Творчество М. Шолохова и заповеди Закона Божиего
ЗАКОНА БОЖИЕГО
Не требует дополнительной аргументации тот факт, что среди отечественных классиков XX века, оказавших значительное влияние на развитие литературы, одно из самых почетных мест принадлежит Михаилу Александровичу Шолохову. Не случайно его творчество, а также общественная деятельность привлекали и до настоящего времени продолжают привлекать внимание ученых, писателей, политических и общественных деятелей.
В XX веке некоторым его произведениям, в особенности «Тихому Дону», практически одномоментно клеились ярлыки как «советского», «материалистического», так и «антисоветского» и «идеалистического» романа. Более мягких эпитетов и не счесть, потому нет смысла их все перечислять.
С 90-х годов XX века возможности для изучения произведений классиков под различными углами зрения расширились. Идеологическое «прокрустово ложе» кануло в лету вместе с руководящей и направляющей силой советского общества в лице Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Теперь можно обращать внимание на «скрытые смыслы», послания писателя, адресованные как его современникам, так и потомкам.
Одной из таких новых тем стали христианские мотивы в творчестве М. А. Шолохова. Однако при рассмотрении его творений и под этим углом некоторые из произведений классика вызывают бурную дискуссию. Одни авторы полагают, что он воспевал безбожие, чем способствовал становлению и укреплению советской власти, другие считают его творчество если не христианским, то в целом предопределенным православным вероучением. Некоторые при этом делают поправку на атеистическое время и пишут о скрытой религиозности писателя, активно просачивающейся из его книг.
Несомненно, быт, воспитание и образование, ближайшее окружение М. А. Шолохова, изначально формировали его как человека верующего. Об этом свидетельствуют хотя и скудные, но крайне важные сведения о писателе и его ближайшем круге общения.
Во-первых, место и дата рождения писателя говорят о том, что он родился и вырос среди людей, в основе своей, глубоко верующих. Казаки, а также немногочисленная прослойка крестьян, составляли более 95% населения Области Войска Донского. Все они исповедовали православие и отличались высокой степенью религиозности. Одной из особенностей местности было также значимое присутствие на территории Войска Донского казаков-старообрядцев, придерживавшихся более строгих нравов, чем окружающие, на что неоднократно в своих произведениях прямо указывал М. А. Шолохов.
Сферой, где влияние церкви было особенно велико, также являлось отечественное образование. Первыми учебными заведениями на Дону стали приходские училища. В каждом таком училище наряду с арифметикой, письмом, чтением, также изучался Закон Божий. Не обошла эта дисциплина стороной и будущего писателя.
Во-вторых, наличие у молодого человека, тянущегося к знаниям, прямого доступа к религиозной литературе, которой, по сохранившимся свидетельствам, он одно время активно пользовался. В частности, можно обратиться к воспоминаниям о контактах будущего писателя с учителем Закона Божия Д. Тишанским в период обучения в Богучарской гимназии, а также со священником о. Виссарионом в станице Каргинской.
В-третьих, ближайшее окружение будущего писателя. Тесть М. А. Шолохова П. Я. Громославский, не только родился в семье священнослужителя, но и получил религиозное образование в Усть-Медведицком епархиальном училище, а сразу по его окончании начал службу в одном из приходов, которая продолжалась до тех пор, пока тот не был избран атаманом станицы Букановской.
Встречи писателя с тестем могли носить эпизодический характер, хотя и при таком раскладе, в процессе обыденного общения он не мог не учитывать полученного Громославским образования, его образа жизни.
Жена М. А. Шолохова Мария Петровна, в отличие от тестя, всегда была рядом с супругом. Она, по странному стечению обстоятельств, также обучалась в Усть-Медведицком епархиальном училище, но только в женском!
Вскоре последовали события 1917 года, приход к власти большевиков и гонения на Церковь. Последняя сразу же была отделена от государства и лишена собственности. Одновременно в стране развертывалась мощная атеистическая пропаганда. На этом фоне начиналась ликвидация церковных учреждений на местах и конфискация находящихся в них ценностей. Не обошли духовенство стороной и репрессии.
