О православных психологах
Современное определение психологи гласит: «Психология — гуманитарная, научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей». Заметьте: и ни слова о душе. В Православии протестантский подход к психологии прочно закрепился в XVIII в. в стенах Киево-Могилянской духовной академии – оплоте и рассаднике униатства [греко-католической ереси] в южнорусских землях Московского государства. Основоположником «православной психологии» считают святителя Феофана Затворника, который писал: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология». Авторитет святителя «православные» светила стали использовать наравне с трудами ученых мужей: В.В. Абраменкова, Д.А. Авдеева, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцовой, В.И. Слободчикова, протоиерея Андрея Лоргуаса, протоиерея Бориса Ничипорова, схиархимандрита Гавриила (Бунге) и других, кто посвятил себя поиску «философского камня» в «православной» психологии. Делается это ради единственной цели – прикрыть обман авторитетом церкви и ученостью известных личностей. И сей обман заключается в том, что наука о душе становится средством извлечения прибыли, что весьма соблазнительно и для отдельных персонажей, и для церковной власти. Не знаю, что имел ввиду святитель Феофан по термином «Православная психология», но вряд ли он подразумевал науку о душе, хотя бы потому, что напрочь отвергал ее материальность, то есть тварное происхождение. А то, что не сотворено, то и не существует, за исключением Бога, разумеется. Фантазий и мнений остальных богословов от психологии я даже касаться не буду. После, так и не понятых слов Феофана Затворника, в России XIX в. началась целая вакханалия протестантского учения о душе. Одно названия работ яркое тому свидетельство: «Психология веры» Введенский А. И. (1899), «Психология молитвы» Платонов Вениамин свящ. (1913), «Психология святости» Меньшиков М. (1903), Соколов Л. А. «Психология греха и добродетели по учению св. подвижников древней церкви в связи с условиями пастырского душепопечения» (1905), Никонов А. «Психология кающегося грешника по Псалтири» (1911), «Психология русского раскола» Розанов В.В. (1901) и неисчислимое множество других фолиантов, не имеющих ничего общего ни с Православием, ни с душой. Эти псевдобогословские труды несут в себе неустранимое противоречие даже не в содержании, а в самом названии: все авторы используют слово «душа». Никто из них не знает, что это такое, но все о ней рассуждают. В результате душу стали прицеплять ко всему, о чем пишут: к молитве, к вере, святости, греху, добродетели, вычитыванию Псалтири и прочему, что на ум пришло. И единственная душа, которую Бог вдунул в Адама, оказалась оторванной от человека и растаскана между бесчисленными прикладными науками – от богословия до медицины с биологией. Причина этого умопомрачения кроется в ереси протестантизма, активно насаждаемой и распространяемой в Российской Империи, начиная со времен Петра I. Ее суть заключается в том, чтобы, руководствуясь законами формальной логики, всему божественному, невидимому, тайному и непостижимому найти объяснение и обоснование. Предостережение апостола Павла: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1Кор.3:19) оказалось спрятанным далеко под спуд и никого не интересует. Слово Божие «протестантские» психологи отбросили, а мудрованию плотскому воздали честь. Вот и тужатся они по сей день совместить несовместимое: плотское и божественное. Психология или наука о душе, невозможна по самой сути того, что она включила в свое название, поскольку знать, а значит и учить о душе может только Тот, Кто ее сотворил, то есть Бог. Все остальное – это от лукавого, тщеславия и сребролюбия. Мы видели, что психология изучает: «закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей». Одно это определение свидетельствует о том, что к душе сия наука не имеет никакого отношения, ибо душа не может быть коллективной или групповой; а термин «психика» искажает и понятие души, и науки. Это вообще непонятно, что такое и к чему относится. Вот, как о психике говорит современная ученость: «Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности, – или, – это сложное понятие в психологии и медицине, которое, в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как: совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, память, эмоции и т.п.), – или, – это особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи, т.е. человеку и животным». Нужно обладать богатым воображением или неизлечимым безумием, чтобы разобраться в этой абракадабре, а в самих определениях найти упоминания о душе. Я уже не говорю о том, что психика у них – это и для людей, и для скотов. Разницы никакой нет. До такого даже не всякий бес додумается.
