О православных психологах

                На просторах рунета часто можно встретить посты и объявления об услугах так называемых «православных психологов». Они по своей сути и целям ничуть не отличаются от любого рекламного объявления, то есть преследуют исключительно коммерческие цели. На них можно было бы не обращать внимание, если бы не крайне опасный вред для души, который несет в себе очередное искушение дьявола – «православная психология». Необходимо тщательно разобраться в этом вопросе, чтобы не попасть в очередную сеть лукавого. Для этого выясним, что такое психология и чем она отличается от «православной». Согласно общедоступным сведениям, термин «психология» образован слиянием греческих слов психи «душа» и логос «слово», «наука». Авторами этого термина считаются немецкие богословы Рудольф Гоклениус (1547–1628) и Оттон Касман (1562–1607). То есть, братья-протестанты решили, что ограниченным умом можно изучать душу, для чего и придумали своему изобретению название – «психология». Причем, самое смешное заключается в том, что психология не дает определения «души». Говоря проще, она не знает, что изучает. Но для протестантских богословов это было неважно. По их задумке, психология должна была служить главной цели – под видом оказания помощи немощным душой, извлекать весьма немалую прибыль. В этом суть любой науки - от фундаментальной до прикладной. К самой душе, естественно, это никакого отношения не имеет.
                Современное определение психологи гласит: «Психология — гуманитарная, научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей». Заметьте: и ни слова о душе. В Православии протестантский подход к психологии прочно  закрепился в XVIII в. в стенах Киево-Могилянской духовной академии – оплоте и рассаднике униатства [греко-католической ереси] в южнорусских землях Московского государства. Основоположником «православной психологии» считают святителя Феофана Затворника, который писал: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология». Авторитет святителя «православные» светила стали использовать наравне с трудами ученых мужей: В.В. Абраменкова, Д.А. Авдеева, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцовой, В.И. Слободчикова, протоиерея Андрея Лоргуаса, протоиерея Бориса Ничипорова, схиархимандрита Гавриила (Бунге) и других, кто посвятил себя поиску «философского камня» в «православной» психологии. Делается это ради единственной цели – прикрыть обман авторитетом церкви и ученостью известных личностей. И сей обман заключается в том, что наука о душе становится средством извлечения прибыли, что весьма соблазнительно и для отдельных персонажей, и для церковной власти. Не знаю, что имел ввиду святитель Феофан по термином «Православная психология», но вряд ли он подразумевал науку о душе, хотя бы потому, что напрочь отвергал ее материальность, то есть тварное происхождение. А то, что не сотворено, то и не существует, за исключением Бога, разумеется. Фантазий и мнений остальных богословов от психологии я даже касаться не буду.  После, так и не понятых слов Феофана Затворника, в России XIX в. началась целая вакханалия протестантского учения о душе. Одно названия работ яркое тому свидетельство: «Психология веры» Введенский А. И. (1899), «Психология молитвы» Платонов Вениамин свящ. (1913), «Психология святости» Меньшиков М. (1903), Соколов Л. А. «Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения» (1905), Никонов А. «Психология кающегося грешника по Псалтири» (1911), «Психология русского раскола» Розанов В.В. (1901) и неисчислимое множество других фолиантов, не имеющих ничего общего ни с Православием, ни с душой. Эти псевдобогословские труды несут в себе неустранимое противоречие даже не в содержании, а в самом названии: все авторы используют слово «душа». Никто из них не знает, что это такое, но все о ней рассуждают. В результате душу стали прицеплять ко всему, о чем пишут: к молитве, к вере, святости, греху, добродетели, вычитыванию Псалтири и прочему, что на ум пришло. И единственная душа, которую Бог вдунул в Адама, оказалась оторванной от человека и растаскана между бесчисленными прикладными науками – от богословия до медицины с биологией. Причина этого умопомрачения кроется в ереси протестантизма, активно насаждаемой и распространяемой в Российской Империи, начиная со времен Петра I. Ее суть заключается в том, чтобы, руководствуясь законами формальной логики, всему божественному, невидимому, тайному и непостижимому найти объяснение и обоснование. Предостережение апостола Павла: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1Кор.3:19) оказалось спрятанным далеко под спуд и никого не интересует. Слово Божие «протестантские» психологи отбросили, а мудрованию плотскому воздали честь. Вот и тужатся они по сей день совместить несовместимое: плотское и божественное. Психология или наука о душе, невозможна по самой сути того, что она включила  в свое название, поскольку знать, а значит и учить о душе может только Тот, Кто ее сотворил, то есть Бог. Все остальное – это от лукавого, тщеславия и сребролюбия. Мы видели, что психология изучает: «закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей». Одно это определение свидетельствует о том, что к душе сия наука не имеет никакого отношения, ибо душа не может быть коллективной или групповой; а термин «психика» искажает и понятие души, и науки. Это вообще непонятно, что такое и к чему относится. Вот, как о психике говорит современная ученость: «Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности, – или, – это сложное понятие в психологии и медицине, которое, в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как: совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, память, эмоции и т.п.), – или, – это особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи, т.е. человеку и животным». Нужно обладать богатым воображением или неизлечимым безумием, чтобы разобраться в этой абракадабре, а в самих определениях найти упоминания о душе. Я уже не говорю о том, что психика у них – это и для людей, и для скотов. Разницы никакой нет. До такого даже не всякий бес додумается.
