Шмыга - королева оперетты

               
     Когда мы произносим это имя, перед глазами предстаёт красивая, жизнерадостная, талантливо поющая актриса - настоящая королева сцены!
Королева оперетты. Королева чардаша. Несравненная и очаровательная до конца своих дней.
    Многие так и считали, что у неё не жизнь, а сказка!
    На самом же деле, суровые будни нередко болью отзывались в сердце этой прекрасной артистки и женщины…
                СТЕСНЯЛАСЬ СВОЕЙ ФАМИЛИИ…
    
     Родословная будущей звезды оперетты уходит корнями в Польшу, где жили её предки. В Москве они оказались во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда семья отца сбежала в Российскую империю от наступавших немцев…
     Отец Татьяны – Ян Артемьевич Мицкевич (ставший в России Иваном) – в шесть лет остался сиротой, так его отец умер. Мама вскоре второй раз вышла замуж за некоего Шмыгу. Он усыновил Яна и дал ему свою фамилию.
     Будущий отец талантливой певицы и актрисы с малых лет стремился к знаниям, интересовался разными науками и много читал. Осуществить свою мечту – стать «учёным» - ему помогла Октябрьская революция, после которой Иван Шмыга смог закончить рабфак и стать инженером.
Правда, по профессии ему работать не пришлось, так как власти решили: грамотный специалист принесёт больше пользы в Центре статистического управления, а затем – в ВЦСПС…
     Под стать ему досталась и жена, Зинаида Григорьевна, родом из той же, польской деревни, что и он. И хотя она была домохозяйкой (кстати, очень хорошей и гостеприимной!), так же, как и муж, тянулась ко всему прекрасному.
    В семье часто появлялись интеллигентные и интересные люди, как и хозяева, любившие книги и театр. Собираясь вместе, они обсуждали какие-то новинки, пели и танцевали... Одним словом, как писала затем Татьяна Ивановна, несмотря ни на какие трудности,  «умели жить радостно».
    Не удивительно, что, не успев появиться на свет, она уже получила имя: посмотрев в Малом театре пьесу Дмитрия Смолина  «Татьяна Русских и Иван Козырь», родители  сразу же решили назвать дочь именем главной героини, которая произвела на них особое впечатление…
    Так первенец семьи, появившийся на свет 31 декабря 1928 года, и стала Татьяной Шмыгой!
    Но, если к своему имени у девочки претензий не было, то фамилия доставляла ей в детстве немало неприятностей. И в школе, и везде, где она появлялась, ребятишки подшучивали над ней. Да и вообще, необычная фамилия казалась смешной и некрасивой… Поэтому, собравшись выйти замуж, Татьяна решила поменять её. Но тут рядом оказался умный педагог, который дал дельный совет: «Ни в коем случае, девочка! - сказал категорически. – У тебя такая театральная фамилия! Разве будет звучать какая-то Борецкая? А Шмыгу, как гаркнут, сразу всё станет ясно. Шмыга - одна!»
    Как же он был прав: другой такой нет и не будет!
                СЦЕНОЙ ОНА «ЗАБОЛЕЛА» В БОЛЬШОМ…
     Детские годы запомнились девочке особенно тёплой и радостной обстановкой в семье. Красивые, добрые родители её, как не раз говорила Татьяна Ивановна, были очень дружны. «Их отношения между собой – одно из самых светлых моих воспоминаний»…
     Видя стремление любимицы к театру, музыке, они отдали её в Центральную музыкальную школу и купили пианино «Красный Октябрь», чтобы ребёнок из интеллигентной семьи рос всесторонне развитым.
    Осваивать инструмент Таня начала с помощью профессора Московской консерватории Анаиды Степановны Сумбатян, которая была одной из великих старейших педагогов школы. Это она воспитала плеяду талантливых учеников, среди которых и Татьяна Шмыга.
     Кроме того, девушка занималась вокалом, так как прекрасно пела. С удовольствием участвовала в художественной самодеятельности школы. Правда, переболев в детстве дифтеритом, она, хоть и осталась жива, всю жизнь страдала из-за нередких проблем с голосом…
     Очень подвижная и даже озорная в детские годы, взрослея, становилась всё серьёзнее и молчаливей. На её состоянии, видно, сказывались частые простудные болезни и проблемы с сердцем. О карьере актрисы она даже не мечтала, решив после школы стать адвокатом.
     Но судьба, как известно, преподносит нам такие сюрпризы, о которых и подумать было невозможно!
