Обучение шутовству, как энтэпэ...

      Ему сегодня подумалось об энтэпэ, о нетрадиционных творческих приёмах. Лично ему такой творческий приём, как шутовство, представляется наипервейшим среди всех нетрадиционных творческих приёмов.

     Шутовсто - это способность не только придумывать, но и высказывать шутки. Он так себе представляет шутовство даже в целенаправленных группах людей. В целенаправленных коллективах.

     Когда в целенаправленном коллективе тот, от которого всегда ждут реализуемых, реалистичных деловых предложений, вдруг высказыает шутку, то это может вызвать в коллегах-сотрудниках когнитивный диссонанс.

     Образно когнитивный диссонанс можно представить появлением  разрывов в некогда едином живописном полотне сознания человека. Или его картины мира.

     Некоторые разрывы полотна картины мира можно заштопать. Но когда тех разрывов, которые уже нельзя заштопать, становится катастрофически много, тогда превратившуюся в лохмотья прежнюю картину мира надо заменить другой, такой же живописной, какой была заменяемая картина мира в самом начале своего использования.

     Может быть, это и неправильно, но в целенаправленных коллективах многие из тех, которые только и делают, что стараются выработать реализуемые деловые предложения, ограничивают себя в шутовстве. Вплоть до нулевого значения числа своих шуток. Как Огурцов в "Карнавальной ночи" Э. Рязанова.
 

     Вырабатывающие, в целенаправленном коллективе,  реализуемые предложения, возможность шутить предоставляют так называемым "записны'м" шутникам.

     И в целенаправленном коллективе бывает, что сотрудник,  ранее высказывавшийся, почти всегда,    шутками, вдруг выступает с деловым предложением, а ему не верят.  Не верят тому, что высказанное  им предложение является и деловым, и реализуемым.

      Если бывает такое, что высказанные записными шутниками предложения, являются для  целенаправленных коллективов довольно ценными и реализуемыми, то сами целенаправленные коллективы, подумал он, можно представить состоящими из трёх групп сотрудников:

     Первая группа. Те, которые, не имея развитой способности шутить, только и делают, что вырабатывают деловые реализуемые предложения.

     Вторая группа. Записные шутники в целенаправленном коллективе, которые, так может оказаться, способны выработать и реализуемые предложения, но до появления у них этих предложений они высказывали только шутки, пусть и уместные, а не только грубые.

     Третья группа. Сотрудники, которые способны сравнить предложения, выработанные теми, которые в целенаправленном коллективе только и делают, что вырабатывают реализуемые деловые предложения и предложения, высказанные записными шутниками.

     Он вспомнил, что многие деловые люди так и не смогли выработать однозначное представление о том, в каком количестве и в каком соотношении должны быть, в целенаправленном коллективе, представлены сотрудники каждой из трёх групп.

     Если представить себе, так он предположил, что шестьдесят пять процентов  результата целенаправленного коллектива дают именно записные шутники, то их количество должно составлять пятнадцать процентов от общей численности сотрудников целенаправленного коллектива.

     Сотрудники, которые способны оценивать, на их реализуемость, реалистичность, чужие предложения, то есть предложения как шутников, так и тех, которые только и делают, не обладая способностью шутить, что вырабатывают деловые предложения, могут составлять двадцать процентов от общей численности коллектива.

     Тех же сотрудников, которые, не обладая развитой способностью шутить, только и делают в целенаправленном коллективе, что стараются выработать реализуемые предложения, могут составлять шестьдесят пять процентов от общей численности сотрудников целенаправленного коллектива.

     Это соотношение: пятнадцать процентов записных шутников,  двадцать процентов оценщиков, шестьдесят пять процентов разработчиков предложений, не обладающих достаточно развитой способностью шутить, предложил когда-то В. Парето.

     Но даже тем, решил он, которые не доверяют принципу В.Парето, полезно знать о том, как поступать шутникам в целенаправленном коллективе, если остальные сотрудники не верят, что высказанное шутником является и деловым, и реализуемым предложением.

     Самый простой способ доказать шутнику своим  сотрудникам, что высказанное им является не шуткой, - это или привлечение авторитетов, или хотя бы ссылка на них. На авторитеты. То есть, на людей, мнение которых всегда уважают.

      Самих людей с авторитетами очень трудно "заманить" во многие целенаправленные коллективы,а цитатам из книжек и научных статей, многие сотрудники не доверяют, поэтому есть второй способ доказать, что шутка является не шуткой, а реализуемым предложением: представить сложившиеся в целенаправленном коллективе обстоятельства как такие, из которых возможен только один выход, - реализовать предложение шутника.

