Как возник оппортунизм и к чему он приводит

                Как возник оппортунизм и к чему он приводит.
                Часть первая
  Чтобы понять современную обстановку, никогда не будет лишним окунуться в историю, ибо всё в этом мире развивается циклично, с обязательным возвращением в контрольную точку, но более высшую по спирали.
И поговорим сегодня об международной организации просвещённых по тем временам личностей.
          Второй Интернационал, как международное объединение рабочих партий, был основан в 1889 году. Предпосылками его создания явились рост рабочего движения в условиях начавшегося в 70-х гг. 19 в. перехода от домонополистического капитализма к империализму, процесс формирования в Европе и Америке на почве, подготовленной Первым Интернационалом, политических партий рабочего класса, широкое распространение марксистских идей.
          Его Первый конгресс был созван марксистами в Париже 14—21 июля 1889 года. Среди участников конгресса были сторонники как марксистского, революционного течения, так и анархистского и оппортунистического. Конгресс особое внимание уделил обсуждению вопроса сочетания экономической и политической борьбы рабочего класса. Под влиянием марксистов он принял решение, в котором подчёркивалось, что для завоевания власти пролетариатом необходимо, кроме профсоюзов и др. организаций, создавать социалистические партии. По вопросу о рабочем законодательстве конгресс, вопреки анархистам, отрицавшим любую парламентскую деятельность социалистов, принял предложение марксистов о необходимости парламентской и внепарламентской борьбы за реформы в условиях буржуазного государства, если эти реформы улучшают условия существования рабочего класса. Отметив, что борьба за социализм является конечной целью пролетарского движения.
          Второй конгресс состоялся 16—22 августа 1891 года в Брюсселе. По вопросу об отношении рабочего класса к милитаризму была принята резолюция В. Либкнехта, указывающая, что войны являются неизбежным порождением капиталистического строя и что только социалистическое общество принесёт мир народам и конец милитаризму. Резолюция призывала к протесту против всяких попыток подготовки войны, хотя и не указывала конкретных мер борьбы с милитаризмом.
           Третий конгресс состоялся 6—12 августа 1893 в Цюрихе. Конгресс решительно осудил тактику анархистов и принял решение о том, что в рядах Второго Интернационала могут быть только те рабочие партии, которые признают политическую борьбу. По центральному вопросу о политической тактике социал-демократов конгресс принял резолюцию, которая призывала рабочих всех стран добиваться политических прав и пользоваться ими «в целях завоевания политической власти и превращения её из орудия господства капитала в орудие освобождения рабочего класса».
            Четвёртый конгресс состоялся 27 июля — 1 августа 1896 года в Лондоне. Он исключил анархистов из Второго Интернационала, тем самым подтвердил решения предыдущих конгрессов о политической борьбе рабочих и рекомендовал использовать «все формы организованной борьбы рабочего класса» для завоевания пролетариатом политической власти. Однако недостатком резолюции было отсутствие в ней положений о революционном свержении власти буржуазии, о необходимости слома государственного буржуазного аппарата и установления диктатуры пролетариата. Конгресс высказался против колониальной политики, за право наций на самоопределение.
            Далее, важнейшим событием в развитии рабочего движения было основание В. И. Лениным в 1895 году, Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Велики были успехи на выборах социалистов, свидетельствовавшие о росте их влияния на массы, усилилась их роль в организации стачек, демонстраций (особенно первомайских), в профсоюзах, рабочих кооперативах. Были сделаны шаги к развёртыванию женского и молодёжного пролетарского движения. Однако в ряде партий преобладающие позиции (в Рабочей партии Бельгии, Независимой рабочей партии Великобритании и т. д.) заняли оппортунисты.
             Среди оппортунистического направления господствующее место занял ревизионизм, его главным идеологом был Э. Бернштейн. Возникновение ревизионизма связано с наступлением монополистической стадии капитализма, одним из порождений которой было формирование рабочей аристократии. Оно отразило процесс оппортунистического перерождения части руководящих деятелей западноевропейских партий Второго Интернационала.
