Иероним Занхий. Письмо покровителю
Вот, какого рода и насколько велика путаница и беспорядок в наш век, благородный граф, во всём христианском мире, как в отношении всех прочих дел, так и особенно в отношении церковных дел, связанных с религией, - нет человека, который бы этого не видел, нет доброго человека, который бы этого не осуждал, и нет благочестивого человека, который бы с большим возмущением не сожалел и не думал о Божьем правосудии.
Несомненно, в наш век очень велик свет истины, который, благодаря исключительному дару Божьему, был обнаружен в священных Писаниях некоторыми верующими последователями Христа и, распространяясь повсюду, воссиял всем, как солнце на небесах: но я молюсь, чтобы сколько туманов заблуждений, тьмы и черных туч ересей, не смогло взбудоражить и сбросить в глубины ада никакое количество верующих и служителей, бросив тень против этого яркого света.
Я не говорю сейчас о тиранах, которые существуют, и все же я подразумеваю и направляю все их мечи, всю их мощь, саму силу и могущество их авторитета на то, чтобы эти подсвечники (я признаюсь, из хрупкой глины,), в которых остается и сияет хоть что-то от этого света, не были разбиты их железными ударами; тогда весь свет Божественной мудрости (если так Богу будет угодно) может быть немедленно потушен и погашен: и на ее место снова придет эта адская тьма; преисподняя, может быть, добьется успеха и будет иметь все влияние.
Именно по этой причине то, что было сделано в эти наши несчастные времена, каким образом было совершено бесчисленное количество убийств во многих местах, а во многих других местах не раз, - всё ещё свежо в нашей памяти. И мы помним, кем и как дьявол недавно был изгнан из ваших долин. Хотя могущественная рука Бога защитила вас, резня не увенчалась успехом, как того желали эти безбожные негодяи: вы сами знаете это лучше, чем мы. И теперь этот вечно занятый сатана постоянно пытается добиться того же: какие уловки он придумывает, какие козни замышляет, какое оружие готовит: какие войны он ведет против благочестивых князей и магистратов, которые желают, чтобы этот Божественный свет сиял в их владениях, и трудятся, чтобы распространить тот же самый свет далеко и широко по всему миру, как знает Сам Господь, обитающий в небесах, Который также готов рассеять нечестивые советы нечестивых и разогнать их, как дым, Своей невероятной любовью и милосердием по отношению ко всем, когда это наиболее целесообразно для Его Церкви и когда тираны не ищут ничего меньшего, чем разочарования в своих намерениях, которыми они так долго и бдительно гордились. В свидетели приведите фараонов, Аманов, Антиохов, Юлиев и других подобных им врагов Церкви. Ибо до сих пор сохраняется обетование: «Врата ада не одолеют её».
Но оставим тиранов в покое и вернемся к телу нашего христианского содружества, которое так жалко страдает от грехов: кто, я умоляю вас, есть, кроме Него, идущего от пустыни, Который, видя такой большой разрыв этого тела на множество последователей, а именно из всех тех, кто исповедует и называет Христа как истинного Бога и истинного Человека и единственного Искупителя мира, наиболее упорно защищает свои ошибки: некоторые, многие и те, что наиболее опасны? Другие, немногочисленные и не столь отважные, в этих случаях преследуют и ненавидят других со злобой большей, чем змеиная, и изводят и мучают с жестокостью большей, чем у мясника на бойне! Что это за человек, говорю я, который, видя все это, слыша это и сокрушаясь о том в своем уме и совести, не испытывает великой скорби, не вздыхает, не сетует, не проливает слез?
Римская церковь когда-то, в незапамятные времена, была самой известной во славу своего благочестия, своего благородного учения, своей Божественной веры, христианской дисциплины и постоянства в вере против всех еретиков: и как солнце на небесах сияет намного ярче всех звезд, так и она сияла намного ярче всех церквей на земле примером своего исключительного христианского благочестия, и было хорошо и уместно, что ее обычно называли матерью всех церквей. Но в какую же тьму и слепоту она погрузилась после того, как согрешила, по справедливому Божьему суду, будучи как бы изгнанной с небес, и лежит погребённой и утонувшей в той же тьме и слепоте до сих пор? Тот, кто в таком ярком свете Евангелия не видит этого, слепее мула. Это не что-то новое: то же самое произошло сначала с израильской церковью, затем с церквями на Востоке и в Греции.
Теперь поговорим о тех церквях, которые в таких вещах, как отступничество Римской церкви от апостолов, были вынуждены из-за её своеволия и тирании в конце концов покинуть её. Какие ужасные ереси в некоторых из них были извлечены из преисподней слугами сатаны? Анабаптизм, либертинизм, арианство, савеллианнство, маркионизм, евтихианство, несторианство и что ещё? Да, даже безбожие [мне больно это говорить] распространяется повсеместно. Верные служители Христа противостояли всему этому и во многих местах победили дьявольские учения, сохранив свои церкви, реформированные искренним учением Евангелия, свободными от этих пагубных заблуждений, и, благодаря Божьей милости, до сих пор сохраняют их. Так что мы не дружим и не имеем дела с подобными людьми, но, несмотря на это, не можем полностью искоренить их повсюду. Многие болезни по-прежнему распространяются и множатся повсеместно, и многие злые духи по-прежнему приходят в этот мир. Что же тогда должен делать христианин, который восхваляет славу Божью и лелеет свою душу и своих ближних и желает иметь доброе имя в Церкви [ибо это немаловажный момент, быть принятым и сопровождаемым кафолической Церковью как истинный член Христа], что, говорю я, должен делать христианин при такой путанице вещей, таком расхождении во мнениях, таком множестве ересей, таком разнообразии религий? Я, если смогу, приведу примеры, чтобы выразить своё мнение, согласное со Священным Писанием.