                В дальнейшем лавры протестантов Гоклениуса и Касмана не давали покоя нашим православным богословам, решившим поискать душу уже в физиологии. Так, например, Андрей (Ухтомский) епископ (ум.1937): «разрабатывал принцип доминанты, руководствуясь пониманием нервной системы как части душевно-телесной сути человека; он стремился найти физиологическое проявление совести, чтобы доказать естественность нравственной необходимости для нашей истинной природы», –  как о том вещает сайт «Азбука веры». И здесь душу найти никак невозможно, даже со свечкой при свете дня. А что такое: «физиологическое проявление совести» – это только лукавый знает. Видать, Гете знал, о чем писал в своем «Фаусте». Любые попытки присвоить право учить о  душе и втиснуть ее в рамки прикладной науки – это бунт против Бога и гимн тщеславию. Чтобы не быть голословным, приведу несколько  поучений «православных» психологов.               
                Начнем с самого «раскрученного» в соцсетях Н.С. Яночкина, который считает себя «православным психологом». В одном из постов по поводу воспитания детей он на страничке в ВК пишет: «Да, ребенок не отвечает за свое личностное развитие, а вот когда он вырастает, то вполне может развиваться дальше уже вне тех рамок, которые родители ему выстроили, и с этого момента наступает его ответственность за свое развитие». Если вдуматься в сказанное, то напрашивается следующий вывод. В детстве ребенку определенные ценности и модель поведения прививают родители, а в зрелом возрасте, он все это с легкостью может забыть и двигаться, куда ему вздумается. В таком случае непонятно, зачем семья вообще нужна, если от нее не зависит будущее ребенка? Следовательно, семья никак не влияет на формирование его личности, потому что, повзрослев, чадо может развернуться в противоположную от заложенных родителями ценностей сторону. В одном посте «православного» Яночкина – целый набор взаимопротивоположеных ересей, а именно: пелагианство – учение, согласно которому, человек сам может избавиться от греха и помощь Божия ему не нужна. Это в том случае, если ребенок из неблагополучной семьи решил стать подвижником благочестия. Захотел стать праведником – пожалуйста; захотел исчадием ада – никто не возражает! и противоположная ей ересь предопределения или учение блаженного Августина, утверждающее, что только Бог спасает человека, а сам он не в состоянии повлиять на свой греховный выбор. Эта  «яночкина» ересь начинается, когда ребенок: «может развиваться вне тех рамок, которые родители ему выстроили». Другими словами, оказывается, что развитие ребенка зависит от родительских рамок. И если он становится плохим, то только потому, что таковыми были его родители, заложившие «рамки» вора, прелюбодея, богохульника. Соответственно, вины несчастного отпрыска в этом никакой нет, ибо такими «рамками» его обставили папа с мамой.  Ни в одной семье нет одинаковых детей. И как этот факт собирается объяснить г-н Яночкин? старшему сыну родители "нарисовали" одни рамки, младшему - другие, а сестре - придумали третьи?.. Следующий перл Яночкина: «В церковной среде есть одна распространенная монашеская идея — считать себя хуже всех. Некоторые люди с неустойчивым самопринятием берут ее себе на вооружение, но радостнее их жизнь от этого не становится». Сей «православный» знаток человеческих душ вообще ничего не смыслит в православной аскезе, а тем более в смирении. Он перепутал уничижение отцов, как один из способов борьбы с тщеславием и самомнением, являющимся лишь малой частью монашеского подвижничества, с профанным богословием недалеких мирян. По сути, он открыто выступает против монашества, уничижая его в глазах обычных людней, а точнее своих потенциальных клиентов. Некоторые отцы не современной, а далекой Древней Восточной Церкви, действительно считали себя хуже всех. Но причиной тому было не стремление получить более «радостную» жизнь, а их любовь к Богу, по сравнению с которой все меркнет и является ничтожным и худшим. Но Яночкину сие неведомо, поэтому он и несет всякую чушь «от ветра головы своея», понося попутно подлинное монашество духа. Ну, и  вершина учения  сего персонажа: «В одной из своих прошлых публикаций я высказывал мнение, что в отношениях с мужем жена должна быть немного наивной и игривой, как Мерлин Монро». Вот вам и все православие «православного» психолога. Где скромность жены, о которой учит Писание и апостол Павел? Где чистота семейных отношений? Какой пример подается детям? Если «православный», мнящий себя психологом,  насаждает в семье блудилище и похоть: жена должна подражать гулящей девке, чтобы понравиться мужу! Про то, что во всем этом словоблудии Яночкина нет ни слова про душу и про Православие я даже и упоминать не буду.
