Читая папину тетрадь...
С удовольствием читаю их, ощущая его присутствие, слышу папин красивый, негромкий голос. Мы снова вместе. Благодаря его записям, погружаюсь в атмосферу деревенского довоенного быта-30-х годов 20 века, где я никогда не была, и лишь благодаря папиным записям, представляю, как это было.
«ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ
Пришло Рождество Христово, отпраздновали его богослужением в семейном кругу, готовили много мясных и молочных блюд.
А после Рождества начинались Святки – гулянки, открывались или собирались посиделки – беседы. Молодёжь в деревне откупала свободную избу. Электричества в то время ещё не было, освещались керосиновыми лампами, керосин приносили из дома.
Собиралась молодёжь не только одной деревни, а нескольких деревень. На посиделках не просто сидели, а играли в забавные игры, пели песни, частушки, загадывали загадки. Время проходило весело и интересно. Из песен чаще всего пели «Хасбулат удалой», «Когда б имел златые горы» и другие.
Самым главным номером посиделок была деревенская кадриль. Это был именно тот танец, которого все ждали, его любили и вот почему. Посередине комнаты вставали четверо или шестеро парней и каждый выбирал себе девушку. И вот здесь частенько случались петушиные потасовки между парнями, например, когда двое приглашали одну девушку. Когда пары уже были выбраны, каждой из них хотелось выйти первой, оставив позади остальных претендентов.
Интересным был такой нюанс: пары готовились к танцу, а ведущий задавал вопрос по ходу танца.
- Как будем танцевать, с сучком или нет? – спрашивал он.
Если собравшиеся поддержат его и дружно ответят «с сучком», то во время танца гармонист резко остановит музыку, а в это время парень должен был поцеловать ту девушку, с которой он оказался в паре в данный момент. После чего танец продолжался до следующей остановки музыки.
Этот момент был интересен тем, что можно было доглядеть за молодыми, увидеть и понять их симпатии. На таких вечёрках присутствовали и люди старшего поколения, в свободное от домашних забот время, сюда приходили и семейные пары, чтобы посмотреть на молодых.
Зрелые парни из других деревень одевали свои лучшие одежды: пальто на лисьем меху, костюмы, валенки – чёсанки с галошами. Такая одежда в наше время была не у каждого, далеко не каждый мог себе позволить приехать на лошади, чтобы показать себя и приглянуть самую лучшую девушку. А после святок начинались свадьбы.
Быстро пролетало время, и вот уже наступала масленичная неделя. В течение всей недели пекли блины, стряпали пироги с луком, ходили друг к другу в гости. Катались на лошадях в лёгких повозках, красивых саночках только для двоих. Лошадей запрягали в выездную сбрую с бубенцами и множеством разных украшений. Каждый хозяин старался выглядеть идеальным, лошадь начищена, сбруя блестит, санки тоже. Ездить старались быстро, наперегонки, обгоняя друг друга, ехали на базар. Базарный день был в пятницу, он был похож на праздничный.
Воскресенье было прощальным. Жгли огромный костёр, дрова собирали со всей деревни. А ещё готовили три - четыре соломенных снопа, ставили их на жерди и зажигали по очереди, сжигая злых духов.
Все просили друг у друга прощения за какие-то вольности, которые могли допустить по неосторожности. Эта традиция не исключала возраста, все одинаково просили прощения.
С понедельника начинался великий пост, все веселья прекращались на семь недель. В еде тоже были ограничения, ели постные блюда: щи с постным маслом, горох, каши, рыбу, грибы.
Семь недель поста, каждая неделя имела своё название и отражала события. Так, на четвёртой неделе в семьях пекли кресты, а в середину закладывали монету, пуговицу и маленький кусочек дерева. Кому достанется монета, тот будет богат, пуговица сулила много нарядов, а дерево – дом.
А на седьмой неделе мыли дом: стены, потолки, делали генеральную уборку, стирали всё, что было в доме. В последний субботний день топили баню и готовили разную еду: пироги, ватрушки, самодельное печенье, сдобу, красили яйца.
В воскресенье рано утром по деревне шли дети и кричали под окнами: «Христос воскресе!» Им выносили крашеные яйца, печенье, конфеты. Домой они приходили с полными мешочками разных вкусностей.
Пасхальный день проходил весело, были гулянья для молодёжи, качались на качелях, которые ставили посередине деревни. Пожилые люди сидели на завалинках и грызли семечки.
Любили в народе и Троицу. У каждого дома устанавливали кудрявую берёзку высотой 1,5 – 2 метра, которую приносили из леса, наряжали её, пели песни, водили хороводы.»
С радостью и светлой грустью прочитала несколько страничек пожелтевшей тетради. Во время чтения видела своих незабвенных родителей: молодых, энергичных, красивых и влюблённых, а иначе я их и не представляю.
Папины записи не заканчиваются, и я надеюсь, найти там ещё много интересного.
Свидетельство о публикации №225030401613
У меня сохранились письма и открытки матери. Иногда их перечитываю, словно разговариваю с родной.
Берегите папину тетрадь. Пусть её прочтут дети и внуки.
С уважением,
Олег Маляренко 15.03.2025 17:26 Заявить о нарушении
Берегу, у меня и мамина есть,
и папина.
С уважением,
Эльвира Гусева 15.03.2025 19:00 Заявить о нарушении