Глава4 Усердие
Шёл урок рисунка, который третьему "В" классу преподавал педагог на пенсии Аристарх Ильич. Это был мужчина в возрасте, очень умный человек и талантливый педагог, всегда радующийся успехам учеников, всегда готовый подготовить их к конкурсу, диплому или просто дать дельный совет по композиционному вопросу. Раздались три быстрых стука и в кабинет к своему классу вошла Анна Алексеевна, чтобы узнать об успеваемости и посещаемости своих учеников.
- Здравствуйте, Аристарх Ильич, ну как у них дела? -спросила Анна Алексеевна, подойдя к его столу.
- Здравствуйте, да как вам сказать, отстают пока, Анна Алексеевна. - ответил Аристарх Ильич, взглянув на неё своими светлыми глазами. - Двое отсутствуют, Люба и Андрей.
— Надо бы мне самой посмотреть их работы.
Анна Алексеевна начала просматривать все работы. Дети рисовали натюрморт в графике, состоящий из геометрических фигур, прямоугольника, опирающегося на него треугольника, стоящей рядом огромной гипсовой вазы и маленького шарика на переднем плане. Мальчик пятнадцати лет по имени Илья Харитонов был предельно сосредоточен на своей работе. Это юноша с очень приятными чертами лица, выраженными скулами, ясными светло-зелёными глазами, короткими каштановыми волосами и очками прямоугольной формы. Он был высоким, имел спортивное тело и крепкие руки.
Анна Алексеевна подошла и взглянула на его работу. Сразу же у неё нашлись замечания.
- Анна Алексеевна, бросьте это. У меня всё равно ничего не получается. Вы прекрасно видите, что у меня нет подвижек в работе. - сказал с досадой Илья, бросая карандаш и отворачиваясь от Анны Алексеевны.
- Илья, что ты говоришь? Я прекрасно вижу, что ты стараешься, и у тебя есть заметные сдвиги, но в твоих работах кое-что отсутствует. И это кое-что весьма важное. - произнесла успокаивающе Анна Алексеевна.
- Что же? - Илья был очень старательным и интеллигентным юношей, но в последнее время крайне рассеянным и пребывал в плохом настроении.
Анна Алексеевна хотела ответить, но ее прервал звонок телефона. Это была её коллега с прошлой работы, звонила с целью обсудить предстоящую презентацию своих работ для детей в одной из творческих мастерских. Анна Алексеевна собиралась выйти из класса, но перед этим сказала Илье:
- Зайди ко мне пожалуйста в кабинет через пятнадцать минут.
С этими словами она вышла. Илья ещё какое-то время сидел, но после встал, взял свою работу и собирался уходить из класса.
- Аристарх Ильич, мне нужно подняться к Анне Алексеевне.
- Да, да, иди конечно.
Илья встал со своего места и вышел из класса. Он поднялся на второй этаж, где и находился кабинет Анны Алексеевны. Постучав, и не дождавшись ответа, он вошёл. Класс был пуст, видимо Анна Алексеевна вышла куда-то. Илья прошёл вперёд, присел на один из стульев, снова опуская глаза на свою работу. Пару минут он пристально разглядывал лист, после почувствовал, как злость и горечь защемили и больно укололи его сердце. У него всегда всё получалось хорошо, но эти штрихи, тона и тени никак не хотели соединяться друг с другом. Он, с уязвлённым самолюбием, просто разорвал то, что причиняло ему боль. Он порвал свою работу на шесть частей.
- Илья, что ты делаешь?! - Спросила Анна Алексеевна, только что вошедшая в кабинет. Она была в шоке, ведь очень интеллигентный Илья не был, как ей казалось, способен потерять контроль над собой и совершить что-то необдуманное, причём безо всякой, казалось бы, на то причины.
- Оставьте это всё, Анна Алексеевна. У меня ничего не выходит. Я так много работал и старался, но ничего не получалось. То не тот штрих, тон, композиция и прочее. Я устал, слышите, устал. - с горечью выпалил Илья свою тираду и уже хотел уйти.
- Илья, подожди, я знаю, хорошо знаю как ты стараешься. Дай её мне, - попросила она его работу, она с сочувствуем посмотрела на него и сложила его работу у себя на столе как пазл. - Илья, как я уже сказала, твои штрихи очень грубые, много грязи, много пустого места на фоне, у тебя я это ещё на живописи заметила. Скажи, ты на самом деле хочешь уметь рисовать?
- Да, хочу. - Ответил Илья сдержанным, но уставшим голосом.
- Все эти минусы легко исправить и поправить, но в твоих работах отсутствует вещь гораздо более важная, чем аккуратность.
- Что же это?
Анна Алексеевна хитро улыбнулась.
- Усердие.
- Усердие? Разве я по-вашему недостаточно стараюсь? - Спросил Илья, чувствуя, что снова вскипает.
- Я говорю не о простом старании, не о тяжёлом и постылом труде, а о любви к своей работе, ты должен наслаждаться и получать удовольствие от творческого процесса. Ведь сказано: «Что бы ты ни делал, работай от души, как для Господа, а не для людей, зная, что от Господа получишь в награду наследство. Ты служишь Господу Христу».
