Памятка

 ДЛЯ СЕБЯ И "ДЛЯ ТОГО ПАРНЯ"

У В.О. Ключевского есть гениальное слово: "Учение - есть ответ на вопрос, возбужденный жизнью".
Здесь, в этой формуле сокрыт ключ к законам православной аскетики, к постижению тайн нашего пути ко спасению. Попробуем распутать этот огромный узел духовных законов (который мы именно так пока видим), опираясь на незыблемые постулаты аскетического предания Православия.
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

1. Сначала практика, потом созерцание. Сначала Лия ( отдаем ей дань служения), потом Рахиль. При том любовь к Рахили (как к идеалу) - пребывает от начала и до конца.
Но меняется в постижении ее. По мере нашего роста, если, конечно, мы не сбиваемся с пути, уходя прежде времени в  обманные "райские кущи" ПРЕЛЕСТИ.

2. Духовные книги читаются деланием, жизнью. Духовные книги читаются соответственно нашему образу жизни. Если мы далеки от устроения "созерцания", мы не должны услаждаться ложными ощущениями созерцаний, которые в нас обманны, и мы приписываем их себе по причине самообольщения - в состоянии прелести. Хотя любовь к созерцательному идеалу жизни, понимание его запредельной для неочищенного сердца высоты и красоты пусть в нас присутствует. Отцы называли это "благословением ЗНАТЬ ПУТЬ". Но это отвлеченное знание. Это не наше личное владение. Мы туда, читая книги, смотрим сквозь высокий забор в щелочки, как воры.

3. Наш путь - практика. В чем она заключается? В руководстве нашей жизнью Самого Бога. В постижении и принятии Его воли в посланных нам обстоятельствах. УСЛОВИЕ: если сердце наше истинно (за этим словом - целое море условий - и первое - боязнь самообольщений и самосочинений) стремится ко Христу, молится и просит  - чего?! Если просит оно "Исцели ны, Владыко!", то есть, если в нас есть истинное изначальное  ощущение своей поврежденности, болезни, изуродованности, а потому и влечение наше ко Христу, прежде всего определяется как  обращение к Врачу, в Истинность Которого мы верим. И действует это движение в нас исключительно  через покаянное (пусть еще  пока начальное) осознание своей болезни. Здоровые не нуждаются во враче.
"Я болен. Меня обуревает Страх".  И это - самое НАЧАЛО премудрости.

4. Итак, первотолчок - чувство сердца, не головное  словесное попугайство, но: Я ПРАВДА БОЛЕН. МНЕ ПЛОХО. УМИРАЮ. ПОМОГИ!
Бог мгновенно откликается на  покаянный первотолчок блудного сына. Бежит навстречу и принимает его в Свои объятия.
Далее нашего дело слушать Его, слушаться и исполнять волю Его, принимать Его педагогику, Его воспитание. Через постижение ориентиров заповедей Евангелия в толкованиях исполнивших его святых отцов.
И, разумеется, через попытки применять это в жизни. Именно эти попытки исполнить заповеди и откроют нам наше истинное состояние, нашу греховную поврежденность.
И тогда мы сами будем сознательно ПОМОГАТЬ ВРАЧУ. Это и есть синергия.

5. Этот механизм работает исключительно через ИСКУШЕНИЯ, которые нам попускает Бог на каждом шагу. Надо понавыкнуть видеть все как испытание нас, как искушения подлинности нашей  веры, воли, намерений, истинной почвы нашего сердца.

6. Апостол учит: радуйтесь, егда впадаете в искушения. Почему? Потому что они даются нам как домашние задания, в которых цель - проживать каждое по Евангелию, по Слову Божию, по заповедям. Если мы не обманываем самих себя, мы в каждом искушении сами себе говорим: достойное по грехам моим приемлю. По каким грехам? По каким делам? Что я делал не так и почему? Чем я руководствовался, - вот тут ныжны конкретные ответы.
Пока до них не начнем добираться, сжав самолюбие в кулак, искушения будут повторяться как молот над нашей головой..

7. Так начинается путь длинною в жизнь - путь погружения в собственное сердце, путь узнавания того, о чем сказано: "тамо гади, их же несть числа". ПУТЬ САМОПОЗНАНИЯ. Каждое искушение - безценное сокровище, наилучший способ решения этой задачи.

