Казачий дозор

Как-то меня попросили выступить в школе перед родительским собранием и рассказать об опыте воспитания своих детей. Пришлось отказаться: никакой особой методы не существовало. Достаточно было жить с детьми их жизнью, поддерживать их интересы, обсуждать с ними их проблемы. И вместе искать выход. В этой, на первый взгляд, банальности и кроется суть.

Все семьи разные, а значит, и детство – разное.

Когда-то большое село Ильинское в Богдановичском районе сегодня заметно опустело. Во времена перестройки старое разрушили, нового ничего не придумали,  и почти всё взрослое население осталось без работы. Сейчас  оно  в основном в разъездах: кто трудится в областном центре, кто подался на северные вахты, а кто и вовсе покинул обжитое место. В этом бедламе  нетрудно и себя потерять. Нельзя сказать, что оставшиеся в селе мужчины запились, но семей, поклоняющихся Бахусу, немало.

Тогда и решили местные учителя организовать в школе кадетский казачий класс. Зачем?

– Для того, чтобы воспитать нормальных людей, нравственных, которые стали бы хорошими работниками и были востребованы государством. У них будут хорошие семьи. Мы даём мальчишкам мужской стержень, мужское воспитание, какого не может дать им пьющий или постоянно отсутствующий папа, – объяснил завуч школы Игорь Станиславович  Артюхин.

Он не потомственный казак, как и атаман хутора, директор Ильинской школы Сергей Маркисович Попов. Ещё с 1992 года на территории районов области началось воссоздание казачества, а в прошлом году организовали молодёжное объединение «Казачий дозор».

В каждом населённом пункте есть небольшая организация или клуб, которые ведут свою тематику: либо занимаются фольклором, либо учатся спасательному делу. И когда однажды собрались, провели первые учения, тогда и родилась идея объединить разные по содержанию, но единые по духу направления.

– Казачий круг – семейный круг. Изначально мы – семья, – констатирует Игорь Артюхин. – Как проходят обычные соревнования?  Участники не успевают даже познакомиться. Их задача –  победить, выиграть, «порвать» и так далее. А у нас другая ситуация, мы –  многодетная семья, все братья и сёстры. Полосу препятствий надо проходить не одному, а с кем-то в паре, и напарник этот – твой брат. Вот тебе и одна сторона методы нравственного воспитания.

– Существует ли у вас какая-то система наказаний?

– Сначала была. Не физическая, конечно, словом воспитываем, стараемся договориться. Если применить силу, она потом к тебе вернётся. А вот наряд вне очереди, отстранение от занятий, лишение формы, лишение нагрудных знаков – вполне приемлемы. Кадетский класс – это дополнительное образование,  и отстранение от занятий – довольно серьёзное наказание.

В дополнительное образование входит не только ежедневный спортивный час после уроков. Ребята изучают историю казачества, учебники для  кадетских корпусов издаются в Ростове, в них всё изложено беспристрастно. Отношение автора к событиям не прослеживается. Есть подборка документальных и художественных фильмов, свои мероприятия тоже снимаются на камеру.

Казаки испокон веков народ православный. Ребята знают молитвы. На каждое мероприятие стараются пригласить священника. Конечно, одно дело – верить, другое –  соблюдать все десять христианских заповедей. А казачьи заповеди – те же христианские. На них строится кодекс казачьей чести, и он применим в любых условиях.

– Кто такие казаки – сословие, народность?

– Это вопрос спорный. Ведь казаки не всегда в комфорте жили. Казачество – это способ выживания, товарищество первоначально было. Они сами решают все вопросы управления.

Кто приходит в казачество? Человек, который может самоорганизоваться, принять на себя ответственность. Миром жить легче. В кадетский класс принимают всех желающих, независимо от возраста, только заявление родителей обязательно. А кто пришёл в Дозор, должен жить по уставу, по казачьим законам. Это не значит, что его права ущемляются. Не  хочешь носить форму – не надо, лишь бы в душе было согласие. Братство превыше всего. Но каждый пришедший в класс должен пройти испытательный срок.

В селе ребята помогают старикам, ветеранам войны. Ухаживают за могилами бывших бойцов,  если родственников  в селе уже нет. Чтобы память оставалась.

Когда кто-то пал по весне пустил, верховой пожар пошёл, ребята первыми увидели и тушить побежали. Говорят, женщины да подростки бросились село спасать, а мужики стояли и смотрели, как на фейерверк праздничный. Дом у дачников ограбили,  вещи спрятали, чтобы потом увезти. Олег Качалков случайно обнаружил их под деревьями, сообщил о находке. Грамоту от милиции получил.

Патриотизм они тоже по-своему понимают. Глобус и карта патриотизму не научат, убеждён Артюхин. Радость за победы своей страны и понимание её поражений – вот что такое патриотизм. «Мы хотим, чтобы под ногами было чище – это тоже патриотизм», – добавляет он.

– Чему научились? – спрашиваю ребят.

Да многому. Например, маршировать, собирать автомат, стрелять, костёр  разводить, ночлежки в походе делать, верхом ездить  – всего не перечислишь. Девчонкам на учениях послаблений почти не дают. Отец Олега Коробицына с гордостью говорит о сыне:

– Мотоцикл сам разобрал, прочистил, собрал, сейчас на ходу. У меня бы в его возрасте мозгов не хватило. Спасибо Попову и Артюхину, стараются для ребят.  Все они там вместе делают, коллективом, а в дисциплине и характер вырабатывается…

Другие, свободные от дисциплины дети не понимают «казачат».  Для многих ребята, одетые в форму, просто «придурки». Да и взрослые многие  воспринимают казаков как балаган, ролевую игру. Потому что воспринимают только внешнюю сторону. О внутренней мало кто знает. Хотя, если в семье скандал случился, бегут женщины за помощью к казакам – милиции-то в селе нет.

Разные семьи – разное детство. И разное будущее
               
                август 2009               
                Свердловская область


Рецензии