Посетитель

Рассказ: Посетитель. Автор Олег Шутов.

      Возле торгового центра, с самого утра, какой-то мужик возился со своей машиной. Он открыл капот, дверку багажника, водительскую дверь. И попеременно залазил то туда, то сюда, в поисках причины неисправности автомобиля. Иногда он матерился, потом брал снова себя в руки, и опять повторял те же последовательные движения; капот, багажник, водительское сиденье.
      Иной раз его отвлекали мимо проходящие мужики, вероятно знакомые, город- то маленький. Дёргали его за рукав, кричали типа того - " Сломался что ль?". Или были и те, кто советы давал - " Свечи продуй! ", и ныряли своими носами вместе с ним под капот. Но всё было безрезультатно. Машина не заводилась уж часа два.
     Я из окна мастерской наблюдал за ним. Было лето. Солнце с самого утра показывало свой июльский зной. Утренние пташки; воробьи, да синички резвились в кустах, у цветочных клумб торгового центра, чирикая наперегонки между собой.
    Пёстрая кошка, притаившись в траве, любопытно следила за ними, но потом спряталась в тень зелёной ели. Томно лежала, помахивая иногда хвостом.
     У меня клиентов не было, полки моей обувной мастерской были пусты. Да и кто пойдёт в такую жару что-то ремонтировать? Обычно летнее время самое тухлое для сапожника, многие из них на этот период закрываются, и уезжают в отпуска на море или в свои огороды.
     Я сидел и бездельничал, поглядывая, как мужик мучается, или мучает свою машину, тут уж с какой стороны посмотреть касательно этого вопроса.
   Ближе к полудню ко мне подошёл первый клиент.
   Робко заглянул в клиентское окошко спросил: " Можно? "
   Я отвернулся от мученика с машиной, посмотрев на того, кто меня позвал.
   В окошко глядело лицо мужчины.
-" Да можно, слушаю Вас! "- на автомате выпалил я в ответ.
-" Можете мне помочь в моей беде? "- с добродушным взглядом, продолжил он в окошечко.
-" Попробую. Что у Вас произошло, надеюсь не авария вселенского масштаба? "- попытался я с иронизировать ему в ответ.
-" Кому как, а для меня именно авария, как Вы говорите вселенского масштаба... Ботинок, развалился... Оступился на пороге, и на тебе, «кашу запросил»! "- он говорил, а сам глазами, то смотрел на меня, то показывал ими вниз под ноги.
-" Слушайте, я не вижу, что Вы мне показываете"- озадаченно перебил я его в ответ:" Пройдите ко мне внутрь, посмотрю, как можно Вам помочь:» - открыв дверь мастерской, предложил ему войти.
   Он вошёл, сел, снял ботинок и протянул его мне.
   Я внимательно в этот момент разглядел мужчину.
   Мужчина был высокий, стройный. Держался прямо. Сев на табурет, он свои длинные руки положил на колени. Я заметил, что на левой руке, была отсечена фаланга мизинца. Сам мужчина был гладко выбрит, аккуратно и коротко подстрижен. Глаза его были выразительные и уставшие. На вид ему было лет за пятьдесят.
  Несмотря на свою подтянутость фигуры и чистоту лица, одежда его была неряшливая. Старенький, выгоревший, тряпичный жилет, коричневого цвета. Белая, не глаженная рубашка, заправленная в потёртые джинсы. На туфлях, которые я держал в руке осталась ещё засохшая, весенняя грязь. Я их протёр тряпкой.
-" Нужно будет подождать некоторое время, если хотите, чтобы я ими занялся сейчас. "- заявил я мужчине.
  Он, сделав лицом, что-то похожее на глупую ухмылку, ответил:" Хорошо, подожду! "
  Мы молчали некоторое время. Он наблюдал за мной, как я разделывал его ботинок.
  Потом прервав молчание, задал мне неожиданный и странный вопрос.
-" Скажите пожалуйста, мучает ли Вас бессонница? "
-" Хмм, - вопрос был действительно странный и я какое-то время, даже не знал, что ответить.
-" Пожалуй нет.! Иногда бывает, не спиться, но я особо не парюсь по этому поводу."- ответил я.
-" А меня мучает! "- продолжил мой говорливый клиент: " Казалось бы, с вечера спать хочу, просто сил нет, а когда приходит время ложиться, то не можешь уснуть."
-" Сочувствую Вам! "- всё, что мог сказать ему в ответ, произнёс я.
