И. С. Бах. ХТК второй том. Прелюдии и фуги 7-12. З

1 февраля этого года мы уже встречались здесь, беседовали об И.С.Бахе, слушали первые шесть прелюдий и фуг из второго тома его ХТК. Видео с концерта 1 февраля можно посмотреть, перейдя по ссылке, она перед вами.

Сегодня - продолжение этой темы. Прозвучат следующие шесть прелюдий и фуг с 7 по 12.  Завершив сегодняшний вечер, мы дойдём как раз до половины второго тома.
Если в прошлый раз почитателями творчества Баха с нами вместе были: Л.Бетховен, Р. Шуман, Г.Гульд, С. Рихтер, то сегодня нашими единомышленниками в этом (я надеюсь) будут другие исполнители и композиторы, фигуры значимые в истории музыкальной и общечеловеческой.

А.ШВЕЙЦЕР, исследователь творчества И.С.Баха, о "Хорошо темперированном клавире":
 «Хотя произведение стало сегодня всеобщим достоянием, анализ его почти так же невозможен, как невозможно изобразить лес путем перечисления деревьев и описания внешнего вида каждого из них. Можно только всё время повторять одно: возьми и играй его, чтобы самому проникнуть в этот мир».

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА МИ БЕМОЛЬ МАЖОР

Ми-бемоль мажорной прелюдией и фугой, как необходимой частью выпускной программы, я заканчивала музыкальную школу, и её же играла на вступительном экзамене в Музыкальное училище при консерватории.
Так что с ней связаны мои детские воспоминания. Помню своё ярко-синее платье на выпускном в школе, как переживала мама, стоя под дверью, пока я репетировала… Как пришлось долго ждать своей очереди перед экзаменом в училище.
 
О прелюдии и фуге. Обе – спокойные, размеренные, очень мирные. Евангельский сюжет предлагается следующий: Рождество Христа. Прелюдия – хлев, животные в нём, крик осла, мычание коров: живописная картина обстановки происходящего.

Фуга – попытка понять происходящее, его всеобщий философский смысл, постичь, что же это такое произошло, с иной, высшей точки зрения.

Это я придумала не сама. Об этом говорил в своих лекциях о классической музыке Иван Соколов, профессор консерватории, пианист и композитор.
Я никогда не была с ним знакома, хотя наслышана была еще тогда, когда он звался просто Ваней Соколовым.

Играть и рассказывать – сложный жанр, и немногие им владеют. В этом, несомненно, он опирается на опыт выдающегося предшественника, русского пианиста и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, основателя первой консерватории в России, в 1862 году, в Санкт-Петербурге.

В основанной им консерватории А.Г.Рубинштейн вёл курс «История литературы фортепианной музыки», который был им дважды повторен. Первый раз в 1887-1888гг. На протяжении этого курса он сыграл и рассказал о 1302 произведениях 79 авторов. 5 лекций посвятил И.С.Баху.

«По поводу некоторых прелюдий и фуг из ХТК Рубинштейн ограничился лишь восторженными восклицаниями»

Он говорил: «Есть целые массы людей, которые находят Баха сухим. Непонятно, как может быть сух человек, способный изобретать такие чудесные, неподражаемые мотивы.»

Все произведения Рубинштейн исполнял целиком: будучи выдающимся музыкальным деятелем, прежде всего он был пианистом – виртуозом.
 
Об И.С.Бахе, 1732 г.
 «Господин в городе превосходнейший из музыкантов. Исключительный мастер в игре на клавире и органе…Удивляешься его беглости, с трудом понимаешь, как может он так удивительно и проворно сплетать и раздвигать свои пальцы и ноги, при этом делать большие скачки, без единого фальшивого звука…Этот великий муж стал бы гордостью всей нации, если бы был более приятным в обхождении… Так как он судит по собственным пальцам, то его произведения вообще трудноисполнимы»

Бах, по воспоминаниям современников, был непревзойдённым виртуозом, и виртуозная техника потребуется для исполнения некоторых следующих прелюдий и фуг.
Техника – как фантазия, которую надо не будить, а требовать.
Раз потребуется – надо, чтобы она была!

