Толкование молитвы Господней
***
ОТЧЕ НАШ
"Аще Бог Отец ваш бы был, любили убо бысте Мене." (Ин. 8:42)
Молитва Господня - это молитва от лица всех чад Божьих, но, не всё так просто, потому что в действительности Бог только для любящих Его является Отцом.
***
ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ
"Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси." (Пс. 138:8)
Бог присутствует везде, в Небесном же Царстве - преимущественно. Или, существование Бога на Небесах можно понимать, как Его потустороннее по отношению ко всему тварному миру бытие.
***
ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ
"О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите и будете Мои ученицы." (Ин. 15:8), "Сыне, даждь Ми сердце твое." (Притч. 23:26)
По-настоящему достойным образом, Имя Божье святится только тогда, когда Оно звучит в святилище сердца.
Иначе, любая добродетель прославляет Бога, но самой благодатной - является сердечная молитва Именем Божьим, поэтому именно её в первую очередь здесь и стоит подразумевать.
Возможно, среди всех остальных прошений - первое - самое таинственное и трудное для понимания.
***
ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ
"Не приидет Царствие Божие с соблюдением. Ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть." (Лк. 17:20)
В рамках земной жизни, Царство Божье может прийти не иначе, как только Благодатью в душу: Благодатью дающей человеку, прежде всего радость богообщения. И будет точнее, если слово "душу" понимать здесь в широком смысле: как жизнь в целом отдельного человека.
***
ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ
"Проклята земля в делех твоих." (Быт. 3:17)
Чем, собственно, отличается воля Божья относительно живущих на Земле - и тех, кто в Царстве Небесном. Живущие на Земле, зачастую лишены Божьего благословения, и совсем другая ситуация на Небесах, где Божье благословение действует непрестанно. По-сути, данный стих - прошение благословения.
***
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ
"Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам." (Мф. 6:33)
Ищущим Бога, просить в молитве пищу телесную - нелепо, потому что Господь и без того обещал дать им всё необходимое для земной жизни, поэтому здесь хлеб насущный - это пища духовная, то есть благодать Святого Духа, недостаток которой мертвит душу.
Хлеб НАШ, потому что человек изначально был задуман обОженным, и без Благодати человек - неполноценен.
***
И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША
"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас." (1 Ин. 1:10), "Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?" (Пс. 115:3)
Все мы пред Богом в неоплатном долгу.
***
ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ
"Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших." (Мф. 6:15)
Тому, кто держит обиду на ближнего, невозможно получить прощение от Бога, и данным стихом мы исповедуем, что отвергаем всякий злой помысел на согрешающих против нас.
***
И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ
"Невозможно есть не приити соблазном." (Лк. 17:1)
Прошение это о том, чтобы Бог не попустил нам войти в искушение, то есть впасть в грех, а не о том, чтобы само искушение не пришло.
"Верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете." (1 Кор. 10:13)
И не о том, чтобы не пришло искушение превышающее наши силы.
"Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть." (Мф. 5:48)
Ну и кроме того, что просто неразумно просить Бога о том, чтоб избавиться от самих искушений, ибо не миновать их в любом случае, так мы ещё и заповедь имеем: быть совершенными - заповедь, которую невозможно исполнить без всецелой преданности в волю Божью. И понятное дело, что всецело предавшийся в волю Божью человек, не станет просить в молитве ничего, кроме заведомо богоугодного.
***
НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО
"Светилник телу есть око; егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет; егда же лукаво будет, и тело твое темно." (Мф. 6:22)
Просим: избавить наш ум от лукавого вЕдения, то есть от ложного понимания вещей, в плену которого старается удержать нас дьявол.
И тут становится вполне ясной связь двух последних стихов этой величайшей молитвы, связь, на которую указывает союз "но". Ведь именно ложное понимание вещей, в особенности же - Божьих заповедей, является, наряду с личной волей, причиной греховного нашего состояния.
***
"Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его; всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки; и узрит всяка плоть спасение Божие." (Лк. 3:4)
Пророк призывает нас к правильному пониманию Священного Писания, призывает тем самым проложить прямой и безопасный путь к Спасителю от греха.
***
"И бе об нощь в молитве Божии." (Лк. 6:12)
***
Свидетельство о публикации №225030401394
Работа ваша сразу показалась не лишённой благодатности, была для меня в высокой степени интересна и заставляла углубляться в постижение истины слов Иисуса Христа.