Если огромная и могущественная армия врагов захватит какую-либо страну, убивая и грабя повсюду, куда бы она ни пришла, так что ее нельзя будет быстро или легко изгнать, что должны делать жители этой страны, чтобы обеспечить безопасность себе и своим детям?
Во-первых, они должны бежать в хорошо защищённые города и оставаться там до тех пор, пока с помощью Божией страна не будет освобождена из рук врагов. Во-вторых, если их осадят, им придется умереть от голода или сдаться врагу: они должны позаботиться о том, чтобы у них было как можно больше провизии. И поскольку, если Господь не хранит город, напрасно бдит стража, то все люди должны с искренними молитвами взывать к Богу, чтобы Он был с ними, хранил их и защищал. В связи с этим необходимо, чтобы все в городе постоянно соблюдали братскую веру, любовь, мир и согласие между собой: поскольку ни одно царство, разделённое само в себе (как сказал Господь) не устоит: и даже язычники свидетельствуют, что согласие малых дел ведёт к росту, а раздор великих дел к упадку. Не следует пренебрегать и здоровьем тела , в котором граждане должны быть как можно более здоровыми и крепкими, чтобы приносить пользу и защищать общее благосостояние. Больные и немощные, особенно в такое время, приносят мало пользы обществу, более того, они являются для него большим бременем и обузой: они не могут сражаться с врагом. Поэтому очень важно, чтобы каждый заботился о своём здоровье. Кроме того, необходимо тщательное и бдительное наблюдение, чтобы враги не проникли в город внезапным нападением, обманом или подкопом и не застали нас врасплох. Поэтому м организуются ночные дозоры. Но как можно наблюдать без трезвости? Ибо из-за безделья и пьянства здоровый сон нарушается: так что нельзя ни на минуту отлучиться. Поэтому, чтобы не утонуть в вине и не уснуть, мы должны быть трезвыми. И что ещё важнее, мы всегда должны иметь при себе оружие, чтобы защищаться от ударов наших врагов и уметь отражать их. поэтому, помимо наших крепких стен и хорошо защищённых крепостей, сами горожане также должны быть готовы в своих доспехах.
Но ничто не может быть более губительным и опасным для городского богатства, чем если бы внутри в их городе, особенно во время войны, появились сторонники врага, которые могут нанести удар в спину, как бы они ни притворялись друзьями горожан и ни заявляли, что согласны с ними во всём; такие люди - вероломные предатели. Поэтому необходимо принять все меры предосторожности, чтобы тщательно выяснить, кто находится в городе, чем они занимаются, какой образ жизни ведут и где живут, и если обнаружится, что кто-то отклоняется от общих занятий, образа жизни и нравов города, то их можно будет выявить, проверить, исправить, наказать или изгнать из города. Но поскольку нет ничего, что могло бы либо нанести гражданам более глубокий урон, либо заставить их быть более жестоко наказанными, тогда, если, соблазненные крупными обещаниями или взятками врагов, они предают свою страну; или, будучи напуганы их угрозами, они ускользают от своего правителя и позорно отрекаются от себя: и наоборот, нет ничего более почетного, более прибыльного или достойного большей похвалы и награды, тогда, если ты твердо веришь своему князю и стране, с публичным исповеданием этого доверия, ты постоянно стоишь за нее даже до смерти и сражаешься за нее до последнего человека. Поэтому необходимо постоянство в твоей вере, преданности своему князю и стране, а также публичное исповедание этой веры даже до самой смерти.
Под этими укреплёнными городами я подразумеваю те церкви, которые когда-то были построены на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, а затем были восстановлены на основе Евангелия и истинно реформированы. Таким образом, они твёрдо и непоколебимо придерживаются апостольского учения и Священного Писания, понимая и разъясняя их в соответствии с здравыми толкованиями древних Отцов. Эти основы Церковь обычно излагала в краткой форме учения, которую они называли катехизисом. В нём содержалось апостольское вероучение, молитва Господу и десять заповедей. В кратком изложении вероучения кратко показано, во что мы должны верить и на кого мы должны возлагать всю надежду на спасение. Молитва Господу ясно указывает нам, Кому и о чём нам следует молиться, а также о том, по каким причинам следует обращаться к Богу и просить у Него всего, чего мы просим, а именно потому, что Ему принадлежит Царство, сила и слава. Декалог, или Десять заповедей Моисея, очень кратко и ясно предписывают, как мы должны вести себя по отношению к Богу, и как мы должны поклоняться Ему: каким образом мы должны жить с нашими ближними: и как мы должны умереть для самих себя, то есть для наших страстей, отказываясь от них навсегда, насколько это возможно, по закону Божьему. К этим трём основным частям катехизиса присоединяется четвёртая часть: учение о таинствах, которые, согласно Синаксарю, полностью включены в великое исповедание веры (как его называют) начиная с крещения..
Все эти сведения, кратко изложенные в Священных Писаниях и сведённые в краткий справочник, мы, не сомневаясь, вместе со всей древней Церковью назовём основами всей христианской религии. И поскольку еретики, когда они не осмеливались просто отрицать эти основы, обычно вырывают их с корнями и извращают, по большей части, путем ложных толкований, для своих ересей: следовательно, чтобы истинные церкви можно было отличить от еретиков, мы должны понимать и разъяснять эти принципы и главные положения доктрины ни в каком другом смысле, в каком древняя Церковь, согласно Священному Писанию, по общему согласию, особенно на наиболее подходящих для этого соборах, разъяснила их.
Ибо какое заблуждение может быть более твёрдым, несомненным и явным, чем статья в Символе веры о Личности Христа: те вещи, которые мы определили из Священного Писания на соборах в Никее, в Эфесе. Константинополе, Халкидоне. через Святых отцов против Ария, Павла Самосатского, Аполлинария, Нестория, Евтихия, монофелитов? Таким образом, кто бы ни учил о Личности Христа вопреки решениям этих соборов, он определённо не придерживается этого главного основания христианской религии.
