Что мы знаем о Золушке?

Поводом для этой заметки послужила дискуссия на заседании нашего литературного объединения. И вырос-то спор из, можно сказать, ничего: мы не сошлись в оценках того, как современные люди представляют себе Золушку.

Если брать неадаптированный исходник Шарля Перро, то мы увидим, что его героиня — аристократка. В трудных жизненных обстоятельствах, но аристократка по духу, происхождению и воспитанию. Именно поэтому она смогла вообще попасть на бал, именно поэтому могла танцевать и на равных разговаривать с принцем, да ещё выйти за него замуж. Но разве многие из наших советских и российских читателей задумываются о происхождении Золушки?

Для нас Золушка — это героиня Янины Жеймо, героиня фильма, снятого по сценарию Евгения Шварца. Мы, не будучи массово знакомыми с неадаптированным Перро, голову под топор положим за то, что Золушка — добрая и бедная девочка из простонародья, которая заслуженно получает награду исключительно за свои добродетели. И служит и нам маяком: с нами тоже может случиться чудо! Ведь мы такие же, как она! Да нет, не такие, на самом-то деле.

Аристократку превратила в простолюдинку советская версия сказки, насквозь идеологическая: «Кто был ничем, тот станет всем». Это соответствовало новому времени, новой советской реальности, в которой счастливые аристократки были неуместны.

Могла ли история с Золушкой произойти на самом деле — нет, не в сказочном королевстве, а в самом что ни на есть реальном? Для Золушки-аристократки это могло бы быть, хотя и сомнительно. Разве что в ней текла и королевская кровь. Не забываем, да, про сословное неравенство? Короли и герцогинь-то равными себе не считали, если только те не являлись потомками королевских родов. Женитьба наследника — это было дело чрезвычайно серьёзное, дело государственной важности. Могла ли под венец с ним пойти любая, пусть даже и высокородная? Отнюдь. Что уж говорить про нашу Золушку из предместья. Просто немыслимо. Не существовало, да и по сей день не существует необходимых социальных лифтов.

Но мы об этом и не задумываемся. Мы видели Янину Жеймо, мы верим ей и в неё. И сами себя видим такими же Золушками. Мы не скажем себе: «Не в свои сани не садись».

Я вот только не знаю: а что такое Золушка для нынешнего молодого поколения, которое практически не читает, советских фильмов не видело? И вообще выросло на сказках про олигархов и всесильных нефтяных магнатов? Мне как-то не доводилось обсуждать с молодыми людьми нашу литературную героиню. И подозревают ли вообще девушки, стремящиеся замуж за миллиардеров, что они разыгрывают всё ту же старую историю?


Рецензии