Предвидение

    Горбачевская перестройка, принесшая с собой бесконечные очереди в магазинах, научила людей выкручиваться из трудностей тем, что почти в каждой семье кто-то раз в месяц ездил в Польшу, загружая сумки, у кого как получалось. Например, какао в пачках, где прятались обручальные золотые кольца, утюги, кипятильники. Чего только не возили, возвращаясь оттуда с долларами.
 
Но моя близкая подруга Женька, будучи на то время замужем за поляком и, воспитывая двоих детей, была уверена, чтобы обеспечить будущее своим детям, их семье необходимо выехать в Польшу. Муж моложе на восемь лет, старший сын от первого брака, а у подруги обнаружили онкологию, что подтолкнуло их незамедлительно выехать к родителям мужа в Быдгощ.

 А через полгода Женя очень просила меня приехать в уверенности, что Ей станет легче после моих массажей.

Самые легкие движения моих рук вызывали у нее боль, настолько метастазы проникли в ее легкие и не давали дышать.

 Ничто так не сжимало мое сердце тогда, как потеря подруги, так жаждущей жизни и, ушедшей в 36 лет, оставив двоих детей на 28-летнего мужа.
 Эта боль отпечаталась в моих глазах надолго, запечатлев скорбь, которую еще долго нельзя было унять.

  До сих пор удивляюсь Женькиной дальновидности, когда она уже в конце 80-х понимала, что в СССР произойдут большие перемены и нужно выезжать туда, где, наверняка, будет развиваться экономика и строиться демократия.

 Я успела до военных действий в Украине пересечь границу с Польшей, чтобы навестить могилку подруги.
 Вальдек, муж Жени, женившись после ее смерти, поразил всех тем, что встретил женщину, настолько похожей внешне на свою жену, что я при первой встрече от изумления потеряла дар речи.

 - Я сделал все так, как хотела Женя, - сказал мне при встрече Вальдек. –
 Женился на молодой женщине, которая сразу же подружилась с детьми, и мы их достойно воспитали, родив еще и дочку.

 Не уехав бы тогда в Польшу, неизвестно остались бы в живых ее сыновья, которых, наверняка бы призвали в Армию.

 В Польше в настоящее время огромное количество беженцев из Украины и вряд ли они в скором времени вернутся на свою Родину.

 Получая письма из семьи подруги, до сих пор поражаюсь интуиции Жени и ее материнскому инстинкту - в первую очередь обеспечить будущее своих детей.

 Тысячи детей погибли, пропали и до сих пор просыпаются в ужасе от взрывов бомб и гула безбилетников, не зная мирного детства.

 Ни одна мать сейчас не может предвидеть будущее своих детей, как это сделала моя подруга в конце 80-х.
 
  Не перестану повторять: «Нет войне!», хотя в любую минуту могу лишиться жизни, так и не узнав будущего своих внуков…


Рецензии