Некомфортный, зато богатый на старину Тунис

  (Вариант с фотографиями: http://bouriac.ru/BT/TUNISIA/Tunisia.htm)

Александр Бурьяк
Некомфортный, зато богатый на старину Тунис

  Тунис -- довольно дискомфортная, заразная и в значительной сво-
ей части весьма неэстетичная страна [в которую меня уже снова тя-
нет] с обилием замечательных древностей, до которых, как правило,
бывает трудно самостоятельно добираться дешёвыми способами, про-
рываясь через здешние небрежности в организации транспорта и об-
щественного питания и через сложности арабского языка (французс-
кий тут отнюдь не везде и не у всех на устах).
  Конкретнее:
    - сетевых (= с ценниками) продовольственных магазинов мало,
      ассортимент в них очень неширокий, цены высоковатые; на
      тамошнем ассортименте можно только выживать, но не наслаж-
      даться жизнью;
    - продаваемые овощефрукты зачастую имеют такой вод, который
      у нас бы считался [помоечным] нетоварным;
    - еда в забегаловках и уличных торговых точках, как правило,
      острая и/или подолгу ожидает вас в антисанитарных условиях
      -- и уж точно не очень полезная для здоровья; оформление
      общепита нередко страшноватенькое;
    - мороженое очень дорогое, а цена на всякие разновидности
      "колы" -- приблизительно, как в Беларуси [стоит ли ехать];
    - общественный транспорт напряжный: расписаний на станциях и
      остановках, как правило, нет (а если всё же имеются, то не
      соблюдаются), маршруты на маршрутках указываются на арабс-
      ком, трамваи (metro legere) ходят редко, таксисты вымогают
      (но не всегда);
    - на улицах много мусора;
    - при мусорных кучах -- голодные кошки (если им всё же удаёт-
      ся что-то поесть, они потом какают куда попало, потому что
      зарывать отходы жизнедеятельности им тут особо негде: детс-
      кие песочницы и газоны отсутствуют; потом мухи с кошачьих
      экскрементов дружно летят на человечью еду -- а куда же им
      ещё лететь?);
    - приличное французское архитектурное наследие зачастую в
      убитом состоянии;
    - медины в основном не зрелищны: улицы там -- какие-то прохо-
      ды между двумя почти глухими стенами;
    - музейчики малоразмерны, экспозиции в них не удобны для фото-
      графирования;
    - пляжи в пейзажном отношении унылые, зачастую почти пустые
      (это подозрительно и опасно) и довольно грязные; я хоть и
      мизантроп, но в некоторых ситуациях предпочитаю, чтобы не-
      подалёку околачивались -- в небольшом количестве -- прилич-
      ные люди;
    - население иногда плоховато переносит фотографирование и
      бывает агрессивно к путешествующим (понимаю: некоторым тут
      жрать нечего, а ты по заграницам праздно таскаешься);
    - много уличных попрошаек; бывает скрытое попрошайничество:
      человечки как бы продают какую-нибудь мелочь, к прмеру,
      пакетики с бумажными носовыми платками;
    - частовато попадаются на глаза инвалиды, психически больные;
    - хватает чернявых понаехов, от которых трудно ожидать исклю-
      чительно примерного поведения; в сравнении с каким-нибудь
      Чадом Тунис для них -- наверняка полурай (а полный рай --
      конечно, в Европе);
    - понатыкано "стражей порядка", что наводит на мысль о поли-
      цейском характере государства;
    - многовато полицейских ограждений, особенно в столице; они
      иногда ставятся так, что вытесняют прохожих под колёса
      автомобилей, что с учётом лихости тунисских водителей не-
      множко вгоняет в дрожь.
 
  Про еду в октябре (ну, когда я туда попёрся; в самый же урожай,
я полагаю):
    - помидоры на прилавках имеют ужасный вид: у нас такие выбра-
      сываются, а здесь продаются, по-видимому, как еда, а не в
      качестве метательных средств (я ни разу не видел тунисцев,
      бросающихся своими помидорами: возможно, они позволяют себе
      такое лишь дома);
    - хорошие яблоки попадаются редко и стоят дорого (в 2-3 раза
      дороже, чем в Беларуси); похоже, они привозные, из Турции;
    - виноград продаётся, но есть его не рискуешь, потому что он
      не свежайший, мухами засиженный, можно подцепить букет ин-
      фекций (включая брюшной тиф и холеру), к которым у местных
      иммунитет с детства (преимущество обитания по соседству с
      кучами а и залежами кошачьих экскрементов);
    - из очень дешёвых, хорошо выглядящих, безопасных фруктоово-
      щей, не требующих варки, попадаются только гранаты;
    - хватает вкусных плодов опунции, но они имеют нюанс в виде
      мелких колючек, застревающих в коже (надо знать способ об-
      хождения); в туристических районах они стоят дорого, а если
      вдобавок продаются очищенными от кожуры, то это негигиенич-
      но: в Африке следует ценить как раз наличие у фруктоовоща
      легко сдираемой кожуры.

