de omnibus dubitandum 156. 400
Глава 156.400. ОРФОГРАФИЧЕСКИ КОРРЕКТНЫЙ ВАРИАНТ…
Евреи стараются внести раскол в любое понятие и, успешно вносят, даже используемое не одну сотню лет.
Слово — это образ, слово — это действие, человек пользуется словом, чтобы выразить свои образы и свои действия.
Словом можно ранить, убить, исцелить, построить, разрушить, скрыть, сделать явным.
У каждой с и л ы свои слова.
Сейчас в очередной раз истории явлена б и т в а слов, результаты которой определят, какому м и р у сгинуть, а какому — быть.
Называйте вещи своими именами.
Задайте простой вопрос в Интернете: как правильно казачья или казаЦкая земля, казачья или казаЦкая дружина, казачьи или казаЦкие традиции, казачьи или казаЦкие говоры, казачьи или казаЦкие дома, казачьи или казаЦкие дворы, казачьи или казаЦкие песни, казачьи или казаЦкие бунты и т.д.
ОТВЕТ
Орфографически корректный вариант. Ср.: бедняк — бедняцкий, казак — казацкий, плотник — плотницкий.
16 июня 2021
Подскажите, пожалуйста, в каких случаях употребляется прилагательное "казачий", а в каких "казацкий". Спасибо.
ОТВЕТ
В «Большом академическом словаре русского языка» (гл. ред. К.С. Горбачевич. Т. 7. М., СПб., 2007) слово казачий приравнено по значению к слову казацкий.
1 октября 2015
Попробую раскрыть суть вопроса без лишних эмоций, на основании открытой печати. Итак, Электронная Еврейская Энциклопедия дает следующее объяснение феномену того, почему лингвисты-евреи развивают антропологическое языкознание у тех народов, которые к еврейскому народу не имеют никакого отношения.
Откроем Еврейскую энциклопедию Брокгауза и Ефрона и прочитаем: КазаЦкие бунты — см. Гайдамачина* и Хмельничина**.
*) Гайдамачина — движение украинских крестьян 18 в. против польской шляхты и католического духовенства, сильнее всего обрушившееся на еврейское население. Начало движения относится к 1708 г. Общее разложение Польши и установившиеся тягостные шляхетские порядки, восстановление крепостничества и унии в правобережной Украйне и усиление католичества способствовали развитию недовольства и беспорядков среди православного крестьянского населения польских земель, к которому вскоре пристали и другие элементы — недовольные еврейской конкуренцией городские мещане, пришлые казаки, запорожцы, бродячие молдаване и калмыки, частью даже шляхтичи и крещеные евреи; все они, привлеченные грабежами и наживой, и поднимали на протяжении 60 лет ряд диких и кровавых мятежей, главная тяжесть которых пришлась на долю евреев. Первоначально Г. носила характер случайных, разбойничьих набегов, во время которых партизанские отряды разнородного состава действовали в Волыни и Подолии, но с течением времени, особенно с 1734 и 1750 гг., это движение делается более планомерным и организованным, и вместе с тем значительно возрастают причиняемые им бедствия; в последней стадии движение сосредоточивается в правобережной польской Украйне, в Киевском и Брацлавском воеводствах. Запорожская Сечь, официально не участвовавшая в Г. и даже под влиянием извне выступавшая против нее, дала много отдельных участников этого движения и особенно много предводителей («ватажков»). Одним из первых руководителей развившейся Г. является Верлан (в Брацлав. воев.), совершавший свои набеги якобы от имени русской императрицы, но русские войска отчасти усмирили это движение, в котором пострадало сравнительно немного евреев. В 40-х гг. 18 в. одним из главных предводителей Г. был Савва Чалый, произведший опустошения среди польского и евр. населения; евреи ему отомстили, предав его в руки поляков (в г. Немирове). В 50-х гг., когда Г. снова усилилась, были ограблены окрестности Тульчина, Звенигородки (дважды в 1743 г.), а также Умань, Гранов, Винница (1750), Летичев, Фастов и др. населенные евреями места. Замолкнув на время, Г. достигла особенной силы во второй половине 60-х гг. 18 в., что стоит в связи с увеличившейся слабостью Польши, находившейся накануне раздела; поляки, обнаружив бездеятельность в усмирении Г., вместе с тем усилили гонения на крестьян, позволив себе ряд резких выходок против представителей православного населения. Особенный в этом отношении фанатизм проявили члены Барской конфедерации, возникшей в 1768 году с целью борьбы против предоставления православному населению (т. е. диссидентам) Польши вероисповедных и политических прав. Г. возродилась