049. Основоположник славянофильства А. С. Хомяков
Алеша Хомяков родился в дворянской семье, получил хорошее домашнее образование, в результате чего уже в 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук в Москве. В это же время он стал пробовать себя в качестве поэта и переводчика. В 18 лет Алексей поступил на военную службу, а в 1825 году, не дожидаясь мятежа декабристов и не одобряя его, вышел в отставку и уехал во Францию. Там он занимался живописью, поэзией, изучением немецкой философии и драматургии. К этому периоду относится написание им исторической драмы «Ермак».
В 1828 году, когда грянула очередная русско-турецкая война, Хомяков отправился в действующую армию. Спустя год война закончилась победой России и Адрианопольским мирным договором, а Алексей получил чин штаб-ротмистра и вернулся в свое имение. Теперь он решил полностью посвятить себя литературному творчеству и хозяйству. Поэту было 24 года, он был не женат, и, что всего удивительнее, сохранял свою чистоту и невинность. Алексей глубоко уважал свою мать, которая имела строгие нравственные устои. На пороге взросления она взяла клятву у своих сыновей, что они до брака не вступят в связь ни с одною женщиною. Она считала, что мужчина, вопреки общепринятым понятиям о его относительной свободе, до брака должен также строго блюсти свою чистоту, как и девушка. Сыновья были согласны с убеждениями матери, клятву эту ей дали и с честью ее держали.
Свою избранницу Алексей выбирал с тщанием, она должна была не только привлекать его, но и разделять его духовные устремления. Вот почему, встретив известную покорительницу мужских сердец, обворожительную Александру Россет, Хомяков не ответил на ее заигрывания, заметив в ней чуждый ему духовный настрой. А ведь это была признанная красавица, в нее влюблялись все без исключения. Ей восхищались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов. Однако Алексей Хомяков не поддался чарам известной прелестницы, а написал о ней стихи под названием "Иностранке".
"Но ей чужда моя Россия,
Отчизны дикая краса,
И ей милей страны другие,
Другие лучше небеса,
Пою ей песнь родного края -
Она не внемлет, не глядит;
При ней скажу я: «Русь святая», -
И сердце в ней не задрожит.
И тщетно луч живого света
Из черных падает очей:
Ей гордая душа поэта
Не посвятит любви своей.
Прочитав их, А. О. Россет жестоко оскорбилась. А он до 32 лет жил со свободным сердцем, пока, наконец, не встретил свою истинную избранницу.
В 1836 году он познакомился с сестрой поэта Н. М. Языкова, Екатериной. Это была замечательная девушка. Известный ученик Серафима Саровского Н. Мотовилов восхищался ей и говорил о ней преподобному Серафиму: «Она хоть и не красавица в полном смысле этого слова, но очень миловидна. Но более всего меня в ней прельщает что-то благодатное, божественное, что просвечивается в лице её». Мотовилов тогда же сделал ей предложение, но получил отказ.
Однако, когда предложение руки и сердца сделал Екатерине Алексей Хомяков, то отказа он не получил, и 5 июля 1836 года они обвенчались. Для Алексея семья была «святая святых», где черпал он вдохновение и силу и куда никого со стороны не допускал. И счастье в этом союзе было полное, какое только доступно человеку на земле.
Вскоре у молодой четы родились один за другим сыновья Степан и Федор, но оба умерли в 1838 году. Впоследствии в семье Хомяковых родилось еще семеро детей: пять дочерей и два сына. Екатерина Михайловна была не только музой, но и личным секретарем Алексея Степановича. Хомяков находил в ее близости вдохновение и не только посвящал любимой стихи, но именно после женитьбы начал кропотливую работу над своими блестящими историко-философскими и славянофильскими изысканиями.
Поначалу Хомяков считал себя поэтом, но позднее изменил свое мнение, сравнивая себя с Ф. И. Тютчевым, которого он называл «насквозь поэтом». Хомяков решил, что он все-таки прозаик, хотя многие читатели не соглашались с мнением поэта; он часто писал чудные стихи.
Хомяков чувствовал, что его предназначение было иным, но пока еще искал свой путь, и ограничивался тем, что высказывал возникавшие мысли в спорах. По свидетельству современников, слышавших его, сила его слова было поразительна: спорить с ним было очень трудно, почти невозможно, своим противникам он легко и талантливо доказывал несостоятельность их доводов и приводил их к истине. И когда, увлекшись, он начинал излагать свои любимые мысли, особенно говорить о вере и о призвании России, то слова его начинали звучать, как вдохновенное пророчество.