  Консервированный тунец в Тунисе такой же дорогой, как в Белару-
си.
  И, можно сказать, на моих глазах в сети магазинов "Aziza" поис-
чезали консервированные сардины в баночках по 120 г. (как раз
порция на одного странствующего мизантропа). Для меня это был
довольно сильный удар не только потому, что я люблю эти сардины,
но и потому что питаться-то было особо нечем.
  Чтобы отъедаться, надо ехать в Узбекистан и Казахстан, а не в
Тунис.
  Как мне почему-то представлялось лет за 15 до собственной по-
ездки: Турция -- это ширпотреб для бедных, а вот Тунис -- это
следующий уровень качества. Оказалось наоборот.
  В Тунисе я время от времени ловил себя на том, что мне хотелось
"домой", в [нашу милую] Турцию -- к тюрбэ, имаретам, султанам,
чешме, чарши и т. п.
  Вернувшись из Туниса в Стамбул, я испытал сильное чувство облег-
чения и пребывал пару дней, можно сказать, в состоянии эйфории (но
потом привык). Турция в сравнении с Тунисом -- это следующий уро-
вень цивилизации: здесь хоть можно поесть в забегаловках без пер-
ца, купить хорошие яблоки и помидоры и спокойно попользоваться
общественным транспортом. Это не говоря уже о городских красотах
на каждом шагу. Турки в сравнении с тунисцами -- чистоплюи, эсте-
ты и душки. Короче, братья навек, храни их Аллах и всё такое.
  Но если вас водят за ручку по избранным тунисским объектам, то
для вас Тунис, разумеется, будет выглядеть прекрасно. Я тоже ви-
дал там немало превосходных мест, но мне вдобавок приходилось са-
мостоятельно добираться от одного такого места к другому.
  Я вполне созрел для написания книги по блистательному эстетизму
тунисства и наделал достаточно фотографий для её иллюстрирования
(хотя надо бы больше, разумеется), но я тут говорю о СРЕДНЕМ, о
массовом, о том, что на каждом шагу.
  Впрочем, через пару месяцев после поездки усталость от кошмар-
ных тунисских несовершенств проходит, и появляется желание снова
ехать в эту страну -- на досматривание хотя бы основного. И уже
нет когдатошнего страха перед неведомым: типичные "засады" изуче-
ны, ты уже почти тунисец, только со слабоватым желудком, не пере-
носящим большого количества перца.
  Есть ли в этом элемент мазохизма? А суицидальности? Нет, думаю,
в этом есть лишь элемент зависти к великим путешественникам, сла-
вные имена которых впаривались тебе в школе. И есть ушибленность
прекрасным образом никогда не существовавшего Индианы Джонса. А
вдобавок не прошло безнаказанно своевременное чтение "Похитителей
брильянтов", "Копей царя Соломона" и тому подобной воодушевляющей
нереалистичной литературы.
  Неприятна обильная ложь про Тунис в путеводителях и псевдопуте-
шественнических (на самом деле рекламных) фильмах.
  В немецком фильме про Тунис показали волосатое дрыщастое либе-
растское немецкоязычное чучело, которое аж переселилось в Tunesi-
en, будучи не в силах противостоять местному шарму. Чучело трынд-
ело про то, какой Тунис замечательный, и водило кинооператора по
прекрасным здешним местам. За такую подлую вручесть надо бы, мо-
жет, немножко побить это женоподобное чучело головёнкой об стенку
мечети.
  Позитивное в Тунисе (имеется тут и такое):
    - дешевизна общественного транспорта;
    - обилие и общедоступность пляжей;
    - низкие (в сравнении с Турцией) цены входных билетов на вся-
      кие достопримечательности;
    - очень дешёвые гранаты (ну, фрукты) в сезон;
    - возможность попробовать плоды опунции (правда, от них можно
      загнать себе очень мелкие колючки не только в ладони, но и
      в глаз; в ветреную погоду я бы даже стоять рядом не риско-
      вал);
    - таксисты в городах ездят преимущественно по счётчику (a
      compteur), правда, начинают наглеть при любой возможности
      (скажем, при поездках из аэропорта и в аэропорт).

                *  *  *

  Если какой-нибудь тунисец тебе помогает, ты напрягаешься: сей-
час он потребует за это деньги. На самом деле он требует их да-
леко не всегда.
  Если какой-нибудь тунисец к тебе обращается, ты тоже напряга-
ешься: сейчас он начнёт клянчить у тебя деньги или заманивать те-
бя в свою лавку. На самом деле это тоже случается не всегда.
  Приставучесть местных торговцев имеет такую же причину, как и
приставучесть местных котов: от недоедания это.

                *  *  *

  По-моему, Тунис -- это печальное будущее заиммигрантившейся Ев-
ропы (я имею в виду мусор, голодных кошек, неимоверно перченный
fast-food, непонятки с транспортом и т. п.). Если я этого ещё не
говорил, то скажу вот теперь, прямо тут. А если и повторюсь [раз
в пятый], не беда: такие важные вещи не грех повторять и раз по
пятьдесят, только всё равно ведь не дойдёт.

