Звезда немого кино Мейбл Норман
Мейбл Норман родилась в 1892 г. в Нью-Йорке в бедной семье, её мать была ирландкой, а отец французом. Уже с 14 лет Мейбл сама зарабатывала на жизнь, позируя как натурщица для художников, а позже работая в рекламе. С 1909 г. актриса работала в Голливуде и играла роли в драматических фильмах, но Мейбл обладала ярко выраженным комедийным даром и вскоре полностью перешла к работе в фильмах этого жанра. В 1912 году в Голливуде начала свою работу киностудия ,,Кистоун”, которая специализировалась исключительно на производстве комедий, Мейбл Норман была главной актрисой новой студии. Создавший ,,Кистоун” гениальный продюсер Мак Сеннетт является, собственно говоря, автором жанра кинокомедии. На студии были сняты многие сотни короткометражных комедий, в которых ярко характерные персонажи в бешеном темпе переживали различные комические приключения. Эти фильмы имели огромный успех во всём мире, они не устарели и с интересом смотрятся и сегодня. Мейбл Норман создала в этих фильмах комедийный образ энергичной современной девушки, попадающей в различные комедийные ситуации и приключения, фильмы изобиловали множеством порой опасных для жизни трюков, которые актриса выполняла сама. Вскоре Мейбл Норман сама стала писать сценарии к своим комедиям и руководить постановкой фильмов, став тем самым первой женщиной-режиссёром в истории кино. Мейбл Норман наслаждается своей славой, многочисленная армия поклонников называет её Золотой рыбкой. На студии ,,Кистоун” появился целый ряд новых актёрских лиц, каждый со своей комической маской-амплуа, вскоре все они стали невероятно популярны. Одним из этих актёров был Чарли Чаплин, для которого работа на студии Мака Сеннетта первым настоящим успехом в Голливуде, вместе с Мейбл Норман Чаплин снялся в ряде успешных фильмов. Говорят, что Чаплин не в последнюю очередь начал работу на студии ,,Кистоун” из-за любви к Мейбл Норман и у актёров случился бурный роман. Официально Мейбл была помолвлена с руководителем киностудии Маком Сеннетом, но это были странные отношения, ограниченные лишь работой на съёмочной площадке. Мейбл же переживала один роман за другим, на что жених закрывал глаза.
Мак Сеннетт был известен своей невероятной жадностью, его студия стабильно получала многомиллионную прибыль, но его кинозвёздам перепадали из этого лишь крохи в виде скромных гонораров. Это привело к конфликтам на студии и главные звёзды стали покидать Мака Сеннетта, в 1915 г. ушла и Мейбл Норман, была расторгнута и помолвка с продюсером. Мейбл Норман организовала собственную кинофирму, выпустившую единственный фильм- ,,Микки”, который оказался успешным.
В 1918 г. Мейбл Норман заключает контракт с ,,Метро-Голдвин-Майер” и начинает съёмки в фильме ,,Жанна из Платтсбурга”, но со съёмками начинаются крупные неприятности. Руководитель студии Сэмюэл Голдвин был просто одержим любовью к кинозвезде, для Мейбл же знаменитый продюсер был крайне неприятен. По слухам, несмотря на свою неприязнь к Голдвину, Мейбл тайно родила от него ребёнка, который вскоре умер. Одновременно с этим, начинаются и проблемы со здоровьем, всё более оказывающие влияние на её работу в кино. Хрупкая и болезненная от природы, всего 152 см ростом, Мейбл Норман вела слишком экспансивный образ жизни, который был характерен для звёзд Голливуда тех лет. К неумеренному потреблению алкоголя добавляется злоупотребление всеми возможными наркотиками, все ночи напролёт Мейбл проводит на диких вечеринках, на которых часто случаются различные эксцессы. Под стимуляцией кокаина, Мейбл Норман могла не спать много дней подряд, когда она появлялась на киностудии после ночной вечеринки, её состояние было слишком плохим для работы всё чаще кинозвезда просто не выходила на съёмки. Производство фильма ,,Жанна из Платтсбурга” затягивается и становится всё дороже. Несмотря на то. что фильм всё же имел большой успех, ни руководство киностудии, ни влюблённый Сэм Голдвин, не хотят продолжения работы с Мейбл Норман и её контракт был расторгнут.
Мейбл Норман продолжает снимается на других киностудиях и фильмы с её участием по-прежнему пользуются большим успехом, особенно ,,Молли О”, ставший кассовым хитом 1921 года. Однако в киногороде уже знают, что работать с актрисой очень сложно из-за её зависимости и сложного характера. Мейбл не меняет своего образа жизни: секс, наркотики и чарльстон составяют его основу. Со временем и зрители и критика замечают изнурённый вид актрисы на экране и что она выглядит старше изображаемых ею героинь.
