Христос и посмертный опыт в психотерапии
Первое новшество заключается в том, что для подтверждения факта, что со смертью тела не прекращается жизнь души, достаточно одного аргумента. Это подтверждение медперсонала, родственников и других людей того - что наблюдал человек в момент, когда его тело было мертво. Таких подтверждений предостаточно.
Таким образом, данные околосмертного опыта из статуса веры переходят в статус знаний, и теперь, не брать их во внимание в вопросах феноменологии сознания и каков смысл жизни, уже как бы не корректно.
Ниже мы рассмотрим, что можно из этого извлечь.
О Благой Вести и Иисусе Христе, также, можно сказать, как об исторической реальности. Хотя, христианские психологи успешно применяют религиозное учение на позициях веры.
Кстати, а что такое вера? Какое здесь можно дать определение?
Если вера не имеет под собою крепкого основания, на долго ли такая вера?
Впрочем, если вера пришла на почве невроза, это возможно надолго. Но осознанно отдать за такую веру жизнь, такая личность не сможет. И не сможет предоставить более-менее здравомысленное основание.
Все крупные религиозные учения, пусть, не имеют эмпирического научного доказательства, тем не менее, это уже целые философские системы, выверенные, логичные, не противоречащие здравому смыслу. "Общие научные основания мировых религий" (Сергей Поройков) - одна из ряда работ среди учёных об этом.
А Библия, более того, описывает божественные события и явления, руководствуясь историческим свидетельством очевидцев и учением святых праведников.
Мудрость, опыт, легенды, притчи древних религий, всё это уже широко используется в психотерапии. И приносит пользу, в том числе, атеистам.
Однако, если говорить о личности Иисуса Христа, сказать, что это великий мудрый учитель человечества со сверхъестественными способностями от Бога - это почти ничего о Нём не сказать. Это не громкие слова. Мне нравится краткое и ёмкое высказывание о Христе прп. Силуана Афонского: "Такой свет, такая любовь, такая сила жизни и мудрость – могут исходить только от Истинного Начала всего существующего".
Даже поверхностный взгляд - какие совершались исцеления, какое имел ясновидение, как читал сердца, как знал будущее, как истолковывал прошлое и Священные Писания, о чём и как говорил Он по Евангелиям, предсказание своей мученической крестной смерти, воскресения и вознесения - всё это показывает, какая великая Личность была явлена миру.
Если воскресение и вознесение не явлено тысячам, то как минимум для этого Он избрал двенадцать близких учеников, явил им, и далее, дал им такую полноту и силу Божьего Духа, чтобы необходимую истину могли через них принять тысячи и сотни тысяч.
И чем больше соприкасаешься с Его жизнью и личностью, тем больше открывается Его полнота Божественного Света и образ идеального Божьего Человека.
Только начав читать Евангелие, не углубляясь, но только отдав внимание, о чём там говорится, и сразу найдётся, о чём можно задуматься. А если обратить внимание на детали, то умеющему "читать между строк", многое начнёт открываться...
Иисус говорит: “Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11: 27-30).
"Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин. 6:35).
В данном эссе Благая Весть рассматривается именно, как мощное психотерапевтическое исцеляющее средство, которому автор отдаёт приоритет перед христианской антропологией, самопознанием, борьбой со страстями, аскезой, если говорить о православной психологии.
Кто такой психолог? Это прежде всего человек, способный адекватно и объективно понимать окружающий мир, понимать свои внутренние побуждения, мотивы, чувства, установки, способен осознавать свою обусловленность, свой выбор, своё поведение.
Православный психолог, например, должен понимать, какой способ познания и самопознания свойствен Святым отцам и что является источником данного опыта. Православный психолог должен различать способ передачи этого опыта. Ибо, весь опыт, как разных религиозно-философских учений, так и направлений психологии, имеет нечто общее и нечто специфическое.
