Зарождение ислама. Часть 4. Происхождение Корана

Итак, к началу VIII века нашей эры к ногам арабов без боя пали Персия и весь Средний Восток. С целью формирования политической арабской нации было решено создать новую религию, которая объединяла бы арабов и заодно вдохновляла бы их на дальнейшие завоевания и экспансию. Ислам родился в борьбе арабов с Византией, и, стало быть, с византийским христианством, которое признавало Троицу и божественность Христа.

Но есть и еще одна причина появления ислама. Арабы были пропитаны духом национализма и считали себя великим народом, а остальные народы - второстепенными (это сохраняется и сегодня). И они чувствовали себя ущемленными, поскольку у них не было своих собственных пророков и своих собственных священных писаний. А если этого всего не было - естественно, это нужно все создать. Но, конечно же, не с нуля.

Арабам потребовалась новая религия со всеми типичными атрибутами: храмом, писанием, пророком или великим святым. Легче всего дело обстояло с писанием - еврейская Агада и бывшие в обиходе сирийских и арабских христиан апокрифы к тому времени или уже были частично записаны на арабском, или по приказу халифов переводились на арабский.

Из еврейской Агады в Коран перекочевали целые куски. Вот несколько примеров.
Коран, сура 5, аят 32. "По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого излишествуют на земле."
Сравните это со следующим отрывком из Агады:
"Сотворен был только один человек. Это должно служить указанием, что: тот, кто губит хотя одну человеческую душу, разрушает целый мир, и кто спасает одну душу, спасает целый мир; не может один человек возгордиться перед другим человеком, говоря: мой род знатнее твоего рода." (Когелет Раба, 9)
И еще:
"Затем он разнес на куски всех идолов, кроме главного из них, чтобы они могли обратиться к нему." - Коран, сура 21, аят 58.
Этот аят списан со следующего еврейского предания:
Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку. (Тана д'вей Элиягу; Берейшит Раба, 38)
Сура 27, аят 44 - "Ей сказали: «Войди во дворец». Увидев его, она приняла его за водную пучину и обнажила свои голени. Он сказал: «Это — отшлифованный дворец из хрусталя». Она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров»."
Вот источник этого аята: "Повел Беная царицу Савскую к Соломону. Соломон же, для встречи ее, выбрал павильон, весь из стекла построенный. Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружен — и безотчетным движением подняла она края одежд, до колен своих обнажив ноги свои." (Таргум Шени; Мидраш Миш.)

Кроме еврейской Агады, еврейских мидрашей и таргумов, источником для Корана также стали христианские апокрифы - такие, как Протоевангелие, Евангелие детства от Фомы, Апокалипсис Адама, Арабское евангелие детства, Книга Еноха и др.
Вот один из примеров: В суре "Корова", находящейся под номером 2 в Коране, аятах 109-110, есть история об Иисусе, который, будучи ребенком, лепил из глины птиц и оживлял их. Эта история взята из Евангелия детства, которое существовало за сотни лет до появления Корана.

Помимо материалов из Агады и многочисленных христианских апокрифов, в Коран также попали и народные арабские легенды, как, например, легенда о Зуль-Карнайне. Эта легенда пересказывается в суре 18. Зуль-Карнайном арабы называли Александра Македонского - реальную историческую личность и убежденного идолопоклонника. В Коране, однако, он представлен как единобожник, распространявший истинную веру.

И конечно же, для составления Корана были взяты сюжетные линии из нормативной Библии - Торы и Евангелий. Только если в Библии события приводятся подробно, с названиями населенных пунктов и других географических объектов, то те же самые события в Коране пересказываются плоско, упрощенно и без подробностей.


Рецензии
Интересная работа! Религия - это способ удержания народов в узде, в подчинении государству и небесному владычеству. Христианство истинно небесная вера и потому и на земле полезная и социально-конструктивная, а остальные религии могут быть полезны только отчасти - земным владыкам, для земной власти, но не могут быть полезны и добры в духовном смысле, разлагая ум и дух ложной верой.

//Ислам родился в борьбе арабов с Византией, и, стало быть, с византийским христианством, которое признавало Троицу и божественность Христа//___Это главное, противопоставление христианству и борьба с христианством - дух антихриста. "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" 2 Петра 2:1, "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" 1 Иоанна 4:3.

Наталия Кобилева 2   03.03.2025 08:39     Заявить о нарушении
Христианство мне кажется более моральным и более симпатичным, чем ислам.
Во-первых, в нем намного меньше агрессии, нет призывов распространять религию войной.
Во-вторых, мораль. Тут христианство однозначно выигрывает благодаря запрету многоженства, браков на детях, браков на своих собственных двоюродных сестрах и проч. извращений. Всё это запрещено в христианстве, но вполне нормальным считается в исламе.

Алекс Холодный   03.03.2025 21:48   Заявить о нарушении