В дальнейшем лавры протестантов Гоклениуса и Касмана не давали покоя нашим православным богословам, решившим поискать душу уже в физиологии. Так, например, Андрей (Ухтомский) епископ (ум.1937): «разрабатывал принцип доминанты, руководствуясь пониманием нервной системы как части душевно-телесной сути человека; он стремился найти физиологическое проявление совести, чтобы доказать естественность нравственной необходимости для нашей истинной природы», – как о том вещает сайт «Азбука веры». И здесь душу найти никак невозможно, даже со свечкой при свете дня. А что такое: «физиологическое проявление совести» – это только лукавый знает. Видать, Гете знал, о чем писал в своем «Фаусте». Любые попытки присвоить право учить о душе и втиснуть ее в рамки прикладной науки – это бунт против Бога и гимн тщеславию. Чтобы не быть голословным, приведу несколько поучений «православных» психологов.
Начнем с самого «раскрученного» в соцсетях Н.С. Яночкина, который считает себя «православным психологом». В одном из постов по поводу воспитания детей он на страничке в ВК пишет: «Да, ребенок не отвечает за свое личностное развитие, а вот когда он вырастает, то вполне может развиваться дальше уже вне тех рамок, которые родители ему выстроили, и с этого момента наступает его ответственность за свое развитие». Если вдуматься в сказанное, то напрашивается следующий вывод. В детстве ребенку определенные ценности и модель поведения прививают родители, а в зрелом возрасте, он все это с легкостью может забыть и двигаться, куда ему вздумается. В таком случае непонятно, зачем семья вообще нужна, если от нее не зависит будущее ребенка? Следовательно, семья никак не влияет на формирование его личности, потому что, повзрослев, чадо может развернуться в противоположную от заложенных родителями ценностей сторону. В одном посте «православного» Яночкина – целый набор взаимопротивоположеных ересей, а именно: пелагианство – учение, согласно которому, человек сам может избавиться от греха и помощь Божия ему не нужна. Это в том случае, если ребенок из неблагополучной семьи решил стать подвижником благочестия. Захотел стать праведником – пожалуйста; захотел исчадием ада – никто не возражает! и противоположная ей ересь предопределения или учение блаженного Августина, утверждающее, что только Бог спасает человека, а сам он не в состоянии повлиять на свой греховный выбор. Эта «яночкина» ересь начинается, когда ребенок: «может развиваться вне тех рамок, которые родители ему выстроили». Другими словами, оказывается, что развитие ребенка зависит от родительских рамок. И если он становится плохим, то только потому, что таковыми были его родители, заложившие «рамки» вора, прелюбодея, богохульника. Соответственно, вины несчастного отпрыска в этом никакой нет, ибо такими «рамками» его обставили папа с мамой. Ни в одной семье нет одинаковых детей. И как этот факт собирается объяснить г-н Яночкин? старшему сыну родители "нарисовали" одни рамки, младшему - другие, а сестре - придумали третьи?.. Следующий перл Яночкина: «В церковной среде есть одна распространенная монашеская идея — считать себя хуже всех. Некоторые люди с неустойчивым самопринятием берут ее себе на вооружение, но радостнее их жизнь от этого не становится». Сей «православный» знаток человеческих душ вообще ничего не смыслит в православной аскезе, а тем более в смирении. Он перепутал уничижение отцов, как один из способов борьбы с тщеславием и самомнением, являющимся лишь малой частью монашеского подвижничества, с профанным богословием недалеких мирян. По сути, он открыто выступает против монашества, уничижая его в глазах обычных людней, а точнее своих потенциальных клиентов. Некоторые отцы не современной, а далекой Древней Восточной Церкви, действительно считали себя хуже всех. Но причиной тому было не стремление получить более «радостную» жизнь, а их любовь к Богу, по сравнению с которой все меркнет и является ничтожным и худшим. Но Яночкину сие неведомо, поэтому он и несет всякую чушь «от ветра головы своея», понося попутно подлинное монашество духа. Ну, и вершина учения сего персонажа: «В одной из своих прошлых публикаций я высказывал мнение, что в отношениях с мужем жена должна быть немного наивной и игривой, как Мерлин Монро». Вот вам и все православие «православного» психолога. Где скромность жены, о которой учит Писание и апостол Павел? Где чистота семейных отношений? Какой пример подается детям? Если «православный», мнящий себя психологом, насаждает в семье блудилище и похоть: жена должна подражать гулящей девке, чтобы понравиться мужу! Про то, что во всем этом словоблудии Яночкина нет ни слова про душу и про Православие я даже и упоминать не буду.