Лишь в 30-е годы борьба с религией несколько ослабла, хотя репрессии против духовенства еще продолжались. Государство основное внимание стало уделять военно-спортивной работе с населением, а также решению неотложных задач, обусловленных массовым переселением граждан страны из сельской местности в города (обеспечение санитарно-эпидемиологической помощи населению, доступность жилья и др.).
«Религиозная оттепель», которую позже назовут первой, началась только после встречи И. В. Сталина с тремя иерархами Русской Православной церкви (Митрополитами Сергием, Алексием и Николаем) 4 сентября 1943 года, а с приходом Н.С. Хрущева закончилась.
Следует заметить, что все четыре тома «Тихого Дона» были написаны и опубликованы писателем в период с 1925 по 1940 годы, т.е. до начала установления официальных сношений между государством и церковью. Работа над «Поднятой целиной» преимущественно также была проделана в тяжелый для церкви и верующих период. Лишь при подготовке второго тома романа давление государства и общества на людей по вопросу веры было несколько слабее, чем в прежние годы. Возможно, отсюда, завуалированность, иносказание…
В «Судьбе человека» писатель, прошедший фронт, имеющий заслуги перед отечеством (в т.ч. государственные премии), мог позволить себе чуточку больше, конечно, при наличии у него такого желания.
Только что изложенное не означает, что М. А. Шолохов выжидал, тем более, приспосабливался, мимикрировал. Читателям, знакомым с биографией писателя, известны его неоднократные «хождения по краю». Они касались и данных им оценок «расказачивания», и проведенной в стране коллективизации, и «большого террора», развязанного органами. Но критика «перегибов», допущенных отдельными товарищами, это одно, а противление основам государственного устройства, его базовым принципам, совсем другое… Говорить о наличии волнующих писателя проблемах, значит, и всего общества, людей, которые его окружают, можно по-разному. М. А. Шолохову в непростой период это удавалось лучше, чем многим другим отечественным мастерам слова.
Из только что сказанного можно сделать предположение, что количество, а главное, качество религиозных «вставок», нарастало в шолоховских произведениях постепенно. Однако такой механистический взгляд может оказаться неверным. Атеистическая политика государства не становится успешной и не приносит своих результатов за год-два, даже за десятилетие. Персонажи М. А. Шолохова – обычные люди, порой – темные. Их заблуждения, ошибки (и в части веры в Бога?) ведь вполне объяснимы, если, конечно, ответственные лица готовы слушать соответствующую аргументацию.
Потому, полагаю представляющим интерес субъективный авторский взгляд на творчество М. А. Шолохова через призму заповедей Закона Божиего.
Следует попутно заметить, что власть, особенно в послевоенные годы искала опору не просто в неких абстрактных лозунгах и клише, имевшихся к тому времени в изобилии и в большинстве своем полностью либо частично дискредитированных, а в базовых принципах жития, универсальных отправных положениях.
Отечественное административное и уголовное законодательство, безусловно, содержало набор санкций за общественно вредоносные либо опасные правонарушения, были и отправные документы КПСС, и разъяснения идеологической партийной комиссии, но власть хотела большего, позволяющего быстро двигаться вперед к светлому будущему всем гражданам без каких-либо изъятий. Потому в самом начале 60-х годов XX века появляется Моральный кодекс строителя коммунизма, закрепивший двенадцать нравственных начал или принципов. Если мы сравним их с десятью заповедями Закона Божиего, то увидим между ними много общего. В этом нет ничего удивительного, так как изобрести, придумать что-то принципиально новое в исследуемой части очень сложно.
