История суфизма. Египет и Магриб

Египет и Магриб составляют особую зону. Большая часть орденов возникла здесь в основном уже на следующей стадии,причем в Магрибе они прошли своеобразный путь развития, но так и не вышли за пределы этой зоны, во всяком случае за
пределы Африки. Кроме того, эти суфии не внесли почти ничего нового в доктрины и методику тасаввуфа в период их сложения. Некоторые из знаменитых суфиев были египтянами либо по крайней мере считали себя таковыми. К ним относятся: Зу-нНун (ум. 860), отец которого вышел из просторов Нубии; величайший арабский суфийский поэт Умар б. ал-Фарид (ум.1234), сириец по происхождению, но родившийся и живший в Египте; ал-Бусири (ум. 1296), сыгравший значительную роль
благодаря влиянию, которое он оказывал на людское благочестие. Несмотря на то что Египет породил мало школ мистицизма, в городах было множество ханака, гостеприимно открытых перед суфиями, прибывавшими как с востока, так и с
запада. Однако такие ханака были городскими и профессиональными и почти не оказывали духовного влияния на феллахов. Аш-Шазили избрал Египет в качестве своей резиденции, основного центра, откуда распространилось его учение, чтобы
стать со временем одной из главных тарика. Ахмад ал-Бадави и Ибрахим ад-Дасуки были основателями двух тарика, ордены которых дожили до настоящего времени. Ахмад ал-Бадави (род.596/1199) переселился в Египет. Он происходил из арабской
семьи, которая эмигрировала в Фес. Первоначально он был рифаитом и обучался в батаихской обители в Ираке. После смерти Абу-л-Фатха ал-Васити (632/1234), халифы Ахмада ар-Рифаи, бывшего муршида аш-Шазили и (с 620 г. х.) представителя рифаийа в Египте, иракские братья предложили Ахмаду занять его пост. Ахмад поселился в Танте, завоевал большую популярность и получил божественные полномочия на основание собственного мистического «пути» (тарика). Умер он в 675/1276 г., и его гробница в Танте стала самым известным в Египте святилищем и местом паломничества (зийара). Его орден под названием ахмадийа,который, однако, удобнее называть бадавийа, чтобы избежать путаницы с другими орденами под точно таким же названием, дал несколько ответвлений не только в Египте, но и в Хиджазе, Сирии, Турции, Триполитании и Тунисе.
Ибрахим б. Абу-л-Маджд ад-Дасуки (ок. 644/1246—687/1288) был истинным сыном египетской земли, а не воспитанником суфийской ханаки. Родился он в деревне на берегах Нила в семье с наследственной баракой, хотя нисбу свою он взял по
названию другой деревни, с которой был связан родством. Пространная заметка о нем у аш-Шасрани состоит в основном из цитат, взятых из «Джавахир» — книги наставлений для муридов, и мы мало знаем о его жизни. Считается, что он был посвящен в тарика сухравардийа, рифаийа, бадавийа, после чего, получил разрешение основать собственную тарику. До IX/XV в. она была известна как ибрахимийа, а затем ее приверженца стали называть себя дасукитами. Именовалась она также и бурханийа — по его прозвищу (лакаб) Бурханаддин. Подобно бадавийи, она распалась на независимые группы и, выйдя за пределы Египта, распространилась в Сирии, Хиджазе, Йемене и Хадрамауте. Суфизм медленно распространялся в Магрибе, но все же вопреки маликитскому официальному обскурантизму, приведшему к провозглашению фетв, осуждавших и предававших проклятию труды ал-Газали (503/1109), утвердился во времена Альморавидов (1086—1147) и достиг расцвета при Альмохадах (ИЗО—1269). В Испании, несмотря на короткий взлет, связываемый с именем Ибн Массары (883—931) и его учеников, суфизм не мог развиваться открыто в атмосфере нетерпимости и подозрений. Одним из выдающихся суфиев того времени был
Абу-л Аббас Ахмад Санхаджи, известный под именем Ибн ал-Ариф (1088—1141). Его ученик Абу-л-Касим б. Касий - явил пример того, как легко может духовная власть перерасти в светскую: выступив из своего рибата в Сильвасе в 1141 г., он сумел подчинить себе большую часть района Альгарвеса (южная Португалия), прежде чем был убит в 546/1151 г. Самым знаменитым из испанских суфиев был, несомненно, Ибн
ал-Араби (1165—1240 гг.). Он был арабом по происхождению и человеком широких универсальных знаний — против его учения начетчики-маликиты выдвинули (и не без успеха) барьер обвинений. По силе влияния на дальнейшее развитие тарика особое