8. Но мы немощны, мы помрачены, ум дебил, всепожирающая наша любовь к себе (эгоизм) - нам совсем не видима.  Мы не видим, КАК враг через наши же страсти противодействует самопознанию. Подсказывает триллионы самооправданий и обманных чувств. Спасали раньше подлинные наставники. Ты им рассказываешь про благодатные слезы, а они отрезают - это не те слезы.  Ты им про свою любовь к ближним и дальним, а они: это не та любовь. Истинная любовь - это когда ты на кресте, ты распят, а молишься за распинателей, понимая опять же, что не ты свят, так молясь, а достойное по делам своим приемлешь, и благодаришь распинателей своих трезво, понимая что они скальпели, вырезывающие твои опухоли. Потому так и велик и спасителен был путь откровения помыслов опытным и премудрым, потому что тебе помогали увидеть то, что враг мешал тебе видеть.
Враг боится света.  Даже на бумажке для исповеди только записал свой  пойманный, увиденный грех, а враг уже бежит, - учил Варсонофий Оптинский.
И правда: на душе-то сразу легче становится.
Не замечали?

9. Жизнь (Бог) попускает множество вариантов распинаний, покуда ты не начнешь смиряться сознательно, видя, каков ты на самом деле и кто твой настоящий врач, и какая ПОЛЬЗА занимается перед тобой как свет далекой зари.
 Пока ты не обретешь НАВЫК  трезвенного внимания к глубинным движениям своего сердца. Всегда и везде.

10. Вот тут ты и бросаешься по-настоящему к духовным книгам.  Не потрму, что там все "красиво", "премудро", "оригинально", "интересно"...  А потому, что там черный хлеб спасения для умирающего с голоду. Ведь все эти понимания, открытия самого себя, признание не своей правоты, даются кровью и не сразу. В этой брани с самим собой только молитва и рыскание по святоотеческим книгам  за ответами в твоих КОНКРЕТНЫХ ситуациях, приносит тебе то спасительное противоядие, травку, витамин, которые и помогут тебе ПРАВИЛЬНО пережить искушение и выйти из него очередной раз обновленным.  Хотя и окровавленным в самораспятии. В искушении Христос зовет тебя на крест. И ты добровольно подвергаешься распятию. Вот почему наш путь от падения к падению, - говорил Амвросий Оптинский.  Упал - перестрадал, - нашел ответ для себя, вступил в очередной раз с новой силой в воды покаяния. И встал. Пошел дальше. Момент радости. Счастья даже. Мол, еще больше песка морского своей греховности ты увидел, и с муками, смиренно принял истину о себе.  Да, Господи, Ты прав, я таков. Помилуй, прости, помоги. Идем дальше.

11. Да, есть канон: читать по ряду каждый день
 Евангелие, Апостол, Псалтирь хоть помалу, но читать.   Но другое чтение - в ответ на вопросы, возбужденные жизнью, не менее важны - они скорая и самая неотложная помощь. Увидел свое самодовольство - скорее в тематические указатели святоотеческих книг. Или что другое увидел, - но принцип чтения именно таков. А выписывать прекрасные тексты,  богословские комментарии отцов не по твоей ныне трудной борьбе с самим собой, - тоже, увы, может стать дорогой к самообману и самообольщению. Заменителем  истинной работы над реально, трезвенно выявленными - благодаря искушениям  - собственными симптомами глубоких болезней. Этот самообман и называется ДУХОВНЫМ СЛАСТОЛЮБИЕМ.  ПРЕЛЕСТЬЮ тож.
Этой заразой сегодня болеет почти все новое церковное поколение. Книг полно. Все супер грамотные. Все богословы без истинной аскетической практики.  Читать-то легко и приятно - чесать слух. А увидеть в себе ложь и прелесть, злобу (да, злобу!), лукавство, зависть,  похоть, упрямство скрытой гордыни, подленькие мысли, тайное осуждение и неприязнь к ближним, признать и пережить эти удары по нашей самости - ох, как больно! Но другого пути нет.
Будем читать правильно. По делу. По той нашей кровавой работе над собственным сердцем, которой мы только и должны быть заняты.

12. Постскриптум.  На разных этапах жизни благодать Божия помогает нам по-разному. А мы наивно и самодовольно приписываем ее озарения себе как наше окончательное достояние.  И принимаем как наши окончательные достижения. Ничего подобного. Видим в себе какие-то высокие состояния, любовь и пр.  И не ведаем, что путь к ним невероятно далек, что еще не раз все перевернется, что благодать будет промыслительно приходить и отходить от нас, потому что нам, пропитанным гордостью,  не полезно быть в ней долго  (поскольку сердце  наше не чисто), а полезно нам  чаще оказываться "голыми" и видеть себя, какие мы есть на самом деле. Слезы! Стыд! Вот только этими вИдениями своей обнаженности от всего, смиренными принятиями правды о себе мы только и сможем переставлять с трудом ноги на нашем трудном спасительном пути. От Голгофы - к Голгофе. И так -  в страхе Божием и тихом  (!) уповании на  помилование (!) Владыки, и брести до конца.


Рецензии