Работу над фундаментальным трудом "Записки по всемирной истории" Хомяков начал в период 1838-1839 гг. и продолжал до самой смерти. Как-то раз Гоголь застал его за писанием и, заглянув в тетрадь, увидал в ней имя Семирамиды; он сказал кому-то, что Хомяков пишет Семирамиду. Так это название и осталось за этой работой, и впоследствии сам Хомяков иначе её и не называл. Этот обширный труд, представляющий подробную схему всемирной истории, заключает в себе бесчисленное множество новых и светлых мыслей. Он заключает в себя основные положения славянофильства.
Основная идея заключалась в том, что Россия имеет особое историческое предназначение. В нем нет ничего схожего с западным, более того, западное – России чуждо, поскольку она взросла на высшем – духовном – принципе. По мнению Хомякова, чтобы возродить действительную Россию, следовало отказаться от навязанного западного мышления – слишком узкого, чтобы быть достойным русского человека. Апеллируя к векам русской истории, Алексей Степанович активно защищал крестьянскую общину, которую он ясно представлял себе в качестве отправной точки развития гражданского мира.
Он видел историю в постоянной многовековой борьбе двух духовных начал, каждое из которых олицетворяло антагонистические составляющие жизни: «иранское» начало было символом духовности, а «кушитское» — «преобладанием вещественной необходимости». Он отмечал, что русский народ вплоть до XIX века сохранил иранский культурный и религиозный типы, а Европа - пришла к кушитскому. Идеалом для Хомякова стала древнерусская соборность, которая, как он считал, обязательно должна быть воскрешена. Он считал, что единственная форма правления, которая приемлема для России – самодержавие, согласованное с народным представительством и широкой гласностью. Политические строи Запада Хомяков яростно отвергал, называя их продуктами «ложного развития». Вместе с тем он выступал за реформирование России и видел основой нового государства не право, как на Западе, а чистую русскую нравственность.
Он активно сотрудничал с разными периодическими изданиями – среди них «Москвитянин», «Московский сборник» и «Русская беседа». За двадцать лет с 1840 по 1860 год он в сущности написал много и успел, в большей или меньшей степени, высказаться по всем занимавшим его вопросам; но, считая свои статьи случайным выражением мыслей, он никогда не думал о приведении их в какую бы то ни было систему. Однако «Записки» свои он вел, придерживаясь строгого, наперед обдуманного плана, и только одно это его произведение и носит характер сочинения систематического, тогда как отдельные статьи являются как бы эпизодами его умственной деятельности.
Вместе с тем Хомяков с возмущением относился к коленопреклоненному отношению России к Европе. В его голове не укладывалось, как великий народ, хранитель святого православия может с обожанием взирать на разлагающийся Запад. И, конечно, он видел в этом причину оскорбительных в адрес русских заявлений в Европе – в том, что русский народ сам словно признавал свою отсталость. Он неизменно подчеркивал, что односторонний и ограниченный рационализм, всегда господствовавший на Западе, неизменно погубит эти державы.
Хомяков был глубоко религиозен. Ю. Самарин оказался свидетелем необычного ночного поведения Хомякова: «Раз я жил у него в Ивановском. К нему съехалось несколько человек гостей, так что все комнаты были заняты и он перенес мою постель к себе. После ужина, после долгих разговоров, оживленных его неистощимою веселостью, мы улеглись, погасили свечи, и я заснул. Далеко за полночь я проснулся от какого-то говора в комнате. Утренняя заря едва-едва освещала ее. Не шевелясь и не подавая голоса, я начал всматриваться и вслушиваться. Он стоял на коленях перед походной своей иконой, руки были сложены крестом на подушке стула, голова покоилась на руках. До слуха моего доходили сдержанные рыдания. Это продолжалось до утра. Разумеется, я притворился спящим. На другой день он вышел к нам веселый, бодрый, с обычным добродушным своим смехом. От человека, всюду его сопровождавшего, я слышал, что это повторялось почти каждую ночь...»
Жена Хомякова Екатерина Михайловна умерла после непродолжительной болезни 26 января (7 февраля) 1852 года, оставив семерых детей. Её смерть потрясла домочадцев и всех окружающих. В 1860 году А. Хомяков занимался лечением крестьян от эпидемии холеры, заразился и очень быстро болезнь его сломила.
