У истоков

(педагогическая ода)

Стихи взяты и переработаны для постановки из интернет источников!
Мария Глумова - участвовала в стихотворном изложении монологов философов.
Сценарий не использовался в коммерческих целях.

Премьера посвящена открытию педагогических чтений “Истоки педагогической мысли”,
посвященных 200-летию К.Д.Ушинского

Цель педагогических чтений: популяризации наследия великих отечественных педагогов и привлечения внимания к значимости учителя в жизни человека)

МУЗЫКА_001
СЛАЙД_001

На сцену выплывает триера.
Девушки в греческих тогах, в руках огромные перья для письма,
они гребут ими, как веслами.
Плывут. На экране звездное небо. На фоне музыки голос за кадром.

О! Афина-Паллада
Возврати нам, богиня, утраченной мудрости благо
И могущества прежнего скипетр верни милостиво.
Возроди в наших душах, Афея**, былую отвагу,
И наполни сердца красотой благородных порывов.

Отлучи от тщеславия и от пустых притязаний,
И разрушь равнодушия сонного древние стены,
Отврати от обманчивых грёз и наивных мечтаний
И избавь от сомнений и страха позорного плена.

О богиня, явись, помоги заблудившимся детям,
Пробуди в нас достоинство некогда славного рода.
Пусть на нашей земле воцарится опять добродетель,
И над вечным Акрополем вспыхнет великое солнце Свободы.

МУЗЫКА_002
СЛАЙД_002

Триера останавливается.
На пьедестале, на корабле, мы видим Афину-Палладу,
которая обращается в зрительный зал.

АФИНА. Я Афина - Паллада, здесь - по велению вашего сердца!
Вы позвали меня на сей праздник, что чтеньем зовется.
Педагоги хотят, чтоб на этой планете
Непременно оставлен был знания след.
Так пусть торжествует истина в лучших из лучших!
Греки. (хором) ХО!
АФИНА. Вспоминаем о тех, кто впервые на этой планете
Педагогом был назван!
Греки. (хором) ХО!
АФИНА. Сократ, Платон, Аристотель!
Греки. (хором) ХО!ХО!ХО!
АФИНА. Здесь, сейчас и всегда!

МУЗЫКА_003
СЛАЙД_003

Появляются чтецы, которые представляют Сократа, Платона, Аристотеля. Каждый восхваляет своего кумира.

Греки. (хором) Сократ! (овации) ХО!

Сократ.
Я не мудрец, а только ищущий в пути,
Зову других за истиной пойти.
Я знаю лишь одно: что ничего не знаю,
В этом признании я силу ощущаю.

Слова мои — не ложь и не игра,
Я истину ищу в беседах до утра.
Она приходит только через спор,
Как диалектика вступает в разговор.

Не бойся мыслить, вопрошай, дерзай,
В сомнении растет душа, познай!
Будь откровенней пред собой,
Добейся правоты любой ценой.

Учил Платона, Ксенофонта,
Алкивиада и Евклида.
Учил их видеть душу в теле,
Учил добру, благим мотивам.

В своих познаниях убежденный,
Людьми остался осужденным.
И не признавши их догмат,
Испил я смертоносный яд.

Греки. (хором) Платон! (овации) ХО!

СЛАЙД_004 Платон

Платон.
Сократа мысли развивал
В известных всеми «Диалогах».
Свой идеальный мир создал,
В котором что не вечно – то убого.
Мы видим отражения вещей,
Познание сущности их разумом - бесчестно.
Определенья образов людьми - изменчивы,
Идейность будет длиться бесконечно.

С рожденья знаем идеальный облик всех мирских начал,
Все потому, что вечная душа хранит нетленные познанья.
И мы, в смиренных поисках добра,
Приходим к пониманью других идей,
как:
Справедливость, мудрость красота и мироздание.

Я Академию Афинскую создал
И дал своим ученикам обетованье:
Что в философии лежат - порядки их образования.

Греки. (хором) Аристотель! (овации) ХО!

СЛАЙД_005 Аристотель

Аристотель. Аристотель наставник Македонского царя,
Учивший Александра стоицизму,
Стремившийся рукой поводыря
Военной страсти усмирить харизму,
Искусник в философской мастерской,
Не оставлявший истины в тени,
Свой метод диалектики итожа,
Её превыше дружбы он ценил:
«Платон мне друг, но истина дороже!»

Нет мира бытия абстрактных форм,
И лишь в вещах живёт идея формы.
Легко вступая в философский спор,
О многом прекращал надолго споры:
На протяженьи двадцати веков
Его шагов степенных отзвук гулкий
Перипатетиков-учеников
Водил на философские прогулки.
И если б философия была
Строеньем стройным из гранитной плоти,
В её основы, во главу угла,
Положен был бы камень-Аристотель!

МУЗЫКА_004
СЛАЙД_006

Сократ, Платон, Аристотель,
а также все греки становятся перед Афиной на колено
и произносят благодарность богине.

Сократ
В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!
Платон
Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество - воинам,
Когда приходила беда.
Аристотель
Прими благодарность великую,
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

МУЗЫКА_005
СЛАЙД_007

АФИНА. Прекрасные мои учителя!
Теперь, когда
Ваш хлеб нелёгкий знаю,
Благоговейно перед Вами 
Свою я
Голову склоняю.

Афина ставит свой щит на пьедестал.
Сама спускается на землю, обращается в зал.

Ваш скромен быт,
И книга -
Первый друг.
Жизнь - вечный поиск
Истин непреложных.
Легко анализировать
Ваш труд,
Но оценить -
По сути невозможно.
Из Ваших рук -
Талантливый артист,
Хирург,
Художник,
Зодчий
И учёный.
Во всём, что он открыл,
Чего достиг,
Есть Ваш порыв
И Ваша увлечённость.
В них Ваш полёт
И Ваш победный миг!