Далее скажем о благодати и преимуществе Христа: началом чего является Его вечная любовь к Своему народу и Его свободное избрание для участия в искуплении и вечной жизни; но продолжение этого - свободное применение того же самого искупления, которое когда-то было совершено на кресте, действительное призвание, оправдание, освящение и дар постоянства в вере: конец - наше славное воскресение и наша вечная жизнь. Что касается этого второго основного принципа христианской религии, то можно сказать более ясно и в более широком смысле то, что было определено на основании Священного Писания на соборах в Африке, Аравсийским собором и другими против пелагиан, а также то, что было написано Августином [не говоря уже о других] в нескольких книгах против тех же пелагиан.
Что касается святой кафолической Церкви, то что здесь нужно знать, что не было бы подробно и ясно изложено Августином как в других местах, так и особенно в его книгах против донатистов, на основе Священного Писания? Но очень важно знать, что такое истинная Церковь Христа и где она находится. Если вы не в Церкви, то не спасётесь, и поэтому это не менее важный пункт веры.
Что касается таинств, то если человек удовлетворится простой истиной: что может быть очевиднее учения, которое древние отцы Иустин, Ириней, Тертуллиан, Киприан и, в особенности, Августин - вывели из Священного Писания и оставили нам в своих трудах? Один из них говорит: Подобно тому, как Иисус Христос, будучи Словом Божьим, ставшим плотью, имел плоть и кровь, так и мы узнали, что пища, освящённая Им, словом молитвы и благодарения, есть плоть и кровь того же воплощённого Иисуса Христа: (согласно словам Христа: «Это Моё тело»:) Но Христос, то есть Слово, стал плотью, не превращаясь в плоть, а лишь соединившись с ней гипостазически или личностно. Поэтому хлеб не становится телом Христа, через любого рода пресуществление его в тело, но только посредством посвящения, и это не физическое, телесное или ипостасное, а только тайноводственное посвящение. Также он говорит, что этой пищей, а именно освященным хлебом, питаются наша кровь и наше тело, посредством приобщения ко Христу; следовательно, то причащение, которое совершается на Вечере, не есть пресуществление хлеба в тело Христа, но наше приобщение ко Христу по причине нашего привития к Нему; как также мы читаем у Августина, Христос должен был сказать, говоря о принятии Евхаристии, не Я буду приобщен к тебе, но ты будешь приобщен ко Мне. Тот же автор говорит: «Никто не должен приступать к этому (причастию), кроме тех, кто верит, что наше учение истинно, кто омыт водой возрождения для прощения грехов и живёт так, как учил Христос». Поэтому ни неверующие, ни еретики, ни те, кто не принял крещение во Христе, ни те, кто живёт в таком очевидном грехе и беззаконии, что не сообщает Церкви о своём исправлении, не должны допускаться к причастию.
Другой писатель (Ириней) говорит, что евхаристия состоит из двух частей: земной и небесной. Хлеб, хотя и освящён, но он называет его земной частью: почему? потому что он происходит из земли, существует на земле и поедается земным ртом. Тело же Христово он называет небесной материей не потому, что его субстанция находится на небесах, но отчасти потому, что оно воспринято личностью Слова, а отчасти потому, что на небесах оно наделено небесными качествами. Ибо, хотя в ипостаси, которая есть само Слово, оно пребывает везде, но в своей истинной сущности оно пребывает только на небесах, а не на земле. Из этого также следует, что оно не поедается ни земными людьми, ни зубами земного тела, но только теми людьми, которые, будучи рождёнными свыше, несут в себе образ небесных людей и поедают его по-небесному, а именно душой и духом. И всё же, несмотря на то, что тела верующих, хотя и питаются только земной пищей, они также участвуют в пище небесной, которая питает их для славного воскресения, как очень мудро объясняет тот же автор в этом месте.
Я думаю, что, исходя из того, что я упомянул из Символа веры, касающегося четырех основных частей христианского учения, Вы можете хорошо усвоить (таково Ваше благочестие, ученость и мудрость), какие выводы следует сделать относительно всего тела. Итог таков: те, кто являются истинными Церквами Христа и, следовательно, призваны из всех истинно защищенных городов Царства Христова, которые исповедуют Священное Писание в целом и, в частности, катехизис во всех местах, которые получили, они настолько уважают древнюю Церковь и древних Отцов, что, следовательно, дружба и общение с ними сейчас в силе, так что ни в своих мнениях, ни в своих толкованиях Священного Писания они легко не откажутся от них; но только тогда, когда они верят в Бога. и все же они вынуждены расходиться во мнениях, как из-за явных слов Священного Писания, так и из-за свидетельств и последствий, вне всякого сомнения необходимых, вытекающих из принципов веры. Это, несомненно, считалось серьёзным недостатком Нестория, и считается, что это стало причиной его гнусной ереси: презирая мнение Отцов и полагаясь на свой разум, он толковал Священное Писание по-своему. Что я могу сказать о Нестории? Да, то же презрение к Отцам и некоторая самоуверенность в своих способностях и знаниях привели к тому, что многие другие, в остальном весьма примечательные люди, впали в различные ереси. Я мог бы легко привести тому примеры из церковных историй и соборов, если бы краткость послания позволила мне это сделать. Ибо откуда, я умоляю, взялось столько еретиков после того, как на святейшем Никейском соборе было осуждено столько заблуждений? Одни из них отрицали истинное и вечное Божество Христа, другие - Его истинную и совершенную человеческую природу, третьи - истинное соединение обеих природ в одном и том же Лице, четвёртые - истинное различие их природ и свойств? Поэтому, несомненно, что, опираясь на решения Отцов Никейского собора и их толкования Священного Писания, а также полагаясь на свой ум и преисполненные человеческих знаний и красноречия, они осмеливались толковать, а на самом деле искажать и извращать Священное Писание и основы веры в соответствии со своими фантазиями. К этому относится то, что Вигилий оставил написанным в своей первой книге о причинах ересей против Евтихия: но они раздувают [говорит он] эти облака ложных обвинений, главным образом, потому, что они никогда не болеют немощью невежества или болезнью раздора; и пока они увлечены тщеславием ума, они презирают правила веры, которыми издревле пользовались Отцы Церкви, только по этой причине, чтобы привнести свои собственные тщеславные мнения об инсинуациях в церковь. Так говорит Вигилий.
