Некомфортный, зато богатый на старину Тунис
Тунис -- довольно дискомфортная, заразная и в значительной сво-
ей части весьма неэстетичная страна с обилием замечательных древ-
ностей, до которых, как правило, бывает трудно самостоятельно до-
бираться дешёвыми способами, прорываясь через здешние небрежности
в организации транспорта и общественного питания и через сложнос-
ти арабского языка (французский тут отнюдь не везде и не у всех
на устах).
Конкретнее:
- сетевых (= с ценниками) продовольственных магазинов мало,
ассортимент в них очень неширокий, цены высоковатые;
- еда в забегаловках и уличных торговых точках, как правило,
острая и/или подолгу ожидает вас в антисанитарных условиях;
- мороженое очень дорогое, а цена на всякие разновидности
"колы" -- приблизительно, как в Беларуси [стоит ли ехать];
- общественный транспорт напряжный: расписаний на станциях и
остановках, как правило, нет (а если всё же имеются, то не
соблюдаются), маршруты на маршрутках указываются на арабс-
ком, трамваи (metro legere) ходят редко, таксисты вымогают
(но не всегда);
- на улицах много мусора;
- при мусорных кучах -- голодные кошки (если им всё же удаёт-
ся что-то поесть, они потом какают куда попало, потому что
зарывать отходы жизнедеятельности им тут особо негде: детс-
кие песочницы и газоны отсутствуют; мухи с кошачьих экскре-
ментов дружно летят потом на человечью еду -- а куда же им
ещё лететь?);
- приличное французское архитектурное наследие зачастую в
убитом состоянии;
- медины в основном не зрелищны: улицы там -- какие-то прохо-
ды между двумя почти глухими стенами;
- пляжи в пейзажном отношении унылые, зачастую почти пустые
(это подозрительно и опасно) и довольно грязные; я хоть и
мизантроп, но в некоторых ситуациях предпочитаю, чтобы не-
подалёку околачивались -- в небольшом количестве -- прилич-
ные люди;
- население иногда плоховато переносит фотографирование и
бывает агрессивно к путешествующим (понимаю: некоторым тут
жрать нечего, а ты по по заграницам праздно таскаешься);
- много уличных попрошаек;
- хватает чернявых понаехов, от которых трудно ожидать исклю-
чительно примерного поведения; в сравнении с каким-нибудь
Чадом Тунис для них -- наверняка полурай (а полный рай --
конечно, в Европе).
Про еду в октябре (ну, когда я туда попёрся; самый урожай, я
полагаю):
- помидоры на прилавках имеют ужасный вид: у нас такие выбра-
сываются, а здесь продаются, по-видимому, как еда, а не в
качестве метательных средств (я ни разу не видел тунисцев,
бросающихся своими помидорами: возможно, они позволяют себе
такое лишь дома);
- хорошие яблоки попадаются редко и стоят дорого (в 2-3 раза
дороже, чем в Беларуси); похоже, они привозные, из Турции;
- виноград продаётся, но есть его не рискуешь, потому что он
не свежайший, мухами засиженный, можно подцепить букет ин-
фекций (включая брюшной тиф и холеру), к которым у местных
иммунитет с детства (преимущество обитания по соседству с
кучами мусора и залежами кошачьих экскрементов);
- из очень дешёвых, хорошо выглядящих, безопасных фруктоово-
щей, не требующих варки, попадаются только гранаты;
- хватает вкусных плодов опунции, но они имеют нюанс в виде
мелких колючек, застревающих в коже (надо знать способ об-
хождения); в туристических районах они стоят дорого, а если
вдобавок продаются очищенными от кожуры, то это негигиенич-
но: в Африке следует ценить как раз наличие у фруктоовоща
легко сдираемой кожуры.
Чтобы отъедаться, надо ехать в Узбекистан и Казахстан, а не в
Тунис.
Вернувшись из Туниса в Стамбул, я испытал сильное чувство облег-
чения и пребывал пару дней, можно сказать, в состоянии эйфории (но
потом привык). Турция в сравнении с Тунисом -- это следующий уро-
вень цивилизации: здесь хоть можно поесть в забегаловках без пер-
ца, купить хорошие яблоки и помидоры и спокойно попользоваться
общественным транспортом. Это не говоря уже о городских красотах
на каждом шагу. Турки в сравнении с тунисцами -- чистоплюи, эсте-
ты и душки. Короче, братья навек, храни их Аллах и всё такое.
Но если вас водят за ручку по избранным тунисским объектам, то
для вас Тунис, разумеется, будет выглядеть прекрасно. Я тоже ви-
дал там немало превосходных мест, но мне вдобавок приходилось са-
мостоятельно добираться от одного такого места к другому.
