Дуэль? Нет - убийство

     Дуэль? Нет - убийство!            

 Осенью 2024 года исполнилось 210 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.  Как известно, 15 июля 1841 года, он был убит на дуэли с Николаем Соломоновичем Мартыновым, с которым, со слов их окружения,  с юношеского возраста  поддерживались дружеские отношения.
 Но вот вопрос: почему вдруг давние друзья, Лермонтов и  Мартынов, вдруг поссорились так, что дошло дело до дуэли ?
И, главное, что послужило истинной причиной убийства?  Почему так много нестыковок в показаниях очевидцев?
 Меня это заинтересовало, и  я  лично  ознакомился  с материалами исследований ведущих российских лермонтоведов, психологов, а также с содержанием писем и дневников их современников.
     Версий и предположений ,   как оказалось,    существует множество.   Но, по моему мнению, по своей сути смерть была, как преднамеренное хладнокровное убийство, закамуфлированное под дуэль. А  мотивом послужили  затаенная обида и накопившаяся  черная  зависть. Для Мартынова Лермонтов был, как бы,  препятствием в достижении корыстных жизненных целей, как в поэзии, так и в положении в обществе, в т .ч. и у  женщин.
    А дуэль была поводом для придания  убийству  некой “законности”.
 Начну с кратких жизнеописаний  обоих:
    Михаил Юрьевич Лермонтов  родился 3 (15) октября 1814 года в Москве в семье помещика, капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова. В детстве был болезненным и  грустным мальчиком, так как согласно большой медицинской справке, родился он от тяжело больной матери, Марии Михайловны Лермонтовой,которая страдала запущенной формой чахотки и вскоре, через два года после родов умерла.  Родился недоношенным, с  уродствами туловища, рук и ног.В 1832-м в манеже, от удара копытом, 17-ти летний юнкер Лермонтов получил открытый перелом правой большеберцовой кости. Кость плохо срослась, правая нога осталась деформированной,от чего Михаил  сильно хромал. Михаил Юрьевич имел маленький рост, / около 160 см /, некрасивую фигуру с очень большой головой и пропорциональным туловищем, выраженный кифоз ( горб ) из-за врожденной и приобретенной деформации шейного и грудного отделов позвоночника,был кривоног и страдал хромотой. Грудная клетка Лермонтова была деформирована от врожденного уродства костей и неправильного их развития в результате рахита.
Из воспоминаний В.И.Анненковой, которая вместе с мужем посетила  поэта, по просьбе его бабушки  Елизаветы Алексеевны Арсеньевой,  в период его болезни в лазарете школы гвардейских подпрапорщиков: “Он был мал ростом,коренаст и некрасив, но не так изысканно, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно”...
” У него было болезненное самолюбие, которое причиняло ему живейшие страдания. Я думаю, что он не мог успокоиться оттого, что не был красив, пленителен и элегантен. Это составляло его несчастие. Душа поэта плохо чувствовала себя в небольшой коренастой фигуре карлика.”
Е. П. Ростопчина в письме Александру Дюма писала: «Он был дурен собой, и эта некрасивость, уступившая впоследствии силе выражения, почти исчезнувшая, когда гениальность преобразила простые черты его лица, была поразительна в его самые юные годы. Она-то и решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека с пылким умом и неограниченным честолюбием... Наконец, я даже не имела желания познакомиться с Лермонтовым, так он мне казался мало симпатичным».
      Из воспоминаний А.М.Меринского, приятеля по школе юнкеров:
“Лермонтов был далеко не красив собою и в первой юности даже неуклюж. Он очень хорошо знал это и знал, что наружность много значит при впечатлении, делаемом на женщин в обществе. С его чрезмерным самолюбием, желанием везде и во всем первенствовать и быть замеченным, не думаю, чтобы он хладнокровно смотрел на этот небольшой свой недостаток. Знанием сердца женского, силою своих речей и чувства, он успевал располагать к себе женщин, — но видел, как другие, иногда ничтожные люди, легко этого достигали. Вот как говорит об этом один из его героев Лугин, в отрывке из неоконченной повести “Штосс”:
«Я себя спрашивал: могу ли я влюбиться в дурную? Вышло нет: я дурен и, следственно, женщина меня любить не может. Это ясно». Потом далее продолжает: «Если я умею подогреть в некоторых то, что называют капризом, то это стоило мне неимоверных трудов и жертв; но так как я знал подлинность этого чувства, внушенного мною, и благодарил за него только себя, то и сам не мог забыться до полной, безотчетной любви: к моей страсти примешивалось всегда немного злости; все это грустно — а правда!..»
В обществе Лермонтов был очень злоречив, но душу имел добрую: как его товарищ, знавший его близко, я в том убежден. Многие его недоброжелатели уверяли в противном и называли его беспокойным человеком..”.
 Еще в детстве будущий поэт уже проявлял свой нрав. Он часто хулиганил, манипулировал бабушкой. В его характере начали преобладать такие черты, как холодность, жесткость, непокорность и капризность. Во взрослом возрасте это вылилось в циничность, нарциссизм, мстительность и желчность.
 При общении с окружением Лермонтов “поддерживал в себе властные и эгоистические инстинкты, отягченные сознанием физического несовершенства”.
Современники отзывались о нем как о «сложной натуре». В кругу недругов его прозвали “ядовитой гадиной”. И, естественно, такое поведение поэта постепенно отталкивало от него всех знакомых. Это были не легкие дружеские «подколы», а острые и оскорбительные экспромты. При этом люди, ставшие неугодными Лермонтову, ничем не заслуживали такого отношения.