Некий о. Максим в ВК под ником «Православный Писхолог-священник» так вразумляет свою паству: «Иногда приходят люди с такой интересной проблемой: к ним приходят умершие...В основном во сне, но бывает и на яву. То бабушка, то какой-то другой умерший человек. Люди очень бояться в этом признаться и чувствуют себя подавленными, так как не понимают природу таких явлений и как к этому относиться. Я всегда в таких случаях спрашиваю, как давно они были на таинствах Причастия и Исповеди? В 100% случаях - либо никогда, либо очень давно. Никогда не слышал о подобной проблеме от постоянных прихожан. Поэтому мой ответ и совет всегда один и тот же: готовитесь к таинствам ПРИЧАСТИЯ И ИСПОВЕДИ. А после Божественной Литургии закажите панихиду и мы помолимся об упокоении души усопшего. Гарантия 100%, что таких явлений больше никогда не будет». Сей служитель алтаря либо вообще не учился в духовной семинарии, либо был двоечником, либо ему преподавали такие же неучи, как и он сам. По учению святых отцов, явление усопших во сне или наяву – часть Промысла Божьего и Его Домостроительства, а не действия нечистой силы, которую нужно изгонять непременно исповедью и причастием. Прямое богохульство несостоявшегося попа заключается в том, то он отвергает Промысел Божий в этой сфере духовной жизни. Если следовать логике «психолога-священника» Максима, то выходит, что преподобному Сергию Радонежскому после встречи с ангелом в облике монаха нужно было срочно бежать на исповедь в ближайшую церковь; Серафиму Саровскому после встречи с Женой Богородицей – капяться в грехах до умопомрачения; Святителю Иоанну Златоустому, беседовавшему накануне смерти с Василием Великим, почившем в Бозе лет за 80 до смерти Иоанна, умалить стражников отпустить его, чтобы оплакивать грехи и каяться в тяжком прегрешении, что спутался с бесом. Святому благоверному князю Александру Невскому надлежало бросить меч и щит на землю и обливаться слезами покаяния после встречи с далекими предками – князьями Борисом и Глебом накануне разгрома шведов на Неве. Ну, а все, кто сподобились посещения блаженной Ксении Петербургской должны почитать себя грешниками, которым явился дьявол во плоти. И единственное спасение для таковых, по фантазиям попа Максима, это немедленная исповедь и причастие. Далее этот невежда гарантирует, что на 100% явлений умерших не будет. Другими словами, о Максим решил за Бога, что будет, а что не будет и кому, что надо или не надо. И превратился наш "батюшка" Максим в мага - повелителя снов. Более того, он величайшее Таинство Евхаристии приспособил под нужды «лечения» души, аки бабка травки для избавления от грыжи. По сути, Максим приписывает Кровь и Тело Христовы, как по рецепту, для излечения «неприятных» сновидений. Он понятия не имеет, что такое Причастие и чему служит. Его рекомендации – чистое язычество, а не Православие, поскольку в самом факте причащения он видит исцеление от бесовских напастей. Поскольку о богословии о. Максим ничего не ведает, то в силу этого не знаком с учением святителя XIV в. Феофана Никейского, который писал: «Приобщение телу Христову есть участие в Его Божественных энергиях. Тот, кто не чист может принять тело Христа, но без участия в энергиях Божества. Иуда был допущен к Тайной Вечери. Он прикоснулся только к телу Христа, но не получил ничего из Божественных даров». Другими словами, далеко не для всякого причастника Святые Дары являются Телом и Кровью Христовыми, а значит и излечение от ночных посещений покойников вряд ли наступит.
