Паисий Святогорец. Очерк личности с помощью цитат
"Задача в том, чтобы человек духовно возрос, а не просто воздерживался от грехов." - воздержаться невозможно, потому что это негативная программа. Нужна позитивная, вдохновляющая цель - собственное поумнее ("духовное возрастание"), подобрение и физическое усиление. Без перечисленного тем более ни с какими грехами не справиться, ведь грешат, потому что слабы и бедны - грехи манят как утешительные дешёвые (или вовсе бесплатные) удовольствия...
"Чем больше человек молится, тем в большей духовной безопасности он себя чувствует. Молитва – это защищённость" - чем больше я занимаюсь своими творчествами и размышлениями, тем сильнее, а значит, и защищённее я становлюсь (но только умственно; с душевной и физической стороны я мало чего придумал)
"Стало быть, оборонительное духовное средство против диавола – терпение, а сильнейшее оружие против него – смирение." - очевидно, что терпение надобно и в любом деле, и в отношениях с людьми, а вот смирение - это уже высшая добродетель, "подставление второй щеки", "прохождение двух поприщ, когда попросят одно". Смирения не будет без внутренней гармонии и безмятежности, отрешённости от всех наших ценностей и страстей...
"Человек, оставленный благодатью, становится хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми." - везде у него фундаментально правильные понятия, никакой воды, никакой кривизны (неужели мог обойтись без обычного для всех религий схоластического пустословия?!). Про дьявола, действующего через людей, надо говорить обязательно, причем дьявол обожает именно сдавшихся, падших, предавших, согрешивших. Т.е. лучше вовсе ничего не знать и быть тупой, но доброй дубиной, чем оказаться очередным избранным, но спадшим с небес евреем...
"Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права." - да, Иисус делает добро, а дьявол зло только опосредованно, через наши сначала души, а потом и умы и руки. Им обязательно нужен человек, в котором они могли бы поселиться (и ни один человек не остаётся ими не занятым - обычно обеими сразу, после чего они свою в человеке начинают борьбу...)
"Но надо помнить самое главное: мы пришли в этот мир не для того, чтобы поудобнее устроиться." - аминь! У обычных людишек именно эта психология - жить поудобнее, покомфортнее. И церкви у них, в итоге, все сплошь "удобные"... Опять же, без большой цели, ты обязательно расслабишься - а расслабленным обязательно завладевают все грехи и болезни. Т.е. в итоге такой человек ни дела большого не сделает, ни сам не спасется...
"Люди же духовные заботятся о том, чтобы дом был чист внутри. Их не волнует, что скажут о них люди, потому что Христос обитает в доме – в сердце, а не во дворе." - начало обитания Иисуса - да, в наших сердцах, в нашем "доме", но он хочет и выйти во "двор", обитать среди людей, для начала, как написано "среди двоих-троих" - он вообще-то хочет царствовать на земле!
"Прежде всего нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идёт в вечную муку." - да, желая поудобнее устроиться, некоторые в итоге работают на трёх работах... "Достижение царствия небесного" - это общее название нашей большой цели; с помощью троицы можно её конкретизировать, разделить на достижение ума, доброты и силы - и в случае успеха у нас будет ощущение полета в небесах и хождения по водам...
"Не имея добрых помыслов, не извлекая из всего духовную пользу, мы не преуспеем, даже живя рядом со святыми." - да, некоторые стремятся жить рядом со святыми из любопытства или хотят как слепые-тупые просто за них уцепиться... Есть любители всех подряд как-то использовать...