Мог ли писатель в случае необходимости, при нападках на него, прикрыться положениями Морального кодекса? Нет. Документ появился только в 1961 году, когда большинство произведений писателя были уже обнародованы и получили широкую известность. Более значимо другое: все заповеди теряют смысл без первой, отправной, согласно которой в центре стоит Творец вселенной и всего духовного мира. Моральный кодекс строителя коммунизма в центр поставил дело коммунизма, которому должны быть преданы все граждане страны. Отсюда подмены, проблемы и противоречия, которые власть не смогла снять.
Потому первостепенное внимание при анализе текстов М. А. Шолохова следует придавать признакам, свидетельствующим о наличии в них прямых либо косвенных упоминаний именно первой заповеди, впоследствии и других. Во взаимных связях друг с другом они показывают духовный мир персонажа, живущего согласно заповедям или всеми силами стремящегося к этому, либо наоборот, открыто отвергающего их и даже идущего в услужение сатане.
Для религиозного человека в центре миропонимания стоит Бог. Если М. А. Шолохов – человек православный, то в его произведениях в той или иной мере это должно было проявиться, пусть сдержанно, в скрытых смыслах, в полутонах, но должно…
Итак, роман «Тихий Дон». Как уже отмечалось, работа над ним велась в период активной борьбы с православием и насаждением атеизма в стране. В тоже время, население, в особенности, возрастное, продолжало думать, размышлять в «старых» категориях… Полагаю, что автор был вправе позволить себе отразить реалии, сделать слепок действительности, пусть и неприятной для новой власти… В целом же было нежелательно уделять много внимания в произведениях такому щепетильному вопросу… А, если творец создает отрицательный образ? Почему тогда не показать реакционера, человека из прошлого глубоко верующим? Это же идеологический удар по противникам? Такого хода мыслей, оправдывающих писателя, исключать нельзя, но есть но…
Труды М. А. Шолохова, на наш взгляд, изобилуют косвенными признаками, свидетельствующими о том, что христианская тематика не была чужда писателю, а отдельным его персонажам – очень близка.
Достаточно вспомнить следующие слова из «Тихого Дона»: «Русский народ не может без веры. И год от году, знаете ли, вера крепнет. Есть, конечно, такие, что отходят, но это из интеллигенции, а мужик за Бога крепко держится».
Церковная лексика часто используется писателем, так как составляет характерную особенность в речи казаков, для которых православная вера – непременное условие причисления к казачьему сословию.
Писатель неоднократно в тесте романа цитирует молитвы (от боя, от ружья и другие). Можно, конечно, попытаться объяснить их наличие дополнительными мазками к «портрету» казаков-консерваторов, реакционеров, противников новой власти, одновременно, людей глубоко верующих. Таких не перевоспитать, потому им не место в новой жизни! Но мог ли писатель закладывать именно такой смысл? Маловероятно, если учитывать его трепетное отношение к своим землякам вне зависимости от их убеждений и других характеристик.
М. А. Шолохов и вырос, и прошел весь свой жизненный путь в казачьей среде. В большинстве его произведений, больших и малых, прослеживается любовь к малой родине, ее быту, природе, людям. Широко известно, что «Тихий Дон» в прямом смысле потряс и умы, и сердца не только жителей местности, где разворачивались основные события произведения, но также и той части казачества, которая к моменту выхода романа обосновалась в эмиграции. Ей были чужды Советы и их идеологические установки.
Дед Щукарь – один из любимых народом литературных героев. Он шут, которому позволено то, что нельзя сказать обычному человеку. Трагедия соседствует со смехом, официоз с народностью. Не лишен Дед Щукарь и религиозности, она то и дело «проскакивает» у него в разговорах. В целом размышления персонажа «вокруг да около» показывают правду о человеке такой, какой она есть. Щукарь во многом непоследователен и, возможно, противоречив, но при случае бьет не в бровь, а в глаз.
В рассказе «Судьба человека» есть такие строчки: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И шолоховский герой из последних сил пошел и выжил. Очень глубокий смысл заложен в этой короткой фразе.
И другие заповеди мастерски вплетены в общую канву повествования, а следование некоторым из них можно проследить по действиям, поступкам, высказываниям писателя.