                *  *  *

  В Тунисе-городе водитель моего такси, попав в небольшую дорож-
ную пробку, устроил сначала перебранку, а затем и небольшую драку
с мопедчиком, пробовавшим двигаться против потока машин. С нару-
шителем правил, получается (оказывается, правила тут всё-таки
есть). Я придал лицу мужественное выражение и вышел из машины,
чтобы поддержать своего водителя хотя бы морально, но драка быст-
ро закончилась.

                *  *  *

  Униформа тунисской дорожной полиции (не всей): светло-голубая
рубашка с парой нагрудных карманов [в моём стиле], белая фуражка
с УЗКИМИ полями, ГАЛСТУК. Ладные полицейские в этой униформе
смотрятся потрясающе: не так идиотски, как российские и белорусс-
кие армейские офицеры с полями фуражек широченными, как когдатош-
ние кавказские кепки-аэродромы, а то и шире.

                *  *  *

  Ещё про еду в Тунисе. В первый же вечер, побродив по Медине
и рядом с нею её часа два в тщетных поисках магазина с едой, я
рискнул зайти в забегаловку. Мне стали втюхивать печёную на
гриле курицу с чем-то там, и я сдался. Потом было ещё какое-то
тра-та-та с упоминанием кускуса. Я подумал, что кускус -- это
гарнир к курице, и согласился. В итоге мне принесли сначала та-
релку с немалой порцией рыжего кускуса с печёной морковкой свер-
ху. Я начал его есть, он оказался обильно перченным, чем я был
грубо ткнут в местные кухонные реалии. Я начал с ужасом есть
этот кускус, просчитывая, хватит ли моего запаса соды, чтобы
предотвратить изжогу и -- не приведи Аллах -- приступ гастрита.
Не успел я осилить и четверть жгучего кускуса, как мне притащили
ещё одну тарелку -- с огромным куском курицы и наплюхом вокруг
него всякой мелочи вроде картофеля фри. Я попробовал отказаться,
и кормящая дама согласилась убрать часть картофеля. К счастью,
курица оказалась не перченной, а жутко жгучим была лишь часть
приложения к ней.
  Из-за борьбы с предизжоговым состоянием желудка, я плохо спал
-- и в первый же свой ночной подъём обнаружил на соседней постели
клопа. Конечно, я с ним беспощадно расправился, ни разу не дрог-
нув, но ясное дело, что он там вряд ли коротал время в одиночест-
ве. Все дальнейшие ночи я спал при включённом освещении, потому
что по моим представлениям постельные клопы при свете не ползают,
а затаиваются. Потерпеть несколько суток без еды и дождаться ка-
кого-нибудь тунисца они могли ведь вполне: привычная пища и всё
такое, а от меня им ведь могло и поплохеть.
  На себе я обнаружил несколько несколько предположительных поку-
сов, но часть их могла быть и от москтов, так что пришлось из-
влечь из походных запасов противомоскитную сетку.
  Допошатываясь на следующий день по Медине и поблизости от неё,
я не увидел ни одной овощной лавки. Пару раз попадались на глаза
только торговцы дынями и каким-то не известным мне фруктом (или
овощем), который тунисцы, наверное, очень любят, только не поку-
пают, потому что он очень дорогой: 2 динара (= 2/3 доллара) за
штучку размерами с большой лимон, а там ведь вдобавок надо шкурку
срезать.
  Потом Аллах сжалился надо мной и послал мне, наконец, сетевой
магазин ["Зухра"] "Азиза", в котором хотя бы имелись ценники, а
также кое-что помимо них, но фруктоовощей тоже не было.

                *  *  *

  На второй день своего пребывания в Тунисе, к концу утренней
прогулки, я стал ощущать, что заболеваю. Это могло быть от покуса
меня клопами. Или москитами. К середине дня вполне обозначились
носоглоточные симптомы. К тому же, чтобы закрепить успех в ночной
борьбе с изжогой, я съел содержимое двух 350-граммовых банок
местного йогурта (одну в обед, другую за ужином), что добавило
мне к следующей ночи ещё один симптом. А может, он добавился и не
от йогурта (я всё же тренировался до этого в Турции на мороженом:
организм был к молочке приучен). В дополнение к сложностям с до-
быванием еды отсутствовал холодильник в гостиничном номере, так
что за двумя банками йогурта я ходил в магазин "Азиза" ДВА РАЗА.
  Из-за высокой температуры я потерял полтора драгоценных путеше-
ственных дня.