тогда в центре Малороссии, в Киевском воеводстве; к этому движению примкнуло много крестьян левобережной — русской — Украйны и особенно запорожцев с Сечи, и в гайдамакском движении наступила с апреля 1768 г. новая, наиболее ужасная фаза, носящая название «Колиивщины» и достигшая апогея в знаменитой «Уманьской резне» («Rzez Humanska»). Во главе стал запорожец Железняк, действовавший по призыву православного монаха Мельхиседека Значко-Яворского, главного организатора колиивщины; деятельное, хотя и не официальное участие в подготовке движения приняли также православные киевские монастыри. Железняк производил свои страшные опустошения от имени Екатерины II, якобы выдавшей монаху Мельхиседеку, явившемуся к ней за содействием, «Золотую грамоту» на право избиения поляков и евреев; народ верил этому и охотно содействовал гайдамакам. С лозунгом истребления всех евреев «от Нухима до Боруха» и всех поляков, грабя и убивая их, гайдамаки напали на Жаботин, Черкассы, Смелу, Корсунь, Канев; особенной жестокостью отличалось нападение на Лысянку (гайдамаки повесили в костеле рядом ксендза, еврея и собаку с надписью «лях, жид и собака — все вира однака»), также напали на Тетиев, Умань, Тульчин, Павлович, Рашков, Липовцы, Погребищи, дер. Медничку и др. Из всех встречавшихся на пути городов и местечек уцелела одна Белая Церковь, сильно укрепленная и отдавшаяся под подданство России; однако с тем большею силою обрушилась ярость гайдамаков на Умань, в то время крупный центр правобережной Украйны, служившую как бы столицей всего Заднепровья. Этот город, принадлежавший гр. Потоцкому, привлекал своим богатством и средоточием польского и еврейского населения. Надеясь на крепость города, многие евр. и польские беглецы в страхе перед Г. сбежались в Умань, переполнив ее и массами расположившись за стенами города. Губернатором Умани был Младонович, а отрядом надворной казаЦкой милиции командовал сотник Гонта, на которого жители возлагали все надежды, но когда 18 июня 1768 г. Железняк приблизился к Умани, Гонта с казаками перешли на его сторону и, избив всех стоявших за стенами, немедленно напали на город. В то время как шляхтичи почти совершенно бездействовали, евреи под руководством землемера поляка Шафранского отчаянно защищали город, пока он не был взят. Гайдамаки уверили губернатора, что они поляков не тронут, и первоначально напали на евреев; избив всех встречавшихся на улицах, они бросились к синагоге, где собралась толпа евреев — свыше 3.000; некоторые пробовали защищаться и, напали на гайдамаков, но последние поставили у входа пушку, ворвались в синагогу и перебили всех собравшихся. Доходя в своей жестокости до исступления, не щадя ни женщин, ни стариков, разрывая на части детей, гайдамаки под предводительством Гонты три дня (5, 6 и 7 Таммуза) производили резню среди евреев, а потом взялись за поляков, подвергая их той же участи. Жестокость гайдамаков во время этой кровавой бойни поставила уманьскую резню наряду с самыми ужасными проявлениями массовых преступлений. Всего убитых насчитывалось здесь около 20.000; трупы по приказанию Гонты не были допущены к погребению, брошены в колодцы или отданы на съедение собакам. Другие отряды Г. повторяли в это время те же зверства в ряде городов и поселков, в Теплике, Дашове и др. Особенной жестокостью отличался один из предводителей Г., участник уманьской резни — Шило, отряд которого преследовал евреев, укрывшихся в г. Балте (наполовину принадлежавшем тогда туркам). Уцелевшие евреи бежали в Бендеры, но и здесь они были частью избиты, частью утонули или погибли от голода и лишений. — После Уманьской резни приближается конец Г.; против нее выступают польские войска, а с ними вместе войска руские и даже Запорожская Сечь. Поляк гр. Браницкий обратился за помощью к усмирителю барских конфедератов, рускому генералу Кречетникову, который подошел к лагерю Железняка и Гонты, находившихся еще у Умани и, хитростью овладев городом, взял в плен гайдамаков и отдал большинство их в руки поляков. Последние отомстили Гонте, предав его ужасной казни: живьем содрав с него кожу, его четвертовали. Свыше 700 гайдамаков, попавших полякам в руки, были повешены по всему пути от Умани, Винницы, Брацлава до Львова. Железняк, как руский подданный, был сослан в Сибирь; уцелевшие отряды Г. были уничтожены польским начальником Стемпковским.