То, что я говорю, подтверждается поведением, подражанием и словами здравомыслящих Отцов с другой стороны, которые, разъясняя Священное Писание и основы христианской веры в соответствии с решениями Отцов древности, всегда успешно и верно защищали истину христианской религии и сохраняли её в Церкви. К этой цели относятся слова, которые они используют в своих же определениях: «Поэтому мы везде следуем определениям наших отцов, и их правило также определяет то же самое» и т. д. Таким образом, нет ничего более безопасного, чем то, что каждый человек пребывает в этих Церквях, как в хорошо защищённых городах, где Священное Писание толкуется в соответствии с аналогией или правилами веры, а также в соответствии с общепринятыми толкованиями древних Отцов Церкви. Следовательно, они придерживаются той же веры, что и апостолы, и вся древняя Церковь.
Я говорил о первом долге христианина, который желает сохранить себя и свою семью в безопасности от врагов до конца времён, а именно: он должен удалиться в защищённые города Царства Христова и постоянно пребывать там, пока в конце концов все враги не будут обращены в бегство славным пришествием нашего Царя, и мы не будем в безопасности и на свободе на всяком месте. Но кто может долго поддерживать свою жизнь без пропитания? Наше пропитание - это ежедневное слушание, чтение и размышление над Божьим словом, а также принятие святого причастия в назначенное время. Ибо и тем, и другим мы питаемся, укрепляемся и живём, и через Христа, нашу Жизнь, Которого они предлагают и дают нам. Тот, кто вкушает этот хлеб (будь то слово или таинство), никогда не умрёт. В Деяниях: ученики Христа продолжали следовать учению апостолов и преломлять хлеб, то есть устраивать общие трапезы любви, на которых совершалась Вечеря Господня. И хотя в хорошо защищённых городах редко можно найти такие изысканные яства, но, человек, если ты не будешь есть и пить и таким образом не сохранишь свою жизнь, то какая тебе польза от того, что ты находишься в защищённом городе? Поэтому ты должен часто посещать проповеди, принимать причастие и читать Священное Писание.
3. Также очень важно, чтобы мы постоянно возносили молитвы, как публичные, так и личные, к Богу, в которых мы должны просить о том, о чём Господь Иисус повелел просить у Его Отца, а именно обо всём, что относится как к Его славе, так и к нашему собственному спасению и спасению наших ближних, и чтобы Он защитил нас от всех видов врагов и сохранил нас в истине. В день скорби будешь ты взывать ко Мне, говорит Господь. И разве не тогда наступает день скорби, когда распространяются ереси и тираны преследуют истину? Тогда-то и нужно в первую очередь взывать к Богу, и делать это с верой. И потому апостол Павел говорит: молитесь вы непрестанно: и Христос Иисус, вы должны молиться всегда, а не просто молиться. И тот, кто так молится, и молится с верой - ему не погибнуть. А потому Бог добавляет через своего Пророка: И я надеюсь, что это ты. Просите, и дано будет вам, сказал также Господь Иисус Христос: ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам.
4. Но как может быть, чтобы люди жили там счастливо, а город процветал, если жители не дружат между собой? Следовательно, братская любовь, мир и согласие должны быть сохранены: тогда нет ничего слаще, ничего более угодного Богу, и ничто не может быть более полезным для сохранения Церкви; напротив, нет ничего, из-за чего церкви и все общества скорее пришли бы в упадок: тогда вражда, затем ненависть, затем недовольство, затем вражда, затем раздоры, затем семейные ссоры. Несомненно, нет веры, где не было бы места милосердию: истинная вера, как сказал Апостол свидетельствует, действует любовью. И братская любовь всегда была отличительной чертой истинных христиан: Сам Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Об этом говорится в Деяниях Апостолов, где Лука пишет о верующих: «У них был один ум и одно сердце», а именно в Господе. И Тертуллиан сообщает в «Апологии», глава 25. 39. Римляне обычно говорили о христианах: «Посмотрите, как они любят друг друга». Ибо по этой братской любви, как по истинному знаку христианской религии, они могли бы отличить христиан от тех, кто не был христианином.
5. Далее, говоря о том, насколько необходимо заботиться о здоровье всем гражданам, живущим в таком городе, чтобы защищать их и их семьи, а также весь город от врагов, было сказано чуть ранее. Под духовным здоровьем я подразумеваю чистую совесть, которая, как и благодать, порождает и сохраняет веру, не давая ей полностью угаснуть, подобно тому, как жизнь тела порождает здоровье, а здоровье сохраняет тело в жизни. Поэтому каждый должен заботиться о том, чтобы сохранить чистую совесть. Но как это сделать? После должного раскаяния, с твёрдой верой в то, что наши грехи, которые мы совершили, будут прощены через Христа. Затем, с истинным исправлением жизни, то есть с искренним стремлением избегать грехов в дальнейшем и соблюдать Божьи заповеди. И, наконец, с твёрдым намерением, если мы снова по немощи падём, подняться и обратиться ко Христу за прощением. Таким образом, мы всегда будем сохранять чистую совесть. Тот, кто постоянно заботится о своём здоровье, пусть знает, что Господь никогда не допустит, чтобы он погиб, то есть чтобы он заблуждался и сбивался с пути до самой смерти в том учении, которое необходимо для его спасения. Ибо апостол говорит Тимофею: сохраняй веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере, то есть в учении о вере. Итак, те, кто твёрдо придерживается доброй совести, никогда не потерпят кораблекрушения в учении, необходимом для спасения. Видящий Бог Своей благодатью наделяет их как сокровищем доброй совести, так и стойкостью в вере и небесным даром учения. Поэтому самое безопасное как в любое время, так и особенно в этом разнообразии религий - это продолжать посещать церкви, где проповедуется чистое слово Божье и сохраняются надёжные основы веры в соответствии с толкованиями Отцов, и посвящать себя слышанию слова Божьего, и принимать таинства, взывать к Богу, иметь дружбу с нашими братьями и сохранять добрую совесть.