              Пятый конгресс, состоявшийся 23—27 сентября 1900 году, в Париже, отразил нарастание борьбы между революционным и оппортунистическим направлениями в международном рабочем движении.
              Шестой конгресс состоялся 14—20 августа 1904 года, в Амстердаме. Присутствовали делегаты от социалистических партий всех континентов мира, в том числе и от РСДРП. Конгресс принял резолюцию, осуждавшую русско-японскую войну 1904—1905 как захватническую с обеих сторон. Важная резолюция о необходимости единства социалистов каждой страны не содержала, однако, требования признания революционного марксизма как принципиальной основы при объединении, необходимого условия для предотвращения подчинения революционного течения оппортунистическому. Резолюция по колониальному вопросу уже отдавала дань великодержавным колониальным настроениям. В ней не говорилось уже о борьбе за «национальное самоопределение», а рекомендовалось социалистам добиваться свободы и самостоятельности населения колоний, соответствующей степени их развития. Подъём рабочего движения побудил левых социалистов поставить на конгрессе вопрос о новых методах борьбы. В проекте резолюции, предложенной Роланд-Холст (Нидерланды), рекомендовалось применять массовую стачку.
              Именно это, как признание массовой стачки, а не вооружённой борьбы «крайним средством» дало возможность для оппортунистического толкований роли и значения массовых стачек. Свидетельством роста влияния революционных тенденции в рабочем движении явилось принятие конгрессом резолюции, приветствовавшей международное значение борьбы рабочего класса России.
              Через полгода после Амстердамского конгресса нараставшее революционное движение в России привело к буржуазно-демократической Революции 1905—1907 годов, которая послужила мощным толчком для нового подъёма рабочего движения в др. странах мира и национально-освободительной борьбы в колониях и полуколониях (иранская, турецкая, китайская революции и др. события). В ходе первой русской революции были выдвинуты проблемы, которые стали насущными проблемами классовой борьбы международного пролетариата: о роли пролетарской партии в руководстве революцией; о движущих силах революции и гегемонии пролетариата в народной революции 20 в.; о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую; о союзниках пролетариата в революции (т. е. вопрос о крестьянстве и городской мелкой буржуазии); об освободительном движении угнетённых народов; о применении всеобщей политической стачки как нового тактического орудия классовой борьбы пролетариата и о перерастании всеобщей стачки в вооружённое восстание и многое др.
                Вокруг этих проблем и происходило дальнейшее размежевание сил в рядах Второго Интернационала, в партиях которого резко обозначились три течения: правое крыло, или открытый оппортунизм (лидеры: Э. Бернштейн, Г. М. Гайндман, Л. Биссолати и др.), центризм — оппортунизм, маскирующийся марксистской фразеологией (лидеры: К. Каутский, Д. Р. Макдональд, А. Тома, Э. Вандервельде, О. Бауэр и др.), и левое крыло — большевики во главе с В И. Лениным, левые деятели западноевропейских социал-демократических партий Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Либкнехт, Д. Благоев, В. Коларов, А. Паннекук и др. В своей борьбе с оппортунизмом В. И. Ленин показал, что оппортунизм — это проявление буржуазного влияния на пролетариат, вскрыл социальные корни оппортунизма, выявил роль оппортунизма и примиренчества к нему в развитии предпосылок краха Второго Интернационала.
              Седьмой конгресс состоялся 18—24 августа 1907 года, в Штутгарте. В числе делегатов была компактная группа левых социалистов и социал-демократов; впервые на конгрессе присутствовал В. И. Ленин, возглавлявший большевистскую делегацию. По вопросу о милитаризме и международных конфликтах в результате острой дискуссии, в ходе которой был отвергнут наполовину анархистский проект французского социалиста Г. Эрве, призывавший ответить на любую войну стачкой, дезертирством, бунтом - конгресс принял резолюцию Бебеля (основные положения: голосование против военных кредитов, требования замены постоянного войска народной милицией, антимилитаристическая пропаганда) с поправками.