                *  *  *

  Испытывая острую потребность во фруктоовощном питании, я обра-
тился, наконец, на reception своего отеля (не за едой, а только
за информацией о ней), и -- о, чудо! -- Центральный рынок Туниса-
города оказался всего лишь в 200 м от места, где я обитал. Ну, я
не собака, в запахах не разобрался. И мне тоже не всегда везёт.
Заодно я обнаружил недалеко от рынка два сетевых продовольствен-
ных магазина, в том числе один Carrefour ("Перекрёсток"). В Car-
refour фрукооовощной отдельчик уже имелся, пусть слабенький. Моя
жизнь в Тунисе более-менее наладилась.
  В Минске у меня в 5-минутной доступности ЧЕТЫРЕ неплохих сете-
вых магазина, и ассортимент там -- не чета тунисскому. В 10-ми-
нутной доступности -- три супермаркета. Все -- с нормальными цен-
никами, на которых, где надо, даже указывается и цена продукта за
один килограмм. Этим объясняется мой лёгкий ужас от столкновения
с тунисскими водно-пищевыми реалиями. Ой, конечно же, ко всему
такому можно более-менее приспособиться. Но лучше иметь при себе
небольшой запасец на первую пару дней.
  Вид у Центрального рынка страшненький. Цены действуют угнетаю-
ще. Часть товара имеет жуткий вид, близкий к помойному. Виноград
и гранаты стоят почти столько же, сколько в Минске. Ну, я в кур-
се, что часть фруктоовощей в Тунисе привозная (в основном из Тур-
ции).
  Цена на финики -- порядка 3$ за килограмм. Припоминаю, что во
времена моего детства они стоили в СССР чуть ли не 15 копеек за
килограмм. Правда, арабов с той поры стало раза в три больше, а
удобных мест для выращивания фиников, наверное, не прибавилось.
  Чуть дешевле, чем в Беларуси, тут курага и сушёный инжир.
  Ко времени моего визита в Тунис курс белорусского рубля и ту-
нисского динара к доллару был почти одинаковый, что весьма облег-
чало мне приценивание.
  Моя попытка торговаться на рынке за яблоки окончилась ничем:
похоже, цены тут и без того минимальные (или, скажем так, аде-
кватные) -- из-за низкого спроса.

                *  *  *

  Ближайший к моей гостинице "Мархаба" муэддин почему-то стремил-
ся подражать ослу. Удалённые муэддины тоже не очаровывали. Их со-
вокупными усилиями получалась та ещё какафония, и я [переживал за
ислам] закрывал окно.

                *  *  *

  Доступное мне арабское телевидение в гостиничном номере оказа-
лось жутким: уйма арабских телеканалов (в том числе ливийских,
иракских, сирийских, ливанских: война -- не помеха), но на них
только проповеди, спорт, трёп и унылые новости про бомбардирова-
ние Израилем Бейрута и сектора Газа. Хорошо ещё, что хоть не было
рекламы. Я искал НОРМАЛЬНОЕ КИНО, пусть и на арабском, но попада-
лись, да и то изредка, лишь тягомотные арабские сериалы.

                *  *  *

  Перед поездкой в Тунис я изучил, среди прочего, три рекламных
фильма об этой стране и два путеводителя (из серий Nelles Pocket
и Abenteuer und Reisen). Так вот, наврано там было безбожно. На
фотографиях -- надёрг выгодных ракурсов, которые на местности
разбавлены на 90% всякой серятиной, задрипом и мусором.

                *  *  *

  Визиты в страны типа Туниса помогают адекватнее оценивать то,
что мы имеем на собственных родинах. Я немножко не патриот, и от
значительной части отечественных реалий у меня стабильная тошно-
та, но именно в Тунисе мне окончательно открылось, что Беларусь
по совокупности здравых показателей -- наверное, одно из самых
комфортных мест на планете Земля (sic!), хотя на первый взгляд
это звучит довольно ошибочно или лживо.
  Ладно, прикидываем. В Беларуси:
    - сетевых продовольственных магазинов немеряно, ассортимент
      в них приличный, цены в сравнении с Тунисами божеские;
    - общественный транспорт хорошо организован;
    - все улицы подписаны, все дома пронумерованы;
    - разноцветные понаехи пока что не на каждом шагу [а только
      на каждом втором или третьем];
    - климат умеренный;
    - бури бывают редко;
    - земля не трясётся;
    - леса обширны;
    - опасной живности немного (практически только клещи; гадюки
      же и дикие свиньи -- редкость, да и то не в городах);
    - вода из крана более-менее чистая;
    - развито центральное отопление, и включают его более-менее
      вовремя;
    - электричества хватает;
    - есть жёсткое правление (= нет уличных протестов, забастовок
      транспортников и т. п.);
    - педерасты не рулят [а только подруливают];
    - нищета не наблюдается, а что тупое население не шибко жиру-
      ет -- так и хорошо: оно позволяет себе чуть меньше вредных
      излишеств, реже болеет;
    - имеется внятная базовая медицина, пусть местами и не бес-
      платная (поскольку медицинские изыски ведут к вырождению
      нации, я их не приветствую);
    - кишечные инфекции не распространены;
    - возможность относительно дёшево и быстро выбираться за
      бугор имеется (тут вам не Австралия);
    - есть несколько вполне приличных телеканалов, на которых
      почти сплошное голливудское кино в жанре action (скажем, в
      Тунисе мне обнаружить такое не доводилось; зато тут хватает
      религиозных каналов, на которых постные муллы толкают ка-
      кие-то нравоучения на арабском).

