Разгуляй русская душа - Боярыня Масленица пришла

   Яркое, уже совсем по-весеннему пригревающее солнце преобразило всё в округе и залило своим светом русскую деревню. По обыкновению, тихие безлюдные улицы наполнялись крестьянским людом. От мала до велика, ребятишки, мужики и бабы высыпали из своих душных хат за ворота на свет Божий.   
   Даже древние старики, кутаясь в старые нагольные тулупы, примостились на завалинках, чтобы щурясь от солнца, понаблюдать за оживлением, перекинуться словом-другим, вспоминая ушедшую юность, и погреть на теплом солнышке свои натруженные кости.
   - А помнишь ли Архипушка как сосватал ты меня на Широкую Масленицу в аккурат перед Великом постом? - шамкая своим беззубым ртом проскрипела старуха обращаясь к своему старику.
   -Да как же не помнить. Помню Груняша. Помню - отвечает ей старик и как бывало в молодости приободрившись обнял свою старуху.
   Закончилась зима. Наступила масленичная неделя.
  После долгих зимних вечеров, коротая дни в своих тесных избах, хочется вдохнуть свежего воздуха, порадоваться ясному дню и тёплому солнышку. Хочется на людей посмотреть и себя показать.
   Одни катаются на салазках или с хохотом «поздравляют блинами», опрокидывая в снег пьяного мужика, другие столпиавшись у качелей с силой раскачивают смельчаков, а те в свою очередь визжат от страха и восторга на всю широкую улицу. 
   Вот послышались серебристый звон бубенцов. Из-за поворота улицы выскочила тройка гнедых лошадей, обвешанных цветными лоскутами, бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. За первой тройкой следует, вторая, за второй третья...Из саней с упряжками образовались длинные вереницы. Теперь всю масленичную неделю, с утра до ночи они будут разъезжать по селеньям с песнями и шумом.
   По сторонам улицы стоят зрители, обмениваясь поклонами с проезжавшими. Озорники вваливаются  в сани на ходу и остаются в составе «поезда"
    Тройки лихо пронеслись по снежному тракту увозя в своих разукрашенных санях всех желающих, от которых отбоя нет. Катающиеся  весело смеются, громко кричат и распевают песни.
   По другой улице доносяться переливы гармошки и задорные частушки. На встречу им, со своими колядками идут ряженые, переодетые в зверей, цыган и нищих. Так же как и на Святках это шумная компания ходит по дворам развлекая хозяев, в награду за это им подносили щедрые угощения.
   И каждый хочет переиграть друг друга, хочет доказать что он лучше, озорней и забористей. Тут же начинается снежная баталия и крупные снежки летят в разные стороны.
   На берегу замершей реки молодые парни и девчата достраивали снежные горки и башни, что бы потом "штурмовать" их, а в пылу "битвы" украдкой поцеловать свою суженную. Глядишь будущая тёща в нынешнею среду пригласит на блины своего будущего зятя. А там не далече смотрины, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.
   Ребятишки следуя древней традиции и себе на забаву изготовили из старой женской одежды, соломы и других подручных материалов чучело Масленицы, которое насадили на кол и возят теперь в санях по всей деревни. В воскресенье это чучело Масленицы сожгут– как символ окончания зимы.
   Всюду весело и оживленно, всюду жизнь бьет ключом...
   К Масленице начинали готовиться еще с предыдущей недели. В это время хозяйки убирались во всем доме, а также во дворе и перед воротами.
   В субботу накануне масленичной недели церковь молится об упокоении душ всех когда-либо живших христиан, она называется Вселенской родительской субботой. В народе этот день назывался "маленькой Масленицей". В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли особые поминальные блины, которые клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим.
   Масленица – древний праздник, органично соединивший в себе элементы народной, языческой мифологии и христианства. Дата празднования Масленицы ежегодно меняется. Это зависит в первую очередь от даты празднования Пасхи: Масленица отмечается за пятьдесят шесть дней до Светлого Христова Воскресения.
   Традиционное блюдо Масленицы — блины. Изначально их готовили как ритуальное блюдо на поминки, а позже стали печь на Масленицу как символ солнца. Блинов должно быть много, чтобы и соседей накормить, и в костер пару штук бросить. И обязательно делали угощение с маслом. Есть версия, что от этого и пошло название праздника.
  В православной богослужебной традиции этот период называют Сырной седмицей – это последняя неделя перед наступлением Великого поста, который начинается на следующий день после празднования Масленицы и длится сорок восемь дней.