               Ленин в то время высказал очень важное мнение, что в случае возникновения войны социалисты обязаны использовать вызванный войной экономический и политический кризис для того, чтобы ускорить крушение господства капиталистов.
               При обсуждении колониального вопроса шовинистические рассуждения докладчика ван Кола о «прогрессивности» насильственной «цивилизации туземного населения» вызвали возмущение большинства делегатов. Левые добились принятия поправки к проекту резолюции ван Кола, изменившей её общий характер и решительно осуждавшей колониальную политику капиталистических держав. Влияние левых социалистов сказалось и на характере резолюции о взаимоотношении партий и профсоюзов. По настоянию большевиков резолюция осуждала ревизионистскую теорию «гармонии между трудом и капиталом», подчёркивала необходимость признания профсоюзами социалистических принципов и согласованных действий профсоюзов и партий.
                Это был удар по оппортунистической теории «нейтральности» профсоюзов (эту же самую нейтральность мы наблюдаем и в современной России), хотя о руководстве профсоюзами со стороны социалистических партий в резолюции не говорилось. В целом Штутгартский конгресс, помимо грандиозной демонстрации международного единства пролетарской борьбы, сыграл выдающуюся роль в деле определения тактики социалистических партий. Продолжая решительную борьбу против оппортунистической тенденции в международном рабочем движении, В. И. Ленин и большевики разоблачали каждый факт нарушения оппортунистами решений международных социалистических конгрессов Второго Интернационала.
                Восьмой конгресс состоялся 28 августа — 3 сентября 1910 года, в Копенгагене. Конгресс приветствовал национально-освободительную борьбу народов Азии. Были, по - существу подтверждены марксистские, хотя и не во всём последовательные, решения прежних конгрессов о борьбе против милитаризма, о единстве профсоюзов. По вопросу о единстве социалистических партий большинством делегатов конгресса была принята центристская резолюция, требовавшая объединения всех течений социалистов в национальном масштабе, отразившая стремление оппортунистов растворить революционные течения и группы в единых социал-реформистских партиях.
                Годы, последовавшие за конгрессом, характеризовались дальнейшим обострением империалистических противоречий и ростом военной опасности. В 1912 году, начался военный кризис на Балканах, грозивший выйти за локальные рамки. В этой обстановке 24—25 ноября 1912 года, в Базеле состоялся девятый конгресс. В единодушно принятом Базельском манифесте участники конгресса требовали от всех социалистических партий решительной борьбы и солидарных действий против империализма. Решение Базельского конгресса было воспринято рядовыми социалистами, всеми трудящимися как боевой призыв к активной борьбе против угрозы надвигавшейся империалистической войны.
                В этой борьбе Второй Интернационал мог сыграть важную роль, представляя собой мощную силу, однако, оппортунистические лидеры социалистических партий ничего не сделали для претворения в жизнь антивоенных решений конгрессов. С началом 1-й мировой войны 1914—1918 годов они предали дело социализма и пролетарского интернационализма и перешли в лагерь империалистической буржуазии. Сегодня мы также наблюдаем подобную тенденцию со стороны левого движения современной России.
                4 августа 1914 года, представители самой влиятельной во Втором Интернационале Социал-демократической партии Германии голосовали в рейхстаге за военные кредиты. Такую же позицию заняли в парламентах своих стран социалистические лидеры Великобритании, Франции, Бельгии и др. Вскоре после начала войны ряд руководящих деятелей (лидер Бельгийской социалистической партии Э. Вандервельде, лидеры Французской социалистической партии Ж. Гед, М. Самба и А. Тома, один из лидеров английской лейбористской партии А. Гендерсон и др.) вошли в состав буржуазных правительств своих стран. Оппортунистические лидеры выступили в поддержку буржуазного лозунга «защиты отечества», провозгласив «гражданский мир». Оппортунизм перерос в социал-шовинизм. Прикрываясь пацифистскими фразами, центристы также фактически поддерживали империалистических защитников войны.