     Подружившись с девочкой в школе, Таня узнала, что отец её, дядя Федя, работает в буфете Большого театра и может бесплатно проводить подружек на дневные воскресные спектакли. Не воспользоваться таким подарком судьбы было невозможно. И уже после нескольких посещений театра девочка буквально «заболела» сценой: её восхищало пение, завораживала игра артистов…
   А так как ходили подружки на один и тот же спектакль по нескольку раз, то  вскоре Татьяна знала весь репертуар театра. Нередко, забывшись, начинала подпевать солистам во время спектакля. Когда же зрители делали ей замечание, смущаясь, убегала из ложи…
    В 1947-м восемнадцатилетняя девушка поступает в Музыкально-театральное училище имени А.К. Глазунова, куда учившаяся там подруга привела её в разгаре учебной четверти. Как она смогла уговорить педагогов, чтобы прослушали Татьяну, осталось загадкой. Но они согласились. И сразу же зачислили Шмыгу на первый курс, которым руководил крупнейший режиссёр того времени Иосиф Михайлович Туманов.
    Правда, вскоре новоиспечённая студентка полностью разочаровалась в учёбе, так дела у неё шли из рук вон плохо… «Я ходила в училище, но чувствовала, что ничего у меня не выходит, ничего я не могу делать», - признавалась потом. И думала в то время только о том, чтобы её не заметили и не вызвали…
                СУДЬБА УЛЫБАЛАСЬ ЕЙ…
    Через два месяца Татьяна всё-таки решила уйти из училища. Как бы сложилась её судьба после этого, сказать трудно. Но снова помог случай. Узнав о таком необдуманном поступке, один из педагогов – Константин Константинович Михайлов – уговорил способную студентку с прекрасным лирическим сопрано остаться. Известный советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, он стал репетировать с ней даже после основных занятий, что не замедлило сказаться на успешных результатах.
    Много сил и внимания уделяла ей и педагог по вокалу Вера Семёновна Олдукова. Под её руководством девушка разучивала русские романсы. «Когда мы с ней занимались, - вспоминала потом, - то под дверью нашего класса собирались студенты и слушали. Кого тогда я только не пела!»
     Кажется, потихоньку всё стало налаживаться в студенческой жизни. Но судьба, словно испытывала её на прочность. На четвёртом курсе, во время экзамена, девушка сорвала голос…
    Снова возник вопрос о том, что нужно оставить училище. Но Татьяне опять повезло. Как раз в этот, 1951 год, Музыкальное театральное училище имени А.К. Глазунова присоединили к ГИТИСу, преобразовав в факультет артистов театра музыкальной комедии. Педагогом Шмыги стала профессор Дора Борисовна Белявская, учениками которой были Елизавета Шумская, Тамара Синявская и другие, не менее способные певицы.
    Человек эрудированный, талантливый, красивый и удивительно добрый, она не пожалела сил, чтобы восстановить голосовой аппарат потерявшей всякую надежду студентке. Чего ей это стоило, знали только она и Татьяна. Но занятия с ней помогли девушке вернуть голос, обрести уверенность в себе, стать более раскованной на сцене.
      А через два года, после окончания ГИТИСа, Татьяна Шмыга была зачислена в труппу Московского театра оперетты. Дебют молодой артистки начался с «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана, где она успешно справилась с ролью простой девушки Виолетты.
     Заявив о себе во весь голос, начинающая звезда не долго оставалась на вторых ролях. Её популярность росла от спектакля к спектаклю. Вскоре зрители стали ходить в театр «на Шмыгу», обворожившую всех не только красотой голоса, но и артистическим способностями, обаянием и грацией…
      Проявив незаурядные исполнительские и актёрские способности в начале карьеры, Татьяна Ивановна блистала потом во всех, предлагаемых ей опереттах. Тоня в «Белой акации» Исаака Дунаевского, Розалинда в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, Анжель в «Графе Люксембург» и Валентина из «Весёлой вдовы» Франца Легара… Каждая героиня, отмечали критики, была настолько поэтически одухотворённой, немного ироничной, любящей и страдающей, что билетов на спектакли всем желающим не хватало...
     А когда в 1969 году театр подготовил новую постановку «Фиалки Монмартра», где Шмыга предстала в ней уже примадонной Нинон, публика и критики были потрясены её игрой и пением. А знаменитая «Карамболина-Карамболетта», которую она исполнила так проникновенно, навсегда стала её визитной карточкой, закрепив за актрисой титул королевы оперетты.
                КОРОЛЕВА НЕ ТОЛЬКО НА СЦЕНЕ
    