   Масленичная неделя делится на два периода: Узкую масленицу (с понедельника по среду) и Широкую масленицу (четверг – воскресенье). В первые три дня допускаются хозяйственные работы, а с четверга все работы прекращаются и начинается широкое празднование.
    У каждого дня Масленицы есть название и особые традиции, уходящие в языческие верования.
    Понедельник — встреча.
   Утром в первый день Узкой Масленицы свекор со свекровью отправляли невестку к родителям, а вечером сами приходили к сватам в гости, где обговаривали, как будут праздновать Масленицу.
    В деревнях заканчивали строить снежные городки, горки.
    Вторник — заигрыши.
    Парни и девушки вместе катались с горок, ходили в гости на блины. Для зазывания Масленицы произносили заговоры: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!".
   В этот день устраивали смотрины невестам. Если родители договаривались о браке, то свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку.
     Среда — лакомки
   Другое название – "полес" или "скоромная среда". День известен поговоркой "К теще на блины". В этот день заканчивается Узкая Масленица зять приходит к теще, которая угощает его заранее приготовленными блинами. Хозяйка должна была продемонстрировать расположение к мужу дочери. "На тещины блины" принято было приглашать и других гостей.
   Четверг — разгуляй.
    Первый день Широкой Масленицы. Вся работа прекращается, начинаются гуляния: катания на санях, кулачные бои, прыжки через огонь.
   Пятница — тещины вечерки.
   Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" – приглашали родню на блины. Блины должна была приготовить невестка, обязательно собственными руками.
   Суббота — золовкины посиделки. 
   Вечером золовки (сестра мужа) приходили в гости к своим молодым невесткам отведать блинов, поболтать и погадать.  Гадали  на суженого, на картах, на снах, на блинах и свечах.
   Золовке полагалось подарить небольшой подарок.
   Воскресенье — проводы Масленицы.  Прощённое воскресенье.
    В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье
   В последний день Масленицы все друг у друга просят прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Таким образом люди как бы освобождаются от старых обид, накопленных за год, и встречают новый год с чистым сердцем и легкой душой.
    В воскресенье вечером «Масленица» сжигается, после этого наиболее смелые прыгали через костер. Этот обряд обставляется со всей доступной для деревенской молодежи торжественностью.
   Еще загодя ребятишки, девушки и парни несут за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и складывают из этих горючих материалов огромный костер. К этому костру направляется печальная процессия, причем девушки жалобными голосами поют:
    - Сударыня-масленица, потянися.
   У костра «Масленицу» ссаживают с саней и становят на снег, потом снимают с елки лепты и платки и делят их между девушками и поют масленичные песни.   
   Сожжение Масленицы является заключительным аккордом деревенского веселья, за которым следует уже Великий пост, поэтому присутствующие при сожжении обыкновенно швыряют в костер все остатки масленичного обжорства: блины, яйца, лепешки и пр. и даже зарывают в снег самый пепел Масленицы, чтобы от нее и следов не осталось.
    Часа в четыре пополудни, на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение. Пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост.
   Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними.
   Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят:
   - Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил.
    - Прости и ты меня, - слышится в ответ та же просьба.
    Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать:
   - Сударыня Масленица, потянися!
    или   
   - Мокрогубая Масленица, потянися!

   Вечер подкрался мягкой поступью, и смолкнувшая враз деревушка вдруг озябла под покровом сумерек.
   — Прости ты меня, ради Бога, Груняша, за всё. И за то, что крепок на слово был, и за мой крутой нрав...И за Дашку Зыкову прости. За то что заглядывался на неё по молодости... — вдруг обмолвился старик и поглядел своими выцветшими глазами на свою старуху.
   Морщинка недовольства пролегла на лице старухи, воскрешая в памяти давно минувшие дни. Беззубый рот прошамкал:
   — Да разве не прогнала бы тебя твоя Дашка Зыкова ухватом со двора, по горбушке-то?
   Старик в ответ лишь склонил седую голову.
  — Ладно уж, Бог простит, — отходчиво пробормотала она. — И ты меня прости, Архипушка, Христа ради… За брань мою, за слова обидные… Ну что, пойдём в избу, что-ли старый? Блины есть, да щи в печке ещё томятся, горячие.
   — Так уж и быть, чарку тебе поднесу в честь праздника… — добавила старуха, кряхтя поднимаясь с завалинки.


Рецензии