Мифы и злая реальность креативного кластера

Статья написана в рамках работы над Первым русскоязычным словарем по креативности.
Идея Словаря — Игорь Леонардович Викентьев https://vk.com/id197687890
Автор статьи — Ксения Александровна Калугина https://vk.com/kaluginaksa

МИФЫ И ЗЛАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА

Креативный кластер — странный предмет. Он как бы есть, и его как бы нет.

ИСТОРИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА В XXI веке...

А о чем Вы думаете, когда слышите слово «Креативный кластер»? Запишите, пожалуйста, Ваши мысли сейчас.

В своей статье «Творческие центры: Критическая оценка» Энди Пратт, директор Центра культуры и творческих индустрий, факультет социологии, Лондонский городской университет, пишет:

«Первая волна так называемых «бизнес-инкубаторов» началась в 1972 году как «общие пространства» с услугами и управлением, когда архитекторы начали разделять старые пустующие здания на «рабочие сообщества» и реконструировали исторические здания под мастерские для художников и ремесленников. Управляемые рабочие пространства появились как реакция на закрытие промышленных предприятий и структурные изменения в экономике».

Энди К. Пратт, Креативные центры: критическая оценка. Город, культура и общество, том 24, 2021, 100384, ISSN 1877-9166, https://doi.org/10.1016/j.ccs.2021.100384

А БЫЛ ЛИ КРЕАТИВ? А БЫЛ ЛИ КЛАСТЕР?

Далее есть список, где описаны Мифы, ожидания и мечты о Креативном кластере и «реальные реалии».

Миф 1. Креативный кластер — такой же промышленный кластер, или бизнес-кластер, только со своей «спецификой». Креативные кластеры отличаются от бизнес-кластеров в корне.

Реальность 1. Креативность — это Новизна и Полезность (мировая), а Бизнес — это получение прибыли (собственной) тиражирование известного.

Миф 2. Экономисты знают, что такое Креативный кластер.

Реальность 2. Экономисты признаются, что ясности в понимании Креативного кластера у них НЕТ.

Миф 3. Важно быть вместе географически, чтобы возник эффект «синергии».

Реальность 3. Важна заполняемость помещений 24/7. А Креативщики «болтаются» между кластерами, выбирая более выгодные условия.

Миф 4. Менеджеры — посредники между Креативщиками, создают творческую экосистему, помогают разрабатывать стратегию развития.

Реальность 4. Менеджеры управляют зданием, организуют уборку, охрану, ремонт, сдают в аренду оборудование, могут помочь в организации мероприятий.

Миф 5. Креативные бизнесы — основа.

Реальность 5. Часть бизнесов — сфера услуг: фитнес, общепит, отели.

Миф 6. Творческие бизнесы будут дополнять друг друга.

Реальность 6. Социальных Творческих сетей НЕ образуют.

Миф 7. Новые креативные бизнесы.

Реальность 7. Часто 1 крупный бизнес, несколько готовых креативных бизнесов + несколько бесплатных мест для креативных стартапов.

Миф 8. Быстрая окупаемость.

Реальность 8. Креативные продукты делаются долго и кропотливо, годами.

Миф 9. Бухгалтеры считают прибыть от креатива.

Реальность 9. НЕ в состоянии посчитать социальные и/или отложенные результаты креатива и Нематериальные издержки Креативщиков.

Миф 10. Креативные кластеры являются финансово независимыми, а не существуют на деньги налогоплательщиков.

Реальность 10. Государственная поддержка: гранты, программы, налоговые льготы.

Миф 11. Креативщики будут развиваться и развивать постепенно город, регион, страну.

Реальность 11. Повышается привлекательность для застройщиков.

Миф 12. Продвижение и продажа новых креативных продуктов.

Реальность 12. Выставки-продажи в помещениях кластера + там же точки продаж
нишевых продуктов мировых брендов.

Миф 13. «Пространство для творчества».

Реальность 13. Аренда: стол, стул, розетка, интернет, вода, чай, кофе + платная парковка.

Миф 14. Креативное оформление пространства.

Реальность 14. Помещения могут быть без окон, с колоннами посередине, окрашены в черный цвет и не подходят для обучения креативности.

Миф 15. Креативщики будут там работать, и даже жить. Для этого есть кафе, отели.

Реальность 15. Людей привлекают там развлечения и еда. А для длительной творческой работы — шумно и дорого.

Миф 16. Обучение креативным навыкам.

Реальность 16. Списка креативных навыков нет (есть гипотезы).

Миф 17. Повышение производительности творческого труда.

Реальность 17. Вместо труда развлечения: продажа мастер-классов устаревших ремесел, психологические игры, сборки конструктора, печать брелка на 3D-принтере и т.д.

Миф 18. Накопление креативных знаний.

Реальность 18. Сбор знаний (или баз данных) в креативных кластерах НЕ ведется.

Миф 19. Формальный и НЕ формальный обмен знаниями.

Реальность 19. Качественные Конференции из Кластеров с доступными записями Докладов отсутствуют.

Миф 20. Повышение конкурентоспособности Страны.

Реальность 20. Мировых результатов (в подавляющем большинстве) в креативных кластера нет.

...

В итоге, Креативный кластер в XXI веке под влиянием экономистов и менеджеров стал синонимом недвижимости, еще точнее — сдачи в аренду неликвидных производственных помещений неприкаянным креативщикам.

Ферштейн? или ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ:

Составьте таблицу:

1. (справа) Что включает в себя Креативный кластер по мнению экономистов и менеджеров?

2. (слева) Что должен включать в себя Креативный кластер, чтобы регулярно добиваться креативных Результатов мирового уровня и повышать Конкурентоспособность страны?
Для заполнения таблицы посетить сайты Креативных кластеров и/или посетить их лично.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕМЫ ОНЛАЙН-КУРСА VIKENT.RU:

№ 1702: Механизмы (множ, число) деградации новых идей / направлений


+ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ через СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА...
ВК-ВИДЕО: https://vk.com/video-97091082_456239235
YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=zAW7TsyPzTY

#ТВОРЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ, как ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
https://www.youtube.com/watch?v=_AV1B6ln_T4

VIKENT.RU: ЗАЧЕМ СОБИРАТЬ БАЗЫ ДАННЫХ ПО ТВОРЧЕСТВУ / КРЕАТИВУ?
https://www.youtube.com/watch?v=kf-ArBt3-HM

Креативные поселения / города https://vikent.ru/enc-list/category/344/

1-ая статья про Креативный кластер https://dzen.ru/a/Z7rd4fTu_3Z9XRwU

#Креативныйкластер #Креативныеиндустрии #Творческаясоциальнаясеть #Креативность #Кластер #Конкурентоспособность


Рецензии