Дополнение к Мефодию 3

 
Дополнение 3 к Мефодию
Продолжение работы по изучению архивных документов позволило найти интересные факты не только о самих членах семьи Мефодия, но и о той жизни тогдашнего советского общества, которая их окружала, в которой они вынуждены были существовать, приспосабливаться, принимать её как таковую и строить свои планы. В данном случае источником информации стала периодическая печать, издаваемая в Бородулихинском (нынешнее название) районе в 1933- 1938 годах – это газеты «Работать по новому», издаваемая Органом Политотдела Бельагачской МТС (перевод для молодёжи – машина-тракторная станция), и газета «Ленинский путь», издаваемая Бельагачским Райкомом ВКП(б) (районный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков) и Райисполкомом (районный исполнительный комитет Советов народных депутатов).  Бель-Агачский район (центр – село Бель-Агач) был образован в 1928 году из Бородулихинской и Советской волостей Семипалатинского уезда, в который входило село Ремки, и в 1944 году был переименован в Бородулихинский район (центр – с. Бородулиха).

В настоящее время эти газеты находится в Российской государственной библиотеке в г. Москва (бывшее название - Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина). Но к нынешнему названию прибавляют ещё слово «Ленинка».

Из воспоминаний Надежды Семёновны – дочери Семёна (старшего) Мефодьевича Руденко мы узнали, что в Ремках было 4 казахских колхоза – имени Орджоникидзе, Чапаева, Джамбула, «Тендык» и один колхоз с названием «Украинец» (членами этого колхоза были в основном переселенцы из Украины). Из этих колхозов в найденных газетных заметках и статьях по Ремовскому сельскому Совету фигурируют только «Тендык» и «Украинец». Причём «Тендык» называется, как «ТОЗ» (товарищество по обработке земли) или малсертик – на казахском языке. Слово «Тендык» переводится как «Равенство». То есть на русском будет – малое товарищество «Равенство». В одной из заметок указано новое кооперативное название по Ремовскому сельсовету - малсертик «Оян- берлык». «Оян» переводится как «просыпайся», а «берлик» - «единство» (дальше на конкретных заметках я вернусь к названию этого колхоза).

В середине тридцатых годов прошлого столетия в СССР произошло много знаковых событий: была утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 года Конституция СССР; подготовлена и проведена Всесоюзная перепись населения в январе 1937 года (первая перепись проводилась в 1926 году); 18 июня 1936 года - смерть «великого русского писателя, любимого друга трудящихся, борца за победу коммунизма» Алексея Максимовича Горького; в мае 1936 года публикуется для обсуждения проект закона о запрещении абортов, а 27 июня 1936 года этот закон принимается. На идеологическом фронте в стране продолжается борьба с религией, на трудовом – за дисциплину труда, высокий урожай, бережное отношение к средствам производства и к продуктам труда, заботе о тружениках, непримиримое отношение к рвачам, лодырям, прогульщикам и бракоделам (причём последнее зачастую ведётся анонимным способом), на политическом – улучшение работы партийных и комсомольских организаций, воспитанию молодёжи, поддержке «коммунистического» движения за рубежом. Всё перечисленное ярко отразилось в вышеназванных газетах, тогдашних, и, пожалуй, для многих являлись единственным средством массовой информации. Изучение статей в этих газетах также показало, как и в каком вопросе принимали участие в событиях того времени наши предки.

Ниже будут приведены этому примеры, где в скобках будет дан мой какой-то вывод, оценка или вопрос. Текст заметок изложен так, какой был в газетах, без всяких поправок. Текст, который каким-то образом имеет отношение к нашим предкам, будет выделен жирным шрифтом. Даты газет указаны для того, чтобы было видно время года и (или) в честь какого события посвящена статья.
Начнём с Конституции СССР. В газете «Ленинский путь» от 24 августа 1936 года были опубликованы частушки о Конституции, которые можно принять как единую её оценку всем советским народом при рассмотрении проекта Конституции.
 