6. Но что касается всего этого, то как необходима бдительность тому, кто не совершенен во всём, что знает? Там, где вообще нечего бояться, на небесах, нет и необходимости в бдительности, но святые могут и должны жить в полной безопасности. Но там, где нет воров, разбойников, льстецов, предателей, врагов, и где всё полно коварства, кто бы не знал, насколько пагубна и опасна безопасность и безмятежность? Поэтому Христос Иисус, предвидя грядущие беды, сказал апостолам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И Пётр говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Но что же это за бдительность, которой требует Святой Дух? Каждый человек знает, что значит бодрствовать для всех живых существах. Поэтому о человеке, обладающем разумом, говорят, что он трезв:: когда он избавляется от всякой праздности или беззаботности и внимательно смотрит открытыми глазами на том, что поставлено перед ним: и мудро различает, что хорошо и что плохо, что полезно и что вредно: чтобы его воля могла отражать то, что должно быть отражено, и выбирать то, что должно быть выбрано: избегать и отвергать то, что должно быть избегаемо, и позволять и искать то, что должно быть позволено. Поэтому, стряхнув с себя сонливость плотской безопасности, мы должны бодрствовать и внимательно следить за собой, остерегаясь козней дьявола, соблазнов мира и плоти, а также учений и софизмов еретиков. Берегитесь лжепророков, говорит Господь наш и Спаситель Иисус Христос, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные.
7. Но как может какой-либо человек быть бдительным, если он утопает в гуляниях и пьянстве? Поэтому трезвость действительно необходима. Далее апостол Петр сначала сказал: будьте трезвы, а после добавляет: и бодрствуйте: и Павел: давайте будем трезвы и будем бодрствовать. Трезвость - это противоположность пьянству, а sobrietas «трезвость» - это как бы sine ebrietate «без пьянства». Этим словом обозначается синекдоха , описывающая болезненное состояние. Умеренность - это умеренное употребление не только спиртных напитков, но и пищи: мы должны довольствоваться тем, что достаточно для поддержания природы и сохранения здоровья. Поэтому Господь Иисус, призывая учеников к трезвости, предостерегал их как от чревоугодия, так и от пьянства, говоря: Не отягощайте сердца ваши чревоугодием и пьянством, ясно показывая одним словом, насколько пагубно и вредно пьянство. Ибо из-за этого сердца людей настолько перегружены и прижаты к земле, что они никогда не могут воспрянуть духом, искренне взывать к Богу, серьезно размышлять о важных вещах, внимательно читать, слушать и истинно знать Священное Писание, наконец, с пользой размышлять о тайнах Божьих, таких как вечеря Господня; и те, кто наименее подвержен этому пороку наиболее приспособлены ко всем проявлениям благочестия. И сколько же тех, которые, даже ради своего желудка, отступают от истины? Они настолько далеки от того, чтобы следить за врагами или остерегаться лжепророков, что в конце концов должны будут погибнуть ужасной смертью. Но гораздо больше и шире распространяется та христианская трезвость, о которой говорит апостол: «Будем же, - говорит он, «трезвиться и бодрствовать», то есть умеренно употреблять не только пищу и напитки, но и всё остальное в этом мире. Ибо Бог не хотел бы, чтобы мы были, так сказать, сладкоежками, пропитанными чрезмерным количеством богатств, удовольствий, почестей, друзей, детей, желаний, нет, не наших собственных желаний: но те, кто хочет, пусть будут как не желающие; те, кто плачет, как не плачущие; и те, кто пользуется, как будто они не пользуются; и те, кто покупает, как будто они не имеют; и те, кто смотрит на этот мир, как будто они ничем не владеют. Итак, насколько необходима эта трезвость для сохранения веры и истинной религии, видно на примере тех, кто из-за чрезмерной любви к этому миру и его благам склонен отходить от истины, а также тех, кто никогда не задумывается о том, чтобы изменить свою жизнь, и тех, кому Бог в какой-то мере оказывает внимание, каков, например, Димас, о котором апостол говорит: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век». И Господь Иисус, когда сказал: «Берегитесь, чтобы сердца ваши не отягощались заботами и пьянством», добавил ещё одно, говоря: «И заботами этой жизни, чтобы не настал последний день». Откуда же берутся эти заботы, как не от чрезмерной любви к этой жизни?
Но есть и третий вид опьянения, который более губителен, чем два предыдущих, потому что он более утончённый и больше относится к разуму, чем к плоти: это опьянение плотской мудростью, пустым красноречием и мирской философией. Ибо те, кто пристрастился к ним, как к сладким и поддельным винам, и наслаждается ими, и полагается на них, те, ненавидя простоту христианского учения, очень скоро и легко откажутся от своей веры. Об этом апостол Павел говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас философией и пустым обольщением». Ибо в то время, как мы собираемся измерить нашими плотскими размышлениями и правилами человеческой учености тайны Божьи, которые Святой Дух открыл нам простым и понятным стилем и методом, будучи чрезмерно отягощенными Божественной славой, которую мы не в состоянии вынести, мы с головой погружаемся в пучину всяких ересей, как это случилось с Арием, Маркионом и почти всеми еретиками: видя видимый грех плоти, мы теряем надежду. Это вражда против Бога: и человек, живущий во плоти, не постигает и не может постичь того, что от Бога, ибо это для него безумие.
