Псалом 16. Когда пробужусь, да насыщусь
Псалом входит в состав Первого часа. Последний стих псалма является одним из самых глубоких мистических мест Св. Писания. В нём говорится об абсолютном духовном пробуждении, к которому только способен человек.
Молитва Давида:
«Услышь, Господи, правду, внемли восклицанию моему, услышь молитву из уст без коварства». Давид умел восклицать точно так же, как он умел плясать, когда скакал перед ковчегом Завета, потому, что он был абсолютно искренен в своих проявлениях любви к Богу, был заводила, и народ любил его. Поэтому эти его восклицания, это реальные ликующие звуки молитвы. «Без коварства». Есть три ступени падения: 1. ложь о святом, 2. коварство, как продуктивный замысел, основанный на лжи и 3. невинная кровь.
«От Лица Твоего суд мне да изыдет, очи Твои да видят тех, кто прям». Давид дерзко просит суда над собой. А отсутствие лукавства - прямота, это есть самое важное качество человеческой души пред Богом.
«Ты испытал сердце моё, посетил ночью, переплавил меня и нечего не нашёл». Здесь Давид начинает идти к самому важному последнему стиху псалма.
«Что я замышлял, через это не переходят уста мои, в делах человеческих по слову уст Твоих я стерёг стези хищника». «Не переходят уста» это означает, что я не лгал. А дела человеческие - это дела людей мира сего. «Стерёг стези хищника» означает, что Давид остерегался и следил за путями демонически убеждённых людей или самих демонов, как и они в своих намерениях стерегут пути людей Церкви. Это симметричные отношения. «По слову уст Твоих» О чём? А о том, как было сказано в книге Бытие, что семя Жены будет блюсти твою (дьявола) голову. Т.е. в делах человеческих Давид мог высмотреть козни дьявола. Если мы видим то, как и чем враг на нас воюет, то это главная возможность обрести защиту от него.
«Удержи шаги мои на тропах Твоих, да не поколеблются стопы мои». «Шаг» это слово того же корня, что и слово «блажен». Обещанного блаженства – «Блажен муж» (Пс.1) достигает тот, кто умеет делать шаги, не сбиваясь с духовного пути и не блуждая. Человека могут сопровождать по жизни скорби, но если он каждый раз делает шаг в нужном направлении, то такой человек истинно блажен. «Стопы мои». Стопа означает кратность событий, их повторяемость – один раз, два раза и.т.д. А поскольку поступки человека разовые, то они называются – стопы. Отсюда становится понятно, что пята, которую выслеживают демоны, это тоже поступок, который оставляет последствия. Таким образом, термины – стопа, пята, шаг относятся к нравственной жизни человека и они дискретны, разовые, в отличии от времени, которое текуче. По – ступки, которые разовые имеют по – следствия, которые уже остаются во времени.
«Я призываю Тебя, ибо отвечаешь мне, Боже, приклони ухо моё, услышь слова мои». Здесь можно поставить вопрос общего плана – в чём внутреннее единство книги Псалтирь?.. Это опыт, как внутреннее единство души с Богом. Так вот, когда Давид произносил эти слова, то, можно предположить, он их энергично и радостно восклицал.
«Отдели милости Твои, Спаситель, уповающих от восстающих против десницы Твоей». Т.е. от восстающих против главного дела божественного спасения. А что является главным и что Он нам в этом даёт? А Он даёт обетование о Мессии, а потом - Боговоплощение. Поэтому надо отделиться от тех, кто есть Израиль в значении – крепиться против Бога. В истории Исхода произошло аналогичное событие – отделение Израиля от Египта, и так родился народ как Церковь. Но как только возникает истинный Израиль, то к нему сразу прирастает Израиль богоборческий и в этом суть религиозной земной жизни. Поэтому Давид и просит: «Отдели милости Твои, Спаситель, уповающих от восстающих против десницы Твоей». В этом отделении в Израиле должна родиться Церковь Христа Спасителя.