Например, в буддизме много внимания уделяется практике осознания. Можно сказать, этот предмет у них освещён лучше, чем в православии и самой психологии.
Святые же, в христианстве, имеют опыт откровения Святого Духа. Методика передачи этого знания у них проста. Они описывают и истолковывают духовную жизнь, оговаривая различные условия, искушения, нюансы, встречающиеся на этом духовном пути.
Благая Весть - это, собственно, прямое божественное разрешение экзистенциальных данностей, которые обозначены в экзистенциальной психотерапии.
Если человек в 20-ом веке задаётся вопросом о смысле жизни, озадачен проблемой смерти, определяет свободу выбора и ответственность за свою судьбу, он практически повторяет вопрос древних времён. И на это уже есть лаконичный ответ.
Помимо прочего, если человечество задаётся вопросами вечными, жизненно глобальными, следовательно Природа (Бог материалистов) предопределила ему это.
Верующий человек способен понимать, что должен быть Творец в таком премудро устроенном бытие. Творец живет вечно. Ибо жизнь рождается от жизни, и нет такой случайности для столь высочайшего разума и организации материи в жизненный процесс без Высшего Разума и Самой Животворящей Силы - то есть, Творца. Творца, который тем более не может появиться случайно или из чего-то эволюционировать. Он может только Быть - Безначальный, Вечный, Живой.
Человеку (верующему в Бога) интересно, для чего Бог человеку дал знать (сказал) о его предопределенной смертности? Почему Он дал ему разум на это? И разве может Бог делать что-нибудь без смысла?
И вот, верующему человеку Бог давно открыл тайну и смысл жизни, открыл гениально и просто. - Любишь и ценишь жизнь? Ищешь смысла? - "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" - говорит Бог в откровении святому Апостолу Иоанну (Отр. 22: 17).
То есть, через любовь к жизни человек легко открывается благой вести о жизни вечной. Именно это Иисус имел ввиду, сказав о том - что Бог "утаил от мудрых и разумных, и открыл младенцам" (Мф. 11:25). Дети открыты миру, имеют интерес, стремление и любовь к жизни.
“Я есть Путь, и Истина, и Жизнь” - свидетельствует Христос.
В общем же, Бог дал жизнь человеку для радости, вдохновения и совершенствования в любви.
Однако “по причине умножения беззакония - говорит Христос - во многих охладеет любовь” (Мф. 24: 12).
Иисус говорит : “Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф. 18: 7).
То есть, соблазны подрывают развитие души и обретение любви, провоцируя проявление страстной и животной природы в человеке. И в человеке, устремлённому к добру, беззаконники стремятся вызвать вражду или обиду.
Иисус в предыдущих стихах Мф. 18:2-6 говорит о детях и необходимости умалиться до их простоты, беззлобия и открытости, и строго судит того, кто “соблазнит одного из малых сих, верующих” в Него. “Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” - говорит Иисус.
Потому строгий суд соблазнителям и обидчикам, что в этом - не просто, несправедливые проступки, в этом разрушительное действие на душу - на духовную сущность человека, на его образ Божий.
И уже в земной жизни мы можем наблюдать, как душа осознанно выбирает демоническое воплощение или под воздействием злых сил погружается в невроз и ад этой жизни.
Помимо решения экзистенциальных вопросов человеческого бытия, Благая Весть прямым действием освобождает от комплекса неполноценности и чувства вины, до минимума сводит земные страхи и тревоги, нейтрализует скорби, открывая духовный смысл и надежду, укрепляя благодатью. Свет и любовь Благой Вести (которые суть Сам Христос, Бог Отец, и также, Дух Святой) растапливает сердце, удаляет весь груз скорбей и печалей. Примечательно, что Святого Духа, Которого Иисус обещал послать ученикам Своим, Он назвал Утешителем.