К женщинам поэт относился с неприязнью и обходился с ними довольно “жестко”,  расстраивая браки, разжигая конфликты и разрушая репутации. Известны и скабрезные стихотворения, в одном из которых “Уланша”, он описал сцену группового изнасилования.
Эту свою особенность поэт не считал зазорной и неприятной. Он упивался причиненным от насмешек злом, но , кстати, разрешал  знакомым платить себе той же монетой. Для  всех он казался холодным и безэмоциональным.  Однако в душе он оставался ребенком, ранимым, не способным или не желающим понимать очевидное. Все это он держал в себе, надевая маску безразличия и не проронив ни слезинки даже после смерти любимого и обожаемого отца.
По всей видимости, с его желанием везде и во всем первенствовать и быть замеченным ,  особенности его общественного поведения связаны в том числе и с тем, что так он  хотел выделиться , особенно среди женского пола, , понимая, что не вышел ни ростом, ни  особой красотой. 
А вот его убийца, Николай  Соломонович  Мартынов, напротив, обладал эффектной внешностью, и имел успех у женщин. Ему присущи такие качества, как  болезненное самолюбие, амбициозность, в худшем ее проявлении, нарциссизм. В принципе, практически такие же, как и  у Лермонтова.  В отличие от своего старшего товарища, Мартынов был прямолинейным и обидчивым человеком, который не мог адекватно воспринимать язвительные шутки друга.
Рос он в семье военных, что уже предопределило его карьеру. Богатый дворянин, получивший блестящее образование. Их собственное имение, Знаменское-Иевлево, сообщает энциклопедия, находилось близ имения бабушки Лермонтова Середниково, где, как и в Москве, Лермонтов мог в 1829–32 годах встречаться с членами этого семейства.
Случайности и обстоятельства роковым образом сталкивали этих двоих и после окончания школы, и нередко ставили в отношения вынужденного приятельства, но не дружбы, как их часто представляют некоторые лермонтоведы. Учитывая, что Мартынов, обладая такими чертами характера, как стремление всегда быть на высоте, лучше и важнее других, желание в любой ситуации занять выигрышную позицию, просто рассчитывал получить определенную выгоду на контрасте их внешнего облика.

 Древнегреческий философ Аристотель выделял три типа дружеских взаимоотношений, одно из которых — утилитарное (полезное). Такая дружба часто возникает между противоположностями; в нашем случае — между красавцем Николаем и Михаилом, имевшим внешние физические недостатки. В этом виде дружбы уже «зарыта внутренняя бомба в виде потаенного конфликта».
Как сказано в «Лермонтовской энциклопедии»: «Если бы не убийство Лермонтова Николаем Мартыновым, то и незачем бы вспоминать о Мартыновых».
Николай писал прозу и стихи, как ему казалось, довольно хорошего качества. Лермонтов же считал его писанину графоманией, о чём неоднократно говорил товарищу, причём не в личной беседе, а в присутствии светского общества, чем ставил Мартынова в неудобное положение.