«Сохрани меня как зеницу дочь ока, в тени крыл Твоих скрой меня». Зеница – это средоточие, центр. Этот термин употребляется к глазу и ко тьме, как зенит, как высшая точка, абсолютное сгущение. Это опять возвращает нас на мысль о поляризации духовной жизни – зеница зрения Бога, как канал света и зеница тьмы. В Исходе сказано о народе Израиля, что Яхвэ соблюдал его как зеницу ока Своего. Давид ещё усиливает этот смысл: «как зеницу дочь ока», т.е. как принадлежность по существу и полная защита. Так Господь хранит свою Церковь, как хранил и свой народ в пустыне. Так же Он сохранит Миссию Христа, с Которого возникнет Вселенская Церковь, как последняя всеобщая форма существования церковной общности на земле. В этом смысле подобная фраза может быть сказана и от лица Самого Христа. Вторая половина стиха может навести на мысль, что молящийся человек просит защиты, но здесь речь идёт совершенно о другом, о том, что Мессия должен быть до времени скрыт, не явлен народу, потому, что между ним и дьяволом идёт и явная, и скрытая вражда – кто кого высмотрит и подстережёт. «В тени крыл твоих», а чьих?.. фигуры на стенах храма и на ковчеге Завета изображали херувимов, главная задача которых была хранить тайну спасения, Путь Древа Жизни, к которому они были приставлены хранителями этого Пути, ибо этот Путь должным временем сойдёт к людям на землю. Таким образом, под крыльями херувимов было скрыто до времени божество Христа от дьявола, но не было сокрыто от учеников, ибо Пётр исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал: «Блажен ты, Симон сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, который на Небесах» (Мф.16:17). А до какого момента Христос был сокрыт от дьявола?.. До Воскресения, ибо тогда ему стало понятно, кого же он вверг в ад. Гордый ангельский ум никак не мог представить, что Бог может умалиться до принятия человеческой плоти.
«От лица нечестивых сих, рвущих меня, враги мои в алчности окружили меня». Интересное слово – алчность. Есть еврейское слово – «душа». И то же самое слово означает душу, как носителя негативных желаний. Ф.М.Достоевский. «Записки из-под полья». В них герой говорит – хотенья есть проявления всей человеческой жизни. Как и в еврейском языке – душа и негативная алчба тождественны. И те герои писателя, которые достигли самосознания говорят, что последнее её основание проявляются именно в хотении, которое может привести и к святости и к преступлению, и к жизни, и к самоубийству. В этом плане фильм А.Тарковского «Сталкер» тоже развивает эту мысль – а что у тебя на сердце, какое истинное желание?.. Упоминаемый там герой Дикобраз хотел как бы брата спасти, а получил кучу денег и стал вором, почти как Иуда.
«Тук свой они затворили, устами своими говорят в гордыне». Тук - это лучшая жирная часть жертвенного животного, но и просто лучшее, то, что делает вещь хорошей, лучшей. «Тук свой они затворили» - это значит, что они изолировали себя от богопочитания и хотят пользоваться самым лучшим, но только для себя. Они не скупые люди. Они замкнутые и гордые, ибо это лучше всего познаётся по речам. В результате этого с ними происходят изменения сердца, оно становится духовно ожиревшим: «Взбухло как тук сердце их» (Пс.118) В Торе есть определение Израиля как «Ешурун», что значит – прямой. По этому поводу есть такой стих: «Ожирел Ешурун и лягается. Ты ожирел, отолстел, наглотался. Израиль оставил Бога, который создал его» (Втор.32:15)
«По шагам нашим они ныне окружают нас, очи свои уставили, чтобы напасть на землю». Имеется ввиду, что они идут по нашим следам или ходят по границам нашей земли. Они уже высмотрели место и время, чтобы ворваться в страну. Абсолютно современная ситуация для нас. Ведь эти гордые, которые тук свой затворили, они по природе своей агрессивны, хотя с виду это и не кажется. Писание как раз нас и предупреждает об этом. Замкнутость гордых на себя, отсечение себя от людей и от Творца есть их коренная психологическая недостаточность с выходом со временем на агрессию. Агрессия таковых бывает явная и скрытая, ибо:
«Его подобие лев, жаждущий терзать как скимен, сидящий во скрытых местах». Т.е. не он подобен льву, а лев подобен этому человеческому агрессору. У дьявола есть две повадки: скрываться, подстерегать и рвать, терзать. Соответственно у него есть два вида оружия: лук для невидимой брани и меч для прямого нападения, как и у Господа.
«Восстань, Господи, противосстань пред ними, преклони их, избави душу мою от нечестивого мечом своим».
