Сам себе логопед
Русская пословица .
Мой внук долго не выговоривал некоторые звуки и из-за этого очень переживал, как и мы. Другой проблемой было то, что он не мог соединить многие звуки в слоги и далее-в слова. Он часто говорил расстроенно: «Я не умею»…
Как и многие детишки, он занимался с логопедами. Педагогов ему мы старались найти всегда опытных и ответственных.
Большая роль в обучении ребенка принадлежит и двзрослым, которые находятся рядом. Хочу поделиться с другими своим маленьким опытом, возможно, кому-то пригодится.
Я не имею ничего общего с профессией «логопед», но мне приходилось буквально «на ходу» осваивать некоторые элементарные навыки. Выручала любовь к ребенку, целеустремленность и огромное терпение.
Все родители, скорее всего, знают о важности мелкой моторики у ребенка. Чем больше она развита, тем больше пользы для развития детского мозга, для координации работы обоих его полушарий, а значит - для успехов в звукопроизношении и развития правильной речи.
Данька любит рисовать, лепить, собирать конструктор, помогать взрослым на кухне, где может приготовить вполне себе авторское блюдо: яичницу с овощами или салат из, казалось бы, не сочетаемых продуктов. Мы всегда поддерживаем интерес ребенка к таким полезным занятиям.
Иногда сам случай подсказывает, как надо действовать в процессе игры с ребенком, чтобы вовлечь его в процесс обучения.
В возрасте четырех с половиной лет Даня с интересом начал изучать знаки дорожного движения. Причем ему нравилось самому вырезать их из бумаги и аккуратно складывать в коробочку (опять-таки — работает мелкая моторика). В один из дней за этим занятием я вдруг услышала от него слово «ипи».
Я попросила его повторить, в ответ снова - «ипи», при этом Данька показывал пальчиком на знак «кирпич» (проезд запрещён).
У меня появилось огромное желание помочь ребенку освоить это слово «кирпич», и я включила всё своё воображение и терпение. Подсказки мне пришли в голову как-то быстро, сами собой. Подход нужен был очень деликатный, иначе - «я не умею» и бурные слёзы.
— Данюша, а помнишь, как у тебя хорошо получилось слово «ку-ку?», это было так здорово, - сказала я ласково .
— Ку-ку, ку-ку, - тут же подхватил мой внук .
— Очень хорошо, молодец! А сможешь сказать «ки-ки»? У тебя всё получится !
— Ки-ки, - повторил внук.
— Здорово! А теперь давай вместе - «ки-пи». Раз-два, взяли!
—Ки-пи,-радостно подхватил Данька за мной, с удовольствием втягиваясь в процесс игры.
— Ух ты, отлично! Ну а теперь у тебя обязательно должно получиться «ки-пи-ч»! Попробуем вместе?
— Я не умею! - пробовал вдруг захныкать Данька.
Я взяла его за руку и сказала :
— Да ты такой молодец у меня, всё сумеешь, давай я тебе помогу, хочешь?
Даня кивнул головой.
— Хорошо, только давай пока минутку отдохнем! Ну-ка, покажи, сколько знаков ты уже вырезал? Ух ты, как много! - продолжала я. А Даня с радостной улыбкой показывал мне все знаки, указывая пальчиком на каждый из них.
Нам предстояло присоединить звук «ч», и я быстро нашла очень простое решение.
— Данечка, а как мы говорим, когда деда спит, и мы не хотим ему мешать ? - вдруг спросила его я.
Ребенок приложил пальчик к губам и произнес загадочно: «чччччч!» Ему явно понравился увлекательный процесс необычной игры. Данька даже засмеялся.
— Умничка какой ты у меня. Ну а теперь давай вместе скажем : «кипи…чччч»! - я приложила свой палец к губам .
Даня с удовольствием повторил. Правда не сразу, наверное только с третьей попытки. Но он сделал это! Мы сделали это! И он тут же так обрадовался своим успехам!
— Кипич, кипич, кипич! - радостно подхватил ребенок, держа свой пальчик около губ. Он засмеялся от радости, что у него так хорошо получилось. Мы вместе как конструктор из кубиков складывали слово.
Звук «р» и другие сложные звуки мы заранее оставили на откуп логопеду, в этом должен обязательно участвовать специалист. «Зарычал» и «зашипел» Данёк позже, через несколько месяцев.
Вскоре он сам отучился говорить слово «не умею», маленькие успехи шаг за шагом вырабатывали у него уверенность, сознание того, что он со всем может справиться!
Ежедневно надо добиваться маленьких успехов у детей. Тогда результат не заставит себя долго ждать! И обязательна кропотливая работа со специалистами-профессионалами.
А самое главное в общении с маленьким ребенком - огромное терпение, взаимное доверие и правильное поощрение пусть маленьких, но таких важных для него успехов!
02.03.2025 г. Москва.
Свидетельство о публикации №225030200480
С уважением.
Ирина Элларян 24.05.2025 21:27 Заявить о нарушении
Андрей Дарин 24.05.2025 21:37 Заявить о нарушении