место среди суфиев раннего времени занимает Абу Мадиан Шуайб б. ал-Хусайн (1126—1198). Он родился неподалеку от Севильи и юношей перебрался в Фес, где его привлек мистический «путь». Он был посвящен Мухаммадом ад-Даккаком и Абу Йагазза (ум. 1176). Последний был неграмотным бербером, не говорившим по-арабски. Он совершил паломничество и ездил по Ираку, где встретил Ахмада ар-Рифаи, с которым его связали узы братства и сверхчувственный контакт. По возвращении он поселился в Бужи (Биджайе). Популярность его учения вызывала зависть и противодействие альмохадских улама, в результате ему было велено явиться в столицу Марракеш и отчитаться в своей деятельности, он умер в деревне Уббад (предположительно одном из центров «посвященных») около Тлемсена. Несмотря на то что независимый мадианитский «путь» ведет свое происхождение непосредственно от Абу Мадиана и что он был наставником суфиев западного ислама XII в., с его именем было связано сравнительно небольшое количество таифа. Часть его духовных сыновей и внуков обосновалась в Египте и прославилась там. Среди них были Абу-л-ХаджжаДж Йусуф, бывший таможенный чиновник, основавший завию в Луксоре в развалинах храма Амуна, в которой он и умер (642/1244). Его мавлид стал самым популярным в Верхнем Егирте. Вторым знаменитым последователем Абу Мадйана был учитель Абу-л-Хаджжаджа, Абдарраззак ал-Джазули, который поселился в Ахмиме в завийе, приписываемой Зу-н-Нуну, а затем в Александрии, где он и похоронен. Среди других западных суфиев, обретших подлинную духовную родину на Востоке, были андалусец Ибн ал-Араби (ум. в Дамаске, 638/1240), Ибн Сабгин (ум. в Мекке, 669/1270) и его ученик поэт Шуштари (ум. 668/1269, около Дамиетты), мадианит по мистической атрибуции, автор коротких стихотворений мувашшахат, исполнение которых во время шазилитских хадра продолжается и по сей день. В Иерусалиме, неподалеку от Баб ас-Силсила Харам аш-Шариф, до сих пор существует завийа, основанная внуком Абу Мадйана. Мистический «путь» Абу Мадйана был развит его учеником Абдассаламом б. Машишем (ум.625/1228), а выдающийся ученик последнего Абу-л-Хасан Али аш-Шазили создал тарику шазилийа, которой суждено было стать самой известной в Северной Африке, от Марокко до Египта, и приобрести также последователей в Сирии и Аравии. Этот Абу-л-Хасан, родившийся в 593/1196 г. в деревне Гумара далеко на западе, получил свою первую хирку от Абу Абдаллаха б. Харазима (ум. 633/1236), ученика Абу Мадйана. Он отправился в 615/1218-19 г. на восток, где его привлекла мистическая школа рафиитов, и избрал Абу-л-Фатха ал-Васити своим шейхом (618/1221-22). Он был одержим идеей поиска столпа вселенной (кутб), и Абу-л-Фатх велел ему возвратиться на запад, чтобы обрести его. Вернувшись, он наконец нашел то, что искал, в лице Абдассалама б. Машиша из Феса, «подготовившего его к вилайа». Позднее по совету Абдассалама он покинул Марокко, чтобы вести аскетическую жизнь в пещере около ифрикийской деревни Шазила, от которой и происходит его нисба. Время от времени Абу-л-Хасан отправлялся в путешествия с целью учить и проповедовать, чем вызвал враждебность тунисских улама. Наконец, преследования стали настолько сильными, что он, несмотря на поддержку султана Абу Закарийа ал-Хафси, был вынужден укрыться в Египте, где пользовался большой славой не только среди народа, но, как это ни удивительно, даже среди улама. Он каждый год непременно совершал хаджж. Возвращаясь после одного из таких паломничеств, он умер в Хумейре на берегу Красного моря в 656/1258 г. Обычно почти невозможно пробиться сквозь туман религиозных легенд к сокрытой за ним подлинной человеческой личности. До нашего времени дошло несколько писем Абу-л-Хасана, свидетельствующих о большой человечности этого шейха, руководителя верующих во время паломничеств, поглощенного религией, но не оставлявшего при этом забот о материальном благополучии своих последователей. Письма эти, кроме того, помогают нам понять, каким образом он, а также лидеры других тарика могли стать вдохновителями устойчивых систем. Эта корреспонденция мне недоступна, но о ее ценности я могу судить по свидетельству П.Нвийа: «Эта переписка показывает, что Шазили помимо глубоких знаний в суфийском учении восточных авторитетов личным опытом постиг духовные ценности. И если он умел вдохновить своих учеников, то достигал этого не столько элементарной проповедью суфизма, сколько своими необыкновенными качествами религиозного наставника, как это явствует из его писем. Хотя он и не создал философской системы, но обладал качествами
высокой духовной проницательности и знал, как следует извлекать из своего опыта все то, что ценно для других людей». Будучи ишйх-саих, или «бродячим аскетом», Абу-л-Хасан: сам не посвящал своих учеников в определенную систему правил и обрядов, но его учение поддерживалось его учениками. В частности, один из них, Абу-л-Аббас Ахмад ал-Мурси (616/1219—686/1287), андалусец по происхождению, присоединившийся к его кружку в Александрии, считался его преемником,,