Я вполне созрел для написания книги по блистательному эстетизму
тунисства и наделал достаточно фотографий для её иллюстрирования
(хотя надо бы больше, разумеется), но я тут говорю о СРЕДНЕМ, о
массовом, о том, что на каждом шагу.
Впрочем, через пару месяцев после поездки усталость от кошмар-
ных тунисских несовершенств проходит, и появляется желание снова
ехать в эту страну -- на досматривание хотя бы основного. И уже
нет когдатошнего страха перед неведомым: типичные "засады" изуче-
ны, ты уже почти тунисец, только со слабоватым желудком, не пере-
носящим большого количества перца.
Есть ли в этом элемент мазохизма? А суицидальности? Нет, думаю,
в этом есть лишь элемент зависти к великим путешественникам, сла-
вные имена которых впаривались тебе в школе. И есть ушибленность
прекрасным образом никогда не существовавшего Индианы Джонса. А
вдобавок не прошло безнаказанно своевременное чтение "Похитителей
брильянтов", "Копей царя Соломона" и тому подобной воодушевляющей
нереалистичной литературы.
* * *
Визиты в страны типа Туниса помогают адекватнее оценивать то,
что мы имеем на собственных родинах. Именно в Тунисе мне оконча-
тельно открылось, что Беларусь по совокупности здравых показате-
лей, наверное, одно из самых комфортных мест на планете Земля
(sic!), хотя на первый взгляд это звучит довольно ошибочно или
лживо.
Ладно, прикидываем. В Беларуси:
- сетевых продовольственных магазинов немеряно, ассортимент
в них приличный, цены в сравнении с Тунисами божеские;
- общественный транспорт хорошо организован;
- все улицы подписаны, все дома пронумерованы;
- разноцветных понаехов не очень много;
- климат умеренный;
- бурь почти не бывает;
- земля не трясётся;
- леса обширны;
- опасной живности немного (практически только клещи; гадюки
же и дикие свиньи -- редкость, да и то не в городах);
- вода из крана более-менее чистая;
- развито центральное отопление, и включают его более-менее
вовремя;
- электричества хватает;
- есть жёсткое правление (= нет уличных протестов, забастовок
транспортников и т. п.);
- педерасты не рулят;
- нищета не наблюдается, а что тупое население не шибко жиру-
ет -- так и хорошо: оно позволяет себе чуть меньше вредных
излишеств, реже болеет;
- имеется внятная базовая медицина, пусть местами и не бес-
платная (поскольку медицинские изыски ведут к вырождению
нации, я их не приветствую);
- кишечные инфекции не распространены;
- возможность относительно дёшево и быстро выбираться за
бугор имеется (тут вам не Австралия);
- есть несколько вполне приличных телеканалов, на которых
почти сплошное голливудское кино в жанре action (скажем, в
Тунисе мне обнаружить такое не доводилось; зато тут хватает
религиозных каналов, на которых постные муллы толкают ка-
кие-то нравоучения на арабском).
Отсутствие в Беларуси псевдовыборов европейского типа -- офиги-
тельная оплакиваемая потеря, особенно для мизантропа: много ли
толковых правителей европейцы себе навыбирали? Если европейские
нации вырождаются и замещаются афроазиатскими понаехами, то не в
"демократии" ли одна из причин этого?
Засуньте в популярное место свои Швеции, напичканные педерас-
тизмом и разноцветными иммигрантами: Лукашатник, только Лукашат-
ник. И это я ведь ещё не жил подолгу в ваших палестинах, не искал
там жилья и работы, не пытался лечиться, растить детей, а приез-
жал с готовыми пачками денег (пусть и не толстыми) -- заработан-
ными, кстати, в условиях этого жуткого Лукашатника.
Я считал, что белорусы -- унылые, злобные и агрессивные. Но в
сравнении с тунисцами они вполне себе ничего, средненькие. Спра-
ведливости ради скажу, что довольно многие тунисцы, с которыми я
контактировал, были отзывчивы и обходительны. Ну, белорусы ведь
тоже грызучие далеко все подряд (даже я мизантроплю не сплошня-
ком).
В Лукашатнике, правда, нет моря и гор и очень мало старины (в
сравнении с Тунисом Беларусь по этой части -- почти ноль).