               
  «Вьются флаги, вьются  ввысь,      
  Украшают дали;      
    Нам зажиточную жизнь
   Дал товарищ Сталин.
         В нашем сталинском проекте
Новой Конституции
Ярко видны все успехи
После революции.
        Раскудрявая берёза
  Сладкой влагой сочится:
  Жизнь хорошая настала-
        Умирать не хочется.
Кулакам теперь могила,
Не воскреснут никогда;
Государство нам вручило
Земли много навсегда.
   Сеем, пашем и бороним,
  Помним замыслы врагов
        И готовим к обороне
Ворошиловских стрелков.
Разобьём врага мы с силой
Хлеще, чем в двадцатый год,
Если сунет своё рыло
В наш советский огород.
    Из колодца вода льётся,
    Вода – чистый леденец;
         Если с нами враг столкнётся,
         То ему придёт конец.
Мы не даром отстояли
Силы революции,
Все победы записали
В новой Конституции.
         Всем народом обсуждаем
         Конституцию свою.   
         Исправляем, добавляем
         В ней мы каждую статью.
Красный орден серебрится
На груди у чабана,
Этим может похвалиться
Лишь советская страна.
         По завету Ленина
         По совету Сталина
         Мы построили колхозы-
         Верный путь крестьянина.
Наклонились низко лозы
Над рекою бурною;
Мы становимся в колхозе
С каждым днём культурнее.
          Я сорву цветочек алый,
          Приколю себе на грудь;
          Дорогой товарищ Сталин
          Вывел нас на светлый путь.»
 


 
Что-то из этих строк актуально и сейчас.
В продолжение темы «Частушки» - четверостишья, которых высвечивают жизнь сельчан.




 
  «Жить зажиточно в колхозе
       Это дело наших рук.
   Так сказал товарищ Сталин,
  Наш любимый вождь и друг.
Много сил мы положили
С кулаком бой вынесли
Кулачьё как ни рычало,
А колхозы выросли.
    Наш кулак Фома зубастый
    Лапти старые одел
    Все излишки хлеба спрятал
    И в колхоз вступить хотел.
По культурному живу
Ем из тарелки вилочкой
Нынче будем молотить
Новой молотилочкой.
        За рекой огонь горит,
        А в деревне видно
       Ударники хлеб везут,
       А лодырю обидно.
Я сегодня не нарядна
Настроенья нету
Не выполнив задание
Попала в стенгазету.
    Если милый не включается
        В соцсоревнование
       Прекращу я с ним любовь
        Не выйду на свидание.
Возле нашего двора
Прогудели трактора
Скоро девочки я буду
Трактористова жена.
        Комсомольца не любила
        Комсомолкой не была
        Комсомольца полюбила
        Комсомолкой стала я.
      Машина идёт
      Машина пятитонка
      Сразу видно за рулём
      Моего милёнка.
Больше мочи моей нету
Муж дерётся кулаком
Напишу письмо в газету
И пойду в райисполком.
      Никнет ветка, это осень
      На деревьях блекнет лист
      Я пойду учиться в школу
      Там учитель коммунист.
Грамотей – кудесник значит
А неграмотный – слепой.
Распроститься бы скорее
С деревенской темнотой.
       Далеко мои родные
       Не могу их повидать
       Стала я учиться в школе
       Стала письма им писать.
 
               
.                Головатенко Нина,
                Чечулина Анастасия     Топоркова Нюся.
                С. Бородулиха»
И ещё, последние, из которых однообразные я убрал.
 
        «Нам чужой земли не надо
          И своей не отдадим
          Сами всё посеем дружно
          Коллективом, как один.
Слушай Петя, слушай Ваня
Есть у нас в колхозе баня,
Парикмахерская есть.
Это нам большая честь.
         Я в колхозе бригадиром
         Сердце так волнуется
         Наша первая бригада
         С другой соревнуется.
Задал раз отцу Никола
Очень правильный вопрос:
Почему отец так долго
Не вступаешь ты в колхоз.
        Во саду ли в огороде
        Вырос маленький цветок.
    А мой милый в первом взводе
       Ворошиловский стрелок.
Раньше я была забита
Не видала света
А теперь наоборот
Я предсельсовета.
        Я теперь не богомолка
         В церковь больше не хожу.
         Без креста и без молитвы
         Я на тракторе пашу.
Не ругай меня мамаша
Прошли тёмные года
Комсомолку верить в бога
Не заставишь никогда.
         Комсомолец у порога
         Заявил не верю в бога
         Хлеб даёт нам не христос
        А машина да колхоз.
                Ася Горячева комсорг колхоза
                имени Кирова. С. Димитриевка.»