                С началом 1-й мировой войны 1914—1918 годов, прекратилась деятельность Международного социалистического бюро Второго Интернационала, прервались связи социал-демократических и социалистических партий т.е он фактически перестал существовать.
                Конференции социалистов стран Антанты в Лондоне (февраль 1915 года) и стран германо-австрийского блока в Вене (апрель 1915 года) высказались за «войну до победного конца». Из всех партий только одна партия — руководимая В. И. Лениным большевистская партия — заняла последовательную позицию в вопросах войны и революционной борьбы рабочего класса. Уже осенью 1914 года, В. И. Ленин, исходя из империалистического характера войны, выдвинул следующие основные задачи революционной деятельности социал-демократии:
1) превращение империалистической войны в войну гражданскую;
2) поражение «своего» правительства в империалистической войне;
3) полный разрыв с потерпевшим крах И. 2-м, создание нового, Коммунистического Интернационала, свободного от оппортунизма.

                Почему мы затронули именно второй интернационал? На нём стала образовываться оппортунистическая прослойка, которая впоследствии стала являться основой всех последующих войн на нашей планете.
                Поучительно сопоставить отношение разных классов и партий к краху Интернационала, обнаруженному войной 1914—1915гг. Буржуазия, с одной стороны, расхваливает, превозносит до небес тех социалистов, которые высказываются за «защиту отечества», т. е. за войну и за помощь буржуазии.
                Собственно, всё, как и в современной России. С другой стороны, более откровенные или менее дипломатичные представители буржуазии злорадствуют по поводу краха Интернационала, краха «иллюзий» социализма. Среди социалистов, «защищающих отечество», те же два оттенка: «крайние», вроде немцев В. Кольба и В. Гейне, которые признают крах Интернационала, обвиняя в этом крахе «революционные иллюзии» и в то же время стремятся к воссозданию еще более оппортунистического Интернационала. Однако, возьмём документ — Базельский манифест 1912 года.
                Этот манифест беспощадно разоблачает всю фальшь рассуждений и поведения большинства официальных социалистов. Ни единого словечка этот манифест не говорит ни о «защите отечества», ни о различии наступательной и оборонительной войны!! Ни звука о том, о чем больше всего говорят, кричат и вопиют официальные вожди Германии.
                Базельский манифест совершенно точно, ясно, определенно оценивает именно те конкретные конфликты интересов, которые вели к войне в 1912 году и привели к ней в 1914 году. Это, прежде всего — конфликты на почве «капиталистического империализма», конфликты Австрии и России из-за преобладания на Балканах, Англии, Франции и Германии из-за их завоевательной политики в Малой Азии, Австрии и Италии из-за стремлений втянуть Албанию в сферу их влияния, подчинить ее своему господству, Англии и Германии из-за их общего антагонизма, далее из-за покушений царизма па Армению, Константинополь и т. п.. Всякий видит, что это относится целиком именно к теперешней войне. Чисто завоевательный, империалистский, реакционный, рабовладельческий характер этой войны признан яснее ясного в манифесте, который сделал и неизбежный вывод: война не может быть оправдана ни самомалейшим предлогом какого бы то ни было «народного интереса», война готовится «ради прибылей капиталистов и честолюбия династий»; будет со стороны рабочих «преступлением стрелять друг в друга».
                Если мы проанализируем последние события в современной России, то они складываются в прямом соответствии с разоблачением в этом документе.
В этих положениях содержится все существенное, что необходимо для понимания коренной разницы двух великих исторических эпох. Одна — эпоха 1789—1871гг, когда войны в Европе большей частью были связаны, несомненно, с важнейшим «народным интересом», именно: с могучими, затрагивающими миллионы буржуазно-прогрессивными, национально-освободительными движениями, с разрушением феодализма, абсолютизма, чужестранного гнета. На этой почве и только на ней выросло понятие «защиты отечества», защита освобождающейся буржуазной нации против средневековья. Только в этом смысле признавали социалисты «защиту отечества». И теперь в этом смысле нельзя не признать ее, например, защиты Персии или Китая от России или от Англии, Турции от Германии или России, Албании от Австрии и Италии и т. п.
