1910 год. Тяжкое предчувствие
У станичного майдана
Песня льется серебристо...
Собрались сары-азманы
Вкруг лихого бандуриста.
Взгляд весёлый и проворный,
Хоть куда казак ухваткой:
Чуб кудрявый непокорный,
Под высокой серой шапкой.
Стройный стан, как ель прямая,
Мощь видна во всей фигуре...
И поёт казак, играя
На рыдающей бандуре:
„Ой, вы степи, мои степи,
Размечите моё горе.
Разорвите ржавы цепи,
Да закиньте в сине море!
Как цыган брожу, кочую,
Под чужой пою я хатой!
Жизни нет, а жить хочу я,
Жизнью вольной и богатой!
Или Бог меня обидел
Зародивши сиротиной,
Или я любовь не видел
С чернобровою дивчиной?
Нет, не та грызет забота
Наша степь, что мать родная...
Казаков кругом без счёта,
А земли конца нет края...
И красавица приветит,
Как цветочек в чистом поле...
Да немило все на свете...
Доли нет, казацкой доли!
Ой, вы степи, мои степи,
Размечите моё горе,
Разорвите ржавы цепи,
Да закиньте в сине море!”
И замолк певец угрюмо,
Казаки вокруг вздыхали...
А серебряные струны
Под рукою трепетали.
На старинных гравюрах нашим взорам часто предстают слепые бандуристы немолодого возраста. Многие скитальцы-бандуристы были слепыми от рождения, с обострённым музыкальным слухом, компенсировавшим отсутствие зрения. Или ослепшими в детстве. Или зрячими, получившими тяжкие увечья в боях за волю и право...
Здесь же перед нами стройный молодой казак. Живой и весёлый. Но стоит ему взять в руки бандуру — как вдруг неожиданно уходит веселье и рыдает бандура его! Горюет и тоскует безотчётно.
Доли нет, казацкой доли!
Пусть ничего удручающего душу и не видит бандурист вокруг себя, ибо:
Наша степь, что мать родная...
Казаков кругом без счёта,
А земли конца нет края...
Жива доблесть казачья, как память и слава героев жива, и цветут по берегам лазурных рек вольные станицы... но червь предчувствия однако же терзает душу бандуриста.
Впереди был 1912 год — и подвиги казаков-добровольцев в Иране и на Балканах. Впереди — и 1914 год, когда на полях 1-ой Мировой мощно прогремело казачье имя. И весна 1917 года, когда возродились парламенты казачьи — Круги и Рады. Ненадолго возродились.
Ибо дальше... все мы знаем, что было дальше. Подлые удары в спину. Изменнический большевизм. Расказачивание. И «пришлые толпы» на казачьих юртАх, как писал потом донской поэт Константин Поляков.
И «ржавы цепи». И Голодомор... И Лиенц.
И нынешнее проводимое в РФ лукавое отрицание трагедий Расказачивания и Голодомора. И шельмование героев казачьих.
Было и есть.
* * *
Увы и увы! Уничтожение и шельмование.
Исторические фальсификаторы приписывают казакам происходжение от "беглых русских холопов"… Но вот мы читаем строки:
Собрались сары-азманы
Вкруг лихого бандуриста.
САРЫ-АЗМАНЫ, могучее казачье племя — явно не русского происходжения…
Огромный пласт древней и средневековой географической литературы указывает на Кавказ как на несомненное и древнее Отечество казаков! И теперь нам стоит вдуматься в название стихотворения: «БАНДУРИСТ». Есть у аварцев струнный инструмент — ПАНДУР. А у казаков днепровских и кубанских — БАНДУРА. Созвучие явное здесь. А также есть и чешский перевод стихотво-рения «БАНДУРИСТ», где «бандура» переводится как «pandora».
А ещё есть ЗУРНА — тоже кавказский инструмент. И в «Кунгурской летописи» упомянуто, что в отряде Ермака Тимофеевича был оркестр зурначей.
Таким образом тысячи нитей связывают казаков с Кавказом. Именно с Кавказскими седыми вершинами, а не с "беглыми русскими холопами".
* * *
Текст включён в книгу: Кирилл Козубский «Литературные отражения» (Красногорск, 2025)
Свидетельство о публикации №225030501853