      Часто шутники, то ли не доверяя самим себе, то ли искренне желая помочь целенаправленному коллективу, высказывают не свою шутку, а предложение, выработанное сотрудником, который, не обладая развитым чувством юмора, только и делает, что вырабатывает реализуемые деловые предложения целенаправленному коллективу.

      Лично он сам недостаточно  верит в отрезвляющие свойства того, что сотрудники, прислушавшись к шутнику, подумают: "Если даже шутнику понятно, что отвергаемое нами  предложение сотрудника является реализуемым, то почему бы не попробовать его осуществить?".

     Четвёртым способом того, чтобы к высказанному шутником прислушались бы не как к шутке, а как к реализуемому предложению, является побуждение тех сотрудников, которые могут это сделать, сравнить  высказанное шутником с уже имеющимися в целенаправленном коллективе предложениями других сотрудников. По какому-то конкретному деловому вопросу.

      Бывает в целенаправленном коллективе, подумалось ему, то, что высказанное шутником оказывается, при сравнении с другими имеющимися предложениями,  более ценным, чем все предложения, с которыми высказанное  шутником сравнивалось.

     Представляя совокупность  руководителей стран Европейского Союза именно целенаправленным коллективом, можно предположить, что предложения таких "шутников" в нём, как руководители Венгрии,, Словакии, Хорватии, могут оказаться более ценными, чем предложения К.Калллас и Урсулы фон дер Ляйен.

     Пятый способ, каким шутник может доказать остальным сотрудникам целенаправленного коллектива то, что высказанное им  является не шуткой, а вполне реализуемым предложением - это убедительный рассказ шутника своим коллегам-сотрудникам о том, что шутник с самого начала пребывания в целенаправленном коллективе шутил только для того, чтобы среди высказанных им шуток возникли бы, наконец, ценные и реализуемые деловые предложения.


     Итак,  подумал он, существует не менее пяти способов обеспечить шутнику веру его сотрудников в то, что высказанное им является не очередной его шуткой, а деловым и, главное, - вполне реализуемым предложением.

     Но тем деловым людям, которые не верят в существование ни одного способа убедить шутнику своих коллег в том, что высказанное им не шутка, а реализуемое деловое предложение, никогда нелья  доказать  полезность обучения шутовству, как нетрадиционному творческому приёму. 

    Таким недоверчивым деловым людям больше "по сердцу" является обучение  людей,  не обладающих развитой способностью шутить, выработке серьёзных: и деловых, и реализуемых предложений.

     P.S. Автор данного текста сообщает читателям и читательницам о том, что он понимает: многим из них соображения его персонажа покажутся полным бредом.  Достаточно твёрдое сложилось в народе представление о том, что именно со стороны  Запада, так как он очень  долго был успешным в делах,  только и могут предложить успешные приёмы выработки ценных, то есть реализуемых деловых предложений.  Персонаж данного автора не является ни представителем некогда успешного, в делах, Запада, ни представителем теперь успешных Индии и Китая, но, если поверить персонажу в том, что всё-таки существуют способы доказать шутникам, что высказанное ими - не шутки, а реализуемые предложения, то тогда шутовство действительно можно рассматривать энтэпэ, то есть нетрадиционным творческим приёмом. Автор данного текста также выражает  надежду на то, что читатели и читатели сами поймут то, почему он, автор, поместил итоги размышлений одного персонажа в раздел философии.       

.               


Рецензии
Не знаю, Светлан, к какому классу шутников я принадлежу (и принадлежу-ли вообще - об этом судить не мне), но Серафима Ивановича Огурцова считаю своим вождём и учителем!
С уважением,

Кузьма Калабашкин   06.03.2025 13:32     Заявить о нарушении
Для тех людей, которые считают своим вождём и учителем Серафима Ивановича Огурцова, в данном тексте есть указания на такой способ управления целенаправленным коллективом, как ставка на людей, которые сами шутить не любят и другим шутить не дадут, то есть только и делают, что, без всяких шуток, стараются выработать деловые и реализуемые предложения. Весь остальной данный текст посвящён тем, которые не против шутить
так, чтобы среди высказанных шуток, а вдруг, появилось бы реализуемое и эффективное предложение. Спасибо за внимание!

Светлан Туголобов   06.03.2025 13:56   Заявить о нарушении