Центральный офис Окинского караула

На фрагменте спутниковой карты над текстом  - в верхнем левом углу - бурятский улус Хара-Хужир. В правом нижнем углу село Орлик – административный центр Окинского района Бурятии. Чуть выше по течению Оки от Хара-Хужира, перед мостом, по моему мнению – центральный пост пограничных застав на Оке. Он имеет форму сапога – «голенище» это (возможно) покинутый русскими казаками Окинск, а носок, от которого я проложил маршрут через горы к реке Орлик, а затем к одноимённому посёлку – след от знаменитого Окинскуого караула, державшего на замке путь через Саяны к Московскому тракту. Маршрут через горы к Орлику не случаен – из космоса, до сих пор, видна старая дорога к реке.

Заинтриговал меня князь Кропоткин описанием Окинского караула, куда выезжал в водопадную экспедицию 1865 года. Я попытался провести своё расследование и доказать, что один караул, оба берега Оки не перекроет. Координаты двух филиалов Окинского караула, замысловатым способом, описал сам Кропоткин. А я обозначил их на спутниковой карте в предыдущих текстах. Но "Центрального офиса" караула, он не стал «светить», только сослался на то, что к нему нужно было ехать в Окинск. От этого Окинска, где я предполагаю наличие центральной заставы, выезжал русский казачий наряд навстречу бурятскому пограничному разъезду из крепости Нарынхора. И, похоже, что разъезд имел сложный маршрут. На фрагменте спутниковой карты над этим текстом, я обозначил путь от предполагаемого "Центрального офиса" Окинского караула, к речке Орлик в среднем её течении. Затем маршрут лежал к современному селу Орлик, а от него, вдоль Оки, до встречи с Нарынхоройским дозором, между Орликом и улусом Сорок. Затем, разъезды разворачивались и возвращались в свои остроги. Но, на обратном пути Окинские казаки, от Орлика ехали к караулу вдоль Оки до самого центра русских пограничников, не сворачивая в горы. Таким образом визуально контролировалось устье левого притока Оки Тиссы - мало ли там какие сплавщики спустятся в зону влияния центрального поста. Может быть им удастся миновать казачий опорный пункт в Балакте, что на Тиссе в пяти верстах от устья? Правда, переправы на правый берег Оки, там не было. Похоже, что переправу прикрывал "Главный офис", за которым, в районе левого берега Оки, напротив Хара-Хужира, из космоса, до настоящего времени видна старая дорога, у берегового начала которой, видны развалины старого дома. Там, предположительно, и была администрация паромной переправы (седой паромщик).  При острой необходимости, на тот берег мог переправиться с инспекцией старший наряда, но если всё было нормально, то об этом можно было просто крикнуть через реку, сложив ладони рупором. А чего было волноваться? Левобережную долину в устьях рек Сенца и Жом-Болок, контролировала застава Окинского караула, которая, как писал Кропоткин, была в четырёх верстах выше по течению от водопада Сайлаг, что на реке Жом-Болок. Тамошние казаки патрулировали берег, разъезжаясь в разные стороны – один конный патруль ехал к паромной переправе, другой до упора в горный кряж, напротив правобережного улуса Алаг-Шулун. Там дозорный Окинского караула, дислоцировавшегося в устье реки Барун- Гол,  кричал, что всё в порядке, или сигналил уговорённым заранее знаком. Вся информация сообщалась в центральный пост, а оттуда через гонцов Нарынхоройского караула - в Тункинскую дистаночную канцелярию.  Ну, всё! Три поста Окинского караула я обозначил. А место дислокации крепости Нарынхора, при которой был установлен бурятский Гарганский караул (в устье реки Хойто-Гарган), тоже было описано ранее. Можно ещё уделить внимание бурятским пограничникам. Полагаю, что из всех бурятских родов, особое рвение к защите русской границы с Китаем проявили хори-буряты. Что заостряется названием реки Хорё (левый приток Оки у её истоков). Она впадает в Оку, как раз в месте слияния основной реки с правобережным притоком  Гарганом. И напротив крепости. А если разбирать происхождение названия цитадели, то, исходя из названия восточной крепости Нарын-калы, «Нарын» – это крепость и есть. А «кала» – это «солнце». Другое дело «хора». Это «круг». У многих народов есть похожий круговой танец – у молдаван и восточных славян - хора, у русских хоровод, у бурят ёхор. То есть – Нарынхора, это круглая крепость, или «башня». Бурятский род «хорё» тут, тоже никак не отринешь. Несомненно – они танцуют на своих торжествах ёхор, но, они и серьёзные вопросы исстари решают, рассевшись в круг. А это их роднит с казачьим кругом, собирающимся для решения создавшихся проблем. И, в трудные для России времена, хори-буряты первыми записались в пограничники. Дальше буду цитировать сайт «Как появились бурятские казаки»: «Огромное значение в деле обретения бурятами своей самостоятельности и дальнейшего развития имело закрепление их за Россией. При этом была учтена воля бурятского народа, который подвергался постоянным нападениям со стороны Китая. Это была своевременная мера, ибо обострившиеся в июне 1764 года отношения с Китаем заставили принять ряд мер предосторожности на забайкальской границе.  Предпринятые Правительством меры по укреплению обороны Забайкалья заставили обратиться к помощи хоринских бурят, к этому времени считавшихся надежными подданными русского царя. Пограничная служба забайкальских инородцев была отмечена вниманием Екатерины Второй - 6-го марта 1783 года был издан Указ:
   1. О том, чтобы принять меры к более тесному сближению с инородцами.
   2. Представить к производству в чины ("в благородное состояние") тех из них, кто окажется достоин.
   Для укрепления границы из 17 тысяч хоринцев было решено подобрать милицию для прикрытия некоторых пограничных мест, в случае неприятельского вторжения. Им не выплачивалось жалование, но их семьи освобождались от уплаты ясака. Главный тайша хоринских бурят Иринчеев со своими помощниками дали письменное обязательство выставить милицию от 11 хоринских родов, "в числе 2500 человек лучших людей и содержать их во всегдашней готовности к оборонительному действию". "Хоринцы обязались выставить этих людей при обычном их вооружении, с избранными из их среды начальниками, по первому извещению пограничных командиров. В случае же крайней надобности, все хоринцы заявили о своей готовности пожертвовать жизнью для защиты России, которую они считали уже своим Отечеством".  Отправка казаков и зангиев (непосредственных начальников постов) на место службы на Туранский и Окинский караул стало традиционным родовым праздником. Народ за счет рода готовил каждому пограничнику боевого коня, вооружение, состоящее из саадака со стрелами и «хормого» с тугим луком, меча и копья. За счет рода устраивали проводины (удэшэлгэ) с обильным угощением и выпивкой молочной водки (тарасуна). На такой вечер собирался народ со всех улусов, молодежь устраивала национальные пляски и игры, а пожилые и старые угощались жирной кониной и бараниной, вели беседы о службе казаков и пели песни. Народ создал о них много песен, легенд и преданий, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и исполнялись в особо торжественные дни». Вот, до чего может довести Окинский караул, если "потянуть за ниточку".


Рецензии