Сказ как связ 13. Гром среди... 14. Делать из мухи
Выражение «гром среди ясного неба» означает внезапное, ошеломляющее событие, происходящее в самый неподходящий момент. Его происхождение связано с редким природным явлением, когда гром слышен при чистом небе, что считалось необычным и пугающим предвестником важных перемен. Впрочем, иногда такой «гром» может оказаться делом рук человеческих, как в нашей истории.
В стародавние времена, когда на Руси ещё водились лешие да домовые (а может, и сейчас водятся, только прячутся получше), жил-был в селе Тихомирово мужик по имени Ерёма Громов. Прозвище своё получил он за зычный голос – как гаркнет, бывало, так все воробьи с крыш врассыпную, а у соседских коров молоко скисает.
Ерёма слыл в деревне балагуром и выдумщиком. Любил он людей разыгрывать да небылицы рассказывать. Но больше всего на свете Ерёма любил предсказывать погоду. Выйдет, бывало, на околицу, посмотрит на небо, понюхает воздух, почешет пятку и давай вещать:
— Быть нынче дождю! Вон, видите, ласточки низко летают, а у меня мозоль ноет!
И ведь как в воду глядел – к вечеру и впрямь дождь польёт. Прослыл Ерёма в селе главным метеорологом, хоть слова такого тогда и не знали. Называли его «небесным прорицателем» и «тучегоном».
Как-то раз выдалось лето жаркое да засушливое... Небо чистое, ни облачка, а дождя всё нет и нет. Приуныли крестьяне – урожай-то под угрозой. Собрались они на сходку и давай Ерёму просить:
— Ерёма, голубчик, ты ж у нас самый главный по небесным делам. Сделай что-нибудь, призови дождик! Хоть из лейки полей, но спаси урожай!
Почесал Ерёма затылок да и говорит:
— Ладно, люди добрые. Будет вам дождь, да не простой, а с громом среди ясного неба! Такого чуда вы отродясь не видывали!
Народ ахнул – как же так, гром без туч? Но Ерёме поверили – мало ли какие у него связи с небесной канцелярией. Может, он и впрямь с самим Ильёй-пророком чаи гоняет?
Целую неделю Ерёма готовился к своему «чуду». То в лес убежит, то в сарае запрётся – что-то мастерит. А на восьмой день вышел на главную площадь и объявил:
— Сегодня в полдень ждите грома среди ясного неба! А за ним прольётся дождь! Готовьте вёдра и бочки, вода будет волшебной — урожай утроится!
Всё село собралось поглазеть на чудо. Стоят, в небо пялятся, вёдра наготове держат. А небо чистое, ни облачка. Ровно в полдень Ерёма забрался на крышу сарая с каким-то свёртком под мышкой. Развернул его, и тут — ба-бах! Грохот такой, что земля задрожала!
Народ с перепугу кто куда — кто в погреб, кто под телегу. Кур разнесло по всей деревне, а у старосты от неожиданности поседела борода. А Ерёма стоит на крыше и хохочет:
— Вот вам, люди добрые, гром среди ясного неба! Чудо-то какое, а?
Оказалось, он смастерил хитрую штуковину из бочки и пороха — что-то вроде самодельной пушки. Грохнуло так, что ворон с колокольни сдуло. Говорят, они до сих пор кружат над соседним селом, боятся вернуться домой.
Только вот незадача — дождя-то нет. Стоит Ерёма на крыше, в небо поглядывает, пот со лба вытирает. И вдруг — о чудо! — откуда ни возьмись набежала тучка, и хлынул ливень! Народ от радости чуть с ума не сошёл — никто и не заметил, как жена Ерёмы Дарья с ведром воды забралась на чердак и давай поливать мужа сверху.
С тех пор по селу пошла присказка. Как случится что-нибудь неожиданное, так и говорят: «Ну и ну, прямо гром среди ясного неба, как у Ерёмы Громова!» А сам Ерёма после того случая стал ещё большим выдумщиком. То град из толчёного льда устроит, то северное сияние из цветных тряпок и свечек. Люди дивятся, а он знай себе чудит.
