История суфизма. Орден Хваджаган-накшбандийа

Традиция накшбандийи не считает Бахааддина основателем тарики, носящей его имя, и именно поэтому к нему не восходят линии ученической атрибуции (силсилат ат-тарбийа). Фахраддин Али б. Хусайн, автор истории тарики под названием «Рашахат айн ал-хайат», начинает ее с Абу Йакуба Иусуфа алХамадани (ум. 1140) из, тогда как его халифа (по духовному назначению) Абдалхалик ал-Гидждувани (ум. 1220) может рассматриваться как создатель новой, ставшей характерной для этого учения практики 1м. Он очень поощрял развитие тихого молчаливого зикра и, кроме того, сформировал восемь правил из, лежащих в основе тарикат ал-хваджаган — названия,,
под которым фигурирует эта силсила. Абдалхалик обучался принятой в этой тарике особой форме хабс-и дам («удержание дыхания»), у ал-Хадира, духа мусульманского гнозиса. От ал Гидждувани идет следующая цепь преемственности: Ариф Ривгари (ум. 657/1259); Махмуд Аиджир Фагиави (ум. 643/1245 или 670/1272); Азизан Али ар-Рамигани (ум. 705/1306 или 721/1321); Мухаммад Баба ас-Саммаси (ум. 740/1340 или 755/1354); амир Сайид Кулал ал-Бухари (ум. 772/1371); Мухаммад б. Мухаммад Бахааддин ан-Накшбанди (717/1318—791/1389). Бахааддин, таджик по происхождению, прошел ученичество под началом двух наставников — ас-Саммаси и Кулала («гончара»), Но у него были связи и в тюркской среде. Рассказывают романтическую историю о его встрече с тюркским дервишем по имени Халил, которого он до этого видел во сне, о дружбе с ним и о том, как тот стал в конце концов (в 1340 г.)
султаном Халилом. Бахааддин служил ему шесть лет, а после падения Халила (747/1347) испытал разочарование в мирских успехах, возвратился в свою бухарскую деревню, где возобновил прерванную духовную карьеру. Как и большинство
людей, давших наименование тарике, Бахааддин, унаследовав тарику, не имел никакой организации. Он собрал вокруг себя верующих единомышленников, готовых терпеть превратности на «пути» мистической жизни толка маламатийа без показных и
отвлекающих обрядов, так как он считал, что «внешнее — для мира, а внутреннее — для бога» (аз-захир ли-л-халк ал-батин ли-л-хакк). Этот «путь», несмотря на разрушительное действие времени, так и не утратил печати гения Абдалхалика во всем том, что касалось наставничества, обучения и чистоты ритуала. С мусульманской точки зрения он сыграл значительную роль в укреплении связей тюрков с сунной. Мавзолей Бахааддина и находящаяся при нем обитель (великолепное сооружение, воздвигнутое в 1544 г. амиром Абдалазиз-ханом) стали одним из
главных мест паломничества в Средней Азии. Великий персидский поэт-мистик Джами связывает свое происхождение с Бахааддииом через промежуточные звенья. За пределами Средней Азии орден распространился в Малой Азии и на Кавказе,
среди горцев Курдистана (где он стал одним из факторов курдского национализма) и на юге в Индии, так и не обретя популярности в арабском мире.

Источник: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.— 328 с.


Рецензии