Так (насколько позволяет краткость послания) я говорил о трёх родах пьянства: о том, как необходима противоположная трезвенность, чтобы противостоять врагам и сохранить сокровище Божественной мудрости. Как Вам, мой благородный граф, хорошо известно, я думаю, что нет никого, кто мог бы понять это, если бы захотел. Что, если бы я добавил к этому слепую и чрезмерную любовь к нашим учителям и наставникам? с помощью которых мы по большей части оказались настолько пьяны, что всё, что бы они ни говорили и ни писали, мы принимаем на веру и держимся за это зубами и когтями, как за пророчества от Святого Духа, вопреки наставлению Апостолов: Испытывайте всё, держитесь доброго. Поэтому будем трезвы и бдительны.
8. Более того, наше оружие или доспехи не плотские, а духовные, как учит апостол, и бывают двух видов: одни для защиты нас самих, а другие для нападения на врагов. К первому виду относятся шлем, нагрудник, пояс и щит, а ко второму - меч и дротики.
Итак, прежде всего голова внутреннего человека должна быть защищена шлемом спасения, то есть уверенной надеждой на спасение, которое, как уже началось в нас через Христа по Его единственной благодати, так и будет совершено через Него той же благодатью. Ибо без этой уверенной надежды кто сможет выстоять в битве и продолжать её? Грудь, где находятся жизненно важные органы, должна быть защищена нагрудником праведности, я бы сказал, праведности веры и доброй совести. Ибо кто может устоять против стольких и столь сильных врагов в битве, если не уверует, что Бог - его помощник и покровитель, и если не возненавидит от всего сердца беззаконие, против которого он борется, и не возлюбит праведность, ради которой началась битва?
Мы должны опоясать наши бедра поясом истины, и обуть наши ноги в знание Евангелия мира, то есть нам подобает быть настолько вооруженными со всех сторон знанием, силой и могуществом истины, что мы должны быть полностью готовы сражаться за Евангелие, держа в левой руке щит веры, которым мы можем принимать и гасить все огненные стрелы, но в правой руке у нас будет меч веры. слово Божье, с помощью которого враг может быть изранен и отброшен назад. Мы действительно будем использовать щит веры, если будем твёрдо держаться тех принципов веры, о которых мы говорили, несмотря на все софизмы и уловки еретиков, и если будем опровергать их тонкие и изощрённые уловки. Когда мы будем использовать меч Слова, мы убедим врагов явными свидетельствами Писания и выводами, вытекающими из них. Для этой цели будет нелишним, если мы метнём во врагов острые копья и смертоносные стрелы из пращи наших предков, как это сделали сами Отцы, приводя свидетельства и аргументы своих предшественников против еретиков. Поэтому мы должны принять на себя всю эту Божественную защиту, искренне молясь Ему, чтобы в эти трудные и злые дни мы смогли противостоять стольким, разным и могущественным врагам и в конце концов одержать над ними победу.
9. Для сохранения города и безопасности каждого его жителя необходимо, чтобы город был очищен от всех врагов, приспешников, наёмников, подлецов и предателей, чтобы жители могли жить в нём более спокойно и безопасно. Кто из тех, кто хоть немного разбирается в прошлом и настоящем, может быть в этом не уверен? Поэтому церковные правители, и магистраты должны проявлять большую осторожность: чтобы, согласно апостольской дисциплине, можно было внимательно следить за тем, какое учение исповедует каждый и какую жизнь он ведет: и те, кого учат и увещевают, если они не изменятся, они должны быть открыто известны всему собранию и отделены от святых собраний и общения с другими верующими, ибо от их заразы могут быть заражены и другие; ибо даже (как говорит Апостол) малая закваска испортит все тесто. Но для всех верующих пусть такие упрямые люди будут как язычники и мытари, и пусть соблюдается высказывание Иоанна: если кто-то придёт к вам, не неся этого учения, а именно, то, что апостолы имели в виду относительно сына Божьего и относительно основ христианской религии: его не принимайте в дом, не приветствуйте его. Эта дисциплина постоянна в Церкви: о ней говорит Тертуллиан в 39 главе "Апологии". Далее, судья должен наказывать их по Божьему повелению в соответствии с качествами их ошибок или богохульств.
10. То, что в конце мы сказали о последнем долге каждого гражданина, применимо и к этому делу, которое мы имеем в виду, и это очень легко понять; я бы хотел, чтобы это было так же легко осуществить. Поэтому наша вера, которую мы исповедуем и обещаем в крещении, должна постоянно пребывать в нашем Господе Иисусе Христе до конца наших дней, а если потребуется, то и до пролития нашей крови и жертвы нашей жизни. И поэтому мы с уверенностью знаем, что это учение, которое по писаниям Пророков и Апостолов, по явным принципам веры, а также по общему согласию всей древней Церкви, является учением Иисуса Христа; его мы должны придерживаться с самой постоянной верой вопреки всем новым мнениям; мы не должны только держать ее в уме, но также свободно исповедовать ее нашими устами и открыто заявлять, что мы никогда не пожелаем отказаться от нее; и поэтому мы должны исповедовать все это, так что если мы этого не сделаем, мы не можем надеяться ни на какое спасение. Ибо сердцем веруют в праведность, а устами исповедуют во спасение. Истинно, истинно говорю вам: пред Богом, Который видит сердца, нет ничего сокрытого; но все открыто и нет ничего тайного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Ибо мы, пока находимся в этом мире, должны возвещать славу Божию, имя Христово и благовестие нашего спасения, и подобает нам возвещать, как и мы возвещаем, славу Божию, между тем как мы проповедуем Христа распятого, доколе Он не воскреснет из мертвых, после чего явится Христос, чтобы судить живых и мертвых. И тот же Господь, побуждая нас к этому исповеданию, добавил: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным. И потому мы не должны ни соблазняться мирскими благами, чтобы предать Христа, ни страшиться угроз и наказаний, но свободно исповедовать Его. Но, устремив взор на Того же Господа, Вождя и совершеннейшего Автора нашего веры, Который с радостным усердием претерпел мучения на кресте, презрев позор, и восседает одесную престола Божьего, мы должны постоянно стремиться к нашей цели. Ибо тот, кто до конца претерпит, будет спасён.