Наступает 1922, роковой год в истории Голливуда, чёрная полоса, сломавшая многие жизни и карьеры. Захлестнувшая Голливуд волна громких скандалов, связанных с именами первых кинозвёзд, замешанных в эксцессах с наркотиками, криминальных историях с убийствами и открыто аморальном поведении, вынудили консервативную общественность принять меры по контролю за нравственностью ,,нового Вавилона”.
Первым разразился скандал с комиком Роско ,,Фатти” Арбэклем, давним другом Мейбл Норман, с которым она снялась во множестве комедий. Фатти был обвинён в убийстве актрисы Вирджинии Рэпп, эта история потрясла всю страну.
Через несколько месяцев в Голливуде произошло новое убийство, жертвой стал известный кинорежиссёр Уильям Десмонд Тейлор. На этот раз в историю оказалась замешана и Мейбл Норман, которая видела жертву за 15 минут до убийства, подозрения пали на актрису. Режиссёр Уильям Десмонд Тейлор был известен своими любовными похождениями в Голливуде, он имел отношения и с Мейбл Норман, первоначально актриса считалась главной подозреваемой, что вызвало небывалую шумиху в прессе. В 7:30 утра в четверг, 2 февраля 1922 года, тело Уильяма Десмонда Тейлора было найдено в его бунгало в престижном голливудском районе Уэстлейк, он был застрелен. Ещё до приезда полиции в дом прибыла целая команда с киностудии ,,Парамаунт", где работал Тейлор, во главе с шефом Адольфом Цукором. Люди с ,,Парамаунта” искали любой компромат, который мог бы дискредитировать режиссёра, а вместе с ним и киностудию, находящуюся под ударом общественного мнения после истории с Роско Арбэклем. Среди присутствовавших в доме была и Мейбл Норман, которая тщетно искала свои письма к режиссёру и свои фотографии ,,нескромного” содержания. Подобных любительских фотографий с другими кинозвёздами было найдено в доме огромное количество. Прибывшая в дом полиция обнаружило что место преступления было затоптано множеством следов, часть возможных улик исчезла, кругом посторонние отпечатки пальцев, а тело убитого перевёрнуто. В доме оказались нетронутыми крупные суммы денег и ценные вещи, версия об ограблении была исключена. В вечер убийства Тейлора посещала другая женщина, 20-летняя актриса Мэри Майлс Минтер, находившаяся в то время на пике своей популярности. Мэри Майлс Минтер была отчаянно влюблена в 49-летнего режиссёра и засыпала его любовными письмами, Тейлор же относился к ней как к дочери. Следствие предполагало, что приехавшая позже Мейбл Норман могла застрелить У.Д. Тейлора в приступе ревности, актрису подвергли жестоким допросам. Мейбл же утверждала, что её отношения с режиссёром были лишены конфликтов и Тейлор помогал ей справиться с наркотической зависимостью.
Режиссёр Уильям Десмонд Тейлор (1872-1922) был человеком с незаурядной судьбой. Выходец из Ирландии и инженер по образованию, Тейлор был весьма успешен в профессии и состоятелен, его жена происходила из богатой семьи, у супругов была дочь. Но однажды У.Д. Тейлор пропал без вести и его поиски ни к чему не привели. У Тейлора случилась амнезия, потеряв память, он бродил по стране, перебиваясь случайными заработками, не зная, что он является состоятельным человеком. Через пять лет после исчезновения, Тейлор осел в Голливуде, где довольно быстро стал успешным актёром. Уже с 1915 года У.Д. Тейлор стал режиссёром и снял за свою карьеру более 60 фильмов, компания ,,Парамаунт” даже доверила ему руководство одним из филиалов. Бывшая жена Тейлора случайно увидела его на экране и его дочь написала ему письмо на студию, в 1921 г. Тейлор навестил свою бывшую семью и сделал дочь единственной наследницей. Несмотря на респектабельность и уважение среди коллег, за Тейлором всегда тянулся шлейф самых разнообразных сплетен и слухов, что было вызвано его бурной личной жизнью и сомнительными связями с миром полусвета в Лос-Анджелесе.