-" Возрастное что-ли?! "- вздохнул мужчина, не то мне, не то себе задал он вопрос, и продолжил: " Вам вот сколько лет? "
-" Мне тридцать два. "- работая с обувью, ответил ему. (история, которую описываю, было за три года до рождения моей дочери)
-" Ох, ёо, ёо, ей! "- воскликнул мужчина:" Ещё вся жизнь впереди... А у меня уж к закату подходит..."- опять вздохнул он, и снова вернулся к своей бессоннице:" Ночью не спишь, что только не передумаешь., сначала даже, как-то с охоткой, с интересом думается. Начинаешь строить планы жизненные. Запросто ремонт можешь затеять в доме, и переделать за то время пока не спишь. - усмехнулся он:" Или знаешь ещё что...? Вдруг вспомнишь труды Аристотеля...!! Ты читал Аристотеля?" -
  Мой клиент видимо вошёл в азарт, увлёкшись общением, что не заметил, как перешёл на "ты".
-" Не читал! "- отозвался я.
-" Аристотель считал высшим благом счастья - блаженство "- как будто не слыша меня, продолжил говорить мой клиент.
-" Нет, нет, не думай"- тут же увидев меня, что я хочу что-то возразить, скоро перебил меня он:" Это не то блаженство, когда молодые ангелочки, свесив ножки, болтают ими, сидя на облачках... Блаженство от труда, а точнее от совершаемой добродетельной деятельности. А это скажу я Вам, безусловно труд...! "- вновь он перешёл обращаться ко мне на " Вы".
-" А время уж перешло за полночь, и ты битый час мусолишь Арестотельское счастье в своей голове... Ну что, дня не хватало тебе...? Почему все эти дурацкие мысли приходят ночью...?! И вот ты гоняешь это блаженство от одного полушария мозга до другого, словно мячик футбольный... А если это счастье, то, в чем оно выражается...? Какие эмоции у сего блаженства...? А сделал ли я какую-то добродетель, чтобы получить это блаженство...?  А счастлив ли я.…?
   И все эти вопросы молодой человек, они в твоей голове крутятся не переставая. Они и мучают тебя, и вдохновляют одновременно, пролетая с огромной скоростью мысли, и возвращаясь вновь напоминают о себе."
  Мужчина смотрел на меня, и мне показалось, что он утонул весь в своих размышлениях. И он продолжал.
-" Мучают тебя, потому что ты хочешь спать, но не можешь успокоиться. И вдохновляют, так как ночные умозаключения самые яркие и глубокие. О-о-о, ты не представляешь, какие, порой, озарения бывают в ночные часы в голове. Вот послушайте, что приходит на ум в томные, ночные бдения." - он поёрзал на табуретке, как бы, чтобы поудобнее сесть, и продолжил с новым воодушевлением:" Наша душа по природе — это Ангел, с огненными духовными крыльями, пламенеющими любовью к Богу — это крылья Духа Святого. Душа — это существо боголикое: красивый образ Божий. И она, в силу самой своей природы, — всегда тянется к своему Оригиналу — Триединому Господу и Творцу.
  Тело наше земное имеет свойство пачкаться и нуждаться в постоянном омовении его. Мы ходим в баню, в парикмахерскую, мы пользуемся всякими разными возможностями по уходу за нашим смертным телом. Мы его лечим, коль больны, мы его поддерживаем в чистоте, чтобы оно не увядало, а как цветок, благоухало во всякое земное время.
 Душа тоже за своё долгое скитание по земле покрывается пороками, и ей так же, как и телу необходим клининг, модное словечко нынешнего века "- мужчина усмехнулся. -" а Вы подумайте только, у слова "баня" есть интересные синонимы, слова "наказание" и "чистилище". Они Вам ничего не напоминают?"
  Монолог мужчины был очень любопытный и я не хотел его перебивать, поэтому я лишь показал мимикой лица, молча, что не знаю, а он продолжал.
-" Так вот, если баня является прямым соотношением к наказанию, то тогда получается процесс купания и мытьё чресл наших, процедура, сродни епитимии, как способ врачевания душевных ран, нанесённых грехом, в переносном смысле разумеется.
Получается, что наказание тела мытьём его, есть верное благо, которым мы подвергаем его практически ежедневно. Таким образом для тела, которое придаётся смраду, добродетелью служит баня, после которой ты получаешь удовольствие на уровне блаженства. Но ненадолго - блаженство во плоти не находит на нас надолго...
    Зато послушай меня, какой срабатывает единождый закон вселенной - ты смотришь на себя, ты видишь себя немытым, ты в себе осуждаешь это, ты идешь в баню и смываешь грязь. И вот ты опять чист."
-" Прикольно рассуждаешь! "- заметил я.
-" А для души добродетель есть молитва и пост."- после паузу продолжил он:" Именно во время молитвы открываются пороки, которые выходя наружу становятся настолько очевидцы и невыносимы, настольно противны и неприятны, что ты незамедлительно хочешь от них избавиться, наказывая самого себя и отрекаясь от них, прося Бога о милости очищения, смывая, как в бане водой, но только с души всю нечистоту..."
  И тут он засмеялся.