"Сначала душа должна стяжать внутреннее безмолвие, находясь среди внешней суеты. Стяжав его, она сможет безмолвствовать и тогда, когда выйдет из мира для безмолвия." - молчальником он не был... Это какая-то монашеская теория о пользе молчания для чистоты.... Я монашество не отвергаю, потому что одиночество помогает сосредоточиться, что необходимо для исполнения большого дела и помогает сохраниться от зла, исходящего от людей, но отвергаю сами религии (в итоге, он, будучи религиозным, ненавидел турок! Это мне напоминает нехристианскую ненависть Достоевского к полякам)
"Начиная жить духовно, человек никогда не насыщается. Подобно этому, человек никогда не насыщается, если начинает гнаться за красивым." - мы не насыщаемся, потому что слабы наши достоинства, а они не насыщаются, потому что слабы их недостатки! Полный пидарас наверняка живёт в тотальной красоте...
"Множество удобств, становясь чрезмерными, делают человека ни на что не годным. Человек превращается в бездельника. Он может перевернуть что-то рукой, но говорит: «Нет, лучше-ка я нажму на кнопочку, и пусть оно перевернётся само!» Если человек привыкает к лёгкому, то потом ему хочется, чтобы всё было лёгким. Нынешние люди хотят работать мало, а денег получать много. А если можно совсем не работать, то ещё лучше! И в духовную жизнь тоже проник этот дух – мы хотим освятиться без труда." - даже комментировать нечего, настолько это всё правильно и ярко написано.... Вывод: в мире кнопочек есть и возможность и необходимость искать и исполнять ещё большую цель, ещё большее "царствие небесное" - поэтому я, например, и захотел и смог написать десять библий - и не только написать, но и нарисовать, и озвучить - без особого труда хватило на это и времени и возможностей
"Люди не понимают того, что мирская удачливость – это духовная неудача." - успешные люди имеют таланты от бога, но занимаются не тем - даже служат дьяволу (но таланты просто так не даются и просто так не оставляются - и обычно все "успешные" люди со временем их теряют. Получается, что обменивают на внешние успехи...)
"Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение – это то, что делает диавола калекой." - да, это высший дар (я настоящего смирения не имею, но сколько-то присмирел к старости)
Если ответишь ударом на удар, то получится банальная драка и злоба, а если подставишь вторую щеку, то нанесешь такой силы моральный удар, что действительно сделаешь своего соперника калекой
"Говори: «Большое спасибо, сеньор, за предложенный комплекс услуг, но обойдёмся и без вас. Сгинь отсюда!» Видишь, какой хитрый: духовного человека хочет обвести вокруг пальца, внушая ему якобы духовные мысли, чтобы, по слову пророка Давида, молитва его была в грех" - посмеялся... Тут он виден как человек. "Ишь, какой хитрый!" "Сгинь отсюда!" Только слова "хитрожопый" и "пошёл на" не употреблял, но суть та же. Человеком и в монастыре остался, и со всеми своими правильными мыслями...
"Ведь благие помыслы расчищают дорогу молитве – и тогда молитва легко катится вперёд." - да, как на велосипеде можно прокатиться...
"Что чувствует малыш в объятиях матери? Это может понять только тот, кто почувствовал, что Бог рядом с ним – близко, совсем близко, а сам он – ребёнок в Его объятиях" - я перед сном в последнее время согреваюсь, обнимая себя как ребенка - чувствую себя как в маленькой колыбельке в полной темноте...
"Никого нельзя осуждать, потому что так мы восхищаем суд из рук Божиих, сами мним себя богами." - замечательный монах, и ведь из нашего времени, а не из древности - значит, наше время ничем не хуже, а может, и лучше (хотя и в нём тоже полно и маразмов и ужасов - вполне возможно, что уже в соседней келье жил какой-нибудь маразматик и мракобес...)
"Величайшее дело, если человек имеет высокое положение и смиренное расположение" - карьеру смиренному ни в жизнь не сделать - его превознесли из-за особых обстоятельств: был спрос на "святого монаха", специфический спрос... (Его превозносили уже при жизни и поэтому он имел на этот счёт какие-то иллюзии... Да и смирение его - учитывая турок! - было специфическим, ориентирующимся на монашеские образцы...)
В общем, радует, что есть такой Иван, что не все заблудились и толкут воду в ступе...
Свидетельство о публикации №225030301235