Скончался Алексей Степанович 23 сентября (5 октября) 1860 года в своем родовом селе Спешнево-Ивановском, после чего его прах был перевезен в Москву и погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году прах Хомякова перенесли на Новодевичье кладбище. И, по некоторым данным, когда тело Алексея Степановича эксгумировали, оно оказалось нетленным. На основании этого некоторые исследователи жизни и творчества великого русского философа говорили о необходимости его канонизации. Однако, как известно, Церковь не считает это обстоятельство непрекословным основанием для канонизации.
***
Славянофилы видели свой особый ход русской истории. Развитие России они определяли постулатами: самодержавие, народность, православие. Они не отрицали царскую власть, но жёстко критиковали крепостничество. Считали, что истинно русский человек должен быть православным. Православие освящает устои жизни, помогает не теряться в тяжёлых жизненных ситуациях. Церковь помогала русскому народу в борьбе с завоевателями, будь то Куликовская битва, изгнание поляков из Москвы или Отечественная война 1812 года.
Западники же, ярким представителем которых был Чаадаев, критиковали славянофилов за русскую «отсталость». Никакого особого пути у России нет, считали они, русские люди должны перенимать всё лучшее с Запада. Не только манеры, одежду — культуру во всём её многообразии, но и мысли. Боготворили Петра I за реформы, повернувшие Россию лицом к Европе, хотя признавали, что царские нововведения внедрялись в стране деспотично, народной крови пролилось немало. Интересно то, что как ранние, так и поздние славянофилы были прекрасно знакомы с учениями западных философов, получили свое образование в берлинском университете и начинали именно как гегельянцы и "западники". Однако со временем поняли неприменимость этого мировоззрения для России, стали искать новые пути и закономерно пришли к идеям славянофильства. По-видимому, прозападнические идеи уже в то время были очень сильны в русском обществе, так как Чаадаев сильно удивился, встретив противодействие славянофилов, и с негодованием писал: «...у нас совершается настоящий поворот к национальной мысли, страстная реакция против просвещения, против идей Запада». С негодованием писал о статье Чаадаева митрополит Серафим:
«Все, что для нас, россиян, есть Священного, поругано, уничижено, оклеветано с невероятною предерзостию и с жестоким оскорблением как для народной чести нашей, так для правительства…. Суждения о России, помещенные в сей негодной статье, столько оскорбительны для чувства, столько ложны, безрассудны и преступны сами по себе, что я не могу принудить себя даже к тому, чтобы хотя бы одно из них выписать здесь для примера». Сумасшедшим «Письмо» признал и московский митрополит Филарет. Чаадаев обрушивался на движение славянофилов: «Но вот является новая школа. Больше не нужно Запада, надо разрушить создание Петра Великого, надо снова уйти в пустыню. Забыв о том, что сделал для нас Запад, не зная благодарности к великому человеку, который нас цивилизовал, и к Европе, которая нас обучила, они отвергают и Европу, и великого человека, и в пылу увлечения этот новоиспеченный патриотизм уже спешит провозгласить нас любимыми детьми Востока. Какая нам нужда, говорят они, искать просвещения у народов Запада? Разве у нас самих не было всех зачатков социального строя неизмеримо лучшего, нежели европейский? Почему не выждали действия времени? Представленные самим себе, нашему светлому уму, плодотворному началу, скрытому в недрах нашей мощной природы, и особенно нашей святой вере, мы скоро опередили бы все эти народы, преданные заблуждению и лжи»; на Западе нам нечему завидовать – «удалимся на этот Восток ...Старый Восток сходит со сцены: не мы ли его естественные наследники?»Славянофилы действительно считали Россию частью Востока, говорили о христианском Востоке как об источнике истины и ориентире для будущего, они отмечали специфику России, в которой видели – «зачатки социального строя», "святую веру», и превосходство над заблуждающимся, предавшимся «лжи» Западом. Хомяков говорил о том, что Западу свойственна ассоциативность, то есть принуждение большинством меньшинства, в то время как славянам всегда была присуща соборность, что значит добровольное, сердечное согласие между людьми, выработанное в результате свободного обмена мнениями. Корни Запада лежат в римской государственности и католицизме, а корни России- в греческо-эллинской традиции и православии.
Свидетельство о публикации №225030200690