                Война же 1914—1915годов, как это ясно сказано в Базельском манифесте, принадлежит совершенно иной исторической эпохе и носит совершенно иной характер. Война между хищниками из-за раздела добычи, из-за порабощения чужих стран. Победа России, Англии, Франции несет удушение Армении, Малой Азии и т. д.— это сказано в Базельском манифесте. Победа Германии— удушение Малой Азии, Сербии, Албании и пр. Это сказано там же, это признали все социалисты! Лживы, бессмысленны и лицемерны всякие фразы об оборонительной войне или защите отечества со стороны великих держав, воюющих из-за господства над миром, из-за рынков и «сфер влияния», из-за порабощения народов! Неудивительно, что «социалисты», признающие защиту отечества, боятся вспомнить и точно процитировать Базельский манифест, ибо он изобличает их лицемерие. Базельский манифест доказывает, что социалисты, способные признавать «защиту отечества» в войне 1914—1915гг. — социалисты на словах лишь, а на деле шовинисты. Они — социал-шовинисты.
                Из признания войны, связанной с интересами национального освобождения, вытекает одна тактика социалистов. Из признания войны империалистской, завоевательной, хищнической — другая. И Базельский манифест ясно очертил эту другую тактику. Война вызовет «экономический и политический кризис», — говорит он. Этот кризис надо «использовать» для «ускорения падения господства капитала»: в этих словах признано, что социальная революция назрела, что она возможна, что она грядет в связи с войной. «Господствующие классы» боятся «пролетарской революции», гласит манифест, ссылаясь прямо на пример Коммуны и 1905 года, т. е. на примеры революций, стачек, гражданской войны. Лгут те, кто говорит, что социалисты «не обсуждали», «не решили» вопроса об отношении к войне. Базельский манифест решил эту тактику: тактику пролетарски-революционных действий и гражданской войны.
                Ошибкой было бы думать, что Базельский манифест пустая декламация, казенная фраза, несерьезная угроза. Так готовы заявить те, кого этот манифест изобличает! Но это неправда! Базельский манифест есть сводка гигантского пропагандистского и агитационного материала за всю эпоху II Интернационала, 1889—1914гг.
                Базельский манифест доказывает неопровержимо полную измену социализму со стороны социалистов, голосовавших за кредиты, вступавших в министерство, признававших защиту отечества в 1914—1915гг. Факт измены неоспорим. Отрицать его могут лишь лицемеры. Вопрос лишь в том, как объяснить ее.
                Было бы нелепо, ненаучно, смешно сводить дело к личностям, это — жалкая уловка. Серьезное объяснение требует разбора экономического значения данной политики, затем анализа ее основных идей, наконец, изучения истории направлений в социализме.
                В чем экономическая сущность «защиты отечества» в войне 1914—1915гг.? Ответ дан уже в Базельском манифесте. Войну ведут все великие державы из-за грабежа, раздела мира, из-за рынков, из-за порабощения народов. Буржуазии это несет увеличение прибылей. Маленькому слою рабочей бюрократии и аристократии, затем мелкой буржуазии (интеллигенция и т. п.), «примкнувшей» к рабочему движению, это обещает крохи этих прибылей. Экономическая основа «социал-шовинизма» (этот термин точнее, чем социал-патриотизм, последний прикрашивает зло) и оппортунизма одна и та же: союз ничтожного слоя «верхов» рабочего движения с «своей» национальной буржуазией против массы пролетариата. Союз слуг буржуазии с буржуазией против класса, эксплуатируемого буржуазией. Социал-шовинизм есть законченный оппортунизм.
                Политическое содержание социал-шовинизма и оппортунизма одно и то же: сотрудничество классов, отречение от диктатуры пролетариата, отказ от революционных действий, преклонение перед буржуазной легальностью, недоверие к пролетариату, доверие к буржуазии. Те же политические идеи. То же политическое содержание тактики. Социал-шовинизм — прямое продолжение и завершение мильеранизма, бернштейнианства, английской либеральной рабочей политики, их сумма, их итог, их результат.