  Ещё в Школе Лермонтов стал общепризнанным “певцом-стихотворцем этой вольницы,” хотя сочинять стишки на темы гусарских подвигов пытались многие. Открытые натуры легко принимали первенство и превосходство поэта, но Николай Мартынов был уязвлен и, смеясь вместе со всеми, начал копить затаенную злобу, взращивая ненависть к некрасивому, невысокому, кривоногому Мишелю, который почему-то брал верх над ним – блестящим красавцем! По всем статьям именно он должен был выигрывать призы симпатий, но его легко переигрывал несуразный Лермонтов, не замечавший скопившейся в Мартынове ненависти.
К своим рифмам он не умел относиться критически. Для него существовало только его мнение и - неправильное. И как-то он даже показал одно из своих сочинений другу. Ждал одобрения, а в ответ услышал новые колкости. Николай промолчал, но обиды не простил. А вслух говаривал,что он не хуже Лермонтова, вот только своим талантом “ не угодил в струю “
 Для человека болезненно самолюбивого, тщеславного, амбициозного, с завышенной самооценкой , для которого понятие “красивый” тождественно понятию “победитель”, крайне сложно признать поражение. И главное, что Николай не возражал и не спорил, а  затаил обиду.
 “ Есть мнение, что Мартынов завидовал таланту Михаила Юрьевича, и эта зависть могла дойти до ненависти”( Лин фон Паль ).
По мнению психологов, обида - деструктивное проявление чувства собственной важности, что  разрушительно действует на обоих участников, но сильнее всего ударяет по личности, затаившей обиду.   Некоторые обиды могут быть относительно недолговечными, со временем разрушаясь или просто угасая, в то время как другие могут длиться всю жизнь. Затаенная обида обычно приводит к непредсказуемым последствиям. Тем более, что впоследствии Лермонтов постоянно при встречах, в том числе в присутствии посторонних лиц, постоянно  подтрунивал над  Мартыновым, чем обида только усугублялась.   К тому же Лермонтов находил ему обидные прозвища, называя маркиз де Шулерхофф, Аристократ-мартышка, Вышеносов…
 В стихотворении Мартынова «Горская песня» он  мечтает:
Я убью узденя!
Не дожить ему дня!
Дева, плачь ты заране о нем!..
Как безумцу любовь,
Мне нужна его кровь,
С ним на свете нам тесно вдвоем!..
   В “ Герое нашего времени”  Грушницкий, зная ,что пистолет Печорина уже заряжен,  восклицает : “ Нам на земле вдвоем нет места....”.  Мартынов увидел себя в образе Грушницкого,  убитым на дуэли, и решил всё переиначить в жизни: не дать поэту дожить до всемирной славы.
    К тому времени в душе Мартынова уже скопилось много обиды на Лермонтова. Но дуэли предшествовал еще один,  якобы, неблаговидный поступок поэта. Сестра Мартынова, Наталья, с которой у Лермонтова, по всей вероятности, был роман, к чему ее брат относился весьма негативно, дала поэту посылку для брата, в которую вложила деньги. Лермонтов подозревал, что в посылке может быть что-то, порочащее его честь.Он вскрыл посылку и обнаружил дневник Натальи и деньги. Прочитав дневник, Лермонтов сжег его, а Мартынову сказал, что в дороге его ограбили, а деньги он отдает свои. Мартынов денег не взял, но почувствовал что-то неладное.             
 Но последней каплей стала едкая шутка Лермонтова о пристрастии Мартынова к кавказской одежде, сказанная публично на вечеринке в доме Верзилиных 13 июля 1841 года в Пятигорске. Николай отвел Михаила в сторону, высказал все, что у него накипело, включая историю с посылкой, и вызвал поэта на дуэль.
 Из книги В.А.Захарова «Загадка последней дуэли»:  “Если нельзя было встать вровень с Лермонтовым, тогда надо было его уничтожить. Поэтому Мартынов охотно пошел на поводу у людей, провоцирующих их дуэль”.
  В своей  статье, в журнале “ Семь искусств” №6/53 за июль 2014 года,  Светлана Арро написала : “Когда секунданты узнали о причине ссоры, то употребили все средства помирить их. Лермонтов был согласен , но Мартынов никак не соглашался. Приехав на место, назначенное для дуэли, Лермонтов сказал, что он потворствует желанию Мартынова, но стрелять в него ни в коем случае не будет. Секунданты отмерили для барьера пять шагов, потом по пяти шагов в сторону, вручили им пистолеты, и дали сигнал сходиться. Лермонтов весьма спокойно подошёл первый к барьеру, скрестив вниз руки, опустил пистолет и взглядом вызвал Мартынова на выстрел. Мартынов, в душе подлец и трус, зная, что Лермонтов всегда держит своё слово и радуясь, что тот не стреляет, прицелился в Лермонтова. Прицелился – выстрел... Поэта не стало!.”

“Угас, как светоч, дивный гений,
 Увял торжественный венок”.

Память людская избирательна. Довольно талантливый, в целом , композитор Сальери, известен лишь как отравитель Моцарта. Красавец-офицер и неплохой поэт Мартынов остался в истории лишь, как убийца Лермонтова.
Можно как угодно и сколько угодно заниматься исследованиями семейных тайн и жизненных взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Но истина, как финал жизни, в данном случае гениального любимца поколений, поэта и художника, на мой взгляд, в трагическом образе, характерном, как показывает история, для многих незаурядных личностей России, в т. ч. великих поэтов. Но это уже тема рассмотрения причин уже другого исследования…..


А.Варцев


Рецензии
Да. Дуэль это и есть убийство, закамуфлированное под поединок, стреляться с десяти шагов означает, что кто-то из дуэлянтов будет убит или ранен. Образ жизни гвардейской молодежи прямо способствовал дуэлям, этакой игре со смертью, как правило, смерть побеждает, она не любит игры с собой

Надежда Секретарева   06.03.2025 10:48     Заявить о нарушении
ДА,ДА, ВЫ, КОНЕЧНО, ПРАВЫ, НО Я ДЕЛАЮ АКЦЕНТ НА ТО, ЧТО ЭТО УБИЙСТВО ВЫНАШИВАЕМОЕ С ТЕХ ПОР, КАК ОНИ ВМЕСТЕ УЧИЛИСЬ В ШКОЛЕ ЮНКЕРОВ.Именно на основе черной зависти и затаенной обиды.
спасибо,за проявленный интерес.

Александр Варцев   06.03.2025 15:11   Заявить о нарушении