-" Ночью время летит неимоверно быстро... И вдруг, ближе к раннему, утреннему часу начинаешь вспоминать письмо тёти Фроси к её племяннику Акимушке Балабанову. Это родственники дальние по материнской линии. Тётка Фрося, не знаю, как фамилия её, во время войны пишет письмо на фронт Акиму. Он троюродный брат моей мамы. Вся наша родня знает историю этого письма, и с доброй иронией вспоминает её, как прибаутку. А написано было приблизительно так.
" Дорогой ты наш сокол Акимушка! Шлёт тебе, родной мой, пламенный привет тётушка твоя Ефросинья. И от всего сердца желает тебе, племянничек мой ненаглядный, здравствовать и побеждать врага окаянного - фашистскою образину, всеми силами твоего Советского мужества. А опосля вернуться в родной дом с победою, где я буду подчивать тебя вареньем из щавеля и картофельными дерунами на молоке.
   Наши бабы, колхозницы героические, вкалывают за себя, и за своих мужей, и за своих отцов и братьев и сыновей, вместе взятых, изо всех сил, для фронта и для победы.
   Помнят тебя Акимушка, как лучшего скотника на селе. Коновод ты от Бога, веком раньше сказала бы про тебя так, а нынче негоже.
  Бабы, да и сам председатель наш Иваныч Лукин, отозвались про тебя дней несколько назад, только хорошее.
  Сказывали, мол, как у нас на конеферме он с лошадьми упражневался, так пусть и на фронте упражняется, с любовью и заботой, дабы кони боевые имели силу и доблесть повергать врагов в пол....
  И вот, чтобы отвлечь тебя, дорогой мой, брата моего Николая сын, от фронтовой прозы, хочу поведать тебе случай потешный. (- «А вот и она - прибауточка.»- заметил рассказчик и продолжил.)
     Убирали мы давеча с полей рожь. Дни выдались длинные и жаркие. Разбились бабы на несколько бригад по пять человек. Одни на Штахоновском участке, другие у мельницы, ну и так далее. Мы у Кривой горы, что за сосновым лесом, ты знаешь Акимушка, где это.
    Идём от скирды к скирде. Маланья Егорова с дедом своим Петром по переменках на телегах отвозят снопы в овин.
  А тут с нами кобылка молодая увязалась с жеребёнком, гуляют возле.
    Дед Пётр с телеги рожь принимает, а бабы со скирды по снопам вилами подают ему. Жеребёнок, видно, вошёл в раж, бегая вокруг, да около кобылки, да вокруг нас. И тут, как стрельнёт по полю, только его и видели.
   Андреева жена, что похоронку получила сначала войны о муже своём, тут встала, сноп сложила у ног, и уставилась на жеребца встревоженно.
  Знамо дело, надо что-то делать, лошонок убегает.
   А дед ей кричит "Ржи давай! " Она, как заржёт по лошадиному " Игогого...! Игогого...!
  Мы все бабы, всполошились, остановились в растерянности.
А дед Пётр ей " Да не ржи, а ржи давай, тьфу ты окаянный, душу бога в след ... Рожь же подавай, рооожь ..."
  А уж когда поняли конфуз, как давай смеяться, до сл;з...
 Ты уж отдай кому письмо то, пусть прочтут, читать то не научился же, так и проживёшь королобым..."
-" И вот это "ржи давай"- обратившись уже ко мне, мой клиент говорил:" Как назойливая муха, крутиться в голове, мешая успокоиться и заснуть. И ты злишься, досадуешь и раздражаешься на эту "ржи давай"... Но какого ляда эта "ржи давай «прилипла ко мне...? И так и сяк её отгоняешь, и овец уж пересчитал не одну сотню, а она никак не уходит. Так и мучаешься до утра. Ой - ; - ей, врагу не пожелаешь."- вздохнул он и какое-то время помолчал, но потом опять продолжил.
-" А Акимушка Балабанов с войны не вернулся. Неграмотный был, слабоумный, но не то что-то совсем дурной, так, в одно ухо влетело, в другое вылетело. Его и звали Акимушка, что значит недоразвитой.
  А на фронт пошёл коноводом, так как он умел с лошадьми дружить и мог заботиться о них...
    Попал снаряд в конюшню и убил лошадей некоторых, а каких Акимушка спас, но сам не выжил, сгорел, за что и получил по ходатайству чинов, за ним стоящих , орден Славы второй степени."
-" Даа, история."- задумчиво произнёс я, перебив его :" Туфли Ваши готовы, примеряйте."
 Он обулся, рассчитался со мной, а на выходе добавил :" Благодарю Вас, молодой человек, и хорошего Вам сна."
Я проводил его взглядом, глядя в окно мастерской. Он прошёл мимо мученика с машиной, который вскоре, всё-таки дождался кого-то, и его увезли на лямке. А клиент мой, больше так и не заходил ко мне.
                01.03.2025г.


Рецензии