Последние три частушки направлены на отрицание религии, веры в Бога и рождении Христа Спасителя. Но частушки – это только часть борьбы против верующих, может даже более эффективная, чем статьи в периодической печати. В газете «Ленинский путь» за 10 и 15 января 1938 года напечатана большая статья, под авторством Ф.Олещук, с названием «Кому выгодно рождество?», где автор доказывает, что Христос никогда не жил и не рождался, что это дикарский праздник, заимствованный у языческих народов. В конце статьи он делает вывод: «Надо, чтобы все трудящиеся поняли вред религии, поняли, что попы и поповские праздники ничего, кроме вреда, народу принести не могут». Кто такой Ф.Олещук – не написано. Учитывая значительную неграмотность сельчан, мало кто мог ознакомиться с этой статьёй.

По переписи населения 1937 года проводилась разъяснительная работа и через газеты. Поскольку перепись была однодневной, для её проведения было привлечено 1 250 000 счётчиков. Поэтому в рекомендации гражданам, опубликованным в газете «Ленинский путь» от 29 декабря 1936 года, было написано: «Если почему-либо счётчик не явился ... каждый гражданин должен САМ позаботится о том, чтобы на него составили переписной лист. Ведь, если каждый счётчик пропустит хотя бы одного человека, будет пропущен 1 миллион людей!» Переписной лист содержал 14 пунктов. Некоторые интересные установки по заполнению этих пунктов. Например, «К какой общественной группе принадлежит?», перечислены группы: "рабочих, служащих, колхозников, единоличников, кустарей, людей свободных профессий или к группе служителей культа и нетрудящихся элементов». Или пункт «Грамотен-ли?», написано: «… человек, который может только еле-еле подписать свою фамилию и совсем не умеет читать. Такого человека нельзя считать грамотным. Но если человек может читать, хотя бы и медленно, то его следует считать грамотным, даже если и не умеет ещё писать.» Пункт – «Состоит ли в браке?», читаем: «При переписи учитывается брак как зарегистрированный, так и незарегистрированный.»

Значительное место в газете «Ленинский путь» за 22 июня 1936 года было уделено смерти писателя Горького А.М.: подробное медицинское заключение, сделанное 18 июня 1936 года в 12 часов 30 минут; описан его жизненный путь, текст телеграммы из Сочи писателя-орденоносца Николая Островского и других.

В этой же газете от 1 мая 1938 года заметка на тему сорта – «Велопробег Бородулиха – Дмитриевка – Камышинка
Сегодня, первого мая, по инициативе комсомольской организации Бородулихинской Средней Школы проводится велопробег по маршруту Бородулиха – Дмитриевка – Камышинка и обратно. Команду велопробега составляют двенадцать учащихся разных классов Средней Школы. До этого командой проведено два тренировочных пробега по данному маршруту.
Пребывая в селе Камышинка, участники велопробега сыграют в волейбол с волейбольной командой села Камышинки.» (расстояние от с. Бородулиха до с. Камышинка около 20 километров)

          Интересны объявления в газетах того времени. Вот только два из них.
«Вниманию хозяек. В районной аптеке вы можете купить: хозяйственное мыло синьку стиральный порошок клопомор»;
Объявление санатория-курорта «Аул»:
«Открыт амбулаторный платный приём для всех граждан квалифицированными специалистами врачами по болезням: туберкулёза лёгких и желез, женским, детским, внутренним, нервным и болезням органов движения.
Приём производится ежедневно от 2-х до 5 часов дня. Плата за приём 5 рублей.
Имеются: лаборатория, грязелечебница, аптека, процедурный кабинет, кабинет пневматоракса, аэросолярий.
Оплата. Полный анализ крови 5 руб. Наложение пневматоракса 5 руб. Остальн. лаборатор. анализы 3 руб. Инэкции 1 руб. Разные ванны 3 руб. Грязевые опликации 3 руб. Тампоны влагалищные 5 руб. Гинекологический массаж 5 руб. общий массаж 5 руб. Солярий с душем 1 р. 50 коп
Цены в аптеке общегородские
ДИРЕКЦИЯ КУРОРТА»