Подозрение в убийстве было снято с Мейбл Норман после показаний соседки Тейлора, отчётливо видевшей как вскоре после отъезда Мейбл, из дома режиссёра вышел мужчина подозрительной наружности, это была явно переодетая женщина.После этих показаний главной подозреваемой стала мать Мэри Майлс Минтер Шарлотта Шелби. По слухам, Шарлотта Шелби также имела связь с режиссёром (или добивалась её) и в приступе ревности застрелила объект обожания своей дочери. Шарлотта, сама бывшая киноактриса, железной рукой и манипуляциями руководила карьерой в кино своих дочерей, сестра Мэри Майлс Минтер Маргарет Шелби (1900-1939) была тоже известной актрисой. Заработанные дочерями гонорары, Шарлотта удачно вкладывала в различные финансовые махинации, сколотив тем самым крупное состояние, за которое позже дочери судились со своей матерью. На допросе Шарлотта Шелби была совсем неубедительна, а её алиби было купленным; но, по каким-то причинам, она не была арестована и немедленно покинула страну. Много лет Шарлотта Шелби провела в Европе и вернулась в США лишь когда шумиха вокруг убийства Тейлора улеглась.
На фото справа Маргарет Шелби, Шарлотта Шелби и Мэри Майлс Минтер. В деле был ещё целый ряд подозреваемых, каждый из которых, как в детективе Агаты Кристи, имел свои причины для расправы над режиссёром. Убийство Уильяма Десмонда Тейлора так и не было раскрыто, а в 1940 г. со склада полиции исчезли все материалы дела и вещественные улики.
Вернёмся к Мейбл Норман. Несмотря на то, что все обвинения с актрисы были сняты, её репутации был нанесён непоправимый удар: через прессу, раздувавшую каждую деталь скандала, широкой публике стали известны факты её беспутной жизни и болезненной зависимости. В наступившее время борьбы с безнравственностью, от Мейбл стали отворачиваться продюсеры, в некоторых штатах фильмы с её участием были запрещены к показу. Для Мейбл стало сложно получить новую роль, состояние её здоровья ухудшалось.
Дело об убийстве режиссёра У.Д. Тейлора положило конец кинокарьеры и Мэри Майлс Минтер. Хотя актриса была совершенна невиновна в произошедшем, образ невинной девушки, созданный ею на экране, был запятнан. Затравленная журналистами, Мэри Майлс Минтер ушла из кино в возрасте 20 лет, благо заработанных ею денег, приумноженных деловой хваткой матери, хватило Мэри Майлс Минтер прожить в богатстве до глубокой старости.
К несчастью, скандалы в личной жизни преследовали Мейбл Норман и дальше. В 1923 г. жена одного из любовников Мейбл потребовала через суд возмещения ущерба в полмиллиона долларов, Мейбл проиграла процесс. На новогоднем балу 1924 года шофёр Мейбл Норман (оказавшийся беглым каторжником) пытался застрелить её нового любовника. Всё это окончательно подорвало репутацию звезды и среди продюсеров, и среди зрителей.
В 1926 г. актриса неожиданно для всех вышла замуж за своего старого знакомого и бывшего партнёра по экрану, актёра на амплуа героя-любовника Лью Коди, по прозвищу ,,Бабочка” (из-за его непостоянства в отношениях). Мейбл Норман удалось сняться ещё в нескольких фильмах в 1926 г., но они с треском провалились в прокате. Как ни странно, именно Лью Коди стал надёжным партнёром и опорой для Мейбл в последние годы её жизни. Супруги никогда не жили вместе, у Мейбл открылся туберкулёз в острой форме, но Лью окружил её заботой и пытался облегчить её страдания. В 1929 г. Мейбл была помещена в карантин в туберкулёзный санаторий в Калифорнии, где скончалась 23 февраля 1930 г. в возрасте всего лишь 35 лет. Так трагически покинула этот мир Золотая рыбка, чьё имя и творчество, однако, вошло в историю мирового кино.
P.S. В 1999 году стали известны новые обстоятельства убийства Уильяма Десмонда Тейлора. Ещё в 1964 г. актриса немого кино Маргарет Гибсон, находясь на смертном одре, сделала признание в том, что она была убийцей режиссёра. Маргарет Гибсон (1894-1964) была хорошо знакома и работала со всеми фигурантами давнего дела. Несмотря на то, что Маргарет Гибсон была известна полиции из-за своих связей с криминальным миром и неоднократно обвинялась в торговле наркотиками и рэкете, в 1922 г. её имя не попало в список подозреваемых. Став в конце жизни ревностной католичкой, Гибсон перед уходом в мир иной хотела покаяться в давнем преступлении, рассказанные ею факты не противоречили обстоятельствам известным
Свидетельство о публикации №225030500431