    Её любили и ждали не только в нашей, многонациональной стране. Гастрольные турне певицы простирались далеко за пределы Советского Союза и стран социалистического лагеря. Побывала Шмыга и во враждебном нам тогда Западе. Везде, как отмечала пресса, с аншлагом.
     В начале 1960-х репертуар актрисы пополнился мюзиклом. Неописуемый восторг зрителя вызвала премьера «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу. Поставленная по пьесе ирландского драматурга Бернарда Шоу «Пигмалион», она превзошла все ожидания публики и прессы. А великолепно сыгранная актрисой роль Элизы Дулитл, стала одной из самых любимых в репертуаре театра и его примы.
     За огромный вклад в развитие оперетты Татьяна Ивановна Шмыга была удостоена в 1960 году почётного звания «Заслуженный артист РСФСР». Через девять лет она стала «Народной артисткой РСФСР», а в 1978 году удостоилась почётного звания «Народный артист СССР». Кстати, единственная среди артистов опереточного жанра!
     Новый поворот в творческую биографию королевы сцены внёс 1962 год, когда она впервые снялась в художественном фильме режиссёра Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». И хотя роль французской звезды Луизы Жермон, приехавшей в Россию в разгар войны и застрявшей в снегах, была эпизодической, надолго запомнилась и полюбилась зрителю. А исполненная там песня «Меня позови, избранник мой милый…», звучала после фильма не один год.
     Правда, сама актриса говорила: «Мне очень нравится фильм и не нравлюсь в нём я, хотя понимаю, что нельзя требовать многого от совсем не опытной киноактрисы»…
     А сколько радости подарила она любимому зрителю в советских музыкальных кинокомедиях! «Белая Акация», «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни», «Севастопольский вальс», «Конкурс красоты» - в каждой Татьяна Шмыга оставила яркий след.
     Всего на счету легендарной опереточной артистки свыше 60 прекрасных образов, созданных на сцене и в кино.
     Богат и концертный репертуар Татьяны Ивановны. Это - Марица в одноимённой оперетте Имре Кальмана и Мариетта в его же «Баядере», Николь к «Кварталах Парижа» Николая Минха и т.д.
     Особенно хороша она в «Сильве» Кальмана, где исполнила дуэт вместе с народным артистом РСФСР Герардом Васильевым!
     Нередко любимая актриса появлялась в те годы на популярном «Голубом огоньке». Причём, не только как прекрасная певица, но и в роли соведущей известных мастеров сцены.
                «ИКОНА СТИЛЯ»
    Именно так называли Татьяну Шмыгу многие поклонницы. И не случайно: актриса всегда блистала на сцене и в жизни в великолепных нарядах. Красивая женщина, она одевалась с большим вкусом, изысканно и стильно.             Стараясь подражать любимой артистке, модницы снимали фасоны с её уникальных костюмов, шляп и аксессуаров.
    Став знаменитой, Татьяна Ивановна могла заказывать концертные платья у самого Вячеслава Зайцева. Вовсю старались сделать приятное любимице публики и своей собственные швеи театра Московской оперетты, которому Шмыга отдала свыше сорока лет творческой жизни. Готовя для неё очередной наряд, портнихи порой творили чудеса, вкладывая в каждое изделие не только мастерство, но и всю душу.
     Глядя на эту роскошь со стороны, многие зрители даже не догадывались, что сшиты костюмы из накрахмаленной … марли! Иногда в ход шёл и атласный подкладочный шёлк, из которого получались «блестящие» во всех отношениях наряды…
     Отгадка этому проста: в то время трудно было найти в отечественных магазинах роскошные ткани, какие есть в продаже сегодня. Вот и приходилось «крутиться», лишь бы произвести впечатление на публику!
     Так же происходило и с мехами, какие украшали сценические костюмы и неповторимые головные уборы примы. Они были изготовлены из ... подкрашенных шкурок зайца или кролика! А выглядели, словно дорогие меха – из горностая или куницы...
     Впрочем, красивая актриса была хороша в любом наряде. А её восхитительный голос, женское обаяние и любовь зрителя довершали неповторимый образ «иконы стиля».
               
