Мария Затонская. Забыть тебя...

ИСКУССТВО ИНТЕГРАЛЬНОГО СТИХА

(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=


Мария ЗАТОНСКАЯ


***

забыть тебя кажется
величайшим благом на свете
всё вроде бы как прежде
но тебя вырезали из памяти
из прошлого будущего
и я никогда не пойму
почему чувствую так

будто не хватает какой-то важной детали
всё выстраивается не до конца
живу в кривом доме не снимая кривого лица
во дворе кривые пьяницы
привыкаю
к ощущению кривизны

иногда только вспомнятся
линии долгие как самолётный след
откуда я это знаю

кого здесь нет

2024



ФОТОГРАФИЯ

Это просто лошади и человек,
смотрящий на дальний лесок.
Тонкая ветка над ним,
дымок папироски.
Уйдёт он - качнётся пейзаж, как лодка,
вниз-вверх, и встанет на место:
ветка, лесок, снег,
следы ног.

2022



***

Смотрю в зеркало - молодость
из мимических морщинок, из трещинок на губе.
Бабушка рядом приглаживает рыжее и поёт,
дедушка, вытирая посуду, ворчит:
"Поберегла бы себя, слабенькая уже".
Она хохочет,
широко и безбожно,
презирая мучения тела, конечность земного.
Горькое меццо-сопрано смеха
на совковой кухне,
совсем как на сцене Центра Досуга.

2020



***

Окно первого этажа.
Считаю умерших мушек на подоконнике:
одна, вторая, и вот ещё три за вчера -
но никто не смотрит, значит,
или этого нет,
или это не смерть.
Я и сама, находясь здесь,
всегда остаюсь не найденной.
Ты
молчишь про меня.
Имя замерло на языке.
Воробушек на калитке.

2020



***

Вспомнила, как свекровь хоронили,
внесли в комнату лицо напудренное серое,
бабуля рыдала «умница моя, красавица»,
тётушки сетовали,
я старалась
насмотреться на смерть:
длина
ширина
икона.

2021



***

Невыносима и коротка
апрельская речь листка,
ворона на мусорном баке скачет
туда-сюда,
муж заводит мотор,
едем на кладбище, а дальше ужин,
будем говорить, как если б они ещё были,
кого обещали не забывать,
не забывать – самое трудное на земле,
потому вспоминаем,
стараемся.

2021


ЗАТОНСКАЯ Мария Романовна
Поэт. Родилась и живёт в Сарове Нижегородской области, получила высшее филологическое образование в Государственном Институте русского языка имени А.С. Пушкина в Москве. Главный редактор лит. журнала «Пролиткульт». Дипломант и лауреат Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» (2018, 2019, 2020), победитель Национальной премии «Русские рифмы» (2019), победитель Международной литературной премии им. Анненского (2021). Публиковалась в журналах «Арион», «Новый мир», «Звезда», «Знамя», «Интерпоэзия», «Новая юность», «Урал», «Дружба народов», «Дети Ра» и др. Автор книг стихотворений «Дом с птицами» (М., «Эксмо», 2020), «Миниатюры» (М., «СТиХИ», 2021), "Люди идут по облаку" (Издательство СТиХИ, 2023). Член Союза писателей России.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Затонская М.Р., стихи, 2020 ... 2024.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.


Рецензии