  Отсутствие в Беларуси псевдовыборов европейского типа -- офиги-
тельная оплакиваемая потеря, особенно для мизантропа: много ли
толковых правителей европейцы себе навыбирали? Если европейские
нации вырождаются и замещаются афроазиатскими понаехами, то не в
"демократии" ли одна из причин этого?
  Засуньте себе в популярное место свои Швеции, напичканные педе-
растизмом и разноцветными иммигрантами: Лукашатник, только Лука-
шатник. И это я ведь ещё не жил подолгу в ваших палестинах, не
искал там жилья и работы, не пытался лечиться, растить детей, а
приезжал с готовыми пачками денег (пусть и не толстыми) -- чест-
но заработанными, кстати, в условиях этого жуткого Лукашатника.
  Я считал, что белорусы -- унылые, злобные и агрессивные. Но в
сравнении с тунисцами они вполне себе ничего, средненькие. Спра-
ведливости ради скажу, что довольно многие тунисцы, с которыми я
контактировал, были отзывчивы и обходительны. Ну, белорусы ведь
тоже грызучие далеко все подряд (даже я мизантроплю не сплошня-
ком).
  В Лукашатнике, правда, нет моря и гор и очень мало старины (в
сравнении с Тунисом Беларусь по этой части -- почти ноль).
  Считается, что туристы видят посещаемые ими государства с луч-
ших сторон и потому оценивают их завышенно. Наверняка так оно и
есть, но туристы -- это одно (их водят за ручку), а самостоятель-
ные путешественники -- это другое: они скорее замечают не лучшее,
а худшее (попробуй ещё не заметить!), причём местами похлеще да-
же, чем аборигены, потому что те худо-бедно приспособились к оте-
чественным сложностям, освоили скудноватые источники благ.

                *  *  *

  Эпизодик на улице Туниса-города: сфотографировал я несколько
пооблупившийся шедевр французской архитектуры, рядом обнаружил
особо крупную кучу мусора и прицелился фотографировать и её,
для контраста. Между мной и кучей встал тунисец, заслонил собой
объект. Я жду, когда он уберётся, он смотрит на меня и тоже че-
го-то ждёт. Я ему жестом показываю, чтобы он сделал шаг в сторо-
ну, он начинает агрессивно толкать мне патриотическую речь, что
это Тунис и что здесь ему решать, какие кучи мусора мне фотогра-
фировать. Не помню, что я ему ответил в этой неожиданной ситуа-
ции. Но точно помню, что я не убежал. Конечно, надо было крик-
нуть ему в лицо: снимай с себя шмотку нашего европейского покроя
и надевай себе на голову тюрбан. Вообще, вариантов крика в лицо
напрашивается тут много. И хорошо, что напрашивается с припозда-
нием. Вернулся я из Тунисии живым-здоровым -- и ладненько.
  Хочу уточнить, что меня вовсе не тянет на "экстрим": меня вле-
кут красивые пейзажи, яркие закаты, зрелищные городские виды, мо-
гилки и места временного постоя великих людей и, конечно же, ру-
ины -- пограндиознее и подревнее. Местные кухни меня тоже интере-
суют, тем более если в них есть что-то для меня съедобное (= без
мух и большого количества перца). А ещё, разумеется, мне требуют-
ся музеи -- только качественные и с чем-то особенным.

                *  *  *

  В Тунисе-городе возле Bab Bhar я однажды видел молодого тунис-
ца, который даже не поленился поднять крышку мусорного контейне-
ра, чтобы что-то под неё бросить. То есть потенциал уличной чис-
топлюйнсти у народа наверняка не исчерпан, и дело упирается лишь
в недоработки со стороны властей.

                *  *  *

  Тунис -- после ЮАР [самая богатая] наименее бедная и наиболее
европейнутая страна Африки. Вдобавок самая северная. До острова
Сицилия отсюда морем чуть более 100 км.
  Тунисом последовательно рулили:
    берберы;
    карфагеняне (финикийцы);
    римляне;
    вандалы;
    византийцы;
    арабы;
    берберы;
    пираты;
    турки;
    испанцы;
    французы;
    немцы, итальянцы;
    французы;
    тунисцы.

  Соответствено Тунис -- наверное, в Африке самая обильная исто-
рическими достопримечательностями страна после Египта (Египет вы-
бивается на первое место благодаря наследию времён фараонов, а до
Туниса фараоны в своё время не добрались).
  В аспекте руин и музеев Тунис смотрится [скромноватенько] до-
стойно в одном ряду с Турцией, Сирией, Ливаном, Иорданией, Ира-
ком. Главное: он мирный, близкий (ну, для южных западноевропей-
цев), настроенный на приём богатетеньких туристов (а палаточни-
ков тунисцы, наверное, презирают: кочевников тут хватает и сво-
их).
  По уровню экономического развития Тунис -- первый после Южной
Африки. Но прежде он уступал Ливии.
  Тунис -- часть Магриба (арабского "Запада" Северной Африки).
Магриб составляют три страны: Марокко, Алжир и Тунис.
  Тунис обособился (стал СТРАНОЙ) наверняка в основном благодаря
ландшафтным факторам: с севера и востока у него море, с юга пус-
тыня, с запада -- горы.
  У англичан страна Тунис называется Tunisia, у немцев -- Tunesi-
en. То и другое означает "Тунисия". А главный город страны Туни-
сии -- таки да, Тунис. У русских же -- с их особой языковой гиб-
костью и выразительностью -- и страна, и главный город в ней на-
зываются одинаково, экономно: Тунис. Чтобы люди путались и были
вынуждены уточнять. Или по аналогии с Люксембургом и Сан-Марино.
  Тунис -- самая маленькая страна Северной Африки. Компактность
-- путешественникам очень на руку: здесь за 1-3 часа можно доби-
раться общественным автотранспортом от одного замечательного го-
рода к другому  если только разберёшься в местном транспортном
бардаке.
  Наиболее историчные города Туниса: Тунис, Бизерте, Хаммамет,
Сус, Монастир, Кайруан. Кайруан в культурном пространстве ислама
-- аж третий по авторитетности город после Мекки и Медины. У му-
сульман он якобы считается, что посещение Кайруана эквивалентно
1/7 посещения Мекки.