                Некий о. Максим в ВК под ником «Православный Писхолог-священник» так вразумляет свою паству: «Иногда приходят люди с такой интересной проблемой: к ним приходят умершие...В основном во сне, но бывает и на яву. То бабушка, то какой-то другой умерший человек. Люди очень бояться в этом признаться и чувствуют себя подавленными, так как не понимают природу таких явлений и как к этому относиться. Я всегда в таких случаях спрашиваю, как давно они были на таинствах Причастия и Исповеди? В 100% случаях - либо никогда, либо очень давно. Никогда не слышал о подобной проблеме от постоянных прихожан. Поэтому мой ответ и совет всегда один и тот же: готовитесь к таинствам ПРИЧАСТИЯ И ИСПОВЕДИ. А после Божественной Литургии закажите панихиду и мы помолимся об упокоении души усопшего. Гарантия 100%, что таких явлений больше никогда не будет». Сей служитель алтаря либо вообще не учился в духовной семинарии, либо был двоечником, либо  ему преподавали такие же неучи, как и он сам. По учению святых отцов, явление усопших во сне или наяву – часть Промысла Божьего и Его Домостроительства, а не действия нечистой силы, которую нужно изгонять непременно исповедью и причастием. Прямое богохульство несостоявшегося попа заключается в том, то он отвергает Промысел Божий в этой сфере духовной жизни. Если следовать логике «психолога-священника» Максима, то выходит, что преподобному Сергию Радонежскому после встречи с ангелом в облике монаха нужно было срочно бежать на исповедь в ближайшую церковь; Серафиму Саровскому после встречи с Женой Богородицей – капяться в грехах до умопомрачения; Святителю Иоанну Златоустому, беседовавшему накануне смерти с Василием Великим, почившем в Бозе лет за 80 до смерти Иоанна, умалить стражников отпустить его, чтобы оплакивать грехи и каяться в тяжком прегрешении, что спутался с бесом. Святому благоверному князю Александру Невскому надлежало бросить меч и щит на землю и обливаться слезами покаяния после встречи с далекими предками – князьями Борисом и Глебом накануне разгрома шведов на Неве. Ну, а все, кто сподобились посещения блаженной Ксении Петербургской должны почитать себя грешниками, которым явился дьявол во плоти. И единственное спасение для таковых, по фантазиям попа Максима, это немедленная исповедь и причастие. Далее этот  невежда гарантирует, что на 100% явлений умерших не будет. Другими словами, о Максим решил за Бога, что будет, а что не будет и кому, что надо или не надо. И превратился наш "батюшка" Максим в мага - повелителя снов. Более того, он величайшее Таинство Евхаристии приспособил под нужды «лечения» души, аки бабка травки для избавления от грыжи. По сути, Максим приписывает Кровь и Тело Христовы, как по рецепту, для излечения «неприятных» сновидений. Он понятия не имеет, что такое Причастие и чему служит. Его рекомендации – чистое язычество, а не Православие, поскольку в самом факте причащения он видит исцеление от бесовских напастей. Поскольку о богословии о. Максим ничего не ведает, то в силу этого не знаком с учением святителя XIV в.  Феофана Никейского, который писал: «Приобщение телу Христову есть участие в Его Божественных энергиях. Тот, кто не чист может принять тело Христа, но без участия в энергиях Божества. Иуда был допущен к Тайной Вечери. Он прикоснулся только к телу Христа, но не получил ничего из Божественных даров». Другими словами, далеко не для всякого причастника Святые Дары являются Телом и Кровью Христовыми, а значит и излечение от ночных посещений покойников вряд ли наступит. 