Чтобы оценить эти деньги сопоставим их с ценами и зарплатами 1936 года.
С 1 октября 1935 года был утверждён прейскурант единых государственных цен на продовольственные товары, согласно которому ржаной хлеб стоил 0,9 руб., пшеничный (в среднем) – 2,4 руб., мясо говядины и баранины – 7,0 руб., свинины – 9,2 руб., водка – 6 руб., копчёная колбаса – 15 руб., салями 27,5 руб. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве была 140 рублей. Но отдельные труженики, работая на сдельной системе, получали большие деньги. Газета «Ленинский путь» ежедневно публиковала данные о ходе уборки урожая по комбайнёрам. Например, в газете от 15 сентября 1936 года комбайнёр Руденко убрал 259 га и заработал 892 рубля и в списке комбайнёров находился в середине.

Во всех газетах обязательно присутствовали анонимные статьи, изобличающие отдельных тружеников в проступках в работе или другие нарушения. Ниже некоторые их таких статей:
1. «Доярки тащат молоко
В колхозе «15 лет Октября» доярки Чепрасова Анна и Хохлова Агриппина под коровами пьют молоко. Правление колхоза, зная об этом, никаких мер не принимает.
В колхозе нехватает молока телятам, не выполнен план сдачи молока государству, а молоко растранжиривается зря. Молоко часто отпускают без всякой записи.
Колхозники спрашивают, долго ли так будет продолжаться.
                Н.»

2. «У Акимбаева слово расходится с делом
В колхозе 10 лет Казахстана лошадей мало, и все они плохой упитанности. Поэтому для успешного выполнения сверхраннего сева колхозниками были выведены на бороньбу все коровы личного пользования.
Учитель Акимбаев! Имеет две коровы. Он больше всех всегда говорил, что коров надо вывести на пашню, но когда пришло время запрягать, он своих коров на пашню не пустил.
Стыдно, тов. Акимбаев. Ведь учитель должен быть передовиком укрепления колхозного производства, а вы своим поведением наоборот нарушаете трудовую дисциплину в колхозе.                Глаз»

3. «Была бы лишь справка
Лошадь проболела больше двух недель, а Кириленко остался не наказанным потому, что он на девятнадцатый день принёс справку о том, что лошадь заболела, а правление такой справкой осталось довольно.
Нас колхозников такая справка не удовлетворяет, нам дорог конь и всякого, кто к этому коню плохо относится, колхоз должен привлекать к суровой ответственности, а не утешаться ни весть кем данной справкой.
                Три колхозницы» (текст, выделенный жирным, сделан редакцией газеты)

Ниже будут приведены заметки или выдержки из статей только колхозов, находящихся в ведении Ремовского сельского Совета или непосредственно с фамилиями наших предков.

1. В газете от 6 августа 1936 года статья «Подготовка к обмену облигаций.
В прошлом году Ремовский сельсовет завоевал районное красное переходящее знамя успешной работой по мобилизации средств… Теперь Ремовский сельсовет отстал и по подписке на новый заем и по сбору средств и по подготовке к обмену облигаций».

2. Газета «Ленинский путь» от 3 ноября 1936 года – статья «Задачи отчетно- перевыборной», за подписью Секретаря райкома комсомола Алексеевой. Выдержка: «…в таких организациях, где хотя комсомольцев насчитывается и меньше 10, но работа в них поставлена крайне слабо, как например в комсомольской организации колхозов … «Украинец» и другие».

3. Газета от 28 марта 1936 года – «Пипченко и Григоренко не посещают комсомольскую политшколу.
При первичной комсомольской организации колхоза «Украинец» Ремовского сельсовета регулярно проходят политзанятия, но комсомольцы Пипченко Яков и Григоренко Петр, этих занятий не посещают. Не раз их предупреждали, что будет занятие, но вот уже 2 месяца как они не бывают в политкружке. Пипченко и Григоренко забыли, что повышать свой политический уровень обязанность каждого комсомольца. ПАЗИЙ.» (Один из немногих авторов, кто подписался своей фамилией. Он являлся сельским корреспондентом. Его потомки до сих пор живут в Ремках).