Считается, что туристы видят посещаемые ими государства с луч-
ших сторон и потому оценивают их завышенно. Наверняка так оно и
есть, но туристы -- это одно (их водят за ручку), а самостоятель-
ные путешественники -- это другое: они скорее замечают не лучшее,
а худшее (попробуй ещё не заметить!), причём местами похлеще да-
же, чем аборигены, потому что те худо-бедно приспособились к оте-
чественным сложностям, освоили скудноватые источники благ.
* * *
Тунис -- после ЮАР [самая богатая] наименее бедная и наиболее
европейнутая страна Африки. Вдобавок самая северная. До острова
Сицилия отсюда морем чуть более 100 км.
Тунисом последовательно рулили:
берберы;
карфагеняне (финикийцы);
римляне;
вандалы;
византийцы;
арабы;
берберы;
пираты;
турки;
испанцы;
французы;
немцы, итальянцы;
французы;
тунисцы.
Соответствено Тунис -- наверное, в Африке самая обильная исто-
рическими достопримечательностями страна после Египта (Египет вы-
бивается на первое место благодаря наследию времён фараонов, а до
Туниса фараоны в своё время не добрались).
В аспекте руин и музеев Тунис смотрится [скромноватенько] до-
стойно в одном ряду с Турцией, Сирией, Ливаном, Иорданией, Ира-
ком. Главное: он мирный, близкий (ну, для южных западноевропей-
цев), настроенный на приём богатетеньких туристов (а палаточни-
ков тунисцы, наверное, презирают: кочевников тут хватает и сво-
их).
По уровню экономического развития Тунис -- первый после Южной
Африки. Но прежде он уступал Ливии.
Тунис -- часть Магриба (арабского "Запада" Северной Африки).
Магриб составляют три страны: Марокко, Алжир и Тунис.
Тунис обособился (стал СТРАНОЙ) наверняка в основном благодаря
ландшафтным факторам: с севера и востока у него море, с юга пус-
тыня, с запада -- горы.
У англичан страна Тунис называется Tunisia, у немцев -- Tunesi-
en. То и другое означает "Тунисия". А главный город страны Туни-
сии -- таки да, Тунис. У русских же -- с их особой языковой гиб-
костью и выразительностью -- и страна, и главный город в ней на-
зываются одинаково, экономно: Тунис. Чтобы люди путались и были
вынуждены уточнять. Или по аналогии с Люксембургом и Сан-Марино.
Тунис -- самая маленькая страна Северной Африки. Компактность
-- путешественникам очень на руку: здесь за 1-3 часа можно доби-
раться общественным автотранспортом от одного замечательного го-
рода к другому если только разберёшься в местном транспортном
бардаке.
Наиболее историчные города Туниса: Тунис, Бизерте, Хаммамет,
Сус, Монастир, Кайруан. Кайруан в культурном пространстве ислама
-- аж третий по авторитетности город после Мекки и Медины. У му-
сульман он якобы считается, что посещение Кайруана эквивалентно
1/7 посещения Мекки.
* * *
Сципион Африканский после взятия Карфагена в 146 г. до н. э.
приказал не только разрушить город до основания, но вдобавок по-
сыпать место его нахождения солью, чтобы там ничто не росло. За-
метим, что даже вандалы так не поступали: что-то ломали -- да, но
чтобы раскурочивать до основания и потом -- солью (довольно доро-
гим продуктом!), такого за ними не водилось (подобной абсурдной
ерундой они себя не утруждали). Кстати, можно было просто обильно
полить землю морской водой (море рядом!) [но я этого не говорил].
Забавно, что римляне же и взялись восстанавливать Карфаген лет
через 30. Видать, сципионова соль оказалась быстро смыта дождевой
водою. К сожалению, ныне демонстрируемые руины Карфагена -- это
руины в основном римлянские, а не карфагенянские (пунические).
Римляне не просто восстановили Карфаген, но сделали это насто-
лько качественно, что якобы вроде как бросили архитектурный вызов
аж городу Риму (правда, по руинам этого не видно, так что, воз-
можно, это является всего лишь байкой для туристов, чтобы они ак-
тивнее тянулись на экскурсии). Но пришедшие чуть позже вандалы не
оценили такого достижения, и новый Карфаген при них пришёл в упа-
док.
* * *
В 1941-1943 гг. война в Тунисе шла довольно интенсивно. Бизерте
пострадал от англо-американских бомбардировок. Даже в Эль Джеме
борцы с фашизмом вроде как раздербанили часть тамошнего амфитеат-
ра.
Очень масштабная десантная операция "Акробат" -- высадка амери-
канцев и условных агличан (на самом деле частью индусов, южноари-
канцев, новозеландцев и др.) в Северной Африке для наступления на
Тунис.