                РЯДОМ – ПРЕКРАСНЫЕ ПАРТНЁРЫ
   
    Понятно, что она никогда не оставалась без внимания. Публика и партнёры буквально носили её на руках. Мужчины теряли головы, мечтая о любви этой необыкновенной женщины.
    Поэтому и замуж она выходила трижды.
    Первая влюблённость пришла к ней ещё в конце 1949 года, когда во время отдыха на юге Татьяна познакомилась с молодым и талантливым Рудольфом Борецким. «Рудик», как называла его Татьяна, был на два года моложе, жил и работал тогда в Киеве, подавал большие надежды как учёный.
    Чувства озарили их сразу. После расставания началась активная переписка, закончившаяся через год походом в ЗАГС.
     Переехав в столицу, Рудольф Андреевич добился значительных результатов в своей деятельности. Со временем он стал профессором кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, доктором филологических наук, соавтором первого в России учебника по телевизионной журналистике…
     С головой ушедшие в свои профессии, молодые всё меньше и меньше уделяли внимания друг другу. Детей у них не было, поэтому уже через пару лет супруги поняли, что поспешили с браком…
     А тут ещё в жизни Татьяны Ивановны появилась новая любовь – Владимир Аркадьевич Канделаки. Правда, чувства сначала исходили только от потерявшего голову мужчины, который был старше своей музы на целых двадцать лет!
    Татьяна Шмыга проводила отпуск в Сочи. А Владимир Аркадьевич был там на гастролях. Известный и состоятельный к тому времени солист (бас-баритон) Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко совмещал работу с режиссёрством в театре оперетты, где она работала.
    Встретил её на отдыхе и влюбился по уши! А она сначала даже и слышать не хотела ни о каких отношениях, хотя он практически сразу предложил ей руку и сердце…
    Ровесник её мамы, имевший жену и семилетнюю дочь, никак не входил в планы 28-летней красавицы. Но и вернувшись в Москву, импозантный и богатый поклонник, стал её тенью, продолжая так же красиво ухаживать за своей возлюбленной... И так – целых полтора года!
    Брак их продлился аж двадцать лет! Хотя, по словам Татьяны Ивановны, счастлива она была с ним лишь первые пять, пока Канделаки сдерживал свой южный темперамент…
    Однако, если дома у пары царили тогда совет да любовь, то на работе Татьяна нередко сталкивалась с завистью и недовольством некоторых коллег, считавших, что главные роли в спектаклях она получает благодаря своему мужу-режиссёру, что он не так требователен к ней, как к другим, и что вообще она вышла замуж «за старика» ради корысти…
    Чего только не услышала и не пережила Татьяна Шмыга за годы этого брака! Поняла одно: очень нелегко быть женой главного режиссёра, если работаешь под его руководством…
    Не удержало её даже то, что Владимир Аркадьевич все годы оставался для неё не только заботливым мужем, но и постоянным наставником. Поэтому, когда она влюбилась в Анатолия Кремера и подала на развод, Канделаки никак не соглашался на это…
    А Татьяна Ивановна, которой исполнилось уже 48, наконец поняла, что встретила свою единственную и настоящую любовь. И хотя оба были в браке и долго не решались подать на развод, в конце концов поняли, что не могут друг без друга…
     Анатолий Львович был главным дирижёром Театра сатиры, заслуженным работником культуры РСФСР, автором музыки к спектаклям и кинофильмам. Женившись, он писал для любимой мюзиклы и оперетты, в которых она успешно исполняла главные роли.
     Брак был счастливым и гармоничным. Супруги заботливо и трепетно относились друг к другу. «Я благодарна судьбе, что в моей жизни есть Анатолий Львович Кремер, человек, который триедин в одном лице: муж, друг и замечательный композитор», - писала Татьяна Ивановна в своей автобиографической книге «Счастье мне улыбалось».
    Прожив в любви и согласии 35 лет, супруги расстались из-за смерти Татьяны Ивановны, которая последние годы страшно мучилась из-за болезни ног. Не желая рассказывать о своих нестерпимых страданиях, королева сцены танцевала и в свой 80-летний юбилей так, будто ничего её не беспокоило…
    В Боткинскую больницу артистку привезли в октябре 2009 года в тяжелейшем состоянии. После нескольких мучительных операций по удалению множественных тромбов, ей ампутировали ногу… После этого она поняла, что жизнь закончилась, и скончалась 3 февраля 2011 года.
    Анатолий Львович не отходил от своей любимой до последней минуты. И хотя был моложе жены на пять лет, пережил её всего четыре года…
    Так трагически и горько закончилась красиво начавшаяся сказка жизни блистательной королевы оперетты, которая навсегда осталась в сердцах поклонников яркой и неповторимой.
   
    
   
    
    
   
   
    


Рецензии