                *  *  *

  Сципион Африканский после взятия Карфагена в 146 г. до н. э.
приказал не только разрушить город до основания, но вдобавок по-
сыпать место его нахождения солью, чтобы там ничто не росло. За-
метим, что даже вандалы так не поступали: что-то ломали -- да, но
чтобы раскурочивать до основания и потом -- солью (довольно доро-
гим продуктом!), такого за ними не водилось (подобной абсурдной
ерундой они себя не утруждали). Кстати, можно было просто обильно
полить землю морской водой (море рядом!) [но я этого не говорил].
  Забавно, что римляне же и взялись восстанавливать Карфаген лет
через 30. Видать, сципионова соль оказалась быстро смыта дождевой
водою. К сожалению, ныне демонстрируемые руины Карфагена -- это
руины в основном римлянские, а не карфагенянские (пунические).
  Римляне не просто восстановили Карфаген, но сделали это насто-
лько качественно, что якобы вроде как бросили архитектурный вызов
аж городу Риму (правда, по руинам этого не видно, так что, воз-
можно, это является всего лишь байкой для туристов, чтобы они ак-
тивнее тянулись на экскурсии). Но пришедшие чуть позже вандалы не
оценили такого достижения, и новый Карфаген при них пришёл в упа-
док.

                *  *  *

  В 1941-1943 гг. война в Тунисе шла довольно интенсивно. Бизерте
пострадал от англо-американских бомбардировок. Даже в Эль Джеме
борцы с фашизмом вроде как раздербанили часть тамошнего амфитеат-
ра.
  Очень масштабная десантная операция "Акробат" -- высадка амери-
канцев и условных агличан (на самом деле частью индусов, южноари-
канцев, новозеландцев и др.) в Северной Африке для наступления на
Тунис.
  На стороне англо-американцев воевали также французы -- из "Сво-
бодной Франции" и перешедших на другую сторону вишистов.
  При высадке союзников в Северной Африке вишисты сначала оказали
им сопротивление, но потом [изменили присяге] [перешли на сторону
врага] заняли правильную позицию.
  Немецкий Африканский корпус (15 дивизий) попал в безвыходное по-
ложение на севере Туниса, будучи оттеснённым на мыс Бон, и сдался
в плен.
  Тунисские аборигены в этой войне сколько-нибудь массово не уча-
ствовали. Им, наверное, было всё едино: что те колонизаторы, что
эти. А флажками приветствовали "освободительные" войска коллабо-
рационисты и обитавшие в Тунисе европейцы.
  Кстати, зимой на севере Туниса очень дождливо, и союзники силь-
но жаловались на грязь и торопились строить дороги. Из-за грязи
на аэродромах самолёты не всегда могли влетать. Если судить по
документальному кино, то таки да, зимней грязи там было не мень-
ше, чем осенне-весенней грязи в России.
  Союзников очень выручали мулы.
  Про сражения за Тунис англичане ещё во время войны сделали про-
пагандистский документальный фильм. Недурственный. Я его смотрел
несколько раз -- для пропитки тунисскими реалиями.

                *  *  *

  Меня запугивали в интернете статьями про запрет вывоза местных
денег из Тунисии. Якобы нельзя вывозить даже иностранную валюту в
сумме более 1500$ (если слишком запасся -- потрать), а у меня с
собой было именно что более (мало ли что). И мне угрожали въедли-
выми таможенниками. На самом деле я таможенников даже не увидел,
но верю, что они есть. В какой момент они долны брать за жабры,
не знаю. Наверное, после просвечивания багажа на входе в аэро-
порт. Я входил в 7 часов утра, так что, может, они ещё [спали]
[пили кофе] получали инструктаж. И моих денег соответственно ни-
кто не считал. Но я всё же обменял в аэропорту динары на доллары
(по неплохому, кстати, курсу). Типа обрубил концы. Обменщик по-
требовал, чтобы я предъвяил чек на покупку своих динаров. Я этот
чек двухнедельной давности у себя нашёл -- и извинился за то, что
часть динаров уже потратил.
  Одну монету в 50 миллимов я всё же вывез [подрагивая от страха]:
коллекционерство -- это страсть, а не хаханьки.
  В моей сумке была аж пригоршня турецких монет, но их тоже никто
не проверял на предмет похожести на тунисские.
  Кстати, тунисские монеты очень неудобны: разница в размерах
между монетами в 50, 100 и 200 миллимов (они жёлтые) очень незна-
чительна, между монетами в 500 миллимов и 1 динар (они белые) --
тоже. На монетах в 500 мллимов, 1 динар, 5 динаров номинал напи-
сан так мелко, что его попросту не видно, особенно если [зрение
уже "посажено"] монета истёртая. Зачем (или почему) так сделано
-- серьёзны вопрос. Хочется думать по этому поводу хорошее, но
думается плохое.