Анна Алексеевна произнесла это с вдохновением. Она смотрела на него чутким и добрым взглядом. От него веяло теплотой. Илья изумлённо глядел на неё, но её взгляд было всё таким же тёмным и ласковым, тогда он спросил её:
-Анна Алексеевна, а как вы выбрали свою профессию?
Анна Алексеевна немного задумалась, насупив брови.
- Мм, на самом деле, я точно не помню, как именно я её выбрала, но помню, что это было около десяти лет назад.
- И вы любите её? - спросил Илья со слегка ехидной улыбкой.
- Да, очень. - Ответила Анна Алексеевна и понизила голос.
- И почему же?
- Я люблю работать с детьми, с ними я становлюсь другим человеком, лучшая частичка меня пробуждается ото сна. Я переношусь в другой мир, в мир, которого уже нет. - Она говорила тихо, но с придыханием, трепетом. Она прошлась пару раз по комнате и села. С любовным взглядом она глядела в стену, в глазах её стояли слёзы, но ни одна из них так и не упала.
- Что же, Илья, оставим это, нам нужно заново сделать твою работу.
Они встали и вместе направились в кабинет.
С тех Илья стал гораздо больше тратить времени и душевных сил на свои работы. Он и без того умел быть терпеливым, но Анна Алексеевна считала важным в любом случае поощрять даже малейшее успехи своих учеников. Он, как и Кристина приходил иногда по утрам.
Эта идилия сопровождалась утренними солнечными лучами и некой таинственностью. Однажды, когда свет упал прямо на светлые волосы Кристины, будто покрывало, Илья впервые подумал - "Ах, какой бы красивый портрет получился!", но тогда эта мысль осталась при нём.
В конце октября и, соответственно, четверти нужно было устроить выставку работ самых лучших участников. И Анна Алексеевна усердно ходатайствовала, чтобы и работы Ильи оказались там. В итоге на выставке оказались три его работы, две по живописи и одна в графике.
Приехали гости и сливки разной питерской интеллигенции. Галерея была полностью белой, но полы были словно из мрамора, в центре стоял чёрный рояль и микрофон.
Анна Алексеевна стояла у одной из работ Ильи по живописи, как к ней подошёл Роман Игнатьевич.
- Здравствуйте, Анна Алексеевна, - начал он. Роман Игнатьевич со всеми своими коллегами был весьма простым в общении и говорил им "привет" и на "ты", но не с Анной Алексеевной. Отчего-то он считал это излишней вольностью, но причин для таких мыслей не было. - Я был очень удивлён и восхищён, когда узнал, что работы вашего ученика попали на эту выставку. Расскажите, в чём секрет?
- Судя по всему это действительно секрет для большинства, но он довольно прост. Вот вы, Роман Игнатьевич, любите свою работу?
- Конечно люблю, очень люблю. - ответил Роман Игнатьевич, не совсем понимая к чему был задан этот вопрос.
- В этом и есть весь секрет. - Сказала Анна Алексеевна с хитрой улыбкой.
В тот момент вкчился микрофон и раздался голос завуча, Светланы Анатольевны, возвещающий о начале мероприятия.
- Извините, я пойду подойду поближе, - сказала Анна Алексеевна и скользящей походкой отошла от Романа Игнатьевича.
- Добрый день дорогие гости нашей галереи, ученики, учителя и родители, - начала Светлана Анатольевна.- Сегодня мы по традиции проводим выставку лучших работ за первую четверть. Наши ученики как всегда очень сильно старались и надеюсь на этом не остановятся. - Ей аплодируют , - а теперь я хочу пригласить к микрофону нашего уважаемого директора, директора этой художественной школы, Ландышева Романа Игнатьевича.
Роман Игнатьевич поправил свой тёмно-синий галстук и направился к микрофону. Началась официальная часть мероприятия, журналист брал интервью у участников, и многие говорил, что своих успехов они добились не без участия и поддержки своей учительницы Анны Александровны Вдовенко.
- Ну, надо же, сколько раз уже прозвучало здесь это имя, давайте же тогда попросим и саму Анну Алексеевну сказать пару слов. - Все начали оглядываться и заметили, что Анны Алексеевны уже нет в галерее. Она находилась у себя в кабинете и стояла перед иконой Господа вседержителя.
С теплотой и благоговением она думала о том, что ей удалось своим хоть и не стоящим, по её мнению, участием, вдохновить и замотивировать Илью. Задать перед ним благородную цель и подтолкнуть с энтузиазмом идти к ней.
Так думала и сама Анна Алексеевна, когда временами падала духом насколько, что хотела бросить все старания, - "если мне и для себя не хочется делать этого, тогда я буду делать это для Бога."
Сегодня в душе Ильи родилась чистая и красивая страсть, наполняющая жизнь красками. Он всё ещё искал свой стиль, но то не главное - главное, что он хотел искать. И имя сему явлению - усердие.
Свидетельство о публикации №225030501858