4. Газета от 4 октября 1936 года – «Первым внёс комсорг Стаканов.
В тозе «Тендык» прошло собрание посвященное вопросу «о событиях в Испании». Внимательно слушали собравшиеся как испанский народ ведет героическую борьбу против фашистов за свободную Испанию.
И, когда докладчик зачитал письмо работниц Трехгорной мануфактуры о сборе средств для покупки продовольствия женщинам и детям героической Испании, все члены ТОЗа горячо поддержали это предложение.
Тут же на собрании они начали вносить деньги. Комсорг Стаканов первым внес 5 руб., за ним внесли Дюсюпов, Умурбеков, Ибраев, Сатывалды и другие. На собрании было внесено 25 рублей. Собрание выделило сборщика для проведения сбора средств среди членов ТОЗа.        КУЦЫРЕВ.»


5. Газета от 22 июня 1936 года – «Колхозники колхоза «Украинец» на общем собрании внесли свои предложения по проекту закона об абортах: сократить пособие роженицам на 25 процентов, установить государственную помощь семьям начиная с 6 ребёнка, установить плату за первый развод 150 рублей, за второй 300 рублей, за 3-ий 500 рублей. Казакова» (рядом с этой заметкой ещё три таких же по содержанию по другим колхозам; только суммы немного отличаются).

6. Газета от 4 октября 1936 года – «Весь хлеб обмолочен.
ТОЗ «Тендык» закончил уборку урожая. С государством рассчитались полностью, семянной и другие фонды засыпаны. Весь хлеб обмолочен. В ТОЗе развернулось социалистическое соревнование за окончание к юбилею Казахстана зяблевой вспашке. КУЦЫРЕВ.»

7. Газета от 24 августа 1936 года – «Комбайнёры Коршев и Руденко убрали за день 54 гектара.
20 августа комбайнеры Руденко Павел и Коршев Владимир (колхоз «Казправда») сцепом комбайнов убрали 54 гектара за день. В тот – же день Исабеков (колхоз «Красное поле» скосил «Сталинцем» 24 гектара за 10 часов. ШПОРУНЕНКО.»
(Руденко Павел ни кем из детей Мефодия и его жены никогда не упоминался. Не удалось установить и к какому сельскому Совету принадлежал колхоз «Казправда». Возможно Павел и имел какие-то родственные отношения с Мефодием)

8. Газета от 10 апреля 1936 года – «ОТСТАЮЩИЕ КОЛХОЗЫ
           Нет заботы о колхозниках (От нашего селькора)
Ремки. В колхозе «Украинец» еще не готов к посевной стан: нет кроватей, не отремонтирована печь, нет хорошей библиотеки. Это показывает, что правление колхоза плохо заботится о колхозниках. ПАЗИЙ»

9. Газета от 11 мая 1936 года – «Рейд селькоров
                Ни разу не видали врача
В колхозе «Украинец» на стане имеются газеты, книги, музыкальные инструменты. В бригаде проводится культурно-массовая работа. Питание хорошее и готовится своевременно.
Плохо только то, что в бригаде ни разу не было врача – не хотят они показываться колхозникам. Один раз за все время была кооперация, да и то только с махоркой и спичками. Хотели бы колхозники купить конфет, но и тех не было. СОКОЛОВ.» (обратите внимание на слова «музыкальные инструменты»; под кооперацией имеется ввиду передвижная лавка сельской потребительской кооперации, снабжающей товарами сельских тружеников)

10. Газета от 22 октября 1936 года – «Людей и тягла хватает, а зябь не пашется
Колхоз «Украинец» отстаёт по всем сельскохозяйственным работам. Не лучше у него дело и с зябью. Это объясняется тем, что председатель и бригадир зябью не занимаются.
В колхозе 90 трудоспособных, есть достаточное количество тягла. При хорошей расстановке рабочей силы зябь можно было давно поднять. Но в «Украинце» дело не клеится, то людей нет, а люди найдутся – тягла нет, так и отделываются разговорами.
Купили мотор для молотьбы, чтобы тягло освободить на зябь – это осталось на словах. Зябь все равно не пашется. ГАВРИЛОВ.» (тягло – имеется ввиду лошади, быки)