По первому пункту о призывании Отца Небесного есть небольшое возражение. Именно из-за него я долго не писал вам, не понимая, что конкретно не получается в нём принять.
Думая, как у вас, что "В действительности, Бог только для любящих Его является Отцом", - не показываем ли мы Господа Бога доступным нашему пониманию более, чем это, кажется, возможно. Не напрасно же Святые Отцы употребляли характеристики Бога, скорее исходя из того, чем Он не является. Сказать, что Бог "является для кого-то Отцом, а для кого-то не является Отцом" не значит ли уподобить Бога себе более, чем это возможно?
В приведённом вами изречении "Аще Бог Отец ваш бы был, любили убо бысте Мене" - Иисус Христос по-моему выразился именно так, как и надо, по-нашему говоря, осторожнее. И вы могли бы создать подобную формулировку для точной передачи своей мысли. Хотя крайность вашего высказывания, что "Бог только..." очень даже сильно заставляет задуматься, но является ли это истиной в отношении представления о Непостижимом в беспредельности Своего разума Боге?
По другим прошениям.
Более всего понравилось, что вы написали по первому прошению "ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ", что " любая добродетель прославляет Бога, но самой благодатной - является сердечная молитва Именем Божьим, поэтому именно её в первую очередь здесь и стоит подразумевать".
Только ради одного этого утверждения нужно было вам подъять этот труд. Вот где конкретность и лаконичность ваших высказываний вполне оправдала себя. "Святить Имя Бога" - как? Да вот так: с любовью и разумно повторять Имя Иисуса Христа ( в сущности, призывая Самого Христа) и языком, и умом, и всем сознанием, ибо только на призывание Имени Господь и приходит к человеку, конкретно в духовное сердце его, в душу.
Преподобный Максим Исповедник сказал, что Сам Господь наш Иисус Христос - это и есть Имя Отца, так что исполнение учения И. Христа о молитве в первом её прошении имеет глубину поистине грандиозную и неисследимую и постигаемую лишь издревле испытанной практикой творения призывания Имени Божия трезвенным умом в сердце, как вы сказали.
По поводу слов "Не введи нас во искушение" , согласившись с вашим толкованием, хотелось бы ещё высказать, что интуиция подсказывает простой смысл: не предай нас такому наказанию, которое мы, по совести говоря, заслужили своими грехами; хоть мы и понимаем, что наказание посредством введения в искушение будет исключительно для нашей пользы и исправления, но не надеюсь на свои силы и веру и молю и обещаю приложить всё старание исправиться без максимально заслуженного предания меня искушению, а путём своего добровольного смирения, слёз покаяния, труда и праведной жизни с молитвой упования.
Ещё хотелось, чтобы вы уделили внимание рассмотрению того, что молитва Господня дана для её совершения не от лица индивидуума, а от лика какой-то соборности, а то мы часто творим её лишь от себя.
С благодарностью!
Борис Силуанов 25.04.2025 12:27 Заявить о нарушении
Борис, здравствуйте! Благодарю Вас за добрый Ваш отзыв!
// Ещё хотелось, чтобы вы уделили внимание рассмотрению того, что молитва Господня дана для её совершения не от лица индивидуума, а от лика какой-то соборности, а то мы часто творим её лишь от себя. //
Думаю, что первые слова молитвы Господней как раз и указывают ясно на то, от лица какой именно соборности Бог принимает - не только сию, но и вообще всякую молитву. Ведь "Грешники Бог не послушает, но аще кто Богочтец есть и волю Его творит, того послушает." (Ин. 9:32). Вот и получается, что "Отче наш" произносится от лица всех любящих Бога, и только.
А что касается категоричности того, Кем Бог является по отношению ко всем людям - можно привести известный и весьма страшный стих: "И тогда исповем им, яко николиже знах вас; отидите от Мене, делающии беззаконие" (Мы. 7:23). На мой взгляд, здесь Господь достаточно категорично заявляет, что Он и знать не хочет тех, кто Его не любит. А с тем, что Само Божественное Существо не поддаётся исчерпывающему описанию - не поспоришь.
С почтением, Порфирий
Порфирий Корнилов 27.04.2025 10:58 Заявить о нарушении
С уважением.
Борис Силуанов 30.04.2025 14:13 Заявить о нарушении