О заповеди «Не сотвори себе кумира», писатель не просто говорит, он громко кричит, показывая во всей своей противоречивости Григория Мелехова – главного героя «Тихого Дона». Один читатель ждет от него полной отдачи так называемому белому движению, которое идеализирует, другой – новому времени, мировой революции. Однако Мелехов мечется, долго не находит себе места, да еще и эти женщины… Григорий также поглощен страстями, за что принимает страдания, но кумиров-то у него нет!
Иное дело – Макар Нагульнов в «Поднятой целине». Он одержим идеей мировой революции, болен ею, на что неоднократно обращает внимание писатель. Хорошо, что рядом болтается дед Щукарь, юмор которого кого-хочешь способен спускать с небес на землю. Чего стоит его прилюдное обращение к Нагульнову: «Ох, и силён ты, Макарушка, на добрых людей жать! Тебе бы только на маслобойке работать заместо прессы, из подсолнушка масло выдавливать... Ну что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать?».
Несколько иной типаж – Семен Давыдов. Бравый моряк, аскет, человек, по-настоящему болеющий за порученное ему дело. Но он служит ложному богу, отсюда и проблемы сразу на нескольких фронтах…
«Свой-чужой» неоднократно обыгрывается в «Судьбе человека». Достаточно процитировать следующее воспоминание героя: «Били и за то, что ты – русский, и за то, что на белый свет еще смотришь…».
До настоящего времени в специальной литературе появляются публикации, посвященные отношениям М. А. Шолохова и И. В. Сталина. Многие за глаза называли его любимцем вождя народов, которому многое сходило с рук. Истинные причины их многолетней связи до настоящего времени остаются загадкой, но писатель пользовался имевшейся возможностью лишь в крайних случаях, понимая, с одной стороны, значимость привлечения внимания главы государства к определенному вопросу, с другой – возможные риски. При этом никаких должностей он получить от власти не стремился, а от поступавших несколько раз от власть имущих предложений неоднократно отказывался.
Большое внимание М. А. Шолохов уделял проблемам «отцов и детей», прошлым, а также будущим поколениям. В той или иной мере в своих произведениях им препарировалась заповедь, предписывающая православному христианину почитать отца своего и мать.
Тогда не случайными, а закономерными представляются вставки в тексты фрагментов об истории донского казачества, его традициях и нравах, а также отдельных семьях. Читатель произведений М. А. Шолохова узнает малоизвестные факты, позволяющие лучше понять мотивы его героев, ход их мыслей.
Так, в романе «Тихий Дон» центральное место занимает семья Мелеховых. Если не считать текущей в их жилах «турецкой крови», что не было редкостью для этих краев, то в целом это типичная зажиточная семья начала XX века на Дону.
Иное дело – Кошевые – бедные казаки. Таких к XX веку в связи с реализуемой центральной властью экономической политикой и медленным наступлением на права казачества становилось все больше. Они – основа нового казачества, которому нечего терять и которое вскоре довольно успешно начнет склонять на свою сторону большевистское движение. Вековые обычаи и традиции на них оказывают все меньшее воздействие, отсюда постоянное недовольство всеми и вся, а также скрытность, злопамятность, безнравственность.
Особняком от многих станичников держится купеческий род Моховых. Несмотря на то, что никто из их представителей не занимает официальных почетных должностей (атамана, судьи), они встроены в систему местной власти, в их руках находятся многие экономические рычаги.
Вот как описывает Шолохов купца С. П. Мохова: «Крепко держит в кулаке жителей…», так как многие казаки должны ему денег за его товары и услуги. В свободные минуты он любит читать и до всего доходить «собственным цепким, как повитель, умом».
М. А. Шолохов хорошо знал, какое влияние купечество оказывало на местное население. Семья Шолоховых – купеческая семья. Десятилетиями Шолоховы и Моховы конкурировали друг с другом на экономическом фронте, то поочередно усиливаясь, то ослабевая. Тесно связаны они были друг с другом и кровными узами.