Но у этой истории была и другая сторона. Ерёма после своего «чуда» всерьёз загорелся идеей управлять погодой. Он стал мастерить разные приборы — то хитрый флюгер, то невиданный дождемер. И так увлёкся, что и впрямь начал предсказывать погоду с небывалой точностью. Говорят, он даже научился по храпу соседа определять, будет ли завтра ветер.
Прошло несколько лет, и в тех краях случилась страшная засуха. Все окрестные деревни страдают, а в Тихомирово дожди идут по расписанию. Как-то приехал губернатор с проверкой, глядь — а у Ерёмы на заднем дворе целая метеостанция: и барометры, и гигрометры, и чего только нет! Даже какая-то хитрая машина, которая, по словам Ерёмы, «облака за хвост ловит».
— Как же ты, мужик, такое чудо сотворил? — спрашивает губернатор, протирая глаза.
А Ерёма ему с гордостью отвечает:
— А я, ваше благородие, с самим громом договорился. Он мне — весточку с ясного неба, а я ему — уважение и почёт! Да и облака у меня теперь все на учёте, каждое пронумеровано и ходит строем.
Губернатор только головой покачал, но доложил о Ерёмином изобретении в столицу. С тех пор к нему стали захаживать учёные, перенимать опыт. А сам Ерёма теперь ходит важный, в жилетке с золотыми пуговицами, и всем говорит, что он — «главный по небесной канцелярии».
Так и повелось на Руси: как случится что-нибудь неожиданное и ошеломляющее, так и говорят: «Гром среди ясного неба!» А сами при этом улыбаются, вспоминая историю про Ерёму Громова и его удивительное «чудо». И кто знает, может быть, именно благодаря таким выдумщикам, как Ерёма, мы сейчас можем предсказывать погоду и не бояться грома среди ясного неба. Хотя, говорят, в Тихомирово до сих пор, завидев тучу на горизонте, первым делом смотрят на крышу сарая — нет ли там Ерёмы с его чудо-пушкой?
14. Делать из мухи слона
Фразеологизм «делать из мухи слона» означает преувеличивать незначительную проблему или придавать чрезмерное значение пустяку. Это выражение, пришедшее из древнегреческой литературы, высмеивает людей, склонных раздувать мелочи до невероятных размеров. Со временем оно приобрело яркий образный смысл и прочно вошло в русский язык.
В селе Большие Луга жила баба Аграфена, женщина бойкая, но уж больно впечатлительная. Стоило ей увидеть что-нибудь необычное или услышать какую-нибудь новость, как она тут же раздувала её до таких размеров, что вся деревня ахала. За это её в шутку прозвали «Громогласной».
Однажды ранним утром Аграфена вышла на крыльцо своего дома и увидела, как по двору летает муха. В этом не было бы ничего странного, но муха оказалась необычайно крупной — с ноготок большого пальца. Аграфена замерла, глядя на насекомое, а потом бросилась обратно в дом.
— Ой, беда-то какая! — закричала она мужу Ерофею, который мирно пил чай за столом. — У нас во дворе летает чудовище!
Ерофей, спокойный и рассудительный мужчина, только оторвал взгляд от чашки.
— Что за чудовище? — спросил он, не торопясь.
— Да муха! — всплеснула руками Аграфена. — Но такая огромная, что я чуть в обморок не упала! Наверное, это какой-то знак! Может, к беде?
Ерофей хмыкнул и отставил чашку.
— Да ну тебя с твоими знаками. Это просто муха потолще обычной... Может, она хорошо подкрепилась на помойке.
Но Аграфену уже было не остановить. Она выбежала на улицу и начала звать соседей.
— Добрые люди! У нас беда! Чудовище завелось!
Первым прибежал сосед Гаврила, который всегда был рад любому шуму.
— Что случилось-то? — спросил он, поправляя картуз.
— Да вот же она! — указала Аграфена на муху, которая мирно сидела на заборе. — Видал? Это же не муха, а какой-то монстр!
Гаврила прищурился и посмотрел на насекомое.
— Ну да… крупноватая... Но чтобы монстр… Ты преувеличиваешь.
Но Аграфена уже разошлась:
— А вдруг она заразная? Или кусается? А может, она вообще волшебная и накликает беду? Нужно что-то делать!
