3 Шлюпочный переход Беломорск Керчь, 1977 года

Рассказ участника.

Статья 3. Волго-Балтийским каналом.

Посёлок Повенец — это конечная точка Беломорско-Балтийского канала. Отсюда под парусами по Повенецкому заливу Онежского озера дошли до острова Хед, где и заночевали. Живописный пейзаж окружающий лагерь можно было бы назвать, к примеру так: “Среди карельских сосен”. Эти стройные исполины на первый взгляд казались неподвижными. Зато ночью проявили свой неспокойный и озорной норов, — они закидывали полог палатки шишками! Впрочем, возможно, это был лишь плод молодецких снов.

На следующий день вышли на открытый простор Онежского озера. Там рыбачили. Наживку заготавливали ловлей летающих насекомых. Хотя всё относительно. Может статься, эти самые летающие насекомые охотились на нас. Мы, жертвы кровососов, ежеминутно хлопали самих себя, суматошно и бестолково отмахивались руками. Ужинали, однако, наваристой ухой и с аппетитом!

По-видимому, благодаря той же ухе, шедевру, исполненному маэстро Зайцевым, вкупе с мёртвым штилем, в один из дней установили рекорд хода на вёслах на стоячей воде. С утра мы прошли 72 км за 14 часов гребли. Обедали всухомятку на воде. Этот рекорд по расстоянию и по времени движения на вёслах, поставленный на Онежском озере, так и не был побит в течение всего похода. Выходит, что шли со скоростью 5-6 км/час и как бы не напрягались.

Высаживались на мыс Бесов Нос, плоско-каменистый с древними петроглифами на скальном берегу. Здесь мы чувствовали себя вроде последователей древних мореплавателей, правивших свой путь из варяг в греки. Далее шли до рогом выступающего в озёрное пространство мыса, с расположившимся на нём Муромским Успенским монастырём, где и заночевали. Монах указал нам, где расположиться на ночлег. Он строго-настрого запретил рубить лес. В возмещение дал дрова для костра. На следующий день мы прошли на вёслах 43 км и задолго до наступления вечера оказались у входа в реку Вытегра, в городе с тем же названием.

Покидая Онегу, вошли в Волго-Балтийский канал — рукотворный водный путь Вытегра – Рыбинск. Осматривали исторический деревянный шлюз № 1, сохранившийся с 1810 года, когда соединили реки Ковжу и Вытегру.

Этот канал и его рабочие шлюзы были забетонированными. В шлюзах обращал на себя внимание всплывающий вместе с меняющимся уровнем воды швартовный рым. Он отличался от старинной, более простой конструкции швартовных кнехтов в Беломорско-Балтийском канале. Там, войдя в шлюз, накидывали швартов на неподвижный кнехт, установленный сверху на стенке шлюза. По мере поднятия уровня воды швартов постепенно выбирали. В Волго-Балтийском канале швартов крепили за подвижный в вертикали рым. Ворота шлюза закрывались, и рым постепенно полз вниз или вверх, в зависимости от того, как менялся уровень воды в шлюзе.

Здесь, в Вытегре, единственный раз за поход, ночевали в гостинице, в деревянном двухэтажном доме поблизости. Но я с напарником провел ту ночь, дежуря у шлюпок. Отсюда, с Вологодской области для нас начиналась цивилизация, и с этого дня появилась возможность частенько обедать в столовых (со сдвигом по времени, конечно).

На этом отрезке нашего пути, на одном из больших водоёмов, нам необходимо было при сильном встречном ветре пройти на вёслах около километра до железнодорожного моста, чтобы сразу затем повернуть влево вдоль противоположного берега, и под боковой ветер, правый галфвинд продолжить под парусами. За первый день мы сделали несколько попыток отчаянной гребли по 1-2 часа, но не достигали моста и скатывались назад. На следующий день ветер не ослаб, но у нас получилось!

Хотя не без печального курьёза, который запомнился. Во время той энергичной и удачной попытки один гребец запросился на берег «по большому». Савченко приказал терпеть. Но естество не пересилить… тому парню сразу после подхода к «финишу» пришлось бежать подальше от шлюпок стираться и мыться… И далее, в мокрых штанах, но уже под парусом…

Кстати, грот-парус на катере поднимали не часто после шквала на Выг-озере.

Белое озеро — это водораздел между реками Ковжа и Шексна и наивысший над уровнем моря (аж 113 метров!) водоём на нашем пути. Его из-за штормовой погоды прошли на вёслах по обводному каналу. С самого Беломорска мы всё поднимались против течения и по шлюзам, всё вверх от уровня моря. Отсюда же начали спускаться вниз, уже по течению и по шлюзам волжской системы, до самого Волгограда. Волго-Донским каналом преодолевали каспийско-черноморский водораздел (88 метров над уровнем моря).

Перед Череповцом решили заночевать на берегу какой-то протоки реки Шексна шириной метров 20-30. В этом месте вдоль воды росло много чёрной черёмухи со спелыми ягодами. Мы полезли на деревья и лакомились черёмухой. Случаем, по противоположному берегу проезжали на велосипедах десятка полтора местных парней нашего возраста, уже не школьники. Они остановились и стали запрещать есть «их» черёмуху. Но мы продолжили своё дело, особо, впрочем, не вступая в перебранку. Те пригрозили, что сейчас наберут ещё подмогу, переедут на наш берег где-то там повыше по течению, и «разберутся» с нами. Про вологжан или вологодских (как там правильнее?) тогда поговаривали: «Мужики там все злые, топорами секутся». Мы и запаслись дрынами-кольями каждый, и с ними в руках эту ночь спали на тентах, спальники не застёгивали. (Для справки: спальники нам выдали типа «Кокон» — стёганые, ватные).

В Череповце в спортивных костюмах шли из столовой, и люди нас, дружную команду, спросили, мол, кто и откуда мы, спортсмены, будем? Мы засмеялись и указали на торчащие почти у каждого из карманов штанов пачки с папиросами «Беломорканал». Рассказали, кто мы, откуда, куда и зачем… Собралась толпа приветливых череповчан, все нас выспрашивали, удивлялись, хвалили. Ещё бы знали-видели они, сколько мы съели только что в столовой после трудозатрат! По полной порции первого, по 2-3 второго, по 2 салата (всё с хлебом, с хлебом), по 2-3 стакана сметаны с коржиками и компоты-соки! Каждый всегда набирал себе, что и сколько хотел, А. П. Зайцев последним за всех расплачивался. И так было всегда и во всех столовых! Такая вот, говорю с иронией, постоянная и вульгарная экономия выделенных денег!

03 марта 2025 года. Консультант и соавтор Дмитрий Соколов. Продолжение следует.


Рецензии
Очень интересная информация и классное путешествие! С удовольствием прочитала!

Успехов, Евгений!
С уважением,

Татиана Афанасенко   07.03.2025 12:13     Заявить о нарушении