и для него был построен рибат с мечетью. Своим существованием шазилитская тарика обязана именно ал-Мурси и преемнику последнего Таджаддину б. Атааллаху Аббасу (ум. в Каире, 708/1309), который составил биографии и сборники изречений Абу-л-Хасана и Абу-л-е Аббаса, а также собрал их аврады. Ученики распространяли мистический «путь» Шазили в разбросанных на большой территории и не связанных между собою завийа. В Ифрикии его имя не было предано забвению благодаря стараниям небольшой группы учеников, с которыми Абу-л-Хасан поддерживал переписку после того, как он был вынужден покинуть страну. Египетской ветвью шазилийи была вафаийа, основанная Шамсаддином Мухаммадом б. Ахмадом
Вафа (703/1301—760/1359), сын которого Али (761/1357—807/1404) стал одной из самых крупных фигур в египетском суфизме. Вафаийа распространилась в Сирию, а в Египте дожила до нашего столетия. Благодаря трудам Ибн Атааллаха шазилитская доктрина мистического «пути» приобрела популярность в Магрибе, отвергнувшем ее создателя. Однако этот «путь» так и остался индивидуалистической системой, близкой учению маламати (хотя об этом никогда не говорилось), делающей упор прежде всего на внутреннем совершенствовании человека. Шазилиты не носили особой одежды (начиная с этого времени исчезают все упоминания об облачении в хирку) и не поощряли простонародные культы. Как уже говорилось, слово факр (бедность) не означает жизнь, полную лишений, или абсолютный отказ от обычной жизни, а скорее определяет внутреннее состояние. Мы снова возвращаемся к этому вопросу, чтобы показать отличие религиозного движения, затронувшего каждую семью в Магрибе, от шазилитского движения XV в., сильно способствовавшего распространению силсила Абу-л-Хасана. Царствование первых Маринидов в Марокко (правление всей династии продолжалось с 1195 по 1470 г.) и первых Хафсидов Ифрикии (1228—1534) ознаменовалось расцветом западного суфизма. Подобно Сельджукидам на востоке, Мариниды и Хафсиды сооружали медресе, оказывали покровительство суфийским наставникам и их завийа. Маринид Абу-л-Хасан, захватив в 1337 г. Тлемсен, содействовал расширению крупной обители возле гробницы Абу Мадйана, построив там мечеть, медресе, общественные бани и служебные помещения. Так фикх и тасаввуф стали мирно уживаться рядом. В Магрибе, равно как и в Нилотском Судане, суфизм вошел в число регулярно преподаваемых предметов, встав в один ряд с юридическими науками. Такое положение составляет контраст с арабским Ближним Востоком в целом, где классический суфизм только терпели. Вполне понятно, что основная преемственная мадианитская традиция в Магрибе существовала независимо от шазилитской, которая в те времена была скорее египетской, чем магрибинской, поскольку известна она была только в Тунисе и, медленно распространяясь в западном направлении, так и не стала популярной до возрождения в XV в. Ал-Васити, писавший свои сочинения в Ираке примерно в 1320 г., называет учение мадианитов тлемсанийей; связанные с ним завийа взрастили зерна, давшие начало народному движению. Ибн Кунфуз в труде «Уне ал-факир», созданном в 1385 г. и посвященном главным образом жизнеописанию Абу Мадйана, упоминает шесть таифа, находившихся в Западном Марокко. Магирийун ведет свое происхождение от Абу Мухаммада Салиха б. (Иансарана.) Саида ал-Магири (ок. 550/1155—631/1234), ученика Абу Мадйана, который провел двадцать лет в Александрии, затем возвратился в Марокко, чтобы основать рибат в Асфи, и способствовал оживлению паломничества к святым местам. Он написал «Талкин ал-вирд» и много претерпел от враждебности факихов. В конце VII—VIII в. его орден переживал состояние разброда, - и один из его потомков, Ахмад б. Ибрахим ал-Магири, составил жизнеописание шейха под названием «Ал-минхал ал-вадих» с целью уберечь имя учителя от обвинений в предосудительных нововведениях (бида), которые предъявляли ему маликитские фанатики, а также для того, чтобы изложить суть своих карамат, т. е. проявлений милости божьей. Другие, явно берберские группы включали шуайбийун, происходящих от Абу Шуайба Айуба б. Саида, святого-покровителя Азаммура (ум. 1165) и одного из учителей Абу Иаазза; хахийун, ведущих происхождение от Абу Закарийи Йахйи ал Хахи; гамматийун (или агматийа) или хазмирийа, ведущую начало от Абу Зайда Абдаррахмана ал-Хазмири (ум. 1307); группу Бану Амгар, известную под названием санхаджийун с центром в рибате Тит-ан-фитр, основанную около 1140 г.; и группу худжжадж, членами которой могли стать только совершившие паломничество в Мекку.

Источник: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.— 328 с.


Рецензии