Мардохей за реку, а Есфирь к царю

Мардохей за реку, а Есфирь к царю

Рассмотрим на первый взгляд малозаметные детали, использованные ветхозаветными мудрецами в главах 4 и 5 «Книги Есфирь».
Мардохей, по приказу Есфири, уходит из города на другую сторону реки с распоряжением «поститься три дня». В тексте сказано: "И перешел Мордохай (реку, отделявшую крепость Шушан от города)". Скорее всего, за рекой компактно проживала иудейская диаспора. Именно здесь начинается трёхдневный пост.
В это же время Есфирь, рискуя жизнью, идёт просить милости у Артаксеркса. Однако их пути — пост и поход к царю — на самом деле ведут к одной цели.

                Смысл трёхдневного поста
Этот пост кардинально отличается от привычного христианского поста. Трёхдневное воздержание, унаследованное евреями из Египта, предполагает не только разрыв одежды, но и полный отказ от еды и воды. В пост вовлекается вся домашняя живность: скот не кормят, не поят, держат в загонах, а выпас запрещён.
Сегодня известно, что три дня без воды — это критический срок как для человека, так и для животных. Но главное — постепенное нарастание звукового и психологического воздействия. В городе, где звери и люди начинают издавать неистовый рёв, атмосфера становится напряжённой, а улицы наполняются воплями. В «Книге Ионы» этот эффект уже был описан: массовый пост Ниневии включал и животных, что должно было продемонстрировать Всевышнему глубину раскаяния народа [1].
Этот эффект использован и в «Книге Есфирь»: именно во время поста царица дважды приглашает Артаксеркса и Омана на пир. Внешне кажется, что Мардохей ушёл в одну сторону, а Есфирь — в другую. Однако их действия дополняют друг друга: царица создаёт напряжение в царском дворце, а Мардохей готовит народ к решающему моменту.

                Контраст между Есфирью и Зереш
В этот момент появляется Зереш, жена Омана. Она предстаёт перед читателем как полная противоположность Есфири:
"10 И послал он позвать друзей своих и жену свою Зэрэш.
11 И рассказал им Аман о великом богатстве своем, и о множестве сыновей своих, и обо всем том, как возвеличил его царь и как вознес его над сановниками и служителями царскими.
12 И сказал Аман: да и царица Эстэйр никого, кроме меня, не позвала с царем на пир, который она приготовила, а также и на завтра зван я к ней с царем.
13 Но все это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордохая Йеhудея сидящим в воротах царских.
14 И сказала ему Зэрэш, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево высотой в пятьдесят локтей, а утром скажи царю, чтобы повесили на нем Мордохая, и веселым иди с царем на пир. И понравилось слово это Аману, и приготовил он дерево."
Зереш, подобно Есфири, даёт своему мужу совет, однако её мотивы диаметрально противоположны. Она подталкивает Омана к гибельному решению — воздвигнуть виселицу для Мардохея. Иронично, что именно этот шаг приведёт к её падению.
Этот эпизод иллюстрирует древнюю мудрость: «Не рой яму другому — сам в неё попадёшь». Этот принцип отражён и в «Книге Притчей Соломоновых»:
"Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится."

                Тайна силы поста
При всей сложности древнего поста в нём содержится мощная внутренняя энергия сплочения общества перед лицом угрозы. Этот ритуал выделяет две группы: одни готовы на самопожертвование, другие занимают позицию «моя хата с краю». Подспудно готовится массовый акт сопротивления.
В результате народ Израиля не только избегает уничтожения, но и достигает значительного роста числа принявших иудаизм. По мнению автора, «Книга Есфирь» описывает первую иудейскую войну в условиях империи.

Примечание
Книга пророка Ионы
В Ниневии пост был установлен царским указом:
"6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих."
Таким образом, практика трёхдневного поста берёт начало со времён исхода из Египта и продолжает существовать вплоть до пророка Ионы.


Рецензии
Что же тут удивительного. Зереш хотела угодить мужу и подольститься к нему, а Эстер (Эсфирь) - спасти свой народ. Отсюда и результаты.
Статья интересная.

Лея Динес   08.03.2025 12:34     Заявить о нарушении
Лея! Спасибо за рецензию! Трагедия Зереш, родившей и воспитавшей 10-ть сыновей и своими глазами увидевшей их повешенными - это трагедия. Интересно ли повествование и его анализ! Видимо это правильный, но по-моему, не совсем точный синоним. Особенно в том смысле, что гениальность "Книги Эстейр" до сих пор не понята. Кровная месть или "вендетта" сама по себе ужасное явление. Оно влечёт за собой возрождение поколения за поколением, для которых "кровная месть", " вендетта" становится суицидным стремлением. Вмешательство или вовлечение в вендетту ядерных держав - путь в Армагедон.
Священные Писания и Библия выпускаются миллионными тиражами, да кто же вникает в их бесконечную мудрость?
Вот если бы современные Мардохей и Аман; Эстейр и Зереш договорились о прекращении вендетты! Но пока и та и другая стороны озлобляются и вооружаются!

Борис Вугман   09.03.2025 12:19   Заявить о нарушении