С помощью этих десяти пунктов, благородный граф, я надеюсь, что указал верный путь, с помощью которого в столь большом разнообразии мнений о способе спасения, при столь сильном влиянии и могущественной власти злых духов, и столь жестокой тирании дьявола каждый может обеспечить безопасность себе и своим близким.
Теперь, по Божьему дару, я уже почти 34 года прилагаю усилия, чтобы самому следовать тем же путём. И помимо Священного Писания, которое явно учит, что это угодно Богу, я на собственном многолетнем опыте убедился, что это небесный и превосходный путь. По той же самой причине, оставив вавилонский плен, я отправился в свободные Церкви Царства Христова, как в защищенные города: сначала в церкви Ретии, где я прожил восемь месяцев и более; затем в Геную, где я также прожил девять месяцев; оттуда я прибыл в Страсбург, где тогда процветала французская церковь; и там я жил и преподавал 11 лет: но не без некоторых разногласий, после смерти украшения и общего богатства Церкви и создателя школы Иоганна Штурма, и потери старейшин.. После этого, будучи призванным в Клив, я около четырёх лет был пастором в этой церкви. С каким результатом, хотя и не без трудностей, Вы, достопочтенный, прекрасно знаете, кто (таково было Ваше исключительное благочестие) всегда был моим слушателем и немалым помощником, как своим трудом, так и авторитетом, в продвижении Царства Христова. Впоследствии, во время правления великого и несравненного короля Фредерика III, я подвизался десять лет во университете в Хайдельберге: и, наконец, я приехал в Нойштадт, к знаменитому и доблестнейшему князю Иоганну Казимиру, где в недавно построенной школе я преподавал семь лет и даже больше: И здесь, все еще будучи иссохшим стариком, но, по милости Божией, в добром здравии, я живу благодаря свободолюбию моего князя: И по мере того, как мало-помалу я умираю для мира в теле, я исполняю волю Божию. лучше всего, чтобы я тоже мог все больше и больше умирать с осознанием того, что я действительно этого желаю. Ибо мир проходит, и похоти его: и червь Ионы за несколько часов так изгрыз корень тыквы, под тенью которой он спокойно лежал, что, когда она засохла, у доброго пророка не осталось ничего, чем бы он мог укрыться от палящего солнца. Вот что я имею в виду. Я желаю, чтобы мои собственные дети тоже последовали этому примеру.
Это также является главной причиной, по которой я был готов сейчас опубликовать не только ради себя, но и во имя всей моей семьи, эту сумму всех христианских доктрин, которую я действительно написал давным-давно для другой цели, но теперь она вынесена на свет, потому что мои дети, помимо учения о Христе Иисусе, которое они ежедневно слышат в наших собраниях: пусть будут иметь и мое собственное изложение той же христианской веры, оставленное им мной , которому они могут последовать. Ибо, хотя я и касаюсь существа христианского учения, в этом моем исповедании я не учу ничему, отличному от того, что проповедуется в наших церквях; и все же, в силу этого я не невежествен, насколько авторитет и пример родителей имеют значение для детей: поэтому я решил, что сделал бы нечто, не в малой степени полезное для них, если бы оставил после себя в Церкви Христа какой-нибудь образ или подобие меня самого; я имею в виду не мое выражение лица, но мою веру, на которую они часто могли бы смотреть и благодаря которой они могли бы все больше и больше побуждаться к изучению Священного Писания, продвигаться в познании истины и, наконец, к постоянству и настойчивости в истинном благочестии. Мне также не было известно, что сюда относится то, о чём апостол писал Тимофею: Если же кто не довольствуется своим, но ищет чужого, (в СП о домашних не печется) он отрекается от веры и хуже неверного.
К этому я присоединяю ещё одну причину, которая относится непосредственно ко мне и моему достоянию. То, во что я до сих пор верил сердцем и исповедовал устами, да, и много лет преподавал и публично учил в Церкви, как словесно, так и опубликованными книгами: моим желанием было постичь то же самое полностью в одном-единственном томе: чтобы все потомство могло знать, в чем заключалась моя вера: и чтобы все верующие, как ныне живущие, так и грядущие, а значит, и вся истинно кафолическая Церковь, могли ясно понять, что я никогда не соглашался на такие ереси, которые сейчас распространяются повсюду, или которые распространялись до сих пор, особенно, учитывая, что если я был обманут в чем-то одном, я представляю себя на справедливый суд в этом, и я желаю, чтобы мое спасение могло быть исследовано и исправлено пробным камнем Священного Писания и аналогией веры.
Теперь я посвящаю эту книгу вашему достопочтенному господину. На это меня побудили многие и весьма благородные причины, которые, я надеюсь, не будут отвергнуты ни Вами, ни каким-либо другим добрым человеком. Было бы уместно, чтобы у хорошей книги, содержащей полезные наставления, был хороший покровитель, который и из милосердия, и из образованности мог бы её защищать, и делал бы это постоянно. Мы на собственном опыте убедились, как благородное происхождение и щедрость ума, если они сочетаются с истинным милосердием, могут помочь в этом. Ибо благородному человеку подобает быть непоколебимым в достойном похвалы и чести деле и не позволять себе отклоняться от какой-либо честной цели, будь то в радости или в горе. Искренность и непоколебимость - это такие добродетели, которые не могут быть свойственны простодушным и нерешительным людям.
