Воздействие амер. норки на корен. виды сем. куньих

 Как известно, американская норка первоначально была завезена в нашу страну вовсе не как инвазивный вид, а как объект клеточного разведения. Однако спустя некоторое время в результате как случайной, так и преднамеренной интродукции она быстро начала осваивать новые для себя места обитания. В итоге этот иммигрант заселил огромные по площади территории и заметно повлиял на существование многих других представителей животного мира.

 Целенаправленное расселение этого вида в природные биотопы началось в 1928 году. Самый же его пик пришелся на вторую половину 30-х. На территории европейской части СССР первый выпуск американской норки в естественную среду обитания был осуществлен в Воронежском заповеднике в 1932 году. И хотя у нас на Смоленщине официальные выпуски не проводились, но зато они имели место быть в соседней Калининской (ныне Тверской) области, где уже в послевоенный период в дикую природу было выпущено 60 особей данного вида. В нашем Велижском районе этот переселенец дал о себе знать примерно в 90-е годы, после чего он стал поспешно обживать приречные и приозерные участки. С распадом Советского Союза прекратили свое существование и государственные учреждения, специализировавшиеся на приеме пушной продукции у населения (т. н. заготконторы). Вместо них появились частные заготовители, которые в то время давали за шкурку норки около 15-20 долларов. Это вполне устраивало местных охотников, поэтому многие из них, заметив подъем численности норки, стали активно заниматься ее промыслом. Некоторые не сразу даже поняли, что то была уже совсем другая норка. Из протекающих через Велижский район рек к большим можно отнести, пожалуй, лишь Западную Двину. Все остальные реки следует считать малыми, с площадью водосборного бассейна менее 2000 кв. км. Плотность населения американской норки на приуроченных к данным водоемам участках в большей степени зависит от обилия на них основных кормов этого зверька (амфибий, рыб и мышевидных грызунов). Согласно моим наблюдениям, высокий уровень плотности «американки» всегда наблюдался на территории широких пойм, изрезанных многочисленными «змейками» ручьев и «серпами» стариц и имеющих как заболоченные понижения, так и поросшие лесом возвышения. Обычно таковые места располагаются в нижнем и среднем течении малых рек. В нашей местности именно они являются основными местами обитания американской норки.

 Американская норка, в отличие от европейской, оказалась более приспособленной к условиям обитания. Такому стремительному ее расселению благоприятствовали следующие факторы: высокая экологическая пластичность, обусловленная крупными размерами вида и наличием эмбриональной диапаузы (задержки развития зародыша); более ранние и сжатые сроки размножения, способствовавшие более раннему расселению и освоению молодняком лучших кормовых участков; повышенная агрессивность к потомству других видов, вплоть до физического уничтожения щенков и молодых животных; склонность к синантропии (обитанию вблизи человека). Все это делало «американку» доминирующим конкурентом. И то, что она стала оказывать негативное воздействие на наши аборигенные виды, вполне естественно. Одной из первых ощутила на себе влияние этого переселенца именно европейская норка. Ее изначально невысокая для нашего района численность резко начала снижаться и в итоге сократилась до катастрофического минимума. У европейской норки, увы, не было никаких шансов выиграть эту борьбу. Последняя моя встреча с «европейкой» произошла в 2003 году. В тот охотничий сезон на небольшом ручье, впадающем в реку Сертейка, в пустотах заброшенной бобровой хатки мной была отловлена сеголетняя самка. Больше этот зверек мне не встречался, хотя в те годы мною опромышлялись значительные по площади пойменные угодья на нескольких местных водотоках. На сегодняшний день можно смело констатировать, что европейская норка как вид фауны полностью исчезла с территории Велижского района и, скорее всего, всей Смоленской области. В свое время в Красную книгу нашего региона были включены такие виды полуводных млекопитающих, как бобр и выдра. После восстановления популяции бобра еще несколько лет думали, исключать его из списка или нет. И наконец, в 2012 году все-таки решились. Бобр был исключен из перечня краснокнижных животных. А вот почему в этом списке до сих пор отсутствует европейская норка, возможно, ныне совсем исчезнувшая с территории Смоленской области, для меня остается вопросом. Хотя данный вид давно уже внесен в Красные книги всех граничащих с нами областей: Псковской, Тверской, Московской, Калужской, Брянской. На что опираются и чем руководствуются сегодня составители Красной книги Смоленской области? Непонятно. Порой мы охраняем тех, кто не особенно и нуждается в этом, а всерьез нуждающихся почему-то не замечаем. По моему мнению, причина всего этого весьма очевидна и кроется в обычном отсутствии достоверных данных о действительной численности объектов животного мира по причине недобросовестно выполненных (вымышленных) учетов как со стороны частных, так и государственных организаций.