Нельзя также не обратить внимания на оказываемое влияние на экономику региона и страны в целом старообрядцев. Их развитые горизонтальные экономические связи привели к тому, что некоторым семьям и общинам удалось прибрать к своим рукам к началу XX века основные поставки хлеба, леса и пиломатериалов, других товаров по всей стране.
Пока все население Дона объединяет общий девиз: За Веру, Царя и Отечество! Но скоро все изменится, необратимые процессы запущены и разъедают основы уникального бытия казачьего края. М. А. Шолохов показывает причины недовольства масс вскользь: через отношение бедных казаков к зажиточным, через конфликты местных с иногородними, через столкновение интересов крестьян и рабочих. Нельзя пройти мимо слов, прозвучавших в «Тихом Доне»: «В жизни не бывает так, чтобы всем равно жилось».
Через большинство произведений писателя проходят войны: империалистическая, гражданская, Великая Отечественная война. В этой связи нельзя не обратиться к заповеди «Не убий».
Жизнь есть величайший дар Божий, потому лишение жизни другого – тяжкий грех. Однако, как показывает история человеческой цивилизации, не бывает жизни без войны. Несовершенные законы общежития, наличие противоположных интересов у противоборствующих групп, способных принимать политические решения (в том числе, вопросы войны и мира), не позволяют некоторым слоям населения строго следовать этой заповеди. Одно дело, крестьяне и рабочие, другое – казачество.
Споры о происхождении казачества и его месте ведутся до настоящего времени. Однако бесспорно его отнесение к группе, призванной решать военные и иные специальные задачи (охрана границ, освоение новых территорий и др.).
Согласно Указу Президента РФ от 9 августа 2020 г. № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы» под российским казачеством понимают исторически сложившуюся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурную общность, сформированную в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу. Ключевым до настоящего времени в понятии казачества является указание на служение государству и обществу.
Несмотря на то, что с момента начала политики расказачивания прошло около ста лет, казачество в основе своей сохранилось и умудрилось передать основные традиции и ценности будущим поколениям.
В этой связи отношение к заповеди «Не убий» в рядах казачества в целом, а также у персонажей произведений М. А. Шолохова, не может не представлять интереса.
Рассматривая этот вопрос, чаще всего говорят и пишут о целеполагании в действиях воина: охрана, защита, уничтожение зла силой. Не меньшее значение имеют средства достижения цели. Далеко не все из них приемлемы, допустимы, не порицаемы обществом исходя из доминирующих в нем воззрений.
Государство и общество должно защищать своих людей, свои традиции, ценности, святыни от тех, кто желает напасть на народ, уничтожить его веру, возможность жить по своим законам. Например, в «Тихом Доне» есть такие слова: «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело».
Всегда ли можно добиться желаемого мирными средствами (за счет переговоров, уступок)? Не всегда. Некоторые понимают только силу, да и то, не всегда. Некоторые готовы на все, лишь бы угодить силам тьмы. Не потому ли последние десятилетия некоторые негосударственные и неправительственные организации, коих расплодилось великое множество, акцентируют внимание на широком распространении среди населения оккультизма, сатанизма, прочих деструктивных практик?
Кто же защитит наш народ, нашу веру, наши традиции? Только специально подготовленные люди, сознательно либо по факту рождения призванные заниматься ратным делом.
Одной из важнейших характеристик государства является наличие у его монополии на применение силы, а в некоторых случаях, даже на применение к виновному лицу санкции в виде смертной казни. Реализует задачи по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности государственный аппарат или аппарат принуждения. Служат в нем конкретные люди, давшие присягу, обязавшиеся исполнять приказы.
Следует также четко различать охрану и защиту важнейших государственных и общественных интересов и преступную деятельность. Она всегда результат слабости, а не силы. Воин смотрит на преступника свысока, потому что тот слабак. В нормальном обществе, основанном на традициях, преступник никогда не становится героем.
