Тень гения в эпоху модерна

Ватанабэ Он (1902 - 1930)

Ютака – таково было его настоящее имя – родился 26 августа 1902 года на острове Хоккайдо. Он был третьим сыном в семье Ватанабэ Итаро и Цунэ. Младший брат писателя Ватанабэ Кэйсукэ.

Детство Ютаки не было безоблачным. В 1905 году семья перебралась в трущобы Фукагавы, что в Токио. Этот опыт, несомненно, оставил глубокий след в душе будущего писателя, позволив ему увидеть жизнь с самых неприглядных сторон, научил сочувствию и пониманию человеческой природы во всей ее сложности и противоречивости.

Подобно многим молодым людям той эпохи, Ютака стремился к знаниям. Он успешно окончил среднюю школу Мито в 1920 году и поступил на подготовительные курсы литературного факультета Университета Кэйо. Однако, жажда жизни и страсть к самовыражению оказались сильнее академической рутины. В 1921 году он бросает учебу, стремясь найти свой собственный путь.

И этот путь начался в старшей школе Кэйо, куда он поступил в 1922 году. Здесь он находит единомышленников и близких по духу людей. Совместное проживание с братом Кэйсукэ и писателем Котаро Фукудой способствует его творческому росту и формированию его взглядов на литературу и искусство.

1924 год стал поворотным в судьбе молодого Ватанабэ. Его сценарий "Тень" одерживает победу в конкурсе, организованном рядом журналов. В жюри конкурса заседали мэтры японской литературы – Дзюнъитиро Танидзаки и Каору Осанаи, чье признание открыло для Ватанабэ двери в мир профессиональной литературы.

В этот период в его жизни появляется роковая женщина – актриса театра Цукидзи, Митико Оикава. Между ними вспыхивает страстный роман, но, увы, недолгий. Болезнь Митико становится преградой на пути к счастью, и под давлением окружающих, опасающихся за здоровье возлюбленной, Ватанабэ вынужден отказаться от мысли о браке.

После окончания старшей школы Кэйо в 1926 году, Ватанабэ получает предложение о работе в популярном журнале "Новый Юноша". Благодаря рекомендации Масаси Ёкомидзо, он становится помощником редактора в издательстве "Хакубункан". Этот период становится для него настоящей школой жизни. Он погружается в мир литературы, знакомится с новыми авторами, учится разбираться в тонкостях издательского дела.

Сохранилась забавная история о том, как Ватанабэ, в "визитке" и цилиндре, появлялся в "Хакубункане". Этот экстравагантный наряд был не просто данью моде, а выражением его приверженности духу модерна, стремлению к новому и необычному.

Однако, работа в журнале не удовлетворяла его творческие амбиции. В 1928 году он решает покинуть "Хакубункан" и посвятить себя писательской деятельности. Он жаждал творить, рассказывать свои истории, делиться своими мыслями с миром.

В 1929 году вместе с братом Кэйсукэ он публикует перевод произведений Эдгара По. Это был важный этап в его творческой биографии. Работа над переводами позволила ему глубже проникнуть в суть детективного жанра, понять его законы и приемы. Именно Он, по некоторым сведениям, посоветовал Кэйсукэ попробовать свои силы в детективной литературе, что и привело к созданию дебютного романа "Мадонна с поддельными глазами".

Но неутолимая жажда творчества и финансовые трудности заставляют его вернуться в редакцию "Нового Юноши" в ноябре 1929 года.

И вот, когда казалось, что его жизнь налаживается, что его талант начинает расцветать, судьба наносит сокрушительный удар. 9 февраля 1930 года Ватанабэ, вместе с Сигэдзи Нарахарой, отправляется к Дзюнъитиро Танидзаки, жившему в Кобе, чтобы договориться о публикации его рукописи в "Новом Юноше".

В ночь на 10 февраля, около двух часов ночи, такси, в котором они ехали, на железнодорожном переезде в Сюкугаве сталкивается с товарным поездом. Ватанабэ Он получает тяжелую травму головы и умирает в больнице Нисиномии. Ему было всего 27 лет.

Дзюнъитиро Танидзаки, глубоко потрясенный этой трагедией, посвятил ему некролог под названием "Весенний холод", опубликованный в "Новом Юноше".

Жизнь Ватанабэ Она - короткий, но яркий эпизод, оставивший после себя вопросы без ответов. Каким бы мог быть его вклад в литературу, если бы судьба не распорядилась иначе? Какие шедевры он мог бы создать?
Но одно можно сказать наверняка: Ватанабэ Он был талантливым писателем, смелым новатором и яркой личностью, чье имя навсегда вписано в историю японской литературы. Прикоснувшись к его творчеству, каждый может почтить память этого талантливого человека, чья жизнь, словно тень, промелькнувшая в бурном потоке эпохи модерна.


Рецензии