На стороне англо-американцев воевали также французы -- из "Сво-
бодной Франции" и перешедших на другую сторону вишистов.
При высадке союзников в Северной Африке вишисты сначала оказали
им сопротивление, но потом [изменили присяге] [перешли на сторону
врага] заняли правильную позицию.
Немецкий Африканский корпус (15 дивизий) попал в безвыходное по-
ложение на севере Туниса, будучи оттеснённым на мыс Бон, и сдался
в плен.
Тунисские аборигены в этой войне сколько-нибудь массово не уча-
ствовали. Им, наверное, было всё едино: что те колонизаторы, что
эти. А флажками приветствовали "освободительные" войска коллабо-
рационисты и обитавшие в Тунисе европейцы.
Кстати, зимой на севере Туниса очень дождливо, и союзники силь-
но жаловались на грязь и торопились строить дороги. Из-за грязи
на аэродромах самолёты не всегда могли влетать. Если судить по
документальному кино, то таки да, зимней грязи там было не мень-
ше, чем осенне-весенней грязи в России.
Союзников очень выручали мулы.
Про сражения за Тунис англичане ещё во время войны сделали про-
пагандистский документальный фильм. Недурственный. Я его смотрел
несколько раз -- для пропитки тунисскими реалиями.
* * *
Различаем:
бедуины -- кочующие арабы.
берберы -- группа сев.-африканских племён, родственная
арабам и евреям (хамитская языковая семья).
туареги -- кочевая народность пустыни Сахара, родственная
берберам.
"Малая советская энциклопедия" (1930):
"БЕДУИНЫ (араб. 'беду' -- пустыня), кочующие племена арабов в
Аравии, Сирии, Месопотамии и Сев. Африке. Живут родами и управля-
ются старейшинами, или 'шейхами'."
"БЕРБЕРЫ, группа сев.-африканских племён, происшедших от древ-
них ливийцев и говорящих на наречиях берберского яз., относящего-
ся к семье хамитских яз. (см. 'хамиты'). В Марокко, где Б. со-
ставляют 3/5 населения, особенно выделяются риффы на С. и шлеу на
Ю., в Алжире -- кабилы. В Сахаре живут туареги. Оседлые Б. (не-
значительная часть -- кочевники), занимается земледелием, ремёс-
лами, торговлей. Общая численность Б. достигает 6-7 млн. чел. До
появления арабов в Сев. Африке (ок. 1060) Б. испытывали на себе
влияние римской и иудейской культуры, а впоследствии и христианс-
кой религии. Арабы насильственно их исламизировали." "Впоследст-
вии коренное население Б. смешалось с арабами..."
"ТУАРЕГИ (самоназвание имухаги, имушаги), народность берберской
язык. группы, населяющая оазисы Сахары, общ. числ. 300 т. ч. Му-
сульмане, весьма мало религиозные и не имеющие мечетей. Преимущ.
кочевники, бытом напоминающие бедуинов. Осн. занятия -- скотовод-
ство, караванный транспорт и его охрана, кое-где -- земледелие.
Сильные пережитки т. н. материнского права." И т. д.
Малорелигиозность туарегов означает, что они никого не будут
резать за идею, а только ради денег и шмотки. [Это хорошо.]
В Тунисе туареги обитают на юге страны. А на севере страны оби-
тают тунисцы, являющиеся помесью [берберов с бедуинами] туарегов
и арабов с добавлением по мелочи много кого.
* * *
Попытка разобраться с типами и названиями укреплений у арабов. По
Википедии.
"Касба -- в первоначальном значении - арабское название для ци-
тадели.
Название касба принято прежде всего в странах Магриба. Замки и
крепости исторических городов (например в Алжире или Сусе) назы-
ваются касбами. В Алжире это название было перенесено на весь
старый город, который в 1992 году ЮНЕСКО был объявлен всемирным
наследием."
"В Марокко под касбой понимают ограниченное стенами крепостное
сооружение внутри медины (старого города); часто это была рези-
денция губернатора или короля во время посещения города (Танжер,
Шавен, Фес, Марракеш). В касбе обычно жили семьи высокопоставлен-
ных чиновников и военных.
Кроме того в Марокко название 'касба' используется также для
крепостных сооружений вне городов, особенно в горах Атласа (Бу-
лауан, Бени-Меллаль)."
"В конце XIX века название 'касба' было перенесено на крепост-
ные сооружения, созданные из глины. Они были построены по прика-
зу берберских князей на юге Марокко (Телуе, Скура, Таурирт). Не-
редко понятие 'касба' применяют к жилым крепостям (тигремт)
берберов, но их военное использование стояло далеко на заднем
плане."
