Ключевский. Очерк личности с помощью цитат
"Отцы были русскими, которым страстно хотелось стать французами; сыновья были по воспитанию французы, которым страстно хотелось стать русскими" - вечная история (сами французы тоже то хотят быть французами, а то - европейцами. Западничество (глобализм) и почвенничество (национализм ) конфликтуют в любой стране
"Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным" - чтобы быть ясным, надо говорить логично, чтобы быть ярким, нужно проявлять чувства - и острым, откровенным, скандальным, чтобы появились чувства и потребность если не в логике, то в здравом смысле...
«Ты должен любить все, что служит ко благу и чести отечества, не щадить трудов для общего блага; а если советы мои разнесет ветер, я не признаю тебя своим сыном» - во вторую часть верю охотно, а вот с первой в реальной жизни ни разу не сталкивался
"Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости" - врачи все пишут исключительно как курица лапой - а ведь молчат или притворяются вежливыми
"Высшая степень искусства говорить – уменье молчать" - слышал сто раз эту банальность (лучше б молчали?!)
"Отцы были вольнодумцами, дети были свободомыслящие дельцы" - отцы жили во времена застоя...
"Среди титулованного боярства XVI века утвердился взгляд на свое правительственное значение не как на пожалование московского государя, а как на свое наследственное право, полученное от предков независимо от этого государя" - неблагодарные; к хорошему быстро привыкаешь
"Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным" - но дураков действительно много. (Обзывают других "дураками " обычно в сердцах и со злости)
"И москаль, и хохол хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным" - отсюда следует, что русские умные, а хохлы - дураки... (Хохлы и поляки - это захолустный, чисто вторичный запад, при том и размер их не подразумевает большой самостоятельности...)
"Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести" - ну, это он бессовестно ляпнул и как держиморда (соблазнился эффектной формой этой фразы?). Чем бессовестней держиморды, тем бессовестней и революционеры - они всегда стоят друг друга
"Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая, в благодарность за его барские милости, отвратительно его убила и разграбила его дворец" - народ и в древности был ничуть не лучше -ничего "почтенного"
"Не спросившись отца, он тихонько ушел на свой родной суздальский север, захватив с собой из Вышгорода принесенную из Греции чудотворную икону Божьей Матери, которая стала потом главной святыней Суздальской земли под именем Владимирской" - иконы реальной ценностью были в отсутствии телевизоров, искусств, многих богатств - носились с ними как с писаными торбами, грели свои темные суеверные чувства
"Труд – нравственный долг и основа нравственного порядка. Но труд труду рознь. Известно, что труд подневольный, крепостной, производит далеко не то же действие на хозяйственный и нравственный быт народа, как труд вольный: он убивает энергию, ослабляет предприимчивость, развращает нравы и даже портит расу физически. В последние десятилетия перед освобождением крестьян у нас стал прекращаться естественный прирост крепостного населения, т. е. начинала вымирать целая половина сельской России, так что отмена крепостного права переставала быть вопросом только справедливости или человеколюбия, а становилась делом стихийной необходимости" - про зло не только крепостного, но любого подневольного и наёмного труда много пишу, а вот насчёт прироста населения удивлён: топили, что ли, младенцев?! Работники, что ли, стали не нужны помещикам?!
"иное стало казаться нетерпимым, другое обязательным, если не по чувству нравственного долга, то хотя из приличия. Литература перестала быть развлечением для скучающих, стала серьезным, ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей. Но что еще важнее для нашего самосознания: если через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое, то через нее же мы сами стали понятнее и себе самим и чужим" - обычный словесный понос. К сожалению, и в 19 веке процветали подобные велеречивые благоглупости
"Поэзия Пушкина – русский народный отзвук этой общечеловеческой работы. Общечеловеческим ее содержанием и направлением измеряется и ее значение для нашего национального самосознания" - просто люто ненавижу вот такое высокопарное пустословие (буду смеяться, чтобы не плакать)
"Простенький вид и величественная картина природы, скромное житейское положение и трагический момент, самое незатейливое ежедневное чувство и редкий порыв человеческого духа – все это выходит у Пушкина реально точно и жизненно просто и все освещено каким-то внутренним светом, мягким и теплым. Источник этого света – особый взгляд на жизнь, вечно бодрый, светлый и примирительный, умеющий разглядеть затерявшиеся в житейской сумятице едва тлеющие искры добра и порядка и ими осветить темный смысл людских зол и недоразумений" - из арапа и гладких рифм сделали себе кумира первой категории
"Пушкин не был поэтом какого-либо одинокого чувства или настроения, даже целого порядка однородных чувств и настроений: пришлось бы перебрать весь состав души человеческой, перечисляя мотивы его поэзии" - болтуны - это сорняк, который невероятно прёт везде и всюду...
"Это был один из тех сильных, но заработавшихся умов, которые, без устали все анализируя и абстрагируя, кончают тем, что перестают понимать конкретное. Сперанский и доработался было до этого несчастия. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему туго давалось тогда понимание действительности, т. е. истории" - на своем месте мог бы очень пригодиться, но у нас западники в очередной раз проиграли
"именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности" - как будто не знает, что существуют такие люди - юристы (почвенники живут не по законам, а по понятиям)
В общем, пока исторические факты рассказывает, слушать можно, а вот как отвлеченную болтовню начинает, так чур меня
Свидетельство о публикации №225030601140