8. Формирование и развитие личности
Думаю, что какая-то основа всё-таки есть, которой владеет человек при рождении. На этой основе и формируется новая личность. Поэтому так много разных личностей, несмотря на одни и те же условия их жизни.
«В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теорий и подходов … Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной. …
Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1 Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).
2 Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3 Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4 Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5 Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6 Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7 Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8 Удовлетворённость прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет)».
Если это свойственно всем людям, то является ли это запрограммированным в душе человека? Скорей всего, это запрограммировано в тех событиях, которые с ним случаются, а вот восприятие этих событий зависит от формирующейся личности человека.
«Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте – их появление на определённой стадии подготовлены всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь, когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные варианты личностного развития человека».
Стадии развития личности по Э. Эриксону и причины возникновения определённых качеств личности человека.
«1 Раннее младенчество (от рождения до 1 года)
Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребёнка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.
Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребёнком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребёнка от груди, его эмоциональная изоляция.
2 Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребёнок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но ещё зависимого от родителей человека.
Сомнение в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребёнок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишение, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3 Раннее детство (около 3-5 лет)
Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение.
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков поло-ролевого поведения.
4 Среднее детство (от 5 до 11 лет)
Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазия на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.
Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обречённости на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5 Половое созревание, подростничество и юность (от11 до 20 лет)
Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.
Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознавании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм поло-ролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6 Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)
Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворённость личной жизнью.
Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и предсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7 Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворённость семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всёпрощение себя и исключительная забота о самом себе.
8 Поздняя взрослость (свыше 60 лет)
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, возвышенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание безсмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от неё больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нём недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
… на каждой из выделенных стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребёнком речи, причём в основном только в аномальных формах.
Тем не менее, значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всём процессе личностного развития человека. …»
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 302).
Свидетельство о публикации №225030400312