Во многих городах Андалусии (например Малага и Альмерия) сущес-
твуют мавританские крепости, которые носят название 'алькасаба'
(исп. Alcazaba). Это название происходит от арабского аль-касба.
Альгамбра в Гранаде - тоже касба.
Деревенским эквивалентом касбы является ксар, укреплённая де-
ревня."
"Ксар - тип укреплённой берберской деревни, состоящей из при-
строенных друг к другу (часто на склоне горы) домов, так что
снаружи ксар выглядит как крепость, окружённая стеной. Одна из
главных форм берберской архитектуры. Внутри ксара, как правило,
находятся также и общественные сооружения - зернохранилища, ме-
чети, бани, магазины. Жилище внутри ксара называется горфа (фр.
ghorfa). Ксары строятся из самана, реже - из камня и самана.
Ксары распространены в сахарских оазисах Магриба и на южных
склонах Атласа. Наибольшая концентрация ксаров - в оазисах до-
лины реки Дра в юго-восточном Марокко.
От того же арабского корня, что и ксар, происходит испанское
слово и имя собственное Алькасар.
Пять ксаров объявлены ЮНЕСКО объектами всемирного наследия -
Айт-Бен-Хадду в Марокко, а также Уадан, Шингетти, Тишит и Уала-
та в Мавритании."
"Рибат - первоначально означает сторожевой дом или
укрепление, каких немало было во многих местах на границах об-
ласти ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения исполь-
зовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской
мистической культуры.
В рибатах проводились первые собрания суфиев, которые занима-
лись не только богослужением, но и были самоотверженными воина-
ми. Считается, что первый рибат был основан в 767 году в Абада-
не Абдуль-Вахидом ибн Зейдом. По другим данным - в IX веке в
Рамле в честь куфийца Абу Хашима.
Практика собраний в рибатах распространилась во многих регио-
нах исламского мира. Известно, что Абу Исхак аль-Казаруни осно-
вал в Иране 65 рибатов. Жители рибатов принимали активное учас-
тие в обороне исламских территорий от внешней агрессии кресто-
носцев, индийских язычников и испанской Реконкисты."
Стараться не путать "рибат" и "рабат".
Рабат -- столица Марокко.
Рабат -- префектура в области Рабат-Сале-Заммур-Заер Марокко.
Рабат -- город на острове Мальта.
Робат Карим -- город в Иране.
Рабат -- село в Казыгуртском районе Южно-Казахстанской области
Казахстана.
Рабат -- село в Турсунзадевском районе, Таджикистан.
Рабат -- кишлак в Афганистане, в провинции Бадахшан.
Рабат -- город в Грузии.
Рабат (часто 'рабад') -- предместье в средневековых городах
Средней Азии.
Медина -- священный мусульманский город в в Саудовской Аравии.
Медина -- как бы "старый город" в странах Магриба. Медина имеет
или когда-то имела крепостные стены (с башнями, разумеется).
Рибат от касбы, как я понимаю, нынче отличить трудно. Отличают-
ся они скорее происхождением. Касба, вроде, должна скорее всего
находиться в пределах медины, рибат -- скорее всего нет.
* * *
Хабиб Бургиба (1903-2000) в Тунисе -- аналог Ататюрка в Турции,
скроил свой светлый образ по его образцу, но далеко не дотягивает
до Ататюрка заслугами, фотогеничностью, популярностью. И Ататюрк
вовремя ушёл. Если к Ататюрку у меня остро переживаемая симпатия,
то к Бургибе она отсутствует начисто. По-моему, сами тунисцы от-
носятся к Бургибе в основном с прохладцей, и культик его тут --
официозный, а не народный.
Если бы тунисцы не отделились в своё время от французов, сегодня
бы наверняка жили, как во Франции, и не надо было бы стараться в
неё эмигрировать. По-моему, это очевидно, так что многие простые
тунисцы наверняка совпадают со мной в оценке героической борьбы
под руководством Бургибы за возможность обкакиваться самостоятель-
но. Но предвидеть такое, конечно же, было затруднительно, тем бо-
лее что СССР подзуживал и обещал помощь. Попробовали, что-то поня-
ли, но Франции они УЖЕ НЕ НУЖНЫ.
Свидетельство о публикации №225030501690
Александр Ресин 10.03.2025 22:33 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 11.03.2025 10:55 Заявить о нарушении
Александр Ресин 11.03.2025 17:18 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 12.03.2025 17:25 Заявить о нарушении
Александр Ресин 12.03.2025 17:37 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 12.03.2025 18:09 Заявить о нарушении