                Два основных направления в социализме, оппортунистическое и революционное, мы видим за всю эпоху 1889—1914гг. Два направления по вопросу об отношении к социализму есть и теперь.
                Социал-шовинизм есть законченный оппортунизм. Это неоспоримо. Союз с буржуазией был идейный, тайный. Он стал открытым, грубым. Силу социал-шовинизму дал именно союз с буржуазией и генеральными штабами. Лгут те, кто говорят, что «массы» пролетариев повернули к шовинизму. Массы были оглушены, забиты, разъединены, задавлены военным положением. Свободно голосовали только вожди — голосовали за буржуазию против пролетариата!
                Смешно и дико считать оппортунизм явлением внутрипартийным! Все марксисты, и в Германии, и во Франции и т. д., всегда говорили и доказывали, что оппортунизм есть проявление влияния буржуазии на пролетариат, есть буржуазная рабочая политика, есть союз ничтожной части около пролетарских элементов с буржуазией. И оппортунизм, созревая десятки лет в условиях «мирного» капитализма, созрел к 1914—1915гг. до того, что стал открытым союзником с буржуазией. Единство с оппортунизмом есть единство пролетариата со своей национальной буржуазией, т. е. подчинение ей, есть раскол интернационального революционного рабочего класса. Это же самое мы увидели в современной партии «Единство».
                Буржуазия всех стран, и воюющих в первую голову, вполне объединилась с начала войны на расхваливании социалистов, признающих «защиту отечества», т.е. защиту грабительских интересов буржуазии в империалистской войне против пролетариата.
                В апреле 1915 г. консервативный германский журнал «Preu;ische Jahrb;cher» поместил статью социал-демократа, члена с.-д. партии, который скрылся под псевдонимом Monitor'a. И этот оппортунист выболтал правду, открыто сказал то, в чем состоит суть политики всей всемирной буржуазии по отношению к рабочему движению XX века. Ни отмахнуться от этого движения, ни подавить его грубой силой уже нельзя. Его надо развратить изнутри, купив верхний слой его.
                По их выражениям массам нужны «радикальные» слова, чтобы массы верили в них. Оппортунисты готовы повторять их лицемерно. Им полезны, нужны такие партии, каковы были с.-д. партии II Интернационала, ибо они породили защиту буржуазии социалистами в кризис 1914—1915гг! Мы до сих пор слышим такие радикальные слова и их повторяют лицемерно.
                Энгельс писал о фабианцах 18 января 1893г.: «...шайка карьеристов, достаточно рассудительных, чтобы понимать неизбежность социального переворота, но ни в коем случае не желающих доверить эту исполинскую работу исключительно незрелому пролетариату... Их основной принцип — страх перед революцией...». И 11 ноября 1893г.: «высокомерные буржуа, милостиво снисходящие к пролетариату, чтобы освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая серая необразованная масса не может сама себя освободить и ничего не, может достигнуть без милости этих умных адвокатов, литераторов и сентиментальных баб...». Как далеки от них каутскианцы по своей «теории»! А на практике, в их отношении к войне, те и другие вполне совпадают! Наглядное доказательство того, как выветрился весь марксизм у каутскианцев, как превратился он в мертвую букву, в лицемерную фразу.
                В 1909 году Каутский доказывает, что миновала эпоха «мирного» капитализма, грядет эпоха войн и революций. В 1912 году Базельский манифест именно этот взгляд кладет в основу всей тактики социалистических партий мира. В
                1914 году наступает война, наступает «экономический и политический кризис», предвиденный Штутгартом и Базелем.
                Сегодня мы как никогда близки к этой ветви, когда эпоха «мирного капитализма», с участием новой силы представляющей собой очередной «интернационал» глобального толка, завуалированный международным сионистским банковским капиталом, может бросить мир вновь на весы.

Продолжение следует.


Рецензии