                И вишенка на торте «православной психологии» –  Ирина Завражных. Дама не нашла ничего лучшего, как выставить на всеобщее обозрение в ВК диплом о том, что она прошла обучение в количестве аж 620 часов по программе: «Основы христианской психологии», выданный, внимание: Вятским социально-экономическим институтом! Дожились: мирской ВУЗ решил заняться лечением душ и духовным просвещением, полагая, что для этого вполне достаточно 620 часов обучения! Правда, неизвестно кого, кем, и чему там учат. Вот некоторые результаты «православно-социально-экономической» психологии г-жи Завражных. Она пишет, наставляя своих клиентов: «Так и с людьми: ты напрасно порой ждешь от человека каких-то поступков, а он просто наполнен не тем содержимым, чтобы оправдать твои ожидания». А каким содержимым должен быть наполнен человек, чтобы оправдать ожидания другого? И какое это имеет отношение к душе и Православию. То есть, виноват в личных проблемах не я, а ближний, который почему-то наполнен не тем содержанием! Это не Православие – это протестантизм. И где здесь душа? Следующее измышление психолога-экономиста: «Делa, котоpые вызывaют внутpeнний кoнфликт и отpицательные эмоции, женщине не подхoдят». Дальше, как говорится, некуда: слова Христа об узком пути, ведущим в жизнь, учения отцов о тяжести Креста Господня на пути спасения, слова апостола Павла о спасении души через терпение в скорбях – доморощенный «психолог» выкидывает в мусорное ведро за ненадобностью, насаждая какую-то свою ересь, калечащую душу похлеще всех сил ада. А ведь Павел строго запрещает подобное женское богословие: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12). Безмолвием тут и не пахнет: Ирине Павел не указ. И, как следствие, итогом сего женского безумия является богохульное мудрование: «Жeнщина является очaгом, котoрому необхoдим oгонь. Caмой доpoгой ценностью в мире являeтся Энeргия». Все, занавес! Оказывается, что для «православного» психолога самое ценное – это не Бог, а энергия, писанная с прописной буквы.
                Разбирать все остальные опусы нечистоплотных людей, именующих себя «православными психологами», не имеет смысла. Все они преследуют одну цель – обогащение за счет недалеких клиентов, обольщенных словом «православный». Каждый, кому дорого Православие, как вера отцов, и путь ко спасению, должен бежать, словно бес от ладана, при одном лишь упоминании абракадабры «православная психология». Никакого отношение эта выдумка ни к душе, ни к православию не имеет и иметь не может, ибо это лукавство дьявола, служителями которого являются психологи, прикрывающимися, словно волк овечьей шкурой, назанием «православный». В противном случае, следует признать, что «православными» могут быть сантехники, водители, уборщики, доставщики пиццы. Представляете такое объявление: «Православный сантехник», «Православный стоматолог» или «Православный проктолог»! Спасение души и исцеление скорбей возможно только в Боге, через личное, правильное отношение к ним. Семейные неурядицы, проблемы на работе, взаимоотношения с ближними – это не сфера лженауки «православная психология», а путь духовной брани. Искушение попускаются свыше, ради вразумления человека и его обращения к Богу. И никакие психологи Бога заменить не могут, и, тем более, повлиять на Его Промысел. Важно понимать и другое. Никакая психология или психиатрия не имеют ничего общего с душой, поскольку изучают действия и патологию нервной системы и связанное с ней отношение человека к миру. Нервная система умирает вместе с телом, а душа - бессмертна! Ищущий психолога, отвергает Христа - единственного Врача душ и телес наших; и все так называемые «православные психологи» этому активно способствуют, а значит являются слугами дьявола, увлекающих в погибель не знающих Господа.


Рецензии