Добавлю к этому, что я счёл честным и необходимым, чтобы у всех людей во все времена сохранялось напоминание о моём почтительном отношении к Вам и о нашей христианской дружбе. Ибо дружба, основанная на добродетели и потому искренняя и прочная, достойна всяческих похвал как перед Богом, так и перед людьми: такая, какая была между Давидом и Ионафаном, Петром и Иоанном, Павлом и Варнавой. Ибо, поскольку не все имеют веру, как сказал апостол, так и все остальные не имеют истинной дружбы: «Ибо, как вера, так и любовь от Бога, говорит Иоанн, и пребывает вовек». Наша дружба, без сомнения, была основана не на плоти и крови, а на Христе, благочестии, религии и любви к религии. Впоследствии к этому добавилось сходство наших взглядов, интересов и манер, а также очень приятное общение на протяжении многих лет, что укрепило нашу связь. Она была настолько крепкой, что даже на большом расстоянии и спустя много лет не могла ослабнуть. Что? что она не только до сих пор оставалась твёрдой и непоколебимой, но и всегда возрастала и, по-видимому, продолжает возрастать с каждым днём: Святой Дух всё больше и больше разжигает эту братскую любовь в наших сердцах. Я, со своей стороны, прекрасно понимаю, как сильно я хочу увидеть Вас, поговорить с Вами и обнять во имя Господа. Я также прекрасно понимаю по Вашим письмам ко мне и по тому, как Вы заботитесь обо мне, как сильно Вы меня любите. Так что истинная дружба, порождённая Божьим Духом, всегда сохраняется и укрепляется.
И, конечно же, такие благие дела, которые исходят от Бога и могут быть полезны другим, мы должны показывать и прославлять всеми возможными способами, чтобы возвеличить Его и наставить наших братьев. Поэтому, как было угодно Богу, чтобы особые союзы дружбы некоторых святых были воспеты в Священном Писании, так и наш союз не должен быть похоронен в вечном молчании.
Кроме того, помимо этого, с вашей исключительной щедростью и мужеством Вы оказали уважение не только мне самому (как было сказано), но и моим дорогим родственникам и всей этой честной и христианской семье Лимации: такими же были Ваши добрые услуги по отношению ко мне. Я бы, конечно, был за это искренне благодарен; мне нужно позаботиться если не о полном вознаграждении, то, по крайней мере, о честном выражении благодарного сердца: тем более, что истинная дружба не может быть заключена между неблагодарными.
Итак, что же я мог сделать, чтобы это было более приемлемо для вас или соответствовало Вашему благочестию, добродетели и благородству, кроме как посвятить Вашему имени эту маленькую книгу, в которой я вкратце и ясно изложил всю нашу христианскую доктрину? В зависимости от того, каким человеком является каждый из нас и какую учёность, знания и религию исповедует каждый из нас, такие работы и должны быть посвящены и рекомендованы ему. Так Лука написал «Деяния» для своего [и по делам, и по имени] коллеги Феофила; так Целий Лактанций написал свои «Христианские установления» для самого христианского императора Константина; так Амвросий написал свои благочестивые книги о вере и Святом Духе для религиозного императора Грациана.
В заключение (чтобы больше не возвращаться к этому вопросу) скажу, что все мудрые люди выбирали для своих книг таких покровителей, которым эти книги были посвящены, чтобы название книг соответствовало их содержанию. Поэтому, поскольку я не могу воздать Вам за Ваши заслуги передо мной иначе, как посвятив Вам эту книгу: я желаю и прошу Вас принять с любезной благодарностью это [пусть и небольшое] вечное свидетельство моей любви к Вам, и чтобы вы и впредь проявляли ко мне ту доброту, которую вы мне оказываете. А моим детям, . Корнелиусу, Людовику, Иерониму, Роберту, Лаэлю, Констанции, Анне, Лидии, Виоланте, с их любящей матерью и моей дорогой женой, во имя Господа, Лючией, я от всего сердца желаю, чтобы после моей смерти они были вверены Вашей милости.
Таким образом, со своей стороны, [мой благородный господин] я молюсь, чтобы Ваши годы были такими же долгими, как мои: благодаря чему Вы все еще можете быть благодетелем как для своих, так и для моих друзей, а также для наших церквей, каким Вы были до сих пор; но поэтому я желаю, чтобы вы могли дожить до моих лет и дальше без тех неудобств, которые обычно сопровождают немощную старость: и в отношении чего тот, кто сказал: "хорошо быть старым", добавил к этому, но не быть слишком старым ибо старость приходит не одна. Ибо даже жизнь в преклонном возрасте обычно является тяжёлым бременем для стариков, так что они должны скорее размышлять о смерти и могиле, чем о жизни, само название которой на греческом языке наводит на эти мысли. Ибо слово, означающее «старик» на этом языке, имеет то же значение, что и слово, означающее «тот, кто смотрит на землю».
Но видеть, как живёшь, само по себе является великим Божьим благословением и может быть на пользу другим, а также те самые тяготы жизни, которые сопровождают старость, полезны для духа благочестивых людей. По этим причинам молиться о долгой жизни благочестивого человека - не дурная, а очень хорошая молитва, хотя старость не может обойтись без некоторых неудобств. Пусть же Всемогущий Господь дарует вашему достопочтенному господину крепкое здоровье и долгую жизнь на благо многих, по своей милости. Здоровье и мудрость - два великих блага в жизни человека.
Хайдельберг. Апрель 1585 года
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №225030501833