Об уманьской резне, запечатлевшейся в памяти евреев под названием «Geserat Uman» (или «Geserat;;»), осталось чрезвычайно мало документов. Впервые обнародованный Х.И. Гурляндом документ — молитвенная элегия в память убитых, составленная сейчас же после резни, — хранилась в уманьской синагоге наряду со свитками Торы и публично читалась в день 5 Таммуза, до недавних пор день всеобщего поста и траура в память события; документ погиб в пожаре, истребившем несколько лет тому назад большую часть города; уцелел уменьшенный фотографический снимок с пергаментной рукописи, воспроизведенный в увеличенном виде в I выпуске «Еврейской старины» за 1909 г. с русским переводом и вступительными замечаниями. По преувеличенным данным элегии, в Умани было убито около 30.000 (это к вопросу о 6 млн. замученных евреев в Холокосте из той же сказки) евреев. Сохранилось также письмо, написанное на разговорно-еврейском языке одним очевидцем из Староконстантинова и посланное в Кенигсберг в августе 1768 г. (приведено в «Hapardes» кенигсбергского раввина Льва Эпштейна); по данным этого письма, число убитых евреев доходило до 50.000 или даже 60.000, а число бежавших от Г. евреев, рассеявшихся в разные стороны, свыше 20.000; многие принимали крещение, дабы избегнуть смерти, и их заставляли участвовать в погромах; однако потом гайдамаки убивали и их; многие платили за себя выкуп гайдамакам, которые охотно его брали, но это не спасало от гибели. Интересным документом является небольшая книжка, также на разговорно-еврейском языке, анонимного автора — «Maase gedoilo min Uman umin Ukraino» (Вильна, 1838, 1845); по ее словам, в синагоге против гайдамаков выступили с оружием в руках Лейба Шаргородский, убивший 20 нападавших, и Моисей Менакер, убивший их до 30; польские евреи, боясь нашествия Г. на Польшу, обратились с мольбой ; помощи к гр. Браницкому в Шаргород, который и захватил гайдамаков; в честь гр. Браницкого евреями сочинена поэтому специальная молитва. Живое описание резни в Умани помещено со слов очевидца, немца Гаммарда, Энгелем в 48 т. «Allgemeine Welthistorie» Баумгартена (Галле, 1796). Гаммард описывает, как «Gondo» перерезал 1000 еврейских детей. — Ср.: «Архив Юго-Зап. России», ч. III, т. 3 («Акты ; гайдамаках» с предисловием В. Антоновича), Киев, 1876; X.И. Гурлянд, Lekoroth ha-Greseroth al Israel (отдельно, а также в ежегод. «Ozar Hasifrut», 1 и 2); Steinschneider, Geschichtsliteratur d. Jud., 1905, § 260, с более подробными указаниями на литературу; Дубнов, «Всеобщая ист. евр.», кн. III; Д. Мордовцев, «Гайдаматчина», СПб., 1870; А. Скальковский, «Наезды гайдамаков на Зап. Украйну в XVIII в.», Од., 1845; также роман Д. Мордовцева «Между молотом и наковальней».
И. Чериковер; [Илья Михайлович Чериковер, р. 31 июля 1881 г. в Полтаве, ум. 28 августа 1943 г. Нью-Йорк – публицист и историк].
**) Хмельничина или Хмельнищина — народное движение на Украйне, возникшее в 1648 г. в связи с именем чигиринского сотника Богдана Хмельницкого и ознаменованное в истории польского еврейства великим бедствием. От предыдущих казаЦких бунтов Х. отличалась тем, что захватила не только недовольное политической зависимостью свободное казачество, но и широкие массы закрепощенного крестьянского населения (озлобленного против польских панов) и, наконец, православных мещан, которые радостно примкнули к движению, имевшему в конечной цели изгнать из Украйны польское дворянство, польскую администрацию, католическое духовенство и евреев. Последние, привлекаемые в Украйну естественными ее богатствами и польскими магнатами, колонизовавшими страну, заняли видное место в хозяйственной ее жизни. Но служа интересам землевладельцев и правительства (сплошь да рядом магнат-землевладелец состоял королевским старостой), евреи навлекли на себя ненависть населения, стонавшего под политическим и экономическим гнетом. По мнению новейших исследователей, ходячее представление об обидах, чинимых крестьянскому населению евреями-арендаторами, создавшееся в фантазии украинских летописцев, сильно преувеличено. Крестьянская масса усматривала в евреях исполнителей воли польской шляхты. Сбрасывая с себя политическое и экономическое иго, она обрушилась с одинаковой яростью на помещиков и евреев. Народное восстание вспыхивает после того, как Хмельницкий, при помощи татарского войска, одержал две победы над поляками (при Желтых Водах и у Корсуня). Вскоре восстание охватывает всю область восточного Приднепровья. Шайки из крестьян и горожан громят поместья, убивают управляющих и арендаторов-евреев. Евреи погибают в большом числе в