                *  *  *

  Различаем:
    бедуины -- кочующие арабы.
    берберы -- группа сев.-африканских племён, родственная
               арабам и евреям (хамитская языковая семья).
    туареги -- кочевая народность пустыни Сахара, родственная
               берберам.

  "Малая советская энциклопедия" (1930):
  "БЕДУИНЫ (араб. 'беду' -- пустыня), кочующие племена арабов в
Аравии, Сирии, Месопотамии и Сев. Африке. Живут родами и управля-
ются старейшинами, или 'шейхами'."
  "БЕРБЕРЫ, группа сев.-африканских племён, происшедших от древ-
них ливийцев и говорящих на наречиях берберского яз., относящего-
ся к семье хамитских яз. (см. 'хамиты'). В Марокко, где Б. со-
ставляют 3/5 населения, особенно выделяются риффы на С. и шлеу на
Ю., в Алжире -- кабилы. В Сахаре живут туареги. Оседлые Б. (не-
значительная часть -- кочевники), занимается земледелием, ремёс-
лами, торговлей. Общая численность Б. достигает 6-7 млн. чел. До
появления арабов в Сев. Африке (ок. 1060) Б. испытывали на себе
влияние римской и иудейской культуры, а впоследствии и христианс-
кой религии. Арабы насильственно их исламизировали." "Впоследст-
вии коренное население Б. смешалось с арабами..."
  "ТУАРЕГИ (самоназвание имухаги, имушаги), народность берберской
язык. группы, населяющая оазисы Сахары, общ. числ. 300 т. ч. Му-
сульмане, весьма мало религиозные и не имеющие мечетей. Преимущ.
кочевники, бытом напоминающие бедуинов. Осн. занятия -- скотовод-
ство, караванный транспорт и его охрана, кое-где -- земледелие.
Сильные пережитки т. н. материнского права." И т. д.
  Малорелигиозность туарегов означает, что они никого не будут
резать за идею, а только ради денег и шмотки. [Это хорошо.]
  В Тунисе туареги обитают на юге страны. А на севере страны оби-
тают тунисцы, являющиеся помесью [берберов с бедуинами] туарегов
и арабов с добавлением по мелочи много кого.

                *  *  *

  Попытка разобраться с типами и названиями укреплений у арабов. По
Википедии.
  "Касба -- в первоначальном значении - арабское название для ци-
тадели.
  Название касба принято прежде всего в странах Магриба. Замки и
крепости исторических городов (например в Алжире или Сусе) назы-
ваются касбами. В Алжире это название было перенесено на весь
старый город, который в 1992 году ЮНЕСКО был объявлен всемирным
наследием."
  "В Марокко под касбой понимают ограниченное стенами крепостное
сооружение внутри медины (старого города); часто это была рези-
денция губернатора или короля во время посещения города (Танжер,
Шавен, Фес, Марракеш). В касбе обычно жили семьи высокопоставлен-
ных чиновников и военных.
  Кроме того в Марокко название 'касба' используется также для
крепостных сооружений вне городов, особенно в горах Атласа (Бу-
лауан, Бени-Меллаль)."
  "В конце XIX века название 'касба' было перенесено на крепост-
ные сооружения, созданные из глины. Они были построены по прика-
зу берберских князей на юге Марокко (Телуе, Скура, Таурирт). Не-
редко понятие 'касба' применяют к жилым крепостям (тигремт)
берберов, но их военное использование стояло далеко на заднем
плане."
  Во многих городах Андалусии (например Малага и Альмерия) сущес-
твуют мавританские крепости, которые носят название 'алькасаба'
(исп. Alcazaba). Это название происходит от арабского аль-касба.
Альгамбра в Гранаде - тоже касба.
  Деревенским эквивалентом касбы является ксар, укреплённая де-
ревня."

  "Ксар - тип укреплённой берберской деревни, состоящей из при-
строенных друг к другу (часто на склоне горы) домов, так что
снаружи ксар выглядит как крепость, окружённая стеной. Одна из
главных форм берберской архитектуры. Внутри ксара, как правило,
находятся также и общественные сооружения - зернохранилища, ме-
чети, бани, магазины. Жилище внутри ксара называется горфа (фр.
ghorfa). Ксары строятся из самана, реже - из камня и самана.
  Ксары распространены в сахарских оазисах Магриба и на южных
склонах Атласа. Наибольшая концентрация ксаров - в оазисах до-
лины реки Дра в юго-восточном Марокко.
  От того же арабского корня, что и ксар, происходит испанское
слово и имя собственное Алькасар.
  Пять ксаров объявлены ЮНЕСКО объектами всемирного наследия -
Айт-Бен-Хадду в Марокко, а также Уадан, Шингетти, Тишит и Уала-
та в Мавритании."