И вишенка на торте «православной психологии» – Ирина Завражных. Дама не нашла ничего лучшего, как выставить на всеобщее обозрение в ВК диплом о том, что она прошла обучение в количестве аж 620 часов по программе: «Основы христианской психологии», выданный, внимание: Вятским социально-экономическим институтом! Дожились: мирской ВУЗ решил заняться лечением душ и духовным просвещением, полагая, что для этого вполне достаточно 620 часов обучения! Правда, неизвестно кого, кем, и чему там учат. Вот некоторые результаты «православно-социально-экономической» психологии г-жи Завражных. Она пишет, наставляя своих клиентов: «Так и с людьми: ты напрасно порой ждешь от человека каких-то поступков, а он просто наполнен не тем содержимым, чтобы оправдать твои ожидания». А каким содержимым должен быть наполнен человек, чтобы оправдать ожидания другого? И какое это имеет отношение к душе и Православию. То есть, виноват в личных проблемах не я, а ближний, который почему-то наполнен не тем содержанием! Это не Православие – это протестантизм. И где здесь душа? Следующее измышление психолога-экономиста: «Делa, котоpые вызывaют внутpeнний кoнфликт и отpицательные эмоции, женщине не подхoдят». Дальше, как говорится, некуда: слова Христа об узком пути, ведущим в жизнь, учения отцов о тяжести Креста Господня на пути спасения, слова апостола Павла о спасении души через терпение в скорбях – доморощенный «психолог» выкидывает в мусорное ведро за ненадобностью, насаждая какую-то свою ересь, калечащую душу похлеще всех сил ада. А ведь Павел строго запрещает подобное женское богословие: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12). Безмолвием тут и не пахнет: Ирине Павел не указ. И, как следствие, итогом сего женского безумия является богохульное мудрование: «Жeнщина является очaгом, котoрому необхoдим oгонь. Caмой доpoгой ценностью в мире являeтся Энeргия». Все, занавес! Оказывается, что для «православного» психолога самое ценное – это не Бог, а энергия, писанная с прописной буквы.
Разбирать все остальные опусы нечистоплотных людей, именующих себя «православными психологами», не имеет смысла. Все они преследуют одну цель – обогащение за счет недалеких клиентов, обольщенных словом «православный». Каждый, кому дорого Православие, как вера отцов, и путь ко спасению, должен бежать, словно бес от ладана, при одном лишь упоминании абракадабры «православная психология». Никакого отношение эта выдумка ни к душе, ни к православию не имеет и иметь не может, ибо это лукавство дьявола, служителями которого являются психологи, прикрывающимися, словно волк овечьей шкурой, назанием «православный». В противном случае, следует признать, что «православными» могут быть сантехники, водители, уборщики, доставщики пиццы. Представляете такое объявление: «Православный сантехник», «Православный стоматолог» или «Православный проктолог»! Спасение души и исцеление скорбей возможно только в Боге, через личное, правильное отношение к ним. Семейные неурядицы, проблемы на работе, взаимоотношения с ближними – это не сфера лженауки «православная психология», а путь духовной брани. Искушение попускаются свыше, ради вразумления человека и его обращения к Богу. И никакие психологи Бога заменить не могут, и, тем более, повлиять на Его Промысел. Важно понимать и другое. Никакая психология или психиатрия не имеют ничего общего с душой, поскольку изучают действия и патологию нервной системы и связанное с ней отношение человека к миру. Нервная система умирает вместе с телом, а душа - бессмертна! Ищущий психолога, отвергает Христа - единственного Врача душ и телес наших; и все так называемые «православные психологи» этому активно способствуют, а значит являются слугами дьявола, увлекающих в погибель не знающих Господа.
Свидетельство о публикации №225030500754