Соседи начали подтягиваться один за другим: кто с ведром воды, кто с веником. Вскоре весь двор Аграфены был полон людей. Муха тем временем перелетела на окно сарая и спокойно потирала лапки.
— Надо её поймать! — решительно сказала Аграфена. — А то мало ли что!
Мужики начали совещаться: кто-то предлагал сбить муху веником, кто-то хотел накрыть её ведром. Но тут вмешалась баба Пелагея:
— Что вы делаете? Это же такая редкость! Может, отвезти её в город и показать учёным? Они разберутся.
Народ зашумел: идея показалась интересной. Кто-то даже начал говорить, что за такую муху можно получить деньги.
— Да вы что! — вдруг закричала баба Настасья из соседнего дома. — Это ж не простая муха! Это к беде! У нас вон прошлой весной тоже такая махина летала — так потом град посевы побил!
Народ ахнул и начал креститься.
— Надо срочно позвать батюшку! Пусть освятит двор! — предложил дед Захар.
Аграфена тут же отправила своего младшего сына Степана в церковь за батюшкой. Пока он бежал через всё село, люди продолжали обсуждать муху. Кто-то вспомнил старую бабушкину сказку о том, как однажды огромная муха утащила корову у пастуха. Кто-то говорил, что это наверняка знак конца света.
Муха тем временем перелетела на крышу сарая и спокойно сидела там под солнечными лучами. Она явно не подозревала о том переполохе, который устроила вокруг себя.
Через час Степан прибежал с батюшкой отцом Василием. Тот был строгим и серьёзным человеком. Увидев собравшуюся толпу, он нахмурился:
— Что тут у вас за шум?
Аграфена бросилась к нему:
— Батюшка! Спасите нас! У нас во дворе завелось чудовище!
Отец Василий поднял глаза к крыше сарая и увидел муху.
— Это вы про неё? — спросил он недоверчиво.
— Да-да! — закричали женщины хором. — Она огромная и наверняка несёт беду!
Батюшка тяжело вздохнул.
— Эх вы… Опять из мухи слона делаете! Это же обычная муха! Просто крупнее других.
Но народ уже не слушал его. Кто-то предложил устроить молебен прямо во дворе Аграфены, чтобы отогнать «злые силы». Батюшка сначала отказывался, но потом махнул рукой: «Ладно уж…»
Пока шёл молебен, мужики решили поймать муху своими силами. Гаврила взял лестницу и полез на крышу сарая с веником в руке. Но стоило ему приблизиться к мухе, как та взлетела и уселась на трубу дома напротив.
Народ снова ахнул: «Она умная!» Кто-то даже предположил, что это вовсе не муха, а колдунья в облике насекомого.
К вечеру вся деревня уже знала о «чудовищной мухе» во дворе Аграфены. Люди приходили посмотреть на неё из любопытства или просто от нечего делать. Дети бегали вокруг дома Аграфены и кричали: «Где слон? Где слон?» Мужики спорили о том, как лучше поймать насекомое: одни предлагали накрыть крышу сарая сетью, другие хотели использовать дым от костра.
Аграфена тем временем ходила по двору с важным видом:
— Вот видите? Я же говорила: это не простая муха! Если бы я сразу не подняла тревогу…
Но тут случилось неожиданное: муха вдруг взлетела высоко в небо и улетела куда-то за горизонт. Народ замер в тишине.
— Ну вот… улетела… — пробормотал Гаврила разочарованно.
Аграфена всплеснула руками:
— А я вам говорила: это был знак! Теперь ждите беды!
Но никакой беды не случилось ни через день, ни через неделю. Люди постепенно забыли о «чудовищной мухе», а дети начали дразнить Аграфену: «Эй ты! Опять из мухи слона делаешь!» Даже Ерофей стал посмеиваться над женой:
— Ну что там твой слон? Не вернулся ещё?
С тех пор фраза «делать из мухи слона» прочно вошла в обиход жителей Больших Лугов как напоминание о том дне, когда вся деревня охотилась за обычной мухой.
2025 г.
Свидетельство о публикации №225030300490