Амарсана Улзытуев. Вот нежный байконур песен...

ИСКУССТВО ИНТЕГРАЛЬНОГО СТИХА

(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=


Амарсана УЛЗЫТУЕВ


***

Вот
нежный байконур песен - морин-хур*.
Да здравствуй,
волшебный инструмент прадедов,
пришедший запустить смычком в космос!
В древней Бурятии -
славных талантов бурляндии,
кто же,
стоя в двадцатом столетье по пояс,
возьмётся -
так морин-хура смычком пламенеть,
о, чтобы волшебла Бурятия всё выше и всей чудесней,
так исполински петь,
чтобы каждый вдруг стал
космонавтом великой песни!

1985

*морин-хур - бурятский смычковый инструмент
(прим. автора)
[ПЕРВАЯ публикация стихотворения]


***

Целующая, ближе!
Под крону моих сухожилий,
В их лунную тень, что зовётся душой,
Я снова невесть откуда,
В мужестве губ и женства.

О сто тысяч веков блаженства!

Ближе!

Великая моя!
На мягких ладошках спящих детей
Мы расстелим исполинское ложе нежности,
Покуда ветер миг
Не набил себе оскомину и в наших сердцах.


Март 1985
[ПЕРВАЯ публикация стихотворения]


УЛЗЫТУЕВ Амарсана Дондокович
Поэт. Родился в г. Улан-Удэ в 1963 г. в семье выдающегося бурятского поэта Дондока Улзытуева. Член Союза российских писателей, член Русского ПЕН-центра. Публиковался в журналах "Новый мир", "Арион", "Юность", "Дружба народов", "Журнал поэтов", Homo Legens, "Байкал", "Рубеж", "Сибирские огни" и др. Стихи переведены на азербайджанский, английский, белорусский, бурятский, вьетнамский, испанский, латышский, монгольский, польский, сербский, украинский, хинди и опубликованы в журналах: World Literature Today/"Мировая литература сегодня" (Нью-Йорк, США), Words Without Borders/"Cлова без границ" (Нью-Йорк, США), PLUM (США), Atlanta Review (США), Punctum (Латвия), "Ундэсний уран зохиол" (Монголия), Asymptote (Лондон, Великобритания) и др. Автор поэтических сборников "Сокровенные песни", "Утро навсегда", "Сверхновый", "Анафоры", "Новые анафоры", "Обоо". Живёт в Улан-Удэ и Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Улзытуев Амарсана, стихи, 1985, 2025.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.


Рецензии