных порога, как ДВЕ завесы сознания (профанной, парокет) от телесного состояния к душевному и от душевного состояния к духовному.
В этом случае смысл частичной утраты прежней личности связан с глубокой трансформацией эго и страстей при переходе из телесного состояния “Я” в душевное “Не Я”, и с глубокой трансформацией религиозной морали и человеческих добродетелей в высшие божественные при переходе из душевного состояния “Не Я” в духовное “Мы”.
Таким образом частичная утрата личности в процессе духовной трансформации не касается самой основы сознания, а касается только смены соотвествующих надстроек в виде разных типов ума и мышления, но ситуация меняется, когда речь идёт о полной утрате личности.
2. ПОЛНАЯ УТРАТА прежней личности касается смены уже не отдельной надстройки ума и мышления, а всего агрегатного состояния человека, который из матрицы “ветхого” человека малого логоса переходит в Логос большой в состоянии уже “нового” и преображённого человека во Христе (в Логосе).
Массовая религия совершенно ЛОЖНО полным “преображением” для профанных умов представляет только первую фазу сугубо морального преображения сразу после прохождения инициации в виде крещения, тогда как реальное ПРЕОБРАЖЕНИЕ во Христе происходит только в момент полного выхода из человеческой формы малого логоса, как полного совлечения “ветхого” человека.
Это происходит за порогом последнего 17-го слоя осознания малого логоса после прохождения третьего когнитивного порога и завесы сознания предстояния Всевышнему. Именно после этого происходит полноценное рождение в Логосе “нового” духовного человека, как совершенно новой духовной личности, начинающей НОВЫЙ ВЕК и отсчёт “нового” бытия по слову Евангелия – “Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое”. (2Кор 5:17)
Таким образом с точки зрения психологии Логоса следует чётко различать понятие ЧАСТИЧНОЙ утраты прежней личности в процессе духовной трансформации по совлечению “ветхого” человека при смене трёх типов ума, мышления и мировоззрения и понятие ПОЛНОЙ * утраты прежней личности при переходе духовного подвижника из “ветхого” состояния в “новое” духовное.
* Примечание: Любопытным моментом является то, что применительно ко Христу воскресшему даже понятие полной утраты прежней личности в момент смерти является относительным, поскольку после воскресения Христос не утратил памяти и характерных черт своей личности, а лишь добавил к ним сверхъестественности безсмертного тела энергии, способного к материализации и дематериализации, т.е. к перемещению в пространстве как энергия, а не материя.
Говоря о глубокой трансформации человеческой личности в процессе духовного подвизания возникает ещё один крайне любопытный вопрос, связанный с тем а как ощущает и осознаёт себя человек, имеющий подвижный и ДРЕЙФУЮЩИЙ духовный или интегральный ум, когда он общается с человеком, имеющим ФИКСИРОВАННЫЙ ум на одном слое осознания – рациональном или религиозном, где нет свободы смещения фокуса сознания ?
Иными словами вопрос стоит в том, а не ощущает ли себя “ИЗМЕННИКОМ” и “ПРЕДАТЕЛЕМ” человек, имеющий более подвижный и свободный фокус сознания, когда общается с рационально или религиозно мыслящими людьми для которых их фокус сознания и ум является единственным и неизменным, как и мироощущение, в отличие от того ?
С точки зрения и рациональной психологии и религиозной морали искренность, нравственность и совесть ТРЕБУЮТ ПОЛНОТЫ соответствия с ближними в разделении их ценностей и смыслов, которые у них неизменны. А как эти ценности и смыслы может с ними разделить тот, кто имеет ДРЕЙФУЮЩИЙ УМ (духовный или интегральный) , который может свободно перемещаться по всем уровням и 17 слоям, где все смыслы и ценности совершенно разные ?
Это очень серьёзный когнитивный и нравственный вопрос, поскольку с точки зрения и психологии и религии подобная “смысловая относительность” и “подвижность” системы ценностей – это откровенное ЛИЦЕМЕРИЕ, НЕИСКРЕННОСТЬ и ФАЛЬШ, когда другой человек только имитирует разделение смыслов и ценностей, а на самом деле имеет совершенно иные смыслы, ценности и знания.
Ответить рационально или религиозно на этот вопрос просто невозможно, поскольку сам вопрос носит интегральный характер. Можно сказать только одно – несмотря на то, что носитель духовного ума или интегрального и не привязан столь жёстко только к одному уму и уровню сознания (телесному или душевному), как рациональный человек или религиозный, он не лжёт, не лицемерит и не проявляет неискренности.
Как обладающий более высокой осознанностью, которой не обладает его собеседник, он просто вынужден СНИСХОДИТЬ и буквально ОПУСКАТЬСЯ на уровень своего собеседника, чтобы тот его понял.
Фальши и лицемерия в этом нет по той причине, что реальный носитель духовного или интегрального ума подчиняется уже не закону относительной человеческой “правды” или такой же относительной религиозной “морали”, а подчиняется Закону Логоса, как закону самой Истины в лице четырёх высших божественных добродетелей: мудрости, мужества, здравомыслия и правды, дающих в слиянии качество БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ ко всему сущему.
Вот почему любой носитель духовного ума и интегрального движим самой безупречностью в лице МУДРОСТИ, БЕЗСТРАСТИЯ и БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ, поэтому он с одной стороны просто не может врать и лукавить, а с другой обладает совершенным знанием всех социальных игр рационального ума и религиозного, что и даёт ему основания поддержать практически любой предмет общения на рациональном или религиозном уровне.
К слову точно также снисходил с уровня Логоса к страждущим и Сам Христос в своём телесном воплощении, имея высший интегральный ум Логоса, но свободно при этом общаясь и с телесными и с душевными (религиозными) людьми и для каждых находя самые точные смыслы и слова, выражаемые и аллегориями, и метафорами, и притчами, и откровениями, которые были способны вместить умы самых разных людей.
Таким образом, и духовный ум и особенно интегральный, просто не могут по определению намеренно лгать и откровенно лукавить, как полагает (судя по себе), сам пока ещё отчасти лукавый телесный ум и душевный разум.
Можно сказать, что носителей духовного ума и интегрального, те социальные игры, в которые играет рациональный ум и религиозный, уже НЕ ИНТЕРЕСНЫ (для игр всерьёз). Поэтому любой носитель духовного и интегрального ума просто разделяет всю серьёзность и телесных и душевных игр с играющими и даже может искренне подыграть им, зная правила этих игр, но сам в них он уже не участвует всерьёз (страстно и чувственно), поскольку он уже прошёл поле этих игр и достиг безстрастия, перейдя к более высоким и серьёзным духовным играм до которых играющим в телесные и душевные ещё нужно дорасти.
Таким образом, и душевному уму и интегральному опускаться на любой уровень и комфортно чувствовать себя на нём позволяет осознанность и огромный опыт в сочетании с мудростью и безусловной любовью.
(По материалам книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г)
Свидетельство о публикации №225030201860