«От людей избавь рукой Твоею, Господи, от людей, что от мира сего, которых удел в жизни сей, избавь душу мою от нечестивого». «От мира сего». Есть еврейский термин - «хелэд», как продолжительность одной человеческой жизни. Это люди от мира сего, они закрылись в своей земной жизни, тук свой затворили и их удел – одна человеческая временная жизнь. Мир сей это не совокупность земных возможностей, вещей, капиталов, событий, проблем, научных достижений и.т.д. Это просто продолжительность человеческой земной жизни, а не глобальный масштаб земной цивилизации. Человек от мира сего это тот, кто слишком привязан к этой земной жизни. Он может заботиться о потомках и быть добродетельно трудолюбив, как протестанты, например. Они трудятся, но в веке сем и их труд совсем не обязательно приведёт не только ко спасению, но и к пониманию того, что же Господь от нас хочет. Давид же наблюдал эти дела человеческие вокруг себя, и от подобных людей мира сего просит Господа его избавить, как от нечестивых. Т.е. не давай им втянуть меня в свои игры, чего они большие мастера, ибо вначале они пытаются украсть наше внимание, а потом превращают нас в орудия своих действий и интересов. Надо всегда помнить, что те, кто от мира сего обязательно примут князя мира сего в своё общение и неизбежно станут его добычей А это, опять же, приводит к поляризации духовных начал с людьми библейского мировоззрения. «Бог повелевает солнцу своему восходить над лукавыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Если удел человека состоит в одной его земной жизни, то Господь даёт долгую жизнь, чтобы он и дети его жили с избытком и даёт им земные блага из хранилища Своего по милосердию, чтобы они уж пожили как хотят, ибо будущий век для них закрыт.
«Из хранилища Твоего Ты наполняешь чрево их, насыщаются их сыны, и оставили останок младенцем своим». Т.е. и детей Ты их насытил, и внукам ещё хватит. Давид объясняет разницу, которая есть между теми кто от мира сего, и теми, кто от Жизни будущего века. Разница проста – кто чем насыщается. Когда апостол Павел говорит: «Их бог – чрево», то это совсем не значит, что они обжоры, но они насыщаются тем, что находится в этом мире. А иные насыщаются иным: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся» (Мф.5:6). Христианство это деятельная религия, ибо побуждает человека, проявляя веру, делать поступки. Но есть ещё один высокий вид насыщения, доступный не всем. Об этом Давид говорит в самом важном последнем стихе, о чём было сказано в начале:
«Я в правде увижу Лицо Твоё, когда пробужусь, да насыщусь природным Твоим». Главный вопрос богословия – может ли человек быть причастным божественной природе?.. В этом вопросе последние века шёл спор между востоком и западом. Восток говорил, что – может. Запад говорит – нет. Есть такой еврейский термин: «темуна» - нечто сродное Яхвэ, природное Бога. Одного корня с ним слово: «мин», как разряд или класс. Встречается при описании творений Бога – «по роду своему». О Моисее в Писаниях сказано: «Сродное Яхвэ он зрел». На русский язык термин «темуна» переводят как – «Слава», что близко по истинному смыслу. Но часто переводят как – «подобие», что неверно, как - «Образ», что тоже неверно. «Темуна» это не Слава, не Образ Яхвэ, а, в каком-то смысле – Он Сам. Т.е. – насыщусь прямо Тобой, Яхвэ, как нетварными энергиями, присутствием Божьим, выраженным в Благодати. Можно связать это с заповедью Божьей – Не делай себе изваяния, ни всяческого кумира. Кумир сделан для поклонения, сродный существам в небе, воде и земле, но не Богу. Во Второзаконии сказано: «Глаголал Яхвэ к вам их среды огня. Глас глаголов вы слышали, но природное Яхвэ вы не видели. Сохраняйте тщательно в душах ваших, что вы не видели ничего сродного Яхвэ в день, когда глаголал Яхвэ вам на Хориве из среды огня, чтобы вы не растлились и не сделали себе кумира сродного, всякому идолу изваяния мужского или женского» (Втор.4:15-16) Сродное Яхвэ – это жизнь, а сродное иному – гибель. Главный вопрос мистического богословия – как можно видеть сродное Яхвэ? И это, также, является тайной «Тайной вечери» Христа с учениками, ибо для них это было событие боговедения, т.к. прямо перед собой видели Бога. Иисус сказал ученикам: «Уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин.16:25). И ученики это постигли: «Вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой, посему веруем, что Ты от Бога исшёл» (Ин.16: 31-33) Апостол Пётр удостоверяет: «Нам возможно стать причастниками божественной природы» (2Пет.1:4) И об этом же говорит Давид Богу – «насыщусь природным Твоим». Основанием такой возможности на православном Востоке было разработано учение о нетварных энергиях.
Свидетельство о публикации №225030200987