  "Рибат - первоначально означает сторожевой дом или
укрепление, каких немало было во многих местах на границах об-
ласти ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения исполь-
зовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской
мистической культуры.
  В рибатах проводились первые собрания суфиев, которые занима-
лись не только богослужением, но и были самоотверженными воина-
ми. Считается, что первый рибат был основан в 767 году в Абада-
не Абдуль-Вахидом ибн Зейдом. По другим данным - в IX веке в
Рамле в честь куфийца Абу Хашима.
  Практика собраний в рибатах распространилась во многих регио-
нах исламского мира. Известно, что Абу Исхак аль-Казаруни осно-
вал в Иране 65 рибатов. Жители рибатов принимали активное учас-
тие в обороне исламских территорий от внешней агрессии кресто-
носцев, индийских язычников и испанской Реконкисты."

  Стараться не путать "рибат" и "рабат".
  Рабат -- столица Марокко.
  Рабат -- префектура в области Рабат-Сале-Заммур-Заер Марокко.
  Рабат -- город на острове Мальта.
  Робат Карим -- город в Иране.
  Рабат -- село в Казыгуртском районе Южно-Казахстанской области
Казахстана.
  Рабат -- село в Турсунзадевском районе, Таджикистан.
  Рабат -- кишлак в Афганистане, в провинции Бадахшан.
  Рабат -- город в Грузии.
  Рабат (часто 'рабад') -- предместье в средневековых городах
Средней Азии.

  Медина -- священный мусульманский город в в Саудовской Аравии.
  Медина -- как бы "старый город" в странах Магриба. Медина имеет
или когда-то имела крепостные стены (с башнями, разумеется).
  Рибат от касбы, как я понимаю, нынче отличить трудно. Отличают-
ся они скорее происхождением. Касба, вроде, должна скорее всего
находиться в пределах медины, рибат -- скорее всего нет.

                *  *  *

  Хабиб Бургиба (1903-2000) в Тунисе -- аналог Ататюрка в Турции,
скроил свой светлый образ по его образцу, но далеко не дотягивает
до Ататюрка заслугами, фотогеничностью, популярностью. И Ататюрк
вовремя ушёл. Если к Ататюрку у меня остро переживаемая симпатия,
то к Бургибе она отсутствует начисто. По-моему, сами тунисцы от-
носятся к Бургибе в основном с прохладцей, и культик его тут --
официозный, а не народный.
  Если бы тунисцы не отделились в своё время от французов, сегодня
бы наверняка жили, как во Франции, и не надо было бы стараться в
неё эмигрировать. По-моему, это очевидно, так что многие простые
тунисцы наверняка совпадают со мной в оценке героической борьбы
под руководством Бургибы за возможность обкакиваться самостоятель-
но. Но предвидеть такое, конечно же, было затруднительно, тем бо-
лее что СССР подзуживал и обещал помощь. Попробовали, что-то поня-
ли, но Франции они УЖЕ НЕ НУЖНЫ.

                *  *  *

  "Луаж" в Тунисе -- то же, что "долмуш" в Турции: "маршрутное
такси".


Рецензии
Судя по описанию вы были в Тунисе после "арабской весны".До этого ,а я там был боьше 20 лет назад, была вполне приличная страна,где чуствовалось французкое влияние и не было всех этих хиджабов и исламских настроений.Да и было довольно безопасно.Мы даже ездили на местных электричках,где кроме нас с женой во всем поезде была лишь местная публика.Три дня провели в Сахаре,проехав с севера на юг до самой границы и обратно,совершенно незабываемое время.С едой было совсем не плохо.А вот с достопримечательностями вроде Карфагена проблема.Смотреть почти нечего.

Александр Ресин   10.03.2025 22:33     Заявить о нарушении
В Тунисе я был в прошлом октябре. Если Вы избалованы Римом и Стамбулом, то таки да, тунисские достопримечательности сногосшибательно не смотрятся. Но, скажем, амфитеатр в Эль Джеме вполне себе на высоте, особенно в сравнении с какими-нибудь белорусскими древностями. И в Тунисе я лазал по таким дырам, в какие ни один нормальный индивид свою супругу не потащит, если только не хочет от нее избавиться.

Александр Бурьяк   11.03.2025 10:55   Заявить о нарушении
Да анфитиатр второй после Коллизея,да и мозаики есть что посмотреть.Но от Карфагена мало,что осталось.

Александр Ресин   11.03.2025 17:18   Заявить о нарушении
Совсем хорошо не бывает никогда. Лично я найду основания поворчать и по поводу, к примеру, Ватикана или Лувра. Ну, может, Вы хотели чтоб было, как в Помпеях.

Александр Бурьяк   12.03.2025 17:25   Заявить о нарушении
Я не был в Помпеях,а в Риме и Ватикане напрягают только толпы народа и довольно грязноватые улицы.

Александр Ресин   12.03.2025 17:37   Заявить о нарушении
Так, может, Вы - мизантроп, батенька. Как и я. Тогда всё нормально: напрягающие моменты для нас - везде. Выход только один: [убиться] чаще переключать своё внимание с окружающих мерзостей на любование светлостью своего сверхчеловечьего умища.

Александр Бурьяк   12.03.2025 18:09   Заявить о нарушении