СЛАЙД_008 ФУТАЖ Космос, земля из космоса

ХОР. Пускай идут года, вращается Земля,
Растят учеников учителя…
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Так пусть приходят прежних - юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту!

Весь эскорт вместе с Афиной исчезают.
Пьедестал - чернильница, в которой оставлены перья.
На сцену выходят девушки-воспитанницы Смольного института.

МУЗЫКА_006
СЛАЙД_009 «Смольный институт благородных девиц»

По залу бегут мальчики-газетчики, размахивая газетами.
Мальчики. (бегут на сцену, кричат) Сенсация! Новость дня! Ушинский стал редактором журнала министерства народного просвещения! Сенсация!
Мальчик к ним обращается с газетой.
Мальчик. Сенсация! Новость дня! Ушинский стал редактором журнала министерства народного просвещения! Сенсация!
Девушки берут каждая по газете. Читают.
Девушка. Да! слышали-слышали!..
Дев: И видели! Да… это просто невероятно!
Дев: Это просто уму непостижимо, как ему это удалось?
Дев. Подумать только! работая в смольном институте благородных девиц, столько всего изменить!
Мальчик: (недоверчиво) И что же?!   _006
Девушка. Во-первых. Ушинский  сгруппировал лучшие педагогические силы нашего института..
Девушка. Во-вторых, он  уничтожил разделение на благородных и неблагородных девиц и ввел совместное обучение для всех.
Мальчики: (хором) И всё?
Девушка. (строго) Нет, не всё! В-третьих, с его легкой руки все предметы теперь преподаются на русском языке.
Девушка. А еще он открыл специальный новый педагогический класс, в котором мы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц.
Девушка.  (гордо, про самое себя) А самое ошеломляющее это то, что Константин Дмитриевич пригласил в институт новых талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов!
Девушка. (загадочно, подсказывая) Но самая радостная весточка для нас, воспитанниц Смольного института, это то-о-о-о… что мы-ы-ы-ы-ы…  получили право проводить каникулы и праздники у родителей!!!
(девушки визжат от восторга)
Девушка. (с восторгом, воодушевлением) Мы начали читать взахлёб самого  Гоголя, Лермонтова и других великих писателей, о которых ничего раньше не слышали… то есть  вообще!
Мальчик: (хитро, подзадоривая) Хм … уже интересненько!
Девушка. А знаешь, теперь мы можем задавать преподавателям вопросы, что раньше было строжайше запрещено.
Мальчик: ааа, вспомнил… Вся печать северной столицы наперебой рассказывала о преобразовании института до неузнаваемости.
Девушка. Да, Константин Дмитриевич ничего не побоялся, потому что он поистине великий педагог!
Девушка. Подумать только - осмелиться написать по личной просьбе императрицы Марии Александровны «Письма о воспитании наследника русского престола»!!!
Девушка. Это произведение - вершина его творчества!
Девушка. (хором, благоговейно вздыхая) Вершина творчества!
МУЗЫКА_007 
Мальчишки. Сенсация! Новость дня! Произведение Ушинского стало вершиной его творчества!
Все уходят со сцены.
На сцену выходит девушка-секретарь Ушинского, в руках держит листы с печатным текстом.
Секретарь. Константин Дмитриевич Ушинский продолжает работать над своей главной книгой…
СЛАЙД_010 Книга
«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», значение этого труда - бесценно!  _007
На сцену выходит Константин Дмитриевич Ушинский.
Ушинский. Здравствуйте!
Секретарь. Здравствуйте, Константин Дмитриевич, как вам спалось?
Ушинский. Благодарю. Дописаны последние страницы, сегодня можно будет отдавать в печать. Итак… на чем мы остановились?
Секретарь. Теория должна подкрепляться практикой...
Ушинский. Да. Теория должна подкрепляться практикой. (нашел нужное место в рукописи) Продолжим...

Секретарь печатает со слов Ушинского
МУЗЫКА_008

Я уверен, в основе педагогической теории лежат законы психологии, философии, физиологии и анатомии.
Следующее… образование и воспитание должно учитывать исторические особенности и традиции народа. Народность – это лучший метод воспитания, который выражается через уважение и изучение истории и родного языка. Такое воспитание у детей развивает чувство долга перед Отечеством, патриотизм, чувство национальной гордости, уважение к другим народам. (секретарю) Написали?
Далее… Гуманность - основа воспитания. В школе нет места слепому повиновению. В педагогике важная роль принадлежит воспитанию нравственности: это главная задача воспитания, которая важнее за развитие ума и получение знаний. Воспитание нравственности в человеке развивает гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Точка!

Выбрасывает рукопись в воздух.
Рукопись разлетается, падает к ногам Ушинского.

Секретарь. Великолепно!!!

МУЗЫКА_009

Выбегают студентки, собирают рукопись, слушают Ушинского.
Он смотрит в зал мечтательно, уверенно, с надеждой.

Ушинский. Школу, народную школу дайте России, – и тогда, лет через 30 лет, станет она на прямую дорогу. Вас ждет, господа, лучшее время, чем то, в котором мы бились, как рыба об лед! Готовьтесь же с любовью, с увлечением к тому великому поприщу, которое вас ожидает…

СЛАЙД_011 Афина

На сцене выстраивается хор

Голос Афины.
Поток преемственности знаний
Течет рекой из века в век
И для того, чтоб управлять им,
Поставлен Богом человек.

СЛАЙД_012 Памятник Ушинскому
МУЗЫКА_010 ГАУДЕАМУС

Все поют студенческий гимн «Гаудеамус»


Рецензии