11. Газета от 4 октября 1936 года – «Бурка возьмет первый приз
Ремки. ТОЗ «Тендык». Член тоза Тендык Имамбаев ко 2-ой районной выставке где будут бежать лучшие бегунцы колхозов, готовит своего бегунца Бурку. Кормит его согласно ветзоотехнических правил, дает в сутки 2 килограмма овса, свежего хорошего сена, понемногу, но часто поит, каждый день делает ему проминку и ежедневно моет с мылом. Бурка бежал и в прошлом году, но он был плохо подготовлен.  Имамбаев говорит, что возьмет первый приз. «Я буду сам наездником в беге и знаю натуру своего Бурки так, что побью бегунца «Кызыл» из колхоза «Победа». КУЦЫРЕВ.»
 
12. Газета от 28 марта 1936 года – «Покупают лошадей
       В колхозе «Украинец» колхозники Плугатарь Роман и Нестерюк Григорий приобрели в личное пользование лошадей, они на своих лошадях работают в колхозе на подброске кормов. Селькор ПАЗИЙ.»
(единственная заметка – а может это уже и много, учитывая, что прошло почти 100 лет, где на 100 процентов фигурирует наш предок, -  ПлугатЫрь Роман был мужем Галины Мефодьевны – старшей дочери Мефодия и Марии. У Романа и Галины было семеро детей и 12 внуков. Последним из детей, Алексей, умер в 2023 году. Что касается Нестерюк Григория, то это - брат жены Николая Семёновича Руденко – Нестерюк Екатерины Петровны, её годы жизни 1926 – 2011)

13. Газета от 12 апреля 1936 года – «Список соревнующихся
                Продолжаем список вступивших в социалистическое соревнование в борьбе за высокий урожай.
19. «Тендык» - Оян берлик»
      Малсертик «Тендык» и «Оян берлик» Ремовского сельсовета вступили в соцсоревнование по весеннему севу, взяв обязательство закончить посевную в 11 дней. КАИРКАНОВ, УМУРБЕКОВ»

14. Газета от 16 августа 1936 года – «Руденко не борется за частоту
      В колхозе «Пробуждение» на МТФ нет чистоты. Посуда содержится в грязном виде. Доярки ходят в грязных халатах. Полотенцев нет, приходится вытирать руки тряпками. Зав. МТФ Руденко не обращает ни какого внимания. Может быть санитарный врач заглянет на ферму и поможет навести чистоту. ОЧЕВИДЕЦ»
               
(последние две заметки надо рассматривать в совокупности. Понятно, что последняя относится к категории анонимного доносительства. Так что, были ли действительно такие недостатки на молочно-товарной ферме – под большим вопросом. Особенность таких доносов – не указываются имена. Здесь не указан и колхоз, которому принадлежала эта ферма, – всё-таки, районная газета.
Колхоз «Пробуждение» нигде не фигурирует как колхоз Ремовского сельского Совета. По 13-ой заметке: как я ранее писал, что «Оян» переводится с казахского – «просыпайся», а «берлик» - «единство». У своего друга-казаха я спросил: «А можно ли эти два слова объединить и сказать «пробуждение»? Он мне ответил, что можно. Поэтому, по всей вероятности, колхоз «Пробуждение», как с русским названием, да ещё, если «ОЧЕВИДЕЦ» был русским, тоже относился к Ремовскому сельскому Совету. Поэтому упомянутый в заметке Руденко может быть нашим родственником. Ну а если кто-то из наших старожилов вспомнит, кто именно у нас был заведующим МТФ, то это будет точным).

            Ну и подведём итог. Читая все эти заметки, лично у меня, впечатление было такое, что как будто я смотрю документальный фильм о том времени, в котором жили наши предки. И этот фильм именно привязан к территории под названием Ремки. Спасибо моей дочери, что она очень внимательно и скрупулёзно изучала эти газеты, чтобы найти нужную информацию. Надеюсь, что кто-то из потомков тоже захочет ещё больше узнать о своём роде.

                Р.S. Текстовый материал этого дополнения будет опубликован на Прозе.ру,
          а текст с фотографиями некоторых заметок пойдёт для книги.
      


               
 




 

 









               


Рецензии