Переяславе, Пирятине, Лохвице и Лубнах. Спаслись — кто принятием православной веры, кто бегством к татарам, и при их посредстве — в Турцию, где беглецы могли надеяться, что будут выкуплены богатыми единоверцами. С наступившим после смерти Владислава IV междуцарствием, Хмельницкий выказал готовность к вступлению в переговоры с поляками. Но в то же время казаЦкие отряды под предводительством Кривоноса, Гани, Колоды и др. совершают истребительные набеги на местечки и поместья, жертвой которых падают поляки и евреи. Надеясь найти убежище в укрепленных городах, евреи толпами покидали маленькие местечки. Еврейские летописцы описывают зверские расправы с евреями в Немирове (см.), Тульчине (см.), Полонном (см.), Заславле, Остроге, Старо-Константинове, Баре, Кременце и во многих других местах. Православные мещане жестоко мстили евреям, давнишним своим конкурентам в торговле и ремесле, присоединяясь к казакам. Объединенные общей бедой, поляки действовали сообща с евреями. Но иногда они оказывались коварными союзниками, как, напр., в Тульчине (см.). Заступничество и помощь евреи нашли у князя Иеремии Вишневецкого, заботившегося ; них, как выражается еврейский летописец, «как отец ; детях». Вишневецкий велел казнить мещан в Немирове, присоединившихся к казакам во время резни. Однако он один не был в состоянии подавить восстание; главные же польские начальники — Заславский, Конецпольский и Остророг, были нерешительны и слабы. Между тем, крестьянские шайки разгромили евреев в ближайших к Украйне городах Белоруссии и Литвы: Чернигове, Стародубе и Гомеле. Осенью 1648 г. Хмельницкий, после победы под Пилавцами, направился вглубь Польши. Подступив ко Львову, казаки разграбили предместья, но укрепленный центр города стойко выдерживал осаду. Наконец Хмельницкий обещал освободить город под условием выдачи евреев; магистрат ответил, что не вправе распоряжаться евреями, подвластными королю, и тогда Хмельницкий, взяв выкуп, отступил. В то время состоялось избрание короля Яна II Казимира. Хмельницкий вступил в переговоры с королем, но весною 1649 г. он возобновил военные действия, которые окончились неудачно для поляков. В августе 1649 г. был заключен договор в Зборове, выгодный для казаков. Согласно одной статье договора, евреи не могут быть «ни владетелями, ни откупщиками, ни жителями в украинских городах», где находятся казаЦкие полки, т.е. в Черниговском, Полтавском, Киевском и отчасти Подольском воеводствах. Для евреев наступили мирные дни. Король Ян-Казимир разрешил насильно окрещенным в православную веру вернуться в лоно еврейства. Еврейские женщины, насильно обвенчанные с казаками, вернулись к своим семьям. Ваад четырех стран, заседавший в Люблине в 1650 году, занялся обсуждением вопроса ; судьбе жен, мужья которых пропали без вести и, по-видимому, под влиянием р. Иом-Тоб Липмана Геллера, издал облегчающие их участь постановления. Наряду с этим Ваад выработал меры к восстановлению общинной жизни. День Немировской резни (20 Сивана) объявляется днем траура по событиям 1648 г. Через год война между казаками и поляками возобновилась. В польских рядах сражался и еврейский отряд в тысячу человек. Под Берестечком Хмельницкий потерпел поражение и вынужден был подписать невыгодный для себя договор (в Белой Церкви, 28 сентября 1651 г.). Договор этот содержит, между прочим, пункт, согласно которому евреям разрешается по-прежнему быть «обывателями и арендаторами в имениях его королевской милости и в имениях шляхты». Казачество продолжало волноваться. Хмельницкий отдал себя под защиту царя Алексея Михайловича. Россия (Московская Русь – Л.С.) объявила Польше войну. Руско-казаЦкое соединенное войско вступило в Белоруссию и Литву и стало избивать евреев и изгонять их из завоеванных городов, при явном сочувствии или содействии мещан (см. Могилев, Вильна). В самой Украине, между тем, военные смуты продолжались, так что евреи не могли воспользоваться льготной для них статьей Белоцерковского договора.
Ср.: Грец, Gesch. d. Jud., в евр. переводе С.П. Рабиновича; Gurland, Lekorot ha-Geserot al Israеl, вып. 1-6; Иван Франко, «Студi; над укра;нськими народн;ми пiснями», XXXIII; «Хмельнищина», в «Записки Наукового Товариства iм. Шевченка», CV и CVI; Костoмаров, «Богдан Хмельницкий», изд. 4-е; Rawita-Gawro;ski, Bohdan Chmielnicki, 1906.
М.В. [Марк Львович Вишницер, р. 10 мая 1882 г. в Ровно, ум. 15 отября 1955 г. Тель-Авив – историк, социолог и общественный деятель]
Илл. Джованни Гаспарро. Мученичество св. Симона Трентского — еврейское ритуальное убийство (фрагмент)
Свидетельство о публикации №225030601135