Война – это всегда демонстрация грехопадения человечества. На ней многократно нарушаются многие заповеди, в особенности «Не убий». Однако и в этих условиях человек может оставаться человеком. Он ищет ответы на важнейшие для него вопросы, он размышляет о смысле жизни…
Писатель неоднократно заявлял о том, что нужно уметь прямо говорить читателю правду. В полной мере его слова относились и к военной тематике.
В «Судьбе человека» писатель сравнивает войну с ураганом, а людей с песчинками, заброшенными в чужие края. Однако здесь же он призывает мужчин сохранять спокойствие, не раскисать: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
А вот его слова про честь, честность и иные качества воина на войне в «Они сражались за Родину»: «Признаться, особой честности я от этого противника и не ждал, какая уж там честность, когда имеешь дело с фашистом, но никогда не думал, что придется воевать с такой бессовестной сволочью, какой оказалась армия Гитлера». И далее: «Все мы поняли, что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками».
Рано или поздно войны заканчиваются и начинается мирная жизнь. Готовность к ней – не менее сложная задача, чем умение хорошо воевать. Сформированные и поддерживаемые в казачьей среде традиции, практики, конечно, вера, позволяли с высокой эффективностью решать задачу по адаптации вернувшихся с фронта (психологическая подготовка, занятость, вовлеченность в дела семьи, станицы и др.). Однако их значение после политики расказачивания и Великой Отечественной войны неуклонно снижалось, ведь в живых почти никого не осталось из тех, кто бы мог эффективно передавать молодежи накопленные знания и навыки.
В очерке «Слово о Родине» писатель не только показывает картину послевоенного Дона, но и ставит ряд вопросов, требующих разрешения (о памяти, о могилах погибших, о ненависти к врагу, о потерявших своих мужей и сыновей).
Некоторые его слова и до настоящего времени не утратили своей актуальности. Вот его обращение к гражданам: "Мой дорогой друг и соотечественник! Пусть не стынет наша ненависть к врагу, даже поверженному! И пусть с удесятеренной яростью кипит, клокочет она в наших сердцах к тем, кому нет названия на человеческом языке, кто все еще не насытился прибылями, нажитыми на крови миллионов, кто в сатанинском слепом безумии готовит исстрадавшемуся человечеству новую войну!".
Важно обратить внимание на то, что у Шолохова советский человек, несмотря на непостоянство реализуемой государством политики, сумел не растерять с годами все то значимое, что его отличало от других. Так, Андрей Соколов, человек с тяжелейшей судьбой, прошедший войну и плен, не потерял собственное достоинство и человечность. Понимая, что несмотря на понесенные им утраты, жизнь продолжается, в тот самый момент, когда Соколов признается мальчику Ване в том, что он его отец, возможно, герой «Судьбы человека» совершает свой главный поступок в жизни.
Даже избирательный анализ наиболее известных произведений М. А. Шолохова показывает, что писателю не чужды библейские мотивы. Большинство сюжетов включают в себя мотивы испытания, выбора, движения персонажа к спасению либо к неминуемой гибели. Заметное место в них уделено заповедям Закона Божиего, конфликту между идеальным, должным и реальностью.
Исследования по заявленной проблематике, на наш взгляд, должны быть продолжены.
Литература:
Шолохов М. А. Тихий Дон: книга 1-3. М: ГИХЛ, 1935-1937.
Шолохов М. А. Поднятая целина. Т. 1. М.: Федерация, 1932.
Шолохов М. А. Тихий Дон: книга 4. М.: Гослитиздат, 1940.
Шолохов М. А. Они сражались за Родину. М.: Правда, 5 мая 1943.
Шолохов М. А. Слово о Родине. М.: Правда. 23 янв. 1948- 24 янв. 1948.
Шолохов М. А. Судьба человека. М.: Правда. 31 дек. 1956. – 1 янв. 1957.
Шолохов М. А. Поднятая целина. Т. 2. М.: Издательство Минпросвещения РСФСР, 1959.
март, 2025
Свидетельство о публикации №225030601111