 На мой взгляд, появление американской норки оказало негативное воздействие не только на нашу исконную европейскую норку, но и на такие коренные виды семейства куньих, как хорек и горностай. Покрытые зарослями тростника и кустарника приречные поймы, как правило, богаты мышевидными грызунами. Поэтому, помимо норки, они всегда привлекали к себе внимание многих других хищников, в том числе хорька и горностая, которые являются к тому же еще и типичными мышеедами. Естественно, что именно эти животные в свое время наиболее остро вступили в конкурентную борьбу за существование с новым для наших мест видом — американской норкой, поскольку населяли те же природные биотопы. Причем зачастую проигрывали хорошо приспособленной к полуводному образу жизни американской родственнице. Так, по сравнению с 2000 годом численность лесного хорька у нас в районе сократилась более чем вполовину. Конечно, на то есть и другие причины, но главной, как мне кажется, является именно американская норка. Еще хуже обстоят дела с современной популяцией горностая. Данный вид стал настолько редким в наших краях, что наткнуться сегодня на след этого зверька считается огромной удачей. А ведь еще не так давно, в 90-е годы прошлого столетия, частенько можно было наблюдать, как горностаи в поисках мышей нередко даже в дневное время суток шныряли возле деревенских стожков сена, мелькая своими черными хвостами на белом снегу. В наши дни редкие следы присутствия горностая пока еще встречаются лишь на незанятых американской норкой участках (на лесных опушках, на поросших кустарником полях да в малокормных верховьях лесных речушек). Хотя раньше одним из основных обитателей широких пойменных участков речных долин был как раз таки горностай. И если, к примеру, такой представитель семейства куньих, как ласка, предпочитала более сухие места, то горностай чаще всего тяготел именно к сырым участкам. В итоге зверек был вынужден покинуть свои исконные места обитания. В настоящее время горностай внесен в некоторые региональные Красные книги, например, города Москвы, а также нескольких областей (Белгородской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской) и республик (Дагестана, Татарстана, Чувашии). Не меньшее отрицательное воздействие на коренные виды семейства куньих оказала еще одна иммигрантка — енотовидная собака, которая тоже не прочь полакомиться теми же лягушками и мышами. Таким образом, европейская норка, хорек и горностай попали под конкурентный удар сразу двух переселенцев.

 Но со временем, что интересно, все же нашлась управа и на американского поселенца. По моим наблюдениям, в последние годы на некоторых участках речных водотоков Велижского района отмечается заметное снижение численности американской норки. Особенно явно это прослеживалось в тех местах, где наблюдалась наиболее высокая плотность населения речной выдры. Из чего можно сделать следующий вывод: выдра, как более сильный конкурент, оказывает на норку весьма ощутимое воздействие. В прежние времена на выдру из-за ее ценного меха велась интенсивная охота, часто браконьерская. Это привело к значительному сокращению численности ее популяции. Речная выдра была взята под охрану и включена в Красные книги многих областей нашей страны. Однако в связи с падением рыночного спроса на пушнину стоимость шкурки выдры перестала оправдывать затраченное на добычу время, что, соответственно, повело к существенному понижению охотничьего пресса на данный промысловый вид, и его популяция стала постепенно восстанавливаться. Сегодня, на мой взгляд, речная выдра переживает свои лучшие времена. А ее восстановившаяся популяция стала ощутимо ограничивать рост численности американской норки. Причем в некоторых случаях выдра не просто вытесняет норку с кормовых участков, но и физически уничтожает ее.


Рецензии