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА РЕ ДИЕЗ МИНОР

Одноимённые тональности – ми бемоль мажор и ре диез минор! (Первый том: всё-таки прелюдия – ми бемоль минор)
РЕ ДИЕЗ минорный цикл не только ладом, но и характером контрастирует с одноимённым МИ БЕМОЛЬ мажорным. Там – устойчивость, здесь – постоянное избегание устойчивости, там – спокойствие и размеренность, здесь - постоянное движение, обтекание, мелодия ползёт, как будто извиваясь.

Евангельский сюжет прелюдии – смятение учеников и народа при взятии Христа. Фуга – как он молится там, внутри, в Претории, когда всё это произошло. И всё это тоже придумала не я. Это всё Ваня Соколов, профессор консерватории.
 
Фуга словно вырастает из прелюдии. А ведь раньше прелюдии вообще могли не записываться! Записывались только фуги. В творчестве И.С. Баха прелюдия уже имеет полное право быть точно записанной нотами.

Прелюдия и фуга ми мажор входила в мою дипломную программу  по специальности «клавесин», и на клавесине была исполнена в Малом зале консерватории. Хотя она явно предполагает орган, на клавесине прозвучала неплохо.

Клавесин очень помог исполнению моей дипломной программы по фортепиано. Будучи старостой органного класса, я распределяла время занятий студентов и аспирантов на консерваторских органах и клавесинах, и, имея расписание свободных часов, перед фортепианным дипломом смогла дополнительно порепетировать на рояле в Малом зале консерватории.

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА МИ МАЖОР

В исполнении я старалась придерживаться так называемой «террасообразной» динамики (долго форте, долго, пиано, потом опять долго форте, без фортепианных постепенных изменений громкости)

Альберт Швейцер :«К тем, кто намерен интерпретировать Баха, надо предъявить требование, как оно ни покажется странным – прежде всего научиться играть форте и пиано»

А. Швейцер (1875 Кайзельберг – 1965 Габон)
 
Органист, музыковед, философ, теолог, врач.
Лауреат Нобелевской премии мира (1952)
Автор фунтаментального труда о жизни и творчестве И.С.Баха (1905).

«Я пришёл к мысли, что до 30 лет должен постигнуть науки и искусство, а затем посвятить себя служению человечеству»

Получив медицинское образование, незадолго до Первой Мировой войны вместе с женой Еленой Бреслау уезжает в Африку лечить местное население, лишенное врачебной помощи.

«Первые здания больницы были оплачены Бахом». Тогда основную часть средств Швейцера составляли гонорары за книгу о любимом композиторе и сборы от органных концертов.

Если А. Рубинштейн – музыкальный деятель мирового масштаба, то А.Швейцер далеко выходит за пределы музыкальной деятельности, при этом в ней оставаясь.          
МУЗЫКА -  НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ…
Нобелевская премия была потрачена им на строительство лепрозория при больнице.
1957 в своём ОБРАЩЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ он призвал правительства прекратить испытания ядерного оружия

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА МИ МИНОР

Один мой знакомый, студент консерватории, учил эту музыку наизусть, без фортепиано, в дороге, в метро, от станции Юго-Западная до Охотного ряда (тогда эта станция называлась «Проспект Маркса»). Он шутил, что его слушателям будут представляться все станции, которые он проезжал.

В фуге ощущается как бы некоторая «колючесть». В нотном тексте она даже больше видна, чем слышится при исполнении, это впечатление создаёт различие нотной записи времён Баха и сегодняшней (ритм, записанный по-разному, играется одинаково).

Иной образ этой Прелюдии и фуги был у Святослава Рихтера: радость, когда он только что узнал, что принят в консерваторию в класс Г.Г. Нейгауза.
А маститые музыковеды сходятся на том, что ми минорная прелюдия и фуга – образ Вознесения и, может быть, того, что сам Христос во время этого вознесения ощущал.
Вот. Выше подняться уже некуда.
 
А теперь – внимание!
Самое интересное, что во всех этих разных, иногда случайных, ассоциациях разных людей есть нечто общее: переход на другую ступень, в новое, изменённое, состояние. Студент, убрав ноты, вышел из метро (перешёл в новое состояние), Рихтер стал студентом класса Нейгауза (тоже перешёл в новое состояние), Христос вознёсся (да простится мне это упоминание всуе)

А ведь рассказанное мной о прелюдии и фуге ми бемоль мажор – тоже переход в иное состояние: рождение меня как профессионального музыканта (поступление в училище). А окончание консерватории –(ми мажор) – тем более: завершение обучения и начало самостоятельной профессиональной деятельности.
 
Так-так…Начинает угадываться некая сверх - идея сегодняшнего концерта.
Интересно всё это получается!

А. Швейцер о «Хорошо темперированном клавире»:
«Именно в этом произведении всякое эстетическое объяснение остаётся лишь на поверхности. То, что захватывающе притягивает в нём, - это не форма и не строение отдельных пьес, но отражающееся в нём миросозерцание. Эта музыка не для эстетического наслаждения – она поучает и утешает. В ней звучат радость, скорбь, плач, жалобы, смех; но всё это преображено в звук так, что переносит нас из мира суеты в мир покоя, будто сидишь на берегу горного озера и в тишине созерцаешь горы, леса, облака в их непостижимо глубоком величии».

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА ФА МАЖОР

В фа мажорной прелюдии А.Г.Рубинштейну слышалось звучание органа.
А мне видятся в ней облака. Что в ней воздух – я согласна с Ваней Соколовым, профессором консерватории.
В фа мажорной прелюдии, в её «воздухе», очертания облаков образуют разные картины, напоминая темы других прелюдий и фуг из 2 тома.
 
Бах словно рисует, живописует звуками, это почти импрессионизм.
После нечеловеческого напряжения, преодоления, только что пережитого в прелюдии и фуге ми минор, здесь – покой, созерцание этого небесного пейзажа. Очень знакомая, постоянно наблюдаемая мной картина (я живу на 10 этаже с видом на лес).

А.Г.Рубинштейн замечает, что тема фуги напоминает жигу.
Что такое жига?
Это не только танец, это – музыкальный инструмент средневековых менестрелей (жига, фидель, гудок). Струнный смычковый, у него три струны. Из него получилась потом   виола, а из виолы – скрипка. Звуки этого инструмента, кажется, слышатся в фуге фа мажор.
 
О Прелюдии и фуге фа минор А.Г. Рубинштейн замечает: «Прелюд 12 требует более быстрого темпа…, это вытекает и из общего характера музыки прелюда и , особенно, из живого, игривого эпизода перебивки двух рук. «Вас удивляет, что я играю почти Аллегро, когда выставлено Анданте? Я думаю, что если бы Бах написал Анданте, то он употребил бы свойственные ему прикрасы».
И Г.Гульд играет её тоже очень быстро. Примерно так.
   
Я с такой трактовкой не согласна, мне кажется, танцевальность больше выражена в фуге, чем в прелюдии.

                ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА ФА МИНОР

 А. Швейцер о «Хорошо темперированном клавире»

«Ни одно другое произведение не позволяет так углубиться в сущность искусства Баха. Он изображает не душевные переживания, как Бетховен в своих сонатах, не борьбу и стремление к цели, но ту реальность в жизни, что стоит над жизнью; тогда самые противоречивые чувства- и безграничную скорбь, и безудержную радость- воспринимаешь в одном и том же возвышенном состоянии духа».

Автограф второй части «Хорошо темперированного клавира», долго считавшийся утерянным, с 1895 г. находится в Британском музее (копия, тщательно проверенная самим Бахом).

Автограф есть, а второго тома не было! Бах не писал такого произведения. В 1722 году был сочинён им «Хорошо темперированный клавир». Легенда говорит, что сочинён тогда, когда в какой-то поездке Бах оказался совсем без инструмента и заскучал.

А в 1744 году были написаны «24 новые прелюдии и фуги»: это то, что сейчас называют вторым томом «Хорошо темперированного клавира», вернее, даже не все написаны, а какие-то добавлены из более ранних.
Так что «Второй том «Хорошо темперированного клавира»» - название народное, как и «Лунная соната» Бетховена, которую Бетховен тоже никогда так не называл.

О чем это говорит? О несомненной популярности этой музыки!

https://disk.yandex.ru/i/DnYLG75_u-bAoA

В Заглавии этого материала вместо буквы З должно быть: Заметки Александры С.


Рецензии