Слово Христа, Его сверхъестественная сила и добродетель, Его евангельский образ, пробуждает и умножает веру, показывает высшие идеалы и суетность человеческих амбиций, высвечивает всё греховное, приводит к осознанному покаянию, к Богу, дарует душевный мир и благодать Святого Духа. И Дух Святой просвещает и вдохновляет уверовавшего во Христа и принятого Богом.
В Евангелии есть хороший образ, символизирующий полноту благодати Благой Вести.
“Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мк. 2:18-20).
То есть, присутствие жениха - это Христос, как Благая Весть и полнота благодати Святого Духа. Как только это уходит, христианин, естественно, желает вернуть Божье присутствие, и больше молится и постится.
Другой образ, в Песнь Песней (5:2-6), возлюбленная покоилась в благодати, и уже не охотно встречала своего жениха. Но когда она всё же встала с постели открыть дверь ему, то с её пальцев стекала мирра на ручки замка. Мирра, стекающая на ручки замка, показывает, насколько возлюбленная была наполнена благодатью. Но жених вдруг ушёл, и она сразу побежала его искать.
Конечно, нельзя сказать, что в благодати не чувствуется необходимость очищения и духовного бодрствования - что предполагает дисциплину для ума и ограничения для плоти. В благодати, собственно, это даётся и непосредственно переживается. И когда это уходит вместе с блаженным состоянием - когда теряется переживание присутствия Бога, тогда верующий, прилагая молитвенные усилия и пост, снова жаждет обрести Бога.
2. Небольшой анализ околосмертного опыта.
Итак, из многочисленных рассказов людей, побывавших в клинической смерти, становится очевидным, что душа, покидающая тело, и сознание человека - это одна сущность.
Во первых - остаётся память, мышление, эмоции, ощущения.
Но вместе с тем, наблюдается одна особенность. Сразу по выходу из тела, исчезает боль и страх, приходит состояние лёгкости и покоя.
Это можно объяснить тем, что существуют нейрофизиологические телесные переживания и переживания самой души.
Но поскольку душа в дальнейшем может снова переживать страх и телесные ощущения, следовательно, у неё, также, имеется подобная модальность восприятия. По-видимому, в этом есть какая-либо целесообразность для её развития.
А также, эти дублирующие земное сознание, переживания души есть результат её развития, который может быть положительным и отрицательным.
Будем помнить, что все рассматриваемые нами, феномены подтверждаются статистически людьми на разных континентах, в том числе врачами и учёными.
Другая особенность - помимо отдельных воспоминаний, почти всегда в ином мире приходят воспоминания прошлой жизни в хронологическом порядке. Здесь все указывают, что это необходимо для моральной и нравственной оценки поведения человека в его прошедшей жизни, и это как бы не от человека исходит.
Тем не менее, человек принимает участие в этом процессе, и сама эта информация вместе с душой пришла из его прошедшей жизни.
Второй существенный признак единства сознания и души усматривается в том, что сознание человека психологически может находиться в состоянии света и тьмы (оптимизм и пессимизм, радость и уныние, любовь и ненависть, разочарование, тревога, отчаяние) - так и душа попадает во тьму с соответствующими переживаниями, и видит тьму уже явно в буквальном смысле. И также - душа явно может видеть свет, она переживает и ощущает его.
В Евангелиях, Иисус, характеризуя духовный мир, также, говорит о существовании “тьмы внешней, в которой плачь и скрежет зубов”.
Иисус говорил и том, что Царствие Небесное внутри нас есть. Что также, указывает на связь внутреннего мира человека со сферой, куда он может попасть после смерти. “Отец во Мне и Я в Отце” - вероятно, о том же самом.
Всё это согласуется с воззрением о тонких мирах. “Бог есть дух” - говорит Христос.
Ап. Павел, 1 Кор. 1: 10: “А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии”.
Почти все, пережившие посмертный опыт, свидетельствуют, что переживание реальности вне тела намного сильнее, чем реальность жизни в теле. По их мнению, это обусловлено телесной дебелостью, ограничивающей сверхчувствительность души. Некоторые свидетельствовали, что вернувшись в своё тело, какое-то время и в какой-то степени, у них ещё сохранялась эта сверхчувствительность.
Препятствие восприятия из--за телесной оболочки логически верно, ибо восприятие обострялось сразу же по выходу души из тела.
Можно добавить, что в духовном мире общение происходит телепатически, и сама душа может иметь ряд способностей высшего порядка.
Хотя, многие детали для нас не важны. Ибо знание о том, что происходит с нашей душой после смерти, нам необходимо, во-первых, для подтверждения религиозного понимания смысла жизни, для знания, как правильно прожить свою жизнь. В частности, как земная жизнь в теле сказывается на нашем будущем в ином мире?
Во-вторых, большим сюрпризом, оказалось то, что в околосмертном опыте обнаружились именно такие детали, которые можно применить, и для покаяния, и для исцеления неврозов.
Итак, обратим внимание, ещё на одну необходимую для обозначенной нами цели, особенность бытия души в ином мире.
Душа может перемещаться в надземном пространстве - может погрузиться во тьму - может оказаться в аду - может из всех этих мест увидеть свет и переместиться в мир этого света.
В одних случаях, душа может перемешаться самостоятельно, в других - под воздействием внешней силы, в третьих - в сопровождении Ангелов, людей или демонов в обличии людей.
Обратим внимание, что душа-сознание может сразу ничего не понимать, что происходит после смерти. Она начинает мыслить, вспоминать, делать выводы.
Также, места, в которых душа пребывает на уровне этого сознания, представляют собою некую пустоту и ограниченность, как-будто это сон - места похожие на земные, возможно, с какими-либо сказочными дополнениями. Также, часто рассказывают о встрече с родственниками.
Вся эта последняя характеристика сознания, подобная земной или сновидению, а также, подобие земных пейзажев, зданий и помещений, полностью отражает земной уровень восприятия. Тем не менее, всё это восприятие происходит вне тела.
К этой категории, скажем, уровня бытия души, можно отнести все, похожие на земные, и более фантастические сюжеты и пейзажи.
Что я этим хочу сказать? - То, что существует категория околосмертного опыта, где душе не открывается, ни рай - ни ад. Душа остаётся со своими обыденными мыслями и бродит в пространствах своего воображения. Или не совсем своего, но на подобном уровне бытия.
То есть, по каким-то причинам, для этих душ не было Божьего промысла в том, чтобы им открылся духовный мир или ад.
Трудно сказать, это хорошо или плохо. Возможно, здесь роль могут играть просто обстоятельства.
Ведь, в большинстве же случаев, во время клинической смерти ничего не видится и не переживается.
Но нам необходимо было рассмотреть эту “скучную” категорию околосмертного опыта для того, чтобы показать, что выходит из тела то же самое сознание. Но по каким-то причинам оно может проявляться обычным образом или необычным.
Далее, в Библии говорится что “Бог есть свет” и “Бог есть любовь”.
И все религии сходятся в том, что любовь, мораль и нравственность - это светлые проявления и чувства души.
“Вы свет миру” - говорит Христос. “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16).
Каждый понимает, что делающий добро находится во свете, делающий зло - во тьме.
1-е Ин: “Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза”.
Однако “быть во свете” - это не просто метафора, чистая совесть и здоровое моральное состояние.
От Луки 11:36, Христос говорит о свете, от которого тело так сияет, словно освещается светильником.
Конечно же, это свет духа, даже, свет Божьей благодати. Христос говорит, это состояние зависит от чистоты ока - око должно быть чистым. То есть, смотреть на мир необходимо беспристрастно, без страстей и вожделений. Можно сказать, надо на всё смотреть, как на творение Божье.
То есть, чем чище сердце, тем глубже познаётся духовная жизнь и свет Духа Божьего.
И здесь мы говорим уже об изменённом состоянии сознания. Здесь уже не просто духовные чувства, а более глубокие и сильные переживания. Такие, например, как описывает их А. Маслоу.
Маслоу описывает Pear experiences – высшие переживания и Platean experiences – переживания «Плато».
Первые описываются как потрясающие сознание радостные моменты, мистическое ощущение единения, сопричастности с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впечатлениями от шедевров искусства и музыки.
Вторые – это те же высокие переживания, но более длительные, хотя и с меньшей эмоциональной интенсивностью, то есть более спокойные и ровные.
То есть, можно сказать, познавая уже здесь, на земле, духовную жизнь и откровение духа Божьего, человек познаёт переживание рая.
Аналогичным образом, уже здесь, на земле, человек может погружаться во тьму и страдания ада.
Иисус Христос всё это знал, и потому Его миссия была связанна со спасением душ человеческих.
Необязательно, что схождение во тьму и ад, итог, лишь, злодеев. Под ударами судьбы у человека может не хватить моральных сил... Или обольщения мира сего затмили его разумную природу души, и какие-либо разговоры о смысле жизни (или о Боге) он считает уделом слабых и фантазёров...
Во всех случаях, когда гомо-сапиенс (человек разумный) использует свой разум лишь для низших целей и потребностей, это его ведёт на путь зла и разочарования. Однажды, в критической ситуации, он не устоит. Не говоря уже о том, что его ждёт за порогом смерти - о чём свидетельствуют, опять таки, миллионы побывавших там людей, среди которых врачи, учёные, люди шоу бизнеса, которым нет смысла пиариться или зарабатывать на этом. Напротив, многие из них, меняют приоритеты своей жизни.
Конечно, человек живущий по совести, искренний материалист, неужели уже за это должен наказываться мучениями ада?
Вероятно, если сущность человека добрая, Господь усмотрит ему путь спасения...
Но именно, такое положение Библия характеризует, как “ни холоден - ни горяч”, близкое к отвержению Богом. И это говорится уже о верующих в Бога.
Также, “Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения…” (Осия 4:6).
Тем более, “добрый” мирянин живёт лишь материальными благами сего мира. Он не имеет пробуждённого взгляда на саму жизнь, на ценность самой жизни. Его сердце не благоговеет перед той невероятной случайностью и тайной Жизни, поэтому не может прийти к Творцу всего бытия.
Иисус в своих притчах весьма точно и образно отражал ту или иную ситуацию или духовный смысл. В этом случае, Он привёл притчу о богатом человеке, заполнившем свои житницы хлебом на долгие годы, и не заботившимся о своей душе. И тем самым, этот человек поступил опрометчиво.
Несколько слов о Боге:
1. Сам по себе этот мир и жизнь, не могли произойти. И сотворивший и устроивший всё это, Бог не может быть не совершенным. И не может быть одновременно добрым и злым, или любящим и равнодушным. И если планка Бога - любовь и добро, то для чего Ему опускаться на уровень зла?!
2. Если нас, разумных существ, не удивляет этот, дивно устроенный, мир, если в нас нет вдохновения радоваться жизни, которую Бог дал, если нет любви, желания делать добро, или в этом всём мы не познаём Бога, то для контраста существует зло. Зло, которое, кстати, творят люди, не признающие Бога Творца, сотворившего этот мир в любви. Ибо, как постулировал Ф. М. Достоевский, безбожие и уверенность в безнаказанности - повод ко всякому произволу.
Зло попускает Бог для того, чтобы человек задумался, оставил свою гордыню и обратился к Богу.
И таким образом - действительно, многие пришли к Богу. И поняли эту жизнь, и обрели смысл и надежду. А ведь они, тоже, когда-то были неверующими... И очень разные пути к Богу, и это разные люди - не слабые, и не фантазёры.
Итак, если человек не верит здравому смыслу - что мир и жизнь не могли произойти сами по себе, но верит в какие-то произвольные и (вдруг) целенаправленные движения химических элементов, которые в итоге сами организовались в живой организм и во множество организмов...
Верит во всё невероятное, “случайно-разумное”, “случайно-предвиденное на миллионы лет вперёд” и т.д. И не верит, также, миллионам свидетельств об иных божественных феноменах и явлениях. Это путь, как минимум, в никуда, в пустоту, в разочарование.
Когда-то Христос сказал: “Кто не со Мною, тот против Меня”. Это можно понимать так: человек, живущий в мире добра и зла, и не принявший Бога, не сможет остаться в нейтральной позиции, но отвергнув Божий путь, в итоге, станет соучастником зла. И если сам не станет злодеем, то погрузится в уныние, во тьму, и окажется в неврозе.
“Кто не собирает со Мною, тот расточает” - далее говорит Иисус. Так и расточил тот свою душу, кто оказался в неврозе.
То есть, человек пренебрёг своею духовной сутью и потерял свою целостность.
А. С. Пушкин в “Борисе Годунове” говорит: “Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить. Ничто, ничто... Едина разве совесть”.
То есть, со-весть, как и со-знание, подразумевает совокупное в человеке знание и согласие. Это и есть полный и целостный человек.
По мнению гения, совесть способна человеку обеспечить состояние покоя среди мирских печалей. Очень интересно, так ли это? Неужели этого достаточно?
Пожалуй, это так. Совесть связана с внутренним миром человека, в котором человек, пусть, неосознанно, но слит со всем светлым в себе и в окружающем мире, и через духовную свою сущность (дух) вдохновляется светом и благодатью Духа Божьего.
Невроз - душевное заболевание, в котором человек уже понимает свою горькую участь, и здесь уже начало ада.
Более того, как у Данте, слова, которые написаны на вратах ада: “оставь надежду всяк сюда входящий” - весьма точно характеризует трагическую обречённость угодившего в невроз.
Ибо верить в своё исцеление, в свет или прощение, человек уже не в состоянии. Практически, он чувствует себя уже другой личностью - слабой, ничтожной и несчастной, а своё состояние невыносимым. И то, что от этого огромная статистика попыток суицида, это состояние для больного уже ад.
А если взять такую патологию, когда появляются галлюцинации - не ад ли это?
Ведь, как эта реальность похожа на ту, которая встречается в околосмертном опыте?!
Итак, первый повод, позволяющий использовать свидетельства околосмертного опыта для лечения невроза - это разрешение экзистенционального кризиса, обретение света и смысла жизни в знании, имеющем доказательство.
Второе - это совпадение симптомов и невыносимого состояния в неврозе и описанных страданиях в аду.
Апостол Павел говорит: “Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир”. То есть, оставаясь в неверии и плотских помышлениях, человек не видит необходимости в помышлениях духовных, и тем самым лишает себя Божьей благодати и вдохновения.
Оставаясь в страстях и эмоциях, психика расшатывается, растормаживается, становится инертной, одержимой страстями, и однажды входит в агонию. И тогда один негатив будет порождать другой, и личность засасывается в чёрную дыру, сила воли и сильный характер превращается в малодушие и ничтожество.
Пока человек имеет свободу в своих рассуждениях, он не затрудняется при необходимости рассуждать о духовном, о светлом, о вере в Бога, о самом Боге. Несмотря, что он может быть неверующим, тем не менее, он знает, что у него есть выбор: верить или не верить.
Поэтому, когда душа выходит из тела и попадает во тьму, то начав думать о светлом, о вере или о Боге, ей появляется свет, к которому душа устремляется.
Однако, если до смерти душа была в неверии, помышляла только “о плотском” и практически находилась во тьме, то попадая в мир иной, в этом случае она уже вряд ли будет иметь свободу выбора, так - как, согласно прежнего своего состояния, полностью погрузится во тьму. И здесь уже только по милосердию Бога может явиться Его свет и Его слово.
Именно, такое понимание будущего человеческой души после смерти приходит, если обобщить рассказы получивших такой опыт. Конечно, с учётом того, что “околосмертный”, это ещё не “посмертный” опыт.
Конечно, в православии уже имеется большой накопленный опыт и знание о всём этом. И конечно же, можно ему довериться, так-как, авторами этого предания являются скрупулёзные мыслители, исследователи Свщ. Писания и предания святых. И те, и другие - жили по заповедям и вели аскетический образ жизни.
Далее, о чём необходимо сказать - сама истина всем будет открыта. Что и как, достаточно раскрывается в Откровении Иоанна и что-то известно из книг Ветхого Завета.
В 1 Кор.13, Апостол Павел говорит о любви, как о самом высшем и совершенном. Во свете любви познаётся истина. 1Кор. 13:12: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан”.
Прп. Исаак Сирин высказывается о горькой участи суда во свете любви: “ад - это муки, то есть, огонь совести, согрешивших против любви, когда они Там познают истину”.
Однако, чем ценны современные свидетельства переживших клиническую смерть, повторюсь - это многочисленные подтверждения врачей, родственников и других людей того, что видели (в палате, дома, иных местах) и рассказывали те, кто в это время, находился в состоянии смерти.
Понятно, что скептики и этому не будут верить, об этом когда-то уже сказал Иисус в притче о богаче и Лазаре: “если и мёртвые воскреснут, всеравно не поверят”. Однако, что-либо противопоставить этому аргументу скептикам теперь нечего. Может быть, когда-то эта истина им пригодится.
Второе, на что стоит обратить внимание, в Новом Завете (1Петр. 3:19) говорится, что Иисус сходил в ад проповедовать, находящимся там, духам.
Кроме того, в Откровении 1:17 говорится, что Иисус имеет ключи ада и смерти. Больному неврозом это может стать благой вестью и надеждой.
Если человек в неврозе уже столкнулся со страданиями ада, то он уже, также, знает, что есть рай. Он это теперь видит в здоровых психически людях, по их свободе духа и радости. Но его проблема в том, что он не верит в своё исцеление. Весть же о проповеди Иисуса в аду, он теперь может знать. Эта весть - о спасении душ, она касается и его.
Мы не предлагаем больному просто поверить в это, мы ему констатируем исторический факт. Сам этот факт, пусть, научно не доказан, но опять-таки, огромным числом исторических свидетельств подтверждаются сверхъестественные возможности Иисуса Христа. И не только Христа, но и Его учеников.
Предлагаемый факт важен тем, что относится к той реальности, которая больному стала близка. И вот здесь Христос, Его святость и свет, является единственной надеждой для отчаявшегося и никому не доверяющего страдальца. Только это нужно суметь донести ему.
Священное Писание показывает нам, что дьявол испокон веков клевещет на Бога, но Христос нам явил Своими делами и Собою истину благой вести: что “Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы”, “Бог есть любовь”.
Когда человек не верил в Бога, противник помогал ему не верить, если не надоумил изначально.
Но одна из причин прихода Христа - чтобы теперь через Христа твёрдо все знали, что Бог есть. Ибо теперь сказать, что не было Христа, не убедительно.
Теперь, враг внушает пессимистическому сознанию, что Бог злой, и что будущая жизнь человеку не нужна, ибо человек итак настрадался в этой жизни...
В общем, и здравый смысл, и логика, всё же, на стороне существования Бога. Креационизм - самое перспективное направление рационального познания.
Также, психология признаёт иррациональный канал познания, интуицию, проницательность сердца...
Так или иначе, если Вы обретёте веру в Бога, это будет самый универсальный и всеобъемлющий инсайт.
Свидетельство о публикации №225030600115
С глубоким уважением, Ли